СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по историческому краеведению

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе представлено календарно-тематическое планирование курса исторического краеведения для 8 класса. Планирование составлено в соответствии с учебным пособием для школ Тамбовской области "Историческое краеведение 7-9 кл" Издательство "Юлис" 2007г. Тамбов

Просмотр содержимого документа
«Программа по историческому краеведению»





Рассмотрена и Утверждаю

рекомендована к Директор МБОУ

утверждению «Первомайская средняя

методическим советом общеобразовательная школа»

Председатель МС __________А.Ю.Самохвалов

Протокол №___от_____ Приказ №____от_________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по историческому краеведению

для____8я___класса

на 2015 – 2016 учебный год






Составитель: учитель истории

и обществознания Сухарев В.С.







Пояснительная записка

к рабочей программе по историческому краеведению XIX век (1800-1900 гг.) (8 класс)

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2010г. Историческое краеведение 7 – 9 классы, Тамбов ООО «Издательство Юлис», 2007г.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнитель­ной литературы:

  1. Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010;

  2. Историческое краеведение 7 – 9 классы, Тамбов ООО «Издательство Юлис», 2007г

  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. XIX век.

  4. Настенные исторические карты.

  5. Атласы по истории России XIX века.

  6. Атлас Тамбовской области

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

  1. Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.

  2. Презентации по курсу истории России с начала XIX века до конца X1Х - нач ХХ века.

В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответст­вие программе по истории для основной школы. Тематическое планирование рассчитано на 17 часов.

Основные цели курса:

• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фак­тов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельно­сти людей и др.);

• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личност­ного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям националь­ной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

Учтены различные формы урока: изложения нового мате­риала самим учителем, комбинированные, дискуссии решения познавательных и проблемных заданий, тестирование.

В результате изучения исторического краеведения ученик должен знать/ понимать:

  • Основные даты и ключевые события истории Тамбовской области, с начала XIX в. до 1917 г. (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.); важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг., революций 1905-1907 гг., 1917 г.).

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необ­ходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.

  • Показывать на исторической карте: места военных действий; территорию Тамбовской области, центры промышленности и торговли;

  • Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры Тамбовской области.

  • Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

  • Называть характерные, существенные черты: социально-экономического Тамбовской губернии в XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внут­ренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).

  • Объяснять значение понятий: самодержавие, крепостное право, фео­дальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничестве социал-демократия, православие, национализм, революция.

  • Сравнивать: развитие губернии до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в Тамбовской губернии; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.

  • Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX вв.в Тамбовской губернии; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг.

  • Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общест­венных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культурыТамбовской губернии.

  • Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характе­ра и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, ре­волюций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.








Календарно-тематическое планирование

по историческому краеведению в 8я классе на 2013 -2014 учебный год

Историческое краеведение 7 – 9 классы. Тамбов. ООО «Издательство ЮЛИС», 2007

8 класс ( 17 ч )

урока


Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Содержание урока

Вид и формы контроля

Дом/ зад

Дата проведения

план

факт









ЧАСТЬ 2. Тамбовская губерния в 1796 1917 гг.







1

Окончательное заселение Тамбовского края в конце ХУ111 – первой половине Х1Х века. Хозяйственная жизнь края в первой половине Х1Х века

1.Территория и население

2.Природная среда

3.Новые сёла и деревни

4.Сельское хозяйство

5.Промышленность.

6.Торговля,транспорт

1

Работа с картами,административное устройство, аграрное перенаселение,ассимиляция

Лекия с элементами беседы,тестирование

§18,19, стр.94 - 103

пересказ,вопросы



2

Расцвет крепостного права

1.Крупнейшие помещики

2.Быт крепостных

3.Государственные крестьяне

1

С.Г.Строганов, солонина,

Фронтальный опрос

§20,стр.103 – 108,

пересказ, вопросы



3

Города и горожане в первой половине Х1Х века

1.Развитие городов губернии

2.Изменения в облике городов

3.Чиновники и дворяне

4. Мещане и купцы

1

Мощение улиц и площадей, строительство Гостинного двора, «холерные» эпидемии

Фронтальный опрос,тестирование

§21,стр.108 – 113,

пересказ, вопросы



4

На службе губернии и России(1800 - 1850-е гг.)

1Тамбовские губернаторы

2.1812 г и Тамбовский край

3.Тамбовские декабристы

4. Годы Крымской войны

1

М.С.ЛунинФ.Ф.Ушаков,А.Х.Бенкендорф

Сообщения учащихся, фронтальный опрос

§22,стр.114 – 117,

пересказ, вопросы



урока


Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Содержание урока

Вид и формы контроля

Дом/ зад

Дата проведения

план

факт

Ф

5.

