СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету: "Математика", предметная область: "Математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по предмету: "Математика", предметная область: "Математика" ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету: "Математика", предметная область: "Математика"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №31» - МАОУ «ШИ № 31».

456227 Челябинская область, г. Златоуст, поселок Айский, д. 20-б

Тел. факс 8 3513 – 79-12-31 E-mail: shkola_31@list



Рассмотрена на заседании МО учителей математики.

Протокол №_____от «____»________2017 г.

Руководитель МО:___________________(О.В. Шутова)


«Согласовано»:

на заседании педагогического совета МАОУ «ШИ № 31»

Протокол №____«____»________2017 г.

«Утверждаю»:

директор МАОУ «ШИ № 31»

_______________________С.Ф. Тихомирова

«____»_____________________2017 г.




Рабочая программа

(вариант 1)

по предмету: «Математика»

предметная область: «Математика»

1 - 4 классы





Программу составила

учитель начальных классов:


Г. Златоуст

2017 г.

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа учебного предмета «Математика» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Письмо МОиН Российской Федерации № 07-3517 от 19.08.2016 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

И иных нормативно-правовых актов.


Цель: Формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, приобщение учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, осуществление практической направленности и связи с другими учебными предметами, жизнью.



Задачи:

  • Овладеть началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и другими).

  • Овладеть способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности).

  • Развить способности использовать некоторые математические знания в жизни.

  • Формировать начальные представления о компьютерной грамотности.



Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Срок реализации программы – 4 года.

Структура программы учебного предмета «Математика» соответствует требованиям ФГОС.


Тематическое планирование ежегодно конкретизируется в календарно-тематическом планировании, утверждаемом директором школы.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и взаимоконтроль.

Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:

  • формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

  • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



В соответствии с Федеральным примерным базисным учебным планом и учебным планом образовательной организации предмет «математика» относится к образовательной области "Математика". Предмет "Математика" изучается в 1 - 4 классах (4 года).

  • 1 класс по 3 часа в неделю (33 учебных недели - 99 часов в год);

  • 2 класс по 4 часа в неделю (34 учебных недели - 136 ч в год);

  • 3 класс по 4 часа в неделю (34 учебных недели - 136 ч. в год);

  • 4 класс по 4 часа в неделю (34 учебных недели - 136 ч. в год).



Предметная область

Учебный предмет


Год обучения

Количество часов в неделю

1

2

3

4


математика

математика

3

4

4

4

Итог

3

4

4

4



Предметная область

Учебный предмет


Год обучения

Количество часов за год

1

2

3

4


Математика

Математика

99

136

136

136

Итог

99

136

136

136

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета «Математика»


КРИТЕРИЙ

ПОКАЗАТЕЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ

1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.

Сформированность понятийного аппарата, характеризующего гражданскую направленность.

Понимать и использовать в речи положительные качества, характеризующие гражданскую направленность (патриотизм, трудолюбие, верность, справедливость, честь, смелость, и др. социальные компетенции).

Сформированность понимания себя как члена семьи, члена общества, члена государства.

Понимать, что связывает ребенка: с его близкими, друзьями, одноклассниками, с Родиной.

Выполнять поручения в семье, в школе.

Бережно относиться к окружающему миру (через трудовое и экологическое воспитание).

Сформированность чувства патриотизма.

Знать символики школы, района, города, области, страны.

Уважительно относиться к себе, к другим людям.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Уважать и доброжелательно относиться к другим (толерантность):

- этническая толерантность;

- конфессиональная толерантность (уважительное отношение к представителям других религий и вероисповеданий);

- возрастная толерантность;

- гендерная толерантность.

Вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.





Сформированность адекватных представлений о своих возможностях, способностях.

Рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома и школы, каким маршрутом добраться и т.д.).

Выполнять поручения в семье, в школе («заправить кровать, помыть посуду, выполнить уборку, провести дежурство и т.д.»).

Сформированность представлений о своих потребностях.

Уметь обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях, иметь достаточный запас фраз и определений («извините, эту прививку мне делать нельзя»; «повторите, пожалуйста, я не услышал; я не совсем понял, что ты имеешь в виду»).

