Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №31» - МАОУ «ШИ № 31».
456227 Челябинская область, г. Златоуст, поселок Айский, д. 20-б
Тел. факс 8 3513 – 79-12-31 E-mail: shkola_31@list
Рассмотрена на заседании МО учителей математики. Протокол №_____от «____»________2017 г. Руководитель МО:___________________(О.В. Шутова) | «Согласовано»: на заседании педагогического совета МАОУ «ШИ № 31» Протокол №____«____»________2017 г. | «Утверждаю»: директор МАОУ «ШИ № 31» _______________________С.Ф. Тихомирова «____»_____________________2017 г. |
Рабочая программа
(вариант 1)
по предмету: «Математика»
предметная область: «Математика»
1 - 4 классы
Программу составила
учитель начальных классов:
Г. Златоуст
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Математика» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо МОиН Российской Федерации № 07-3517 от 19.08.2016 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
И иных нормативно-правовых актов.
Цель: Формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, приобщение учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, осуществление практической направленности и связи с другими учебными предметами, жизнью.
Задачи:
Овладеть началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и другими).
Овладеть способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности).
Развить способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Формировать начальные представления о компьютерной грамотности.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Срок реализации программы – 4 года.
Структура программы учебного предмета «Математика» соответствует требованиям ФГОС.
Тематическое планирование ежегодно конкретизируется в календарно-тематическом планировании, утверждаемом директором школы.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и взаимоконтроль.
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным примерным базисным учебным планом и учебным планом образовательной организации предмет «математика» относится к образовательной области "Математика". Предмет "Математика" изучается в 1 - 4 классах (4 года).
1 класс по 3 часа в неделю (33 учебных недели - 99 часов в год);
2 класс по 4 часа в неделю (34 учебных недели - 136 ч в год);
3 класс по 4 часа в неделю (34 учебных недели - 136 ч. в год);
4 класс по 4 часа в неделю (34 учебных недели - 136 ч. в год).
Предметная область | Учебный предмет Год обучения | Количество часов в неделю |
1 | 2 | 3 | 4 |
математика | математика | 3 | 4 | 4 | 4 |
Итог | 3 | 4 | 4 | 4 |
Предметная область | Учебный предмет Год обучения | Количество часов за год |
1 | 2 | 3 | 4 |
Математика | Математика | 99 | 136 | 136 | 136 |
Итог | 99 | 136 | 136 | 136 |
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета «Математика»
КРИТЕРИЙ | ПОКАЗАТЕЛЬ | СОДЕРЖАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ |
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. | Сформированность понятийного аппарата, характеризующего гражданскую направленность. | Понимать и использовать в речи положительные качества, характеризующие гражданскую направленность (патриотизм, трудолюбие, верность, справедливость, честь, смелость, и др. социальные компетенции). |
Сформированность понимания себя как члена семьи, члена общества, члена государства. | Понимать, что связывает ребенка: с его близкими, друзьями, одноклассниками, с Родиной. |
Выполнять поручения в семье, в школе. |
Бережно относиться к окружающему миру (через трудовое и экологическое воспитание). |
Сформированность чувства патриотизма. | Знать символики школы, района, города, области, страны. |
Уважительно относиться к себе, к другим людям. |
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | Сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. | Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
Уважать и доброжелательно относиться к другим (толерантность): - этническая толерантность; - конфессиональная толерантность (уважительное отношение к представителям других религий и вероисповеданий); - возрастная толерантность; - гендерная толерантность. |
Вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Сформированность адекватных представлений о своих возможностях, способностях. | Рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома и школы, каким маршрутом добраться и т.д.). |
Выполнять поручения в семье, в школе («заправить кровать, помыть посуду, выполнить уборку, провести дежурство и т.д.»). |
Сформированность представлений о своих потребностях. | Уметь обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях, иметь достаточный запас фраз и определений («извините, эту прививку мне делать нельзя»; «повторите, пожалуйста, я не услышал; я не совсем понял, что ты имеешь в виду»). |
Выполнить насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно поесть, одеться, и т.д.). |
Ориентироваться в классе, школе (знать, где классный кабинет, учителя, столовая, расписание уроков и т.д.) |
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | Сформированность конструктивных умений общения в семье, в школе, в социуме. | Конструктивно общаться в семье, в школе (со взрослыми: родители и педагоги): - слушать и слышать («слушать объяснение темы учителем на уроке»); - обращаться за помощью; - выражать благодарность; - следовать полученной инструкции; - договариваться; - доводить начатую работу до конца; - вступать в обсуждение; - задавать вопросы; - исправить недостатки в работе. |
Конструктивно общаться со сверстниками: - знакомиться; - присоединиться к другим детям; - просить об одолжении; - выражать симпатию; - проявлять инициативу; - делиться; - извиняться. |
Применять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
Сформированность адаптироваться к определенной ситуации. | Понимать ситуацию и на ее основе принимать адекватное решение. |
5.Овладение социально-бытовыми умениями, используемые в повседневной жизни. | Сформированность умений самостоятельности. | Участвовать в повседневных делах школы, класса, брать на себя ответственность в быту. Участвовать в подготовке и проведении семейных мероприятий. |
Сформированность умений самообслуживания. | Овладевать навыками самообслуживания дома и в школе. |
Сформированность умений выполнения доступных обязанностей в повседневной жизни класса, школы. | Иметь представления об устройстве школьной жизни. Уметь попросить о помощи в случае затруднений. Ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий. |
Сформированность знаний о правилах коммуникации и умений использовать их в житейских ситуациях. | Уметь начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасение, завершить разговор. Уметь корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие. |
6.Владение умениями коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | Сформированность умений коммуникации со взрослыми и сверстниками. | Поддерживать коммуникацию, применять адекватные способы поведения в разных ситуациях, обращаться за помощью, оказывать помощь. |
Владение средствами коммуникации. | Использовать разнообразные средства коммуникации ( в меру своих возможностей) согласно ситуации. |