Тамбовский вклад в русскую культуру первой половины Х1Х века

1.Развитие просвещения

2.Становление медицины

3.Тамбовские писатели.

4.Музыкальная жизнь. «Культурные гнёзда» Тамбовщины


Б.Н.Чичерин,Э.Х.Икавитц,Е.А.БаратынскийА.Н.Верстовский

Фронтальный опрос

§23,стр.117 – 123,

пересказ, вопросы



6

Отмена крепостного права

1.Губерния накануне реформ

2. Тамбовское крестьянство и царский указ

3.Условия освобождения


Реформа,выкупные платежи,оброки,недовольство крестьян

Фронтальный опрос,тестирование

§24,стр.123 - 128

пересказ,вопросы



7

Правители губернии и общественные деятели во второй половине Х1Х нач ХХ века

1.Губернаторы

2.Общественные деятели

3.Главы земств и городов



Фронтальный опрос

§25,стр.128 -133,

пересказ,вопросы



8

Труд и быт свободных крестьян

1.Крестьянское хозяйство

2.Посведневная жизнь тамбовских крестьян

3.Трудности обновления деревни


Труд ,ведение хозяйства,одежда,обувь,наряды

Фронтальный опрос,тестирование




9

«Оскудение « тамбовского дворянства

1.Изменения в повседневной жизни помещиков.Образцовые имения

2.Новые занятия дворян


Ведение хозяйства, строительство стекольной и спичечной фабрик.устройство прудов

Фронтальный опрос

§27,стр.138 -142

пересказ,вопросы



10

Развитие промышленности, торговли и транспорта в пореформенный период

1.Строительство и работа заводов

2.Торговля

3.Появление железных дорог


Махорочные фабрики,винокуренные заводы,чугунолитейные заводы,железные дороги

Фронтальный опрос,тестирование

§28,стр.143 – 146,

пересказ,вопросы



урока


Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Содержание урока

Вид и формы контроля

Дом/ зад

Дата проведения

план

факт

11

Фабриканты, рабочие , ремесленники

1.Фабриканты Асеевы

2.Труд и жизнь рабочих

3. Труд и жизнь ремесленников


Условия труда, оплата,конкуренция среди ремесленников

Фронтальный опрос,тестирование

§29,стр.147 – 150,

пересказ,вопросы



12

Изменения в облике городов второй половины Х1Х – нач ХХ века

1.Строительство новых зданий

2.Благоустройство городов


Строительство электростанций,благоустройство улиц,водопровод,освещение улиц

Фронтальный опрос

§30,стр.151 – 157,

пересказ,вопросы



13

Тамбовские революционеры

1.Народники

2.М.Спиридонова

3.А.Антонов

4.Социал – демократ В.Н.Подбельский


М.Спиридонова, В.Н.Подбельский

А.Антонов,крестьянское движение «Антоновщина»

Фронтальный опрос

§31,

пересказ,вопросы



14

Революция 1905 – 1907 гг в Тамбовской губернии

1.Рабочие забастовки и митинги

2.Волнения учащихся

3.Крестьянские беспорядки

4. Восстание солдат


Забастовки, митинги

Фронтальный опрос, тестирование

§32 ,

пересказ,вопросы



15

Тамбовская епархия в конце Х1Х – нач ХХ века

1.Территориально – административное устройство Тамбовской епархии

2. Тамбовские храмы

3.Тамбовские монастыри

4.Тамбовская духовная семинария. Социальная просветительская и благотворительная деятельность

5.Подвижники благочестия6.Религиозные организации и течения.


Баптизм, хлысты, мусульмане,католики, церковноприходские школы

Лекция с элементами беседы

§33,

пересказ,вопросы



16

Культурная жизнь в 1860 – 1910-е гг.

1.Изменения в культуре крестьян

2.Школы, учащиеся, учителя

3.Библиотеки и народные чтения

4.Тамбовские учёные


И.В.Мичурин,садоводство.В.И.Вернадский,биосфера,ноосфера

В.И.Агапкин,музыкантН.Х.Рыбаков,актёр

Лекция с элементами беседы

§34,

пересказ,вопросы



17

Контрольное тестирование по теме:

« Тамбовский край в первой половине Х1Х – нач ХХ века»


Проверка знаний

Тестирование