Выполнить насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно поесть, одеться, и т.д.).

Ориентироваться в классе, школе (знать, где классный кабинет, учителя, столовая, расписание уроков и т.д.)

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Сформированность конструктивных умений общения в семье, в школе, в социуме.


Конструктивно общаться в семье, в школе (со взрослыми: родители и педагоги):

- слушать и слышать («слушать объяснение темы учителем на уроке»);

- обращаться за помощью;

- выражать благодарность;

- следовать полученной инструкции;

- договариваться;

- доводить начатую работу до конца;

- вступать в обсуждение;

- задавать вопросы;

- исправить недостатки в работе.

Конструктивно общаться со сверстниками:

- знакомиться;

- присоединиться к другим детям;

- просить об одолжении;

- выражать симпатию;

- проявлять инициативу;

- делиться;

- извиняться.

Применять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Сформированность адаптироваться к определенной ситуации.

Понимать ситуацию и на ее основе принимать адекватное решение.

5.Овладение социально-бытовыми умениями, используемые в повседневной жизни.


Сформированность умений самостоятельности.

Участвовать в повседневных делах школы, класса, брать на себя ответственность в быту.

Участвовать в подготовке и проведении семейных мероприятий.

Сформированность умений самообслуживания.

Овладевать навыками самообслуживания дома и в школе.

Сформированность умений выполнения доступных обязанностей в повседневной жизни класса, школы.

Иметь представления об устройстве школьной жизни.

Уметь попросить о помощи в случае затруднений.

Ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий.


Сформированность знаний о правилах коммуникации и умений использовать их в житейских ситуациях.

Уметь начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасение, завершить разговор.

Уметь корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие.


6.Владение умениями коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.


Сформированность умений коммуникации со взрослыми и сверстниками.

Поддерживать коммуникацию, применять адекватные способы поведения в разных ситуациях, обращаться за помощью, оказывать помощь.

Владение средствами коммуникации.

Использовать разнообразные средства коммуникации ( в меру своих возможностей) согласно ситуации.

Адекватность применения норм и правил социального взаимодействия.

Правильно применять нормы и правила социального взаимодействия.

7.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.


Сформированность знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях.

соблюдать правила поведения в разных социальных ситуациях:

- с близкими в семье;

- с учителями;

- с учениками;

- с незнакомыми людьми.

Сформированность

основ нравственных установок и моральных норм.

Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия



Отвечать за свои поступки.

Уважать свое мнение и мнение окружающих.

Быть благодарным, проявлять сочувствие, правильно выразить отказ, умение корректно высказать просьбу, намерение, опасение и др.)

Сформированность умений в организации собственной деятельности


Организовывать собственную деятельность:

- в быту

- в общественных местах и т.д.

8.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


Сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Посещать школу, не иметь пропусков без уважительной причины.

Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика».

Соблюдать правила поведения на уроках.

Соблюдать правила поведения на переменах и мероприятиях.

Проявлять активность на уроках и внеурочное время.



Сформированность выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации.

Выполнять задания учителя в школе и дома.

Проявлять интерес к учебным предметам.

Применять полученные знания в жизни.

9.Развитие умений сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Готовность к коллективным формам общения.

Проявлять интерес к общению; помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; ориентироваться в ситуации общения.

Владение средствами коммуникации.

Уметь выразить свое отношение к происходящему: речью, мимикой или жестами, осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения.

10.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


Сформированность элементарных представлений об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

Видеть и понимать красоту в окружающем мире.

Сформированность творческой активности, интереса к искусству, художественным традициям своего народа.

Выражать свои мысли, чувства, впечатления в форме эстетического суждения, оценки.

Участвовать в различных видах творческой деятельности, выражать себя в доступных видах творчества.

Понимать художественные традиции своего народа.




11.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Сформированность этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Уважать и любить себя.

Проявлять чувства доброжелательности, искренности, уважительности, справедливости, вежливости, терпения по отношению к другим людям.

Сформированность понимания и сопереживания чувствам других людей.

