СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Путь к грамотности" для 4 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс  «Путь к  грамотности» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Курс «Путь к  грамотности» предназначен для работы с учащимися 4 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности, исследуя понятия, явления русского языка. Предлагается проводить в течение  учебного года 34 занятия (один раз в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Путь к грамотности" для 4 класса.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 37» городского округа Тольятти

Рассмотрена на заседании МО

учителей начальных классов

и рекомендована к утверждению

Руководитель МО

_________Ю.В. Витвинская

Протокол № ____от ________


Согласована:

Заместитель директора по ВР

___________ М.Г. Цыганова

Утверждаю:

Директор МБУ «Лицей № 37»

_______Р.М. Абушахманов

Приказ № ____от ________






Программа курса

«Путь к грамотности»


(общеинтеллектуальное направление)



Тип программы - модифицированная

Возраст обучающихся: 10-11 лет (4 класс).

Срок реализации программы: 1 год.

Количество часов: 34.



Составитель: Быкова Надежда Нойевна

учитель начальных классов








Тольятти

2016/2017 учебный год

Пояснительная записка

Курс «Путь к грамотности» входит во внеуроч­ную деятельность по направлению общеинтеллек­туальное развитие личности.

Данный курс разработан в соответствии с тре­бованиями Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего об­разования, программами по русскому языку.

Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися 3 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности, исследую понятия, явления русского языка. Предлагается проводить в течение учебного года 34 занятия (один раз в неделю).


Цели курса: формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность, как самостоятельно, так и в группе; определять значимые проблемы и решать их; научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развивать у них творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.


Основные задачи:

• развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать

и опровергать, делать несложные выводы;

• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить

умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;

• развитие познавательной активности и самостоятельной

мыслительной деятельности учащихся;

• формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической

В конспектах занятий представлены различ­ные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, ди­дактические игры, конкурсы, творческие задания и др.

В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.

Доклад — устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой). В докладе мо­гут быть представлены соображения автора, кото­рые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

Реферат доклад на определенную тему, ос­нованный на обзоре различных источников ин­формации. В реферате могут быть изложены раз­личные точки зрения по данному вопросу.

Исследование (исследовательская работа)изучение чего-либо с целью решения определен­ной задачи и получения какого-либо результата.

Проект — это «продукт», созданный как ре­зультат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изло­жением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта таков: пробле­ма — цель — результат. После выявления проблемы и постановки цели предполагается следующее:

  1. Установить наличие имеющихся ресурсов (информация, умения) и определить недостающие ресурсы.

  2. Поставить задачи для достижения цели про­екта.

  3. Наметить этапы работы. (Разделить всю ра­боту на части.)

  4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.

  5. Определить сроки выполнения работы (по­этапно и в целом).

Алгоритм разработки проекта для учащихся адаптирован к их возрастным возможностям и да­ется на основе игрового приема «Волшебная неза­будка», на лепестках которой написаны понятия, необходимые для проекта:

Тема —цель — задачи —гипотеза — инфор­мация — продукт —презентация.

Основываясь на личном жизненном опыте, сначала ученики объясняют, где слышали такие слова, затем они знакомятся с научным толкова­нием этих терминов и погружаются в исследова­тельскую деятельность.

Разработка каждого проекта начинается с вы­бора темы из предложенных учителем вариантов и определения учащимися (по желанию) его вида: индивидуальный, групповой, коллективный.

По каждой теме совместно с учителем форму­лируются цели и задачи проекта.

Цель — это одно предложение-ответ на вопрос: «Зачем вы проводите исследование?» Обобщенно формулировка цели начинается со слов «узнать» или «расследовать», «создать», «нарисовать», «со­чинить».

Задачи — это действия, которые нужно про­делать в определенном порядке для достижения цели. Формулируются задачи с использованием таких фраз, как «собрать информацию», «прове­сти исследование», «создать продукт».

Каждое занятие посвящается разработке кон­кретного проекта.