Адекватность применения норм и правил социального взаимодействия. | Правильно применять нормы и правила социального взаимодействия. |
7.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Сформированность знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях. | соблюдать правила поведения в разных социальных ситуациях: - с близкими в семье; - с учителями; - с учениками; - с незнакомыми людьми. |
Сформированность основ нравственных установок и моральных норм. Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия | Отвечать за свои поступки. Уважать свое мнение и мнение окружающих. Быть благодарным, проявлять сочувствие, правильно выразить отказ, умение корректно высказать просьбу, намерение, опасение и др.) |
Сформированность умений в организации собственной деятельности | Организовывать собственную деятельность: - в быту - в общественных местах и т.д. |
8.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Посещать школу, не иметь пропусков без уважительной причины. |
Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика». | Соблюдать правила поведения на уроках. Соблюдать правила поведения на переменах и мероприятиях. Проявлять активность на уроках и внеурочное время. |
Сформированность выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации. | Выполнять задания учителя в школе и дома. Проявлять интерес к учебным предметам. Применять полученные знания в жизни. |
9.Развитие умений сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Готовность к коллективным формам общения. | Проявлять интерес к общению; помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; ориентироваться в ситуации общения. |
Владение средствами коммуникации. | Уметь выразить свое отношение к происходящему: речью, мимикой или жестами, осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения. |
10.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Сформированность элементарных представлений об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. | Видеть и понимать красоту в окружающем мире. |
Сформированность творческой активности, интереса к искусству, художественным традициям своего народа. | Выражать свои мысли, чувства, впечатления в форме эстетического суждения, оценки. Участвовать в различных видах творческой деятельности, выражать себя в доступных видах творчества. Понимать художественные традиции своего народа. |
11.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Сформированность этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. | Уважать и любить себя. Проявлять чувства доброжелательности, искренности, уважительности, справедливости, вежливости, терпения по отношению к другим людям. |
Сформированность понимания и сопереживания чувствам других людей. |
12.Формирование установки за безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Сформированность умений личной гигиены. | Применять умения личной гигиены в повседневной жизни. |
Сформированность понятий «здоровый образ жизни», «вредные привычки». | Различать вредные привычки от полезных. Заниматься спортом. Применять различные формы ЗОЖ в повседневной жизни. |
Сформированность умений к творческому труду. | Создавать художественные образы в своем воображении. Участвовать в доступных ему формах творческой деятельности. Положительно относиться к трудовой творческой деятельности. Уметь сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. |
Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям. | Понимать и ценить роль трудовой деятельности в жизни человека. Быть искренним, заботливым по отношению к себе и другим людям. |
13.Формирование готовности к самостоятельной жизни. | Сформированность начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности. | Участвовать в трудовых акциях. Уметь взаимодействовать в коллективных творческих делах. |
Сформированность житейских умений самообслуживания. | Готов обучаться бытовому труду. Обладает умениями самообслуживания. |
Сформированность умений межличностного общения. | Поддерживает коммуникацию со взрослыми и сверстниками. Умеет обратиться за помощью. Усваивает позитивные образцы взаимодействия в семье, школе, социуме. |
Предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
Предметные результаты учебного предмета «Математика» включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
В программе учебного предмета «Математика» выделены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Освоение предметных результатов зависит от психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по предмету «Математика» не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Класс | Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
1 | знать числовой ряд 1—10 в прямом порядке; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания. откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 10 с помощью учителя; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 10; различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении; решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи при помощи учителя; чертить отрезок с помощью учителя. | знать числовой ряд 1—10 в прямом и обратном порядке; усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы; считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по1. 2, в пределах 10; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 10; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 10; различать числа, полученные при счете и измерении; решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи с помощью учителя; различать прямые линии, кривые линии, отрезок. чертить прямоугольник (квадрат), треугольник по точкам (с помощью учителя) |
2 | знать числовой ряд 1—20 в прямом порядке; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, знать названия компонентов сложения, вычитания, знать переместительное свойство сложения; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, знать названия элементов четырехугольников. откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 20 с помощью учителя; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 20 с помощью учителя; различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении одной мерой; определять время по часам с точностью до 1 час с помощью учителя; решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи при помощи учителя; решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); различать прямую, кривую линии, отрезок. чертить прямоугольник (квадрат), треугольник (с помощью учителя). | знать числовой ряд 1—20 в прямом и обратном порядке; усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания; знать названия компонентов сложения, вычитания; знать переместительное свойство сложения; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы знать названия элементов четырехугольников, прямоугольников, квадрата. считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 1,2, в пределах 20; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 20; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 20 практически пользоваться переместительным свойством сложения; различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении одной мерой. определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1часа решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи; кратко записывать, решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); различать прямую, кривую линии, отрезок; чертить прямоугольник квадрат, треугольник (с помощью учителя). |