12.Формирование установки за безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Сформированность умений личной гигиены.

Применять умения личной гигиены в повседневной жизни.

Сформированность понятий «здоровый образ жизни», «вредные привычки».

Различать вредные привычки от полезных.

Заниматься спортом.

Применять различные формы ЗОЖ в повседневной жизни.

Сформированность умений к творческому труду.

Создавать художественные образы в своем воображении.

Участвовать в доступных ему формах творческой деятельности.

Положительно относиться к трудовой творческой деятельности.

Уметь сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.

Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Понимать и ценить роль трудовой деятельности в жизни человека.

Быть искренним, заботливым по отношению к себе и другим людям.


13.Формирование готовности к самостоятельной жизни.


Сформированность начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности.

Участвовать в трудовых акциях.

Уметь взаимодействовать в коллективных творческих делах.

Сформированность житейских умений самообслуживания.

Готов обучаться бытовому труду.

Обладает умениями самообслуживания.

Сформированность умений межличностного общения.

Поддерживает коммуникацию со взрослыми и сверстниками.

Умеет обратиться за помощью.

Усваивает позитивные образцы взаимодействия в семье, школе, социуме.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»

Предметные результаты учебного предмета «Математика» включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

В программе учебного предмета «Математика» выделены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Освоение предметных результатов зависит от психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по предмету «Математика» не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.


Класс

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

1


  1. знать числовой ряд 1—10 в прямом порядке;

  2. понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания.

  3. откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 10 с помощью учителя;

  4. выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 10;

  5. различать числа, полученные при счете и измерении;

  6. записывать числа, полученные при измерении;

  7. решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи при помощи учителя;

  8. чертить отрезок с помощью учителя.


  1. знать числовой ряд 1—10 в прямом и обратном порядке;

  2. усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания,

  3. знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы;

  4. считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по1. 2, в пределах 10;

  5. откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 10;

  6. выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 10;

  7. различать числа, полученные при счете и измерении;

  8. решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи с помощью учителя;

  9. различать прямые линии, кривые линии, отрезок.

чертить прямоугольник (квадрат), треугольник по точкам (с помощью учителя)

2

  1. знать числовой ряд 1—20 в прямом порядке;

  2. понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,

  3. знать названия компонентов сложения, вычитания,

  4. знать переместительное свойство сложения;

  5. знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы,

  6. знать названия элементов четырехугольников.

  7. откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 20 с помощью учителя;

  8. выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 20 с помощью учителя;

  9. различать числа, полученные при счете и измерении;

  10. записывать числа, полученные при измерении одной мерой;

  11. определять время по часам с точностью до 1 час с помощью учителя;

  12. решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи при помощи учителя;

  13. решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);

  14. различать прямую, кривую линии, отрезок.

  15. чертить прямоугольник (квадрат), треугольник (с помощью учителя).


  1. знать числовой ряд 1—20 в прямом и обратном порядке;

  2. усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания;

  3. знать названия компонентов сложения, вычитания;

  4. знать переместительное свойство сложения;

  5. знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы

  6. знать названия элементов четырехугольников, прямоугольников, квадрата.

  7. считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 1,2, в пределах 20; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 20;

  8. выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 20

  9. практически пользоваться переместительным свойством сложения;

  10. различать числа, полученные при счете и измерении;

  11. записывать числа, полученные при измерении одной мерой.

  12. определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1часа

  13. решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

  14. кратко записывать, решать составные арифметические за­дачи в два действия (с помощью учителя);

  15. различать прямую, кривую линии, отрезок;

  16. чертить прямоугольник квадрат, треугольник (с помощью учителя).

3

  1. знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке с помощью учителя;

  2. понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и де­ления (на равные части).

  3. знать названия компонентов сложения, вычитания;

  4. знать таблицу умножения однозначных чисел до 5;

  5. знать переместительное свойство сложения и умножения;

  6. знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;

  7. знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;

  8. называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года с помощью учителя;

  9. знать названия элементов четырехугольников.