С помощью справочной литературы: слова­рей по русскому языку, энциклопедий, различных сборников, художественной литературы - уча­щиеся собирают информацию по теме исследо­вания, проводят эксперименты и делают выводы. Для этого они систематически применяют различ­ные методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, — на практике осо­знавая их особенности и назначение. Создание творческого или информационного продукта тоже происходит на занятиях и является обобщением их аналитического труда.

Для презентации проекта школьники состав­ляют свое выступление по шаблону. В структуру проекта входит: введение, основная часть, заклю­чение.

Введение — вступительная часть, в которой не­обходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки.

Основная часть — описание поэтапного реше­ния задач. Предлагается использовать фразы-кли­ше: «Я начал свою работу с того, что...», «Потом я приступил к...», «Я завершил работу тем, что...», «В ходе работы я столкнулся с такими проблема­ми...», «Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план)...», «План моей работы был нару­шен, потому что...», «Мне удалось достичь цели проекта, потому что...»

Заключение — заключительная часть, в кото­рой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось и что не получилось, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

Таким образом, с помощью предложенного пособия дети обучаются проектной деятельности без существенных домашних заданий.

Содержание курса «Путь к грамотности» для 4 класса отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русский язык», не требует от учащихся дополни­тельных знаний по русскому языку. Тем не менее в ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содер­жит полезную и любопытную информацию, инте­ресные лингвистические факты, способные дать простор воображению.



Личностные, метапредметные результаты освоения курса

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя пози­ция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познаватель­ные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной де- центрации.

Метапредметным результатом изучения кур­са в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учеб­ных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем пла­не), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выпол­нение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладе­ют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, вклю­чая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, аде­кватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.


Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Тип

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

СИНТАКСИС (10ч)

1


Как прекрасен наш язык!

Актуализация знаний

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия, относя­щиеся к проекту, — проект, тема, цель, задачи, гипотеза, инфор­мация; методы исследования - анализ, синтез, индукция, на­блюдение; продукт, презентация; фонетика, графика, морфемика, морфология, орфография, син­таксис; игры «Что? Где? Когда?», «Что за признак?», «Что за орфо­грамма?»; создание творческого продукта — стихотворения о рус­ском языке в форме синквейна

Научиться овладевать целостным представлени­ем о проекте на языковом материале

Коммуникативные: вступать в диалог, ар­гументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

Регулятивные: самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, проводить экспе­римент

Формирование стартовой моти­вации к изуче­нию нового мате­риала

2


Королевство предложений

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся умений построения и реализа­ции новых знаний: синтаксис, морфология, эксперимент; преобразование текста; тема­тика проектов по синтаксису; тема, цель, задача; творческий продукт — плакат «Королевство предложений»

Научить­ся выявлять с помощью умственных и практических действий сход­ство и отличие различных видов предло­жений

Коммуникативные: задавать вопросы, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: планировать свои дейст­вия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: использовать проектный способ познания, методы исследования: по­иск информации, сравнение и эксперимент

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной исследователь­ской деятельно­сти

3


Виды предложений

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: вид предложения, цель высказывания, эмоциональ­ная окраска, знаки препинания, мимика; разработка группового проекта «Королевство предложе­ний»; опорный конспект «Виды предложений»; презентация ма­териала к проекту в виде песни; создание творческого продукта — пиктограммы

Научиться определять про­блемные зоны в предметной, метапредметной и личностно ориентирован­ной сферах дея­тельности

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познава­тельная инициативность). Регулятивные: осознавать и удерживать учеб­ную задачу, выдвигать версии решения про­блемы.

Познавательные: осуществлять выбор наи­более эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ана­лизировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формирование познаватель­ного интереса и устойчивой мотивации к са­мостоятельной и аналитической деятельности

4


Кто здесь главный?