3 | знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке с помощью учителя; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части). знать названия компонентов сложения, вычитания; знать таблицу умножения однозначных чисел до 5; знать переместительное свойство сложения и умножения; знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения; называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года с помощью учителя; знать названия элементов четырехугольников. откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100 с помощью учителя; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного с помощью учителя; практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения с помощью учителя; различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении двумя мерами; определять время по часам хотя бы одним способом; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году с помощью учителя; решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи; решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг с помощью учителя; | знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке; усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способы чтения и записи каждого вида деления; знать названия компонентов сложения, вычитания; знать таблицы умножения чисел в пределах 20 понимать связь таблиц умножения и деления; знать переместительное свойство сложения и умножения; знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения; знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года; знать названия элементов четырехугольников. считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление; пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного; практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения; различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении двумя мерами. определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1 мин; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году; решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи; кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя). чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг; чертить прямоугольник (квадрат), треугольник. |
4 | знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части). знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; знать таблицу умножения однозначных чисел до 5; понимать связь таблиц умножения и деления; знать переместительное свойство сложения и умножения; знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения; называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года; знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур с помощью учителя; знать названия элементов четырехугольников. откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного; практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения; различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении двумя мерами; определять время по часам хотя бы одним способом; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году; решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи; решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной; узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение фигур без вычерчивания; чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг; чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя). | знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке; усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способы чтения и записи каждого вида деления; знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; понимать связь таблиц умножения и деления; знать переместительное свойство сложения и умножения; знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения; знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года; знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур; знать названия элементов четырехугольников. считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление; пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного; практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения; различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении двумя мерами; определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1 мин; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году; решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи; кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной; узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения; чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг; чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя). |
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование разделов и тем учебного предмета (курса) | Количество часов, отведенных на изучение разделов и тем учебного предмета (курса) | Содержание тем учебного предмета (курса) | Практическая часть с указанием формы | Реализация РК |
I класс |
1.Пропедевтический период | 20 часов | 1.Свойства предметов. 2.Сравнение предметов. 3.Сравннение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих. 4. Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ. 5. Положение предметов в пространстве, на плоскости. 6. Временные представления. 7 Геометрические формы. | 1.Сравнение предметов; 2.Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих 3.Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ. | - |
2.Числа. Величины Первый десяток Второй десяток | 79 часов 64 часа 15 часов | 1. Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0—9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно. 2. Число 10. Число и цифра. Десять единиц — 1 десяток. 3. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование). 4.Название, обозначение, десятичный состав чисел 11—20 . Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20. Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. 5. Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к,50 к. 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена. 6. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка. 7. Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки. 8. Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины. 9. Единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л 10. Единица времени — сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок дней недели. 11. Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам. | 1.Практические упражнения в решении примеров и задач. 2.Практические упражнения в применении переместительного свойства сложения при решении числовых выражений. 3. Практические упражнения в сравнении чисел. 4.Практические упражнения в построении отрезка. 5. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки. 6. Измерение отрезков. 7.Практические упражнения в вычерчивании прямоугольника, квадрата. треугольника по заданным вершинам. | - |
