Просмотр содержимого документа
«Программа по историческому краеведению»
Рассмотрена и Утверждаю
рекомендована к Директор МБОУ
утверждению «Первомайская средняя
методическим советом общеобразовательная школа»
Председатель МС __________А.Ю.Самохвалов
Протокол №___от_____ Приказ №____от_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по историческому краеведению
для____8я___класса
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель: учитель истории
и обществознания Сухарев В.С.
Пояснительная записка
к рабочей программе по историческому краеведению XIX век (1800-1900 гг.) (8 класс)
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2010г. Историческое краеведение 7 – 9 классы, Тамбов ООО «Издательство Юлис», 2007г.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010;
Историческое краеведение 7 – 9 классы, Тамбов ООО «Издательство Юлис», 2007г
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. XIX век.
Настенные исторические карты.
Атласы по истории России XIX века.
Атлас Тамбовской области
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.
Презентации по курсу истории России с начала XIX века до конца X1Х - нач ХХ века.
В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной школы. Тематическое планирование рассчитано на 17 часов.
Основные цели курса:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
Учтены различные формы урока: изложения нового материала самим учителем, комбинированные, дискуссии решения познавательных и проблемных заданий, тестирование.
В результате изучения исторического краеведения ученик должен знать/ понимать:
Основные даты и ключевые события истории Тамбовской области, с начала XIX в. до 1917 г. (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.); важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг., революций 1905-1907 гг., 1917 г.).
Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
Показывать на исторической карте: места военных действий; территорию Тамбовской области, центры промышленности и торговли;
Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры Тамбовской области.
Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Называть характерные, существенные черты: социально-экономического Тамбовской губернии в XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
Объяснять значение понятий: самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничестве социал-демократия, православие, национализм, революция.
Сравнивать: развитие губернии до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в Тамбовской губернии; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX вв.в Тамбовской губернии; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг.
Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культурыТамбовской губернии.
Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Календарно-тематическое планирование
по историческому краеведению в 8я классе на 2013 -2014 учебный год
Историческое краеведение 7 – 9 классы. Тамбов. ООО «Издательство ЮЛИС», 2007 8 класс ( 17 ч ) |
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Содержание урока | Вид и формы контроля | Дом/ зад
| Дата проведения |
план | факт | | |
ЧАСТЬ 2. Тамбовская губерния в 1796 1917 гг. | | | | | | |
1 | Окончательное заселение Тамбовского края в конце ХУ111 – первой половине Х1Х века. Хозяйственная жизнь края в первой половине Х1Х века 1.Территория и население 2.Природная среда 3.Новые сёла и деревни 4.Сельское хозяйство 5.Промышленность. 6.Торговля,транспорт | 1 | Работа с картами,административное устройство, аграрное перенаселение,ассимиляция | Лекия с элементами беседы,тестирование | §18,19, стр.94 - 103 пересказ,вопросы | | |
2 | Расцвет крепостного права 1.Крупнейшие помещики 2.Быт крепостных 3.Государственные крестьяне | 1 | С.Г.Строганов, солонина, | Фронтальный опрос | §20,стр.103 – 108, пересказ, вопросы | | |
3 | Города и горожане в первой половине Х1Х века 1.Развитие городов губернии 2.Изменения в облике городов 3.Чиновники и дворяне 4. Мещане и купцы | 1 | Мощение улиц и площадей, строительство Гостинного двора, «холерные» эпидемии | Фронтальный опрос,тестирование | §21,стр.108 – 113, пересказ, вопросы | | |