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей и спо­собностей к структурированию и систематизации изучаемого ма­териала: синтаксический разбор, алгоритм, анализ, синтез, экспе­римент, грамматическая основа; разработка группового проекта «Главные члены предложения»; интеллектуальный тренинг

Научиться ана­лизировать со­став и структуру предложения

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, опреде­лять последовательность промежуточных це­лей с учетом конечного результата. Познавательные: использовать современные источники информации, анализировать, сравнивать и группировать различные объек­ты, факты

Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач

5


Дружба слов

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность

Формирование у учащихся деятельностных способностей и спо­собностей к структурированию этапов и понятий проекта: мини- тест, мозговой штурм, сравнение, главное и зависимое слова, мор­фологический состав словосо­четания; разработка группового проекта «Друзья-словосочета­ния»; информационный продукт (паспорт словосочетания); интел­лектуальный тренинг

Научиться ана­лизировать со­став и структуру предложения

Коммуникативные: точно и грамотно вы­ражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству. Регулятивные: обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы.

Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Формирование самооценки, раз­витие творческих способностей, формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач

6


Дополнение

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей и спо­собностей к структурированию понятий: алгоритм синтаксиче­ского разбора, второстепенный член предложения, дополнение, косвенные падежи, графическое изображение; разработка груп­пового проекта «Второстепенные члены предложения»; синтакси­ческая задачка «Знайка на Луне»; интеллектуальный тренинг

Научиться производить синтаксический разбор предло­жения

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью во­просов.

Регулятивные: выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять не­обходимую информацию. Познавательные: работать с учебной и вне­школьной информацией, использовать совре­менные источники информации

Формирование самооценки, раз­витие творческих способностей, формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач

7


Определение

Построе­ние системы знаний(об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуриро­ванию понятий: второстепенный член предложения, определение, графическое изображение, го­сударственный символ, значе­ние цветов российского флага; разработка группового проекта «Второстепенные члены предло­жения»; синтаксическая задачка «Нарисую грамоту»; групповая работа по толковому, этимоло­гическому словарям, словарю синонимов; поисковик; интел­лектуальный тренинг

Научиться производить синтаксический разбор предло­жения

Коммуникативные: формировать навыки эффективной работы в группе (включая си­туации учебного сотрудничества и проектные формы работы), устанавливать рабочие отно­шения, уметь слушать и слышать. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функциональ­ного состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий. Познавательные: выполнять творческие за­дания, не имеющие однозначного решения; сравнивать и классифицировать объекты по предложенным основаниям

Формирование познавательного интереса, устой­чивой мотивации к самостоятель­ной и коллек­тивной иссле­довательской деятельности

8


Обстоятельство

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность

Формирование у учащихся дея­тельностных способностей и спо­собностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: второстепенный член предложения, обстоятельство, графическое изображение, кри­терии оценки проектной работы; разработка группового проекта «Второстепенные члены предло­жения»; синтаксическая задачка «Русская изба»; работа с толко­вым словарем; подготовка к за­щите проекта; поисковик, чтение скороговорок

Научиться производить синтаксический разбор предло­жения

Коммуникативные: слушать и слышать собе­седника, учитывать разные мнения и стре­миться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные: планировать свою деятель­ность, принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные: искать нужную информа­цию в справочной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, аргументиро­вать свое мнение

Формирование познавательного интереса, устой­чивой мотивации к исследователь­ской деятельно­сти

9


Родня в предложении

Отработка умений и ре­флексия

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: анализ и обобщение изученного материала (однород­ные члены предложения, графи­ческое изображение, алгоритм синтаксического разбора); раз­работка группового проекта «Од­нородные члены предложения»; решение синтаксической задачки «Незнайка в Солнечном городе»; интеллектуальный тренинг, ми­ни-тест; предзащита проекта

Научиться производить синтаксический разбор предло­жения

Коммуникативные: формировать навыки са­мостоятельной работы с последующей само­проверкой.