  10. откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100 с помощью учителя;

  11. выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;

  12. пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произве­дения, так и частного с помощью учителя;

  13. практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения с помощью учителя;

  14. различать числа, полученные при счете и измерении;

  15. записывать числа, полученные при измерении двумя мерами;

  16. определять время по часам хотя бы одним способом; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году с помощью учителя;

  17. решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;

  18. решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);

  19. чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг с помощью учителя;


  1. знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;

  2. усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деле­ния (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практиче­ских действий, способы чтения и записи каждого вида деления;

  3. знать названия компонентов сложения, вычитания;

  4. знать таблицы умножения чисел в пределах 20

  5. понимать связь таблиц умножения и деления;

  6. знать переместительное свойство сложения и умножения;

  7. знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;

  8. знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;

  9. знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;

  10. знать названия элементов четырехугольников.

  11. считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;

  12. выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;

  13. использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;

  14. пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произве­дения, так и частного;

  15. практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения;

  16. различать числа, полученные при счете и измерении;

  17. записывать числа, полученные при измерении двумя мерами.

  18. определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1 мин; пользо­ваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, ме­сяцев в году;

  19. решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

  20. кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические за­дачи в два действия (с помощью учителя).

  21. чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;

  22. чертить прямоугольник (квадрат), треугольник.

4

  1. знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке;

  2. понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и де­ления (на равные части).

  3. знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

  4. знать таблицу умножения однозначных чисел до 5;

  5. понимать связь таблиц умножения и деления;

  6. знать переместительное свойство сложения и умножения;

  7. знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;

  8. знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;

  9. называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;

  10. знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур с помощью учителя;

  11. знать названия элементов четырехугольников.

  12. откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;

  13. выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;

  14. пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произве­дения, так и частного;

  15. практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения;

  16. различать числа, полученные при счете и измерении;

  17. записывать числа, полученные при измерении двумя мерами;

  18. определять время по часам хотя бы одним способом; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;

  19. решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;

  20. решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);

  21. различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину лома­ной;

  22. узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение фигур без вычерчива­ния;

  23. чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;

  24. чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинован­ной бумаге (с помощью учителя).



  1. знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;

  2. усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деле­ния (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практиче­ских действий, способы чтения и записи каждого вида деления;

  3. знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

  4. знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

  5. понимать связь таблиц умножения и деления;

  6. знать переместительное свойство сложения и умножения;

  7. знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;

  8. знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;

  9. знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;

  10. знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

  11. знать названия элементов четырехугольников.

  12. считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;

  13. выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;

  14. использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;

  15. пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произве­дения, так и частного;

  16. практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения;

  17. различать числа, полученные при счете и измерении;

  18. записывать числа, полученные при измерении двумя мерами;

  19. определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1 мин; пользо­ваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, ме­сяцев в году;

  20. решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

  21. кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические за­дачи в два действия (с помощью учителя);

  22. различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину лома­ной;

  23. узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

  24. чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;

  25. чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинован­ной бумаге (с помощью учителя).













5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА




Наименование

разделов и тем

учебного предмета

(курса)


Количество

часов,

отведенных на

изучение

разделов и тем

учебного

предмета (курса)

Содержание тем

учебного

предмета

(курса)


Практическая

часть с указанием

формы


Реализация

РК

I класс



1.Пропедевтический

период



20 часов

1.Свойства предметов.

2.Сравнение предметов.

3.Сравннение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.

4. Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ.

5. Положение предметов в пространстве, на плоскости.

6. Временные представления.

7 Геометрические формы.


1.Сравнение предметов;

2.Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

3.Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ.


-



2.Числа. Величины

Первый десяток












Второй десяток





79 часов


64 часа












15 часов

1. Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0—9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.

2. Число 10. Число и цифра. Десять единиц — 1 десяток.

3. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).

4.Название, обозначение, десятичный состав чисел 11—20 . Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20. Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.

5. Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к,50 к. 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена.

6. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

7. Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки.

8. Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.

9. Единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л

10. Единица времени — сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок дней недели.

11. Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.

1.Практические упражнения в решении примеров и задач.

2.Практические упражнения в применении переместительного свойства сложения при решении числовых выражений.

3. Практические упражнения в сравнении чисел.


4.Практические упражнения в построении отрезка.

5. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки.

6. Измерение отрезков.




7.Практические упражнения в вычерчивании прямоугольника, квадрата. треугольника по заданным вершинам.

-

II класс


1. Первый десяток.


21 час

1. Числовой ряд 1 – 10. Последовательность чисел в числовом ряду.

2. Присчитывание и отсчитывание по1, 2.

3. Состав чисел.5,6,7,8,9,10.

4. Действия с нулём.

5. Числовые выражения в два действия.

6. Сравнение чисел в пределах 10.

7. Построение отрезков. Сравнение по длине.

1.Практические упражнения в решении примеров и задач.

2.Практические упражнения в применении переместительного свойства сложения при решении числовых выражений.

3. Практические упражнения в построении отрезков.

4. Сравнение отрезков по длине.




2. Второй десяток.


115 часов


1. Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (), меньше (

2. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.

3. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа.

4. Таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.

5. Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.

6.Число 0 как компонент сложения.

7. Единица (мера) длины — дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.

8. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.

9. Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».

10. Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.

11. Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.

12. Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника.

13. Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам.

14.Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени — час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса)

15. Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну)





1.Практические упражнения в решении примеров и задач.

2.Практические упражнения в сравнении чисел.

3.Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника.

4. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам.

5. Измерение времени в часах.






III класс


1. Второй десяток.


67 часов.

1. Нумерация

2. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

3. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

4. Умножение и деление в пределах 20.



1.Практические упражнения в решении примеров и задач.


2.Сотня

69 час.

1. Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.

2. Сложение и вычитание без перехода через десяток:

-Сложение и вычитание круглых десятков.

-Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел.

- Сложение и вычитание двузначных чисел и однозначных чисел.

-Сложение круглых десятков и двузначных чисел.

- Сложение и вычитание двузначных чисел.

- Вычитание круглых десятков из двузначных чисел.

-Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным.

-Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел.

-Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни.

3. Соотношение: 1 р. = 100 к

4. Скобки. Действия I и II ступени.

·5.Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.

6. Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).

7. Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).

8. Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).

9.Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

10.Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.

11.Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.

12. Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.

13. Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.

14. Многоугольник. Вершины, углы, стороны

1.Практические упражнения в решении примеров и задач.


2. Практические упражнения в сравнении чисел


3. Практические упражнения в построении окружности с помощью циркуля.


IV класс

1. Сотня


136 часов

1.Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).

2.Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

3.Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

4. Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.

5. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.

6.Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.

7.Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг.

8.Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм.

9.Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.

10. Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

11. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

12. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

13. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.

14. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.

15. Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.

16. Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.

1.Практические упражнения в решении примеров и задач.


2. Практические упражнения в сравнении чисел.


3. Практические упражнения в определении времени по часам с точностью до 1 мин


4 Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.


5. Построение отрезка, равного длине ломаной.


6.Построение ломаной по данной длине ее отрезков.

.

7. Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.



6. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Система оценки распространяется на личностные и предметные результаты освоения АООП и разработана в соответствии с требованиями к структуре АООП и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

В соответствии с введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) система оценки образовательных достижений обучающихся чётко привязывается к планируемым результатам.



Оценка достижения личностных результатов


При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально - ценностных отношениях к себе и окружающему миру. Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме не представляющей угрозы личности и психологической безопасности ребёнка.

Программа системы оценки включает:

1) Перечень личностных результатов, критериев оценки жизненной компетенции обучающихся;

Основой оценки служит анализ поведения ребенка и динамики его развития в повседневной жизни. Критериальным аппаратом служит классификатор жизненных компетенций и разработанный на его основе индивидуальный перечень возможных результатов личностного развития.













