Просмотр содержимого документа
«Программа по математике с элементами экономики для 10 класса коррекционной школы»
Рассмотрено Утверждаю на методическом совете директор школы 2.09.16 года , протокол № 1 Л.М. Калашникова
ПРОГРАММА
по математике с элементами экономики
для 10 класса
Составитель:
учитель математики ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат № 6" Брусенцова Светлана Ивановна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Как показывает практика, учащиеся с проблемами в интеллектуальном развитии после окончания девятилетней школы не владеют в полной мере элементарными экономическими понятиями, которые им будут необходимы, как в самостоятельной трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Учитывая этот факт и стремясь облегчить их социальную адаптацию в обществе составлена эта программа обучения математике с применением экономики.
. Эта программа для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе .Основная цель её – формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.
Задачи:
формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
В программе представлены три раздела: «Экономика как хозяйство», «Человек и экономическая система», «Человек как работник», общий объем курса -68 часов, по 2 часа в неделю.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:
отличать экономические термины от неэкономических;
объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;
различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);
принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;
решать задачи экономического содержания;
различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.
устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности;
заполнять формы документов на приватизации жилья;
заполнять бланк трудового контракта.
ПРОГРАММА
(2 часа в неделю)
ТЕМА: Наука ЭКОНОМИКА. Натуральное и товарное хозяйство.
Экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные возможности, выбор, цена выбора, , натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар, товарное хозяйство, обмен, производительность труда.
ТЕМА: Деньги. История развития денег.
Что могут деньги? Для чего они нужны? История денежной единицы Росси. Богатство. Заработная плата. Формы заработной платы. Труд – использование умственных и физических способностей людей. Оплата труда. Товар – материальный предмет, полезный людям. Услуга – нематериальные блага.
ТЕМА: Расходы. Бюджет семьи.
Бюджет семьи. О месте, где деньги « растут». Расчет семейного бюджета. Оплата жилищно-коммунальных услуг. Работа с расчетными книжками.
Примерное распределение учебного материала по математике с элементами экономики на год.
№ | Тема урока | Количество часов |
I четверть (18 часов) Наука экономика. Натуральное и товарное хозяйство. |
1 | Наука «Экономика». | 1 |
2 5 | Экономика и математика Действия с целыми числами. | 4 |
6 | Решение задач на движение. | 1 |
7 8 | Безграничные потребности. Ограниченные возможности. | 2 |
9 12 | Выбор. Цена выбора. Проценты в нашей жизни. | 4 |
13 | Натуральное хозяйство. Все действия с целыми числами. | 1 |
14 | Товар. Товарное хозяйство. Действия с дробными числами. | 1 |
15 | Производительность труда. | 1 |
16 | Площадь фигур. | 1 |
17 | Контрольная работа. | 1 |
18 | Работа над ошибками. | 1 |
II четверть ( 14 часов) Деньги. История развития денег. |
1 3 | Что могут деньги? Для чего они нужны? Решение задач. | 3 |
4 | История денежной единицы России. | 1 |
5 | Объём, вычисление объёма. | 1 |
6 | Решение задач на вычисление объёма. | 1 |
7 8 | Богатство. Действия с именованными числами. | 2 |
9 10 | Заработная плата. Решение сложных задач. | 2 |
11 12 | Нахождение нескольких процентов от числа. | 2 |
13 | Контрольная работа | 1 |
14 | Работа над ошибками. | 1 |
III четверть (20 часов) Деньги. История развития денег. |
1 3 | Формы заработной платы. Деление на трехзначное число с проверкой | 3 |
4 | Нахождение нескольких частей от числа. | 1 |
5 | Вычисление площади фигур и помещений. | 1 |
6 | Труд – использование умственных и физических способностей людей | 1 |
7 8 | Решение задач | 2 |
9 10 | Оплата труда | 2 |
11 12 | Совместные действия с целыми числами и десятичными дробями | 2 |
13 14 | Товар – материальный предмет, полезный людям. Действия с именованными числами. | 2 |
15 | Вычисление периметра. | 1 |
16 17 | Услуга – нематериальные блага. Меры стоимости и действия с ними. | 2 |
18 | Решение задач на движение. | 1 |
19 | Контрольная работа. | 1 |
20 | Работа над ошибками | 1 |
IV четверть (16 часов) Расходы. Бюджет семьи. |
1 4 | Бюджет семьи .Решение задач. | 4 |
5 7 | Банки государственные и коммерческие. Нахождение процентов от числа. | 3 |
8 9 | Расчет семейного бюджета. Решение задач. | 2 |
10 11 | Площади занимаемых квартир. Работа с расчетными книжками. | 2 |
12 13 | Оплата жилищно-коммунальных услуг | 2 |
14 | Контрольная работа | 1 |
15 | Работа над ошибками | 1 |
16 | Обобщающий урок по теме: «Человек и экономическая система.» | 1 |
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Обучающиеся должны знать:
натуральный ряд чисел от 1 до 1000000
название и обозначения единиц стоимости, длины, массы, времени, объёма.
Соотношения между единицами стоимости, массы, времени, объёма
Понятия «экономика», «производительность труда», «заработная плата», «бюджет» налоги и для чего они нужны.
Обучающиеся должны уметь:
Выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями
Решать простые задачи на нахождение части от числа и процентов от числа
Решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена – количество – стоимость , площадь прямоугольника и длина его сторон
Вычислять площадь и периметр прямоугольника, объем куба и параллелепипеда
Заполнять бланки и производить расчеты по оплате коммунальных услуг.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Школа юного экономиста» М.М. Воронина - Волгоград: Учитель. 2015 – 312 с.
«Дидактические материалы к занятиям по экономике: занимательные задания, познавательные истории. М.М. Ворнина – Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.
Математика, 9 класс А. Антропов – Москва «Просвещение» 2008г.
4.Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2013. -184 с. – (Коррекционная школа).
5.Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2014. -152 с. – (Коррекционная школа).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 71 с.
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 2012. – 336 с.
Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика,2003. – 48 с.
Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 35 с.
Стэнлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. – М.: Республика, 2005. – 447 с.