Регулятивные: принимать и сохранять учеб­ную задачу, планировать свои действия в со­ответствии с поставленной задачей и усло­виями ее реализации.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования структуры предло­жения

Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач

10


Защита проектов по синтаксису

Обобщение и развиваю­щий контроль

Формирование у учащихся способностей к рефлексии кон­трольного типа и деятельностных способностей в систематизации материала: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы иссле­дования, актуальность проекта, этапы работы, полученные ре­зультаты, выводы; защита инди­видуальных и групповых проек­тов по синтаксису; презентация творческих и информационных продуктов (конспекты, плакаты, игры, сказки)

Научиться анализировать, сравнивать и использовать полученную информацию в различных видах деятель­ности

Коммуникативные: самостоятельно организо­вывать учебное сотрудничество в группе. Регулятивные: соотносить выполненное зада­ние с образцом, составлять план (последова­тельность действий).

Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Формирование самооценки, раз­витие творческих способностей

ПУНКТУАЦИЯ (6 ч)

11


Знаки препинания

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — на­значение пунктуации, знаки препинания; самоанализ «По­сле защиты проекта»; тематика проектов по пунктуации; работа с толковым словарем; разработ­ка группового проекта «Знаки препинания»; интеллектуальный тренинг

Научиться проектировать алгоритмы решения иссле­довательской и творческой задач

Коммуникативные: задавать уточняющие во­просы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему реше­нию в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. Регулятивные: учитывать выделенные учи­телем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками или самостоятельно. Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования структуры предло­жения

Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

12


Обращение

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — ком­пьютерная презентация, слайд, анимация, программа Microsoft Office PowerPoint, алгоритм ра­боты; обращение, постановка знаков препинания; разработка группового проекта «Разрешите обратиться!»; создание информа­ционного продукта (схем предло­жений с обращением); интеллек­туальный тренинг

Научиться вы­делять в речи и на письме об­ращения

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью во­просов.

Регулятивные: формировать целевые установ­ки учебной деятельности, выстраивать после­довательность необходимых операций. Познавательные: строить рассуждения в фор­ме связных простых суждений об изучаемой проблеме, делать выводы

Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

13


Как пишут письма?

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систе­матизации материала: правила переписки, план личного письма, приветствие, обращение, поздра­вительный текст, электронное письмо; разработка коллективно­го проекта «Я к вам пишу»; игра «Шиворот-навыворот»; создание творческого продукта - написа­ния письма

Научиться сле­довать нормам написания письма

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуаль­ной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: искать нужную информа­цию в справочной литературе: словарях, эн­циклопедиях и т. д.

Формирование мотивации к по­знавательной деятельности

14


Эксперты предложений

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность

Формирование у учащихся иссле­довательских и деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации знаний: эксперт, экспертиза, сравнение, анализ, мозговой штурм, про­стое и сложное предложение, грамматическая основа; работа с толковым словарем; решение синтаксической задачки «Новый год в Простоквашино»

Научиться анализировать вид и структуру предложений

Коммуникативные: вступать в диалог, ар­гументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, опреде­лять последовательность промежуточных це­лей с учетом конечного результата. Познавательные: использовать различные ме­тоды исследования изучаемого материала

Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

15


Грамматическое исследование

Исследование

Формирование у учащихся деятельностных способностей к обобщению теоретической ин­формации: морфология, синтак­сис, пунктуация, алгоритм; под­готовка к защите проекта, план выступления (устный и письмен­ный); интеллектуальный тренинг

Научиться планировать и реализовывать исследователь­скую деятель­ность на основе анализа влия ния изучения разделов рус­ского языка на грамотность

Коммуникативные: задавать уточняющие во­просы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему реше­нию в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. Регулятивные: прогнозировать результат дея­тельности. преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: выдвигать гипотезы, осу­ществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений

Формирова­ние и развитие творческих спо­собностей через активные формы деятельности