II класс |
1. Первый десяток. | 21 час | 1. Числовой ряд 1 – 10. Последовательность чисел в числовом ряду. 2. Присчитывание и отсчитывание по1, 2. 3. Состав чисел.5,6,7,8,9,10. 4. Действия с нулём. 5. Числовые выражения в два действия. 6. Сравнение чисел в пределах 10. 7. Построение отрезков. Сравнение по длине. | 1.Практические упражнения в решении примеров и задач. 2.Практические упражнения в применении переместительного свойства сложения при решении числовых выражений. 3. Практические упражнения в построении отрезков. 4. Сравнение отрезков по длине. | |
2. Второй десяток. | 115 часов | 1. Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (), меньше ( 2. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. 3. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа. 4. Таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы. 5. Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся. 6.Число 0 как компонент сложения. 7. Единица (мера) длины — дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см. 8. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени. 9. Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц». 10. Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия. 11. Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков. 12. Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника. 13. Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам. 14.Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени — час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса) 15. Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну) | 1.Практические упражнения в решении примеров и задач. 2.Практические упражнения в сравнении чисел. 3.Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника. 4. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам. 5. Измерение времени в часах. | |
III класс |
1. Второй десяток. | 67 часов. | 1. Нумерация 2. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. 3. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. 4. Умножение и деление в пределах 20. | 1.Практические упражнения в решении примеров и задач. | |
2.Сотня | 69 час. | 1. Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные. 2. Сложение и вычитание без перехода через десяток: -Сложение и вычитание круглых десятков. -Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел. - Сложение и вычитание двузначных чисел и однозначных чисел. -Сложение круглых десятков и двузначных чисел. - Сложение и вычитание двузначных чисел. - Вычитание круглых десятков из двузначных чисел. -Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным. -Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел. -Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни. 3. Соотношение: 1 р. = 100 к 4. Скобки. Действия I и II ступени. ·5.Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см. 6. Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами). 7. Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч). 8. Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию). 9.Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью. 10.Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления. 11.Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения. 12. Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля. 13. Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат. 14. Многоугольник. Вершины, углы, стороны | 1.Практические упражнения в решении примеров и задач. 2. Практические упражнения в сравнении чисел 3. Практические упражнения в построении окружности с помощью циркуля. | |
IV класс |
1. Сотня | 136 часов | 1.Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). 2.Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. 3.Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. 4. Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7. 5. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления. 6.Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся. 7.Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг. 8.Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм. 9.Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени. 10. Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. 11. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. 12. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. 13. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков. 14. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника. 15. Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника. 16. Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны. | 1.Практические упражнения в решении примеров и задач. 2. Практические упражнения в сравнении чисел. 3. Практические упражнения в определении времени по часам с точностью до 1 мин 4 Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. 5. Построение отрезка, равного длине ломаной. 6.Построение ломаной по данной длине ее отрезков. . 7. Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника. | |
6. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Система оценки распространяется на личностные и предметные результаты освоения АООП и разработана в соответствии с требованиями к структуре АООП и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
В соответствии с введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) система оценки образовательных достижений обучающихся чётко привязывается к планируемым результатам.
Оценка достижения личностных результатов
При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально - ценностных отношениях к себе и окружающему миру. Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме не представляющей угрозы личности и психологической безопасности ребёнка.
Программа системы оценки включает:
1) Перечень личностных результатов, критериев оценки жизненной компетенции обучающихся;
Основой оценки служит анализ поведения ребенка и динамики его развития в повседневной жизни. Критериальным аппаратом служит классификатор жизненных компетенций и разработанный на его основе индивидуальный перечень возможных результатов личностного развития.
Мониторинг уровня сформированности личностных результатов
| Критерии оценивания | Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Периоды оценивания | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Система бальной оценки результатов
№ | Балл | Характеристика продвижений |
1 | 0 баллов | Нет продвижения |
2 | 1 балл | Минимальное продвижение |
3 | 2 балла | Среднее продвижение |
4 | 3 балла | Значительное продвижение |
Оценка достижения предметных результатов
Критерии оценки предметных результатов формируются на основе индивидуального и дифференцированного подхода (оценка овладения содержания каждой образовательной области).
Оценка данной группы результатов начинается со второго полугодия 2-го класса, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя. Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса используется качественная оценка деятельности обучающегося через словесное и эмоциональное поощрение.
Ожидаемые результаты