Возраст обучающихся: 10-11 лет (4 класс).
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов: 34.
Данный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программами по русскому языку.
• развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать
• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить
• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
• формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической
Алгоритм разработки проекта для учащихся адаптирован к их возрастным возможностям и дается на основе игрового приема «Волшебная незабудка», на лепестках которой написаны понятия, необходимые для проекта:
Тема —цель — задачи —гипотеза — информация — продукт —презентация.
Основываясь на личном жизненном опыте, сначала ученики объясняют, где слышали такие слова, затем они знакомятся с научным толкованием этих терминов и погружаются в исследовательскую деятельность.
Разработка каждого проекта начинается с выбора темы из предложенных учителем вариантов и определения учащимися (по желанию) его вида: индивидуальный, групповой, коллективный.
По каждой теме совместно с учителем формулируются цели и задачи проекта.
Цель — это одно предложение-ответ на вопрос: «Зачем вы проводите исследование?» Обобщенно формулировка цели начинается со слов «узнать» или «расследовать», «создать», «нарисовать», «сочинить».
Задачи — это действия, которые нужно проделать в определенном порядке для достижения цели. Формулируются задачи с использованием таких фраз, как «собрать информацию», «провести исследование», «создать продукт».
Каждое занятие посвящается разработке конкретного проекта.
С помощью справочной литературы: словарей по русскому языку, энциклопедий, различных сборников, художественной литературы - учащиеся собирают информацию по теме исследования, проводят эксперименты и делают выводы. Для этого они систематически применяют различные методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, — на практике осознавая их особенности и назначение. Создание творческого или информационного продукта тоже происходит на занятиях и является обобщением их аналитического труда.
Для презентации проекта школьники составляют свое выступление по шаблону. В структуру проекта входит: введение, основная часть, заключение.
Таким образом, с помощью предложенного пособия дети обучаются проектной деятельности без существенных домашних заданий.
Содержание курса «Путь к грамотности» для 4 класса отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русский язык», не требует от учащихся дополнительных знаний по русскому языку. Тем не менее в ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению.
№ | Дата | Тема | Тип | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
СИНТАКСИС (10ч) |
1 | | Как прекрасен наш язык! | Актуализация знаний | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия, относящиеся к проекту, — проект, тема, цель, задачи, гипотеза, информация; методы исследования - анализ, синтез, индукция, наблюдение; продукт, презентация; фонетика, графика, морфемика, морфология, орфография, синтаксис; игры «Что? Где? Когда?», «Что за признак?», «Что за орфограмма?»; создание творческого продукта — стихотворения о русском языке в форме синквейна | Научиться овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале | Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, проводить эксперимент | Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала |
2 | | Королевство предложений | «Открытие» нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: синтаксис, морфология, эксперимент; преобразование текста; тематика проектов по синтаксису; тема, цель, задача; творческий продукт — плакат «Королевство предложений» | Научиться выявлять с помощью умственных и практических действий сходство и отличие различных видов предложений | Коммуникативные: задавать вопросы, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: использовать проектный способ познания, методы исследования: поиск информации, сравнение и эксперимент | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности |
3 | | Виды предложений | «Открытие» нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: вид предложения, цель высказывания, эмоциональная окраска, знаки препинания, мимика; разработка группового проекта «Королевство предложений»; опорный конспект «Виды предложений»; презентация материала к проекту в виде песни; создание творческого продукта — пиктограммы | Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно ориентированной сферах деятельности | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: осознавать и удерживать учебную задачу, выдвигать версии решения проблемы. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления | Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к самостоятельной и аналитической деятельности |
4 | | Кто здесь главный? | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: синтаксический разбор, алгоритм, анализ, синтез, эксперимент, грамматическая основа; разработка группового проекта «Главные члены предложения»; интеллектуальный тренинг | Научиться анализировать состав и структуру предложения | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использовать современные источники информации, анализировать, сравнивать и группировать различные объекты, факты | Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач |
5 | | Дружба слов | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию этапов и понятий проекта: мини- тест, мозговой штурм, сравнение, главное и зависимое слова, морфологический состав словосочетания; разработка группового проекта «Друзья-словосочетания»; информационный продукт (паспорт словосочетания); интеллектуальный тренинг | Научиться анализировать состав и структуру предложения | Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Формирование самооценки, развитие творческих способностей, формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач |
6 | | Дополнение | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию понятий: алгоритм синтаксического разбора, второстепенный член предложения, дополнение, косвенные падежи, графическое изображение; разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения»; синтаксическая задачка «Знайка на Луне»; интеллектуальный тренинг | Научиться производить синтаксический разбор предложения | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации | Формирование самооценки, развитие творческих способностей, формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач |
7 | | Определение | Построение системы знаний(общеметодологическая направленность) | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию понятий: второстепенный член предложения, определение, графическое изображение, государственный символ, значение цветов российского флага; разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения»; синтаксическая задачка «Нарисую грамоту»; групповая работа по толковому, этимологическому словарям, словарю синонимов; поисковик; интеллектуальный тренинг | Научиться производить синтаксический разбор предложения | Коммуникативные: формировать навыки эффективной работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), устанавливать рабочие отношения, уметь слушать и слышать. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функционального состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий. Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать и классифицировать объекты по предложенным основаниям | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности |
8 | | Обстоятельство | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: второстепенный член предложения, обстоятельство, графическое изображение, критерии оценки проектной работы; разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения»; синтаксическая задачка «Русская изба»; работа с толковым словарем; подготовка к защите проекта; поисковик, чтение скороговорок | Научиться производить синтаксический разбор предложения | Коммуникативные: слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: планировать свою деятельность, принимать решение в проблемной ситуации. Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свое мнение | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к исследовательской деятельности |
9 | | Родня в предложении | Отработка умений и рефлексия | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: анализ и обобщение изученного материала (однородные члены предложения, графическое изображение, алгоритм синтаксического разбора); разработка группового проекта «Однородные члены предложения»; решение синтаксической задачки «Незнайка в Солнечном городе»; интеллектуальный тренинг, мини-тест; предзащита проекта | Научиться производить синтаксический разбор предложения | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения | Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач |
10 | | Защита проектов по синтаксису | Обобщение и развивающий контроль | Формирование у учащихся способностей к рефлексии контрольного типа и деятельностных способностей в систематизации материала: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита индивидуальных и групповых проектов по синтаксису; презентация творческих и информационных продуктов (конспекты, плакаты, игры, сказки) | Научиться анализировать, сравнивать и использовать полученную информацию в различных видах деятельности | Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное сотрудничество в группе. Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, составлять план (последовательность действий). Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Формирование самооценки, развитие творческих способностей |
ПУНКТУАЦИЯ (6 ч) |
11 | | Знаки препинания | «Открытие» нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — назначение пунктуации, знаки препинания; самоанализ «После защиты проекта»; тематика проектов по пунктуации; работа с толковым словарем; разработка группового проекта «Знаки препинания»; интеллектуальный тренинг | Научиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задач | Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования |
12 | | Обращение | «Открытие» нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — компьютерная презентация, слайд, анимация, программа Microsoft Office PowerPoint, алгоритм работы; обращение, постановка знаков препинания; разработка группового проекта «Разрешите обратиться!»; создание информационного продукта (схем предложений с обращением); интеллектуальный тренинг | Научиться выделять в речи и на письме обращения | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: строить рассуждения в форме связных простых суждений об изучаемой проблеме, делать выводы | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования |
13 | | Как пишут письма? | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации материала: правила переписки, план личного письма, приветствие, обращение, поздравительный текст, электронное письмо; разработка коллективного проекта «Я к вам пишу»; игра «Шиворот-навыворот»; создание творческого продукта - написания письма | Научиться следовать нормам написания письма | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе: словарях, энциклопедиях и т. д. | Формирование мотивации к познавательной деятельности |