16


Защита проектов по пунктуации

Обобщение и развиваю­щий контроль

Формирование у учащихся ре­флексивных и деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации изучен­ного материала: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность про­екта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита групповых проектов; презента­ция творческих и информаци­онных продуктов (плакаты, ком­пьютерная презентация, сказки)

Научиться за­щищать проект

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на обобще­ние информации по данной теме. Регулятивные: прогнозировать результат дея­тельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах


Формирова­ние и развитие творческих спо­собностей через активные формы деятельности

МОРФОЛОГИЯ (18 ч)

17


Неутомимые глаголы

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — само­анализ, мыслительные, инфор­мационные, деятельностные, коммуникативные умения, назначение глаголов; разработка группового проекта «Неутоми­мые глаголы», мозговой штурм; аукцион знаний

Научиться планировать и реализовывать исследователь­скую деятель­ность на основе анализа роли частей речи

Коммуникативные: вступать в диалог, ар­гументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

Регулятивные: прогнозировать результат дея­тельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять анализ объ­ектов с выделением существенных и несуще­ственных признаков, устанавливать причин­но-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений

Формирова­ние и развитие творческих спо­собностей через активные формы деятельности

18


Спряжение глаголов

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и система­тизации материала: школа эйде­тики, ассоциация, спряжение, личное окончание глаголов, твор­ческий продукт — сценарий,твор­ческая атмосфера, жанр литерату­ры — сказка, герои сказки, сюжет; игра на развитие двигательной памяти «Догони зверька»; ре­шение грамматической задачки «Сказка о спряжении глагола»; интеллектуальный тренинг

Научиться спо­собу объясне­ния правописа­ния безударных окончаний глаголов

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуаль­ной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, определять последова­тельность действий для достижения конечно­го результата.

Познавательные: работать с учебной и вне­школьной информацией, использовать совре­менные источники информации

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

19


Алгоритм правописания

Исследование

Формирование у учащихся иссле­довательских и деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации знаний: алгоритм, синтез, анализ, ин­финитив, спряжение, суффикс, окончание; мозговой штурм; создание информационного продукта - таблицы личных окончаний глаголов; решение орфографической задачки; ин­теллектуальный тренинг

Научиться спо­собу объясне­ния правописа­ния безударных окончаний глаголов

Коммуникативные: вступать в диалог, ар­гументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

Регулятивные: принимать и сохранять учеб­ную задачу, планировать свои действия в со­ответствии с поставленной задачей и усло­виями ее реализации. Познавательные: осуществлять выбор наи­более эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ана­лизировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

20


Всезнающие существительные

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и системати­зации знаний: имя существитель­ное, морфологические признаки, категория рода и числа, общий род; сценарий, сюжет, сцена, зачин, финал; разработка группо­вого проекта «Всезнающие суще­ствительные»; интеллектуальный тренинг, творческий продукт

Научиться выполнять ин­дивидуальное задание по алго­ритму

Коммуникативные: осознавать свои учебные достижения, формировать навыки учебно­го сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учеб­ную задачу, планировать свои действия в со­ответствии с поставленной задачей и усло­виями ее реализации.

Познавательные: использовать различные ме­тоды исследования изучаемого материала

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

21


Склонение существительных

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия - скло­нение, разносклоняемые имена существительные, начальная форма, падеж, практикум, твор­ческий продукт, роли; разработка мини-проекта «Разносклоняемые имена существительные»; реше­ние морфологической задачки «Аленький цветочек»; интеллек­туальный тренинг

Научиться различным спо­собам определе­ния склонения имен существи­тельных

Коммуникативные: формировать навыки эффективной работы в группе, включая си­туации учебного сотрудничества и проектные формы работы; устанавливать рабочие отно­шения, уметь слушать и слышать. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функциональ­ного состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий. Познавательные: работать с учебной и вне­школьной информацией, использовать совре­менные источники информации

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

22


Слово о падежах

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и система­тизации знаний: падеж, прямой и косвенные падежи, инфор­мационный продукт — таблица, творческий продукт, роли; работа с толковым словарем; разработка мини-проекта «Слово о паде­жах»; интеллектуальный тренинг

Научиться объяснять на­значение и роль падежей

Коммуникативные: формировать навыки са­мостоятельной работы с последующей само­проверкой.