Мониторинг уровня сформированности личностных результатов




Критерии оценивания

Осознание себя как гражданина России;

формирование чувства гордости за свою Родину

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Периоды оценивания

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

















































































Система бальной оценки результатов


Балл

Характеристика продвижений

1

0 баллов

Нет продвижения

2

1 балл

Минимальное продвижение

3

2 балла

Среднее продвижение

4

3 балла

Значительное продвижение



Оценка достижения предметных результатов


Критерии оценки предметных результатов формируются на основе индивидуального и дифференцированного подхода (оценка овладения содержания каждой образовательной области).

Оценка данной группы результатов начинается со второго полугодия 2-го класса, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя. Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса используется качественная оценка деятельности обучающегося через словесное и эмоциональное поощрение.

Ожидаемые результаты обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса:

• появление значимых предпосылок учебной деятельности, способность к ее осуществлению под непосредственным контролем педагога.

• развитие определенной доли самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.

Оценка достижения предметных результатов базируется на:

  • принципах индивидуального подхода;

  • принципе дифференцированного подхода.

Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на следующие критерии:

соответствие / несоответствие усвоения научных знаний и использование их в практике (полнота и надежность знаний).

«верно» / «неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения достоверности, свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления.

Прочность усвоения знаний (удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).





Оценки достижения планируемых результатов в реализации АООП


Балл

Характеристика продвижений

1

«удовлетворительно»

(зачет), 3

если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий


2

«хорошо», 4

если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий

3

«отлично», 5

если обучающиеся верно выполняют свыше 65%.









Инструментарий для оценивания планируемых результатов освоения программы


Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования (далее инструментарий) включает:

-мониторинг сформированности личностных результатов;

-образцы заданий(тесты) для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования по математике;

- контрольные работы, используемые для оценки планируемых результатов;

- демонстрационные варианты заданий и проверочных работ.













7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Учебно-методическое обеспечение


Класс

Учебные пособия для учащихся


1

Т.В. Алышева Математика 1 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы в 2-х частях.

Москва «Просвещение» 2017г.

2

Т.В. Алышева Математика 2 класс, Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях, 4 – е изд. - Москва, Просвещение, 2014.

3

В.В. Эк Математика 3 класс, Учебник для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 10-е издание- - Москва, Просвещение, 2014г.

4

М.Н.Перова, Математика. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 10-е изд., М., «Просвещение», 2014.



Материально-техническое обеспечение - это общие характеристики инфраструктуры организации, включая параметры информационно-образовательной среды.


учебно-методических комплексов, включающих учебники: Математика.

дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины; таблиц на печатной основе;

демонстрационного материала ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные линейки, угольник; счетные палочки

демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел;


Методические пособия учителя


Моршнева Л.Г. Математика. 1класс. Проверочные работы.-Саратов: Лицей, 2008.


Папка дошкольника «Счет до 20» - 2009


Папкам дошкольника «Думай, считай, решай», 2009


Е.Ф. Бортникова. Развиваем математические способности (для детей 4-5 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012.-32 с.


Е.Ф. Бортникова. Знакомимся с геометрией (для детей 6-7 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Книго-Мир», 2010.-32 с.


Рабочая тетрадь дошкольника МАТЕМАТИКА СОСТАВ ЧИСЛА Автор - составитель Л. Маврина Художник А. Артюх, Е. Немирова, Т. Чижкова «Стрекоза»,2011


Колесникова Е.В. Я запоминаю цифры. Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет. – М.:ТЦ Сфера,2009-48с


Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов спациальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя / В.В.Эк. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2005. -221 с.: ил.


Копытова Н.А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 240 с.


Иванова И.В. Я учусь считать до 20 / И.В.Иванова, М.В. Асриева. – М.: Издательство «Экзамен» 2012. – 64 с. (Серия «Дошкольное образование»).


Серия «Математика». Решаем задачи. ОАО «Дом печати – ВЯТКА», Киров


Рабочая тетрадь дошкольника. Математика. Состав числа. ОАО «Издательство «Высшая школа», 2014

Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи: Математика для детей 5-7 лет. 2-е изд., исправл. – М.: ТЦ Сфера, 2015. 48 с.


Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с. (Математические ступеньки)