4 | На службе губернии и России(1800 - 1850-е гг.) 1Тамбовские губернаторы 2.1812 г и Тамбовский край 3.Тамбовские декабристы 4. Годы Крымской войны | 1 | М.С.ЛунинФ.Ф.Ушаков,А.Х.Бенкендорф | Сообщения учащихся, фронтальный опрос | §22,стр.114 – 117, пересказ, вопросы | | |
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Содержание урока | Вид и формы контроля | Дом/ зад
| Дата проведения |
план | факт | Ф |
5. | Тамбовский вклад в русскую культуру первой половины Х1Х века 1.Развитие просвещения 2.Становление медицины 3.Тамбовские писатели. 4.Музыкальная жизнь. «Культурные гнёзда» Тамбовщины | | Б.Н.Чичерин,Э.Х.Икавитц,Е.А.БаратынскийА.Н.Верстовский | Фронтальный опрос | §23,стр.117 – 123, пересказ, вопросы | | |
6 | Отмена крепостного права 1.Губерния накануне реформ 2. Тамбовское крестьянство и царский указ 3.Условия освобождения | | Реформа,выкупные платежи,оброки,недовольство крестьян | Фронтальный опрос,тестирование | §24,стр.123 - 128 пересказ,вопросы | | |
7 | Правители губернии и общественные деятели во второй половине Х1Х нач ХХ века 1.Губернаторы 2.Общественные деятели 3.Главы земств и городов | | | Фронтальный опрос | §25,стр.128 -133, пересказ,вопросы | | |
8 | Труд и быт свободных крестьян 1.Крестьянское хозяйство 2.Посведневная жизнь тамбовских крестьян 3.Трудности обновления деревни | | Труд ,ведение хозяйства,одежда,обувь,наряды | Фронтальный опрос,тестирование | | | |
9 | «Оскудение « тамбовского дворянства 1.Изменения в повседневной жизни помещиков.Образцовые имения 2.Новые занятия дворян | | Ведение хозяйства, строительство стекольной и спичечной фабрик.устройство прудов | Фронтальный опрос | §27,стр.138 -142 пересказ,вопросы | | |
10 | Развитие промышленности, торговли и транспорта в пореформенный период 1.Строительство и работа заводов 2.Торговля 3.Появление железных дорог | | Махорочные фабрики,винокуренные заводы,чугунолитейные заводы,железные дороги | Фронтальный опрос,тестирование | §28,стр.143 – 146, пересказ,вопросы | | |
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Содержание урока | Вид и формы контроля | Дом/ зад
| Дата проведения |
план | факт |
11 | Фабриканты, рабочие , ремесленники 1.Фабриканты Асеевы 2.Труд и жизнь рабочих 3. Труд и жизнь ремесленников | | Условия труда, оплата,конкуренция среди ремесленников | Фронтальный опрос,тестирование | §29,стр.147 – 150, пересказ,вопросы | | |
12 | Изменения в облике городов второй половины Х1Х – нач ХХ века 1.Строительство новых зданий 2.Благоустройство городов | | Строительство электростанций,благоустройство улиц,водопровод,освещение улиц | Фронтальный опрос | §30,стр.151 – 157, пересказ,вопросы | | |
13 | Тамбовские революционеры 1.Народники 2.М.Спиридонова 3.А.Антонов 4.Социал – демократ В.Н.Подбельский | | М.Спиридонова, В.Н.Подбельский А.Антонов,крестьянское движение «Антоновщина» | Фронтальный опрос | §31, пересказ,вопросы | | |
14 | Революция 1905 – 1907 гг в Тамбовской губернии 1.Рабочие забастовки и митинги 2.Волнения учащихся 3.Крестьянские беспорядки 4. Восстание солдат | | Забастовки, митинги | Фронтальный опрос, тестирование | §32 , пересказ,вопросы | | |
15 | Тамбовская епархия в конце Х1Х – нач ХХ века 1.Территориально – административное устройство Тамбовской епархии 2. Тамбовские храмы 3.Тамбовские монастыри 4.Тамбовская духовная семинария. Социальная просветительская и благотворительная деятельность 5.Подвижники благочестия6.Религиозные организации и течения. | | Баптизм, хлысты, мусульмане,католики, церковноприходские школы | Лекция с элементами беседы | §33, пересказ,вопросы | | |
16 | Культурная жизнь в 1860 – 1910-е гг. 1.Изменения в культуре крестьян 2.Школы, учащиеся, учителя 3.Библиотеки и народные чтения 4.Тамбовские учёные | | И.В.Мичурин,садоводство.В.И.Вернадский,биосфера,ноосфера В.И.Агапкин,музыкантН.Х.Рыбаков,актёр | Лекция с элементами беседы | §34, пересказ,вопросы | | |
17 | Контрольное тестирование по теме: « Тамбовский край в первой половине Х1Х – нач ХХ века» | | Проверка знаний | Тестирование | | | |