Регулятивные: принимать и сохранять учеб­ную задачу, планировать свои действия в со­ответствии с поставленной задачей и усло­виями ее реализации.

Познавательные: строить рассуждения в фор­ме связных простых суждений об изучаемой проблеме, делать выводы

Формирование положительно­го отношения к учению, к по­знавательной деятельности, желания при­обретать новые знания, умения, совершенство­вать имеющиеся

23


Великолепная шестерка падежей

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - окончание, склонение, частотность падежей, местный, звательный падежи; эксперимент, письменная, дело­вая, разговорная, политическая, научная речь, творческий продукт, роли; разработка мини-проекта «Слово о падежах»; работа в груп­пах, эксперимент, сбор информа­ции, презентация материала

Научиться на­ходить и ана­лизировать информацию в справочной литературе

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью во­просов.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

24


Слова- помощники

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и система­тизации знаний: дедукция, алго­ритм правописания окончаний, таблица, формулы, предлоги, слова-помощники; интеллек­туальный тренинг, творческий продукт

Научиться раз­личным спосо­бам объяснения правописания безударных окончаний имен существи­тельных

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, договариваться, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведе­ния; задавать вопросы. Регулятивные: ставить или принимать и со­хранять учебную задачу, действовать по пла­ну, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно не­обходимые действия, операции. Познавательные: выполнять учебно-познава­тельные действия в материализованной и ум­ственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

25


Морфологический разбор существительного

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и система­тизации знаний: синтез, лексиче­ское значение, постоянные и не­постоянные признаки, алгоритм морфологического разбора; ре­шение морфологической задачки «Веселая ярмарка»; интеллекту­альный тренинг, викторина

Научиться про­изводить мор­фологический разбор имен су­ществительных

Коммуникативные: формулировать собст­венные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совмест­ную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипоте­зы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, вы­воды; использовать различные методы иссле­дования изучаемого материала

Формирование познаватель­ного интереса, устойчивой мотивации к са­мостоятельному и коллективному исследованию, аналитической деятельности

26


Чувствительные прилагательные

Построение системы зна­ний (общеметодологическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и система­тизации знаний: признак предмета, главное и зависимое слова, эпитет, характеристика человека (черты характера, способности, волевые качества, эмоциональ­ное состояние, отношение к лю­дям, делу); беседа о прилагатель­ных; решение морфологических задачек «Что задумано?», «Кто задуман?»; интеллектуальный тренинг

Научиться ха­рактеризовать качества чело­века с помощью различных при­знаков имени прилагатель­ного

Коммуникативные: формировать навыки учеб­ного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: прогнозировать результат дея­тельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: выдвигать гипотезы, осу­ществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений

Формирование устойчивой мо­тивации к само­стоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

27


Полезная краткость

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия - срав­нение, краткие и полные формы имен прилагательных, значение, роль в предложении, резюме, качества характера, шаблон; ре­шение морфологической задачки «Как я хорош!»; интеллектуаль­ный тренинг

Научиться пи­сать резюме по шаблону

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью во­просов.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера

Формирова­ние и развитие творческих спо­собностей через активные формы деятельности

28


Доброта мягкого знака

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — анализ и синтез, буква «ерь», показа­тель мягкости, разделительный и грамматический мягкий знак; презентация знаний в «Песне про мягкий знак»; решение ор­фографической задачки «Мыш­ка-норушка» в интеллектуальном тренинге

Научиться выполнять ин­дивидуальное задание по алго­ритму

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью во­просов.