14 | | Эксперты предложений | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность | Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: эксперт, экспертиза, сравнение, анализ, мозговой штурм, простое и сложное предложение, грамматическая основа; работа с толковым словарем; решение синтаксической задачки «Новый год в Простоквашино» | Научиться анализировать вид и структуру предложений | Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использовать различные методы исследования изучаемого материала | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования |
15 | | Грамматическое исследование | Исследование | Формирование у учащихся деятельностных способностей к обобщению теоретической информации: морфология, синтаксис, пунктуация, алгоритм; подготовка к защите проекта, план выступления (устный и письменный); интеллектуальный тренинг | Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа влия ния изучения разделов русского языка на грамотность | Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности. преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности |
16 | | Защита проектов по пунктуации | Обобщение и развивающий контроль | Формирование у учащихся рефлексивных и деятельностных способностей к структурированию и систематизации изученного материала: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита групповых проектов; презентация творческих и информационных продуктов (плакаты, компьютерная презентация, сказки) | Научиться защищать проект | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности |
МОРФОЛОГИЯ (18 ч) |
17 | | Неутомимые глаголы | «Открытие» нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — самоанализ, мыслительные, информационные, деятельностные, коммуникативные умения, назначение глаголов; разработка группового проекта «Неутомимые глаголы», мозговой штурм; аукцион знаний | Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа роли частей речи | Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности |
18 | | Спряжение глаголов | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации материала: школа эйдетики, ассоциация, спряжение, личное окончание глаголов, творческий продукт — сценарий,творческая атмосфера, жанр литературы — сказка, герои сказки, сюжет; игра на развитие двигательной памяти «Догони зверька»; решение грамматической задачки «Сказка о спряжении глагола»; интеллектуальный тренинг | Научиться способу объяснения правописания безударных окончаний глаголов | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, определять последовательность действий для достижения конечного результата. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности |
19 | | Алгоритм правописания | Исследование | Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: алгоритм, синтез, анализ, инфинитив, спряжение, суффикс, окончание; мозговой штурм; создание информационного продукта - таблицы личных окончаний глаголов; решение орфографической задачки; интеллектуальный тренинг | Научиться способу объяснения правописания безударных окончаний глаголов | Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности |
20 | | Всезнающие существительные | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: имя существительное, морфологические признаки, категория рода и числа, общий род; сценарий, сюжет, сцена, зачин, финал; разработка группового проекта «Всезнающие существительные»; интеллектуальный тренинг, творческий продукт | Научиться выполнять индивидуальное задание по алгоритму | Коммуникативные: осознавать свои учебные достижения, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: использовать различные методы исследования изучаемого материала | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности |
21 | | Склонение существительных | «Открытие» нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - склонение, разносклоняемые имена существительные, начальная форма, падеж, практикум, творческий продукт, роли; разработка мини-проекта «Разносклоняемые имена существительные»; решение морфологической задачки «Аленький цветочек»; интеллектуальный тренинг | Научиться различным способам определения склонения имен существительных | Коммуникативные: формировать навыки эффективной работы в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы; устанавливать рабочие отношения, уметь слушать и слышать. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функционального состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности |
22 | | Слово о падежах | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: падеж, прямой и косвенные падежи, информационный продукт — таблица, творческий продукт, роли; работа с толковым словарем; разработка мини-проекта «Слово о падежах»; интеллектуальный тренинг | Научиться объяснять назначение и роль падежей | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: строить рассуждения в форме связных простых суждений об изучаемой проблеме, делать выводы | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
23 | | Великолепная шестерка падежей | «Открытие» нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - окончание, склонение, частотность падежей, местный, звательный падежи; эксперимент, письменная, деловая, разговорная, политическая, научная речь, творческий продукт, роли; разработка мини-проекта «Слово о падежах»; работа в группах, эксперимент, сбор информации, презентация материала | Научиться находить и анализировать информацию в справочной литературе | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности |
24 | | Слова- помощники | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: дедукция, алгоритм правописания окончаний, таблица, формулы, предлоги, слова-помощники; интеллектуальный тренинг, творческий продукт | Научиться различным способам объяснения правописания безударных окончаний имен существительных | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, договариваться, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы. Регулятивные: ставить или принимать и сохранять учебную задачу, действовать по плану, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности |
25 | | Морфологический разбор существительного | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: синтез, лексическое значение, постоянные и непостоянные признаки, алгоритм морфологического разбора; решение морфологической задачки «Веселая ярмарка»; интеллектуальный тренинг, викторина | Научиться производить морфологический разбор имен существительных | Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы; использовать различные методы исследования изучаемого материала | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию, аналитической деятельности |
26 | | Чувствительные прилагательные | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: признак предмета, главное и зависимое слова, эпитет, характеристика человека (черты характера, способности, волевые качества, эмоциональное состояние, отношение к людям, делу); беседа о прилагательных; решение морфологических задачек «Что задумано?», «Кто задуман?»; интеллектуальный тренинг | Научиться характеризовать качества человека с помощью различных признаков имени прилагательного | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности |
27 | | Полезная краткость | «Открытие» нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - сравнение, краткие и полные формы имен прилагательных, значение, роль в предложении, резюме, качества характера, шаблон; решение морфологической задачки «Как я хорош!»; интеллектуальный тренинг | Научиться писать резюме по шаблону | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности |
28 | | Доброта мягкого знака | «Открытие» нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — анализ и синтез, буква «ерь», показатель мягкости, разделительный и грамматический мягкий знак; презентация знаний в «Песне про мягкий знак»; решение орфографической задачки «Мышка-норушка» в интеллектуальном тренинге | Научиться выполнять индивидуальное задание по алгоритму | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы; использовать различные методы исследования изучаемого материала | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности |
29 | | Суровость твердого знака | «Открытие» нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — история буквы «ер», справочная литература, пластический этюд; решение орфографической задачки «Заяц Хваста»; интеллектуальный тренинг, поисковик (пословицы и фразеологизмы с твердым знаком) | Научиться выполнять индивидуальное задание по алгоритму | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию |
30 | | Конкурс «Грамотеи» | Построение системы знаний(общеметодологическая направленность) | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: мини-тест, проблема, тема, цель, задачи проекта, гипотеза исследования; фонетика, графика, морфология, морфемика, орфография, синтаксис, пунктуация; самопроверка; интеллектуальный тренинг | Научиться обобщать информацию и применять на практике знания | Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, самостоятельно анализировать условия достижения цели, преобразовывать практическую задачу в познавательную, контролировать процесс и результаты деятельности. Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию |
31 | | Путь к грамотности | Исследование | Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: мини-тест, поиск информации, продукт проекта; алгоритм орфографической и пунктуационной грамотности | Научиться проводить исследование | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности |
32 | | Подготовка к защите проекта | Отработка умений и рефлексия | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы, систематизация знаний: мини-тест, презентация проекта, выступление; интересные факты из истории письменности и книг; творческий продукт — репетиция спектакля-сказки «По секрету всему свету»; подготовка к защите проекта | Научиться обобщать информацию и творчески ее представлять | Коммуникативные: понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним. Регулятивные: вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Формирование устойчивой мотивации к обучению, творческой самоактуализации |
33 | | Защита проекта | Обобщение и развивающий контроль | Формирование у учащихся рефлексивных и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита итогового проекта; презентация творческих и информационных продуктов (спектакль, компьютерная презентация, плакаты, поделки, справочное пособие, созданное учащимися); вопросы проектантам и оценка проектных работ | Научиться выполнять и защищать проект | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности |
34 | | Лингвистические посиделки | Обобщение и развивающий контроль | Формирование у учащихся рефлексивных и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: самоанализ, лингвистические посиделки, богатство русского языка; применение знаний на практике в ходе конкурсной программы | Научиться выразительно читать стихотворения о русском языке | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий, к самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа | Формирование самооценки, развитие творческих способностей |
1. Новый орфографический словарь-справочник русского языка/ Отв. ред. В.В. Бурцева. М., 2010
2. Ожегов С. И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2009.
3. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку 2-4 классы.
4. Русский орфографический словарь/ Отв. ред. В.В. Лопатин. М., 2011.
5. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки.- М.: АСТ: Астрель; Хранитель, 2009.
6. Григорян Л.Т. Язык мой-друг мой. М.: Просвещение, 2008.
7. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 кл. М.: Айрис-пресс, 2010.