Регулятивные: выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять не­обходимую информацию. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, вы­воды; использовать различные методы иссле­дования изучаемого материала

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

29


Суровость твердого знака

«Открытие» нового знания

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — исто­рия буквы «ер», справочная ли­тература, пластический этюд; ре­шение орфографической задачки «Заяц Хваста»; интеллектуальный тренинг, поисковик (пословицы и фразеологизмы с твердым зна­ком)

Научиться выполнять ин­дивидуальное задание по алго­ритму

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, опреде­лять последовательность промежуточных це­лей с учетом конечного результата. Познавательные: работать с учебной и вне­школьной информацией, использовать совре­менные источники информации

Формирование познавательного интереса, устой­чивой мотивации к самостоятель­ному и коллек­тивному исследо­ванию

30


Конкурс «Грамотеи»

Построе­ние системы знаний(об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систе­матизации знаний: мини-тест, проблема, тема, цель, задачи проекта, гипотеза исследования; фонетика, графика, морфология, морфемика, орфография, син­таксис, пунктуация; самопровер­ка; интеллектуальный тренинг

Научиться обобщать ин­формацию и применять на практике знания

Коммуникативные: точно и грамотно выра­жать свои мысли, отстаивать свою точку зре­ния в ходе дискуссии. Регулятивные: прогнозировать результат дея­тельности, самостоятельно анализировать условия достижения цели, преобразовывать практическую задачу в познавательную, контро­лировать процесс и результаты деятельности. Познавательные: искать нужную информа­цию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представ­ленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Формирование познавательного интереса, устой­чивой мотивации к самостоятель­ному и коллек­тивному исследо­ванию

31


Путь к грамотности

Исследование

Формирование у учащихся иссле­довательских и деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации знаний: мини-тест, поиск информации, продукт проекта; алгоритм орфо­графической и пунктуационной грамотности

Научиться про­водить исследо­вание

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответ­ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

32


Подготовка к защите проекта

Отработка умений и ре­флексия

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы, систематизация знаний: мини-тест, презентация проекта, выступление; интересные факты из истории письменности и книг; творческий продукт — репетиция спектакля-сказки «По секрету всему свету»; подготовка к защи­те проекта

Научиться обобщать ин­формацию и творчески ее представлять

Коммуникативные: понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.

Регулятивные: вносить необходимые коррек­тивы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Формирование устойчивой мо­тивации к обуче­нию, творческой самоактуализа­ции

33


Защита проекта

Обобщение и развиваю­щий контроль

Формирование у учащихся ре­флексивных и деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации знаний: тема проекта, цель, задачи, гипо­теза, методы исследования, акту­альность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита итогового проекта; пре­зентация творческих и информа­ционных продуктов (спектакль, компьютерная презентация, плакаты, поделки, справочное пособие, созданное учащимися); вопросы проектантам и оценка проектных работ

Научиться вы­полнять и защи­щать проект

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответ­ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах


Формирование рефлексивной способности оце­нивать собствен­ное продвижение и свой вклад в ре­зультаты общей деятельности

34


Лингвистические посиделки

Обобщение и развиваю­щий контроль

Формирование у учащихся ре­флексивных и деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации знаний: самоанализ, лингвистические посиделки, богатство русско­го языка; применение знаний на практике в ходе конкурсной программы

Научиться вы­разительно чи­тать стихотво­рения о русском языке

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою спо­собность к преодолению препятствий, к

са­мокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе конструирования ответа

Формирование самооценки, раз­витие творческих способностей



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Новый орфографический словарь-справочник русского языка/ Отв. ред. В.В. Бурцева. М., 2010

2. Ожегов С. И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2009.

3. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку 2-4 классы.

4. Русский орфографический словарь/ Отв. ред. В.В. Лопатин. М., 2011.

5. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки.- М.: АСТ: Астрель; Хранитель, 2009.

6. Григорян Л.Т. Язык мой-друг мой. М.: Просвещение, 2008.

7. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 кл. М.: Айрис-пресс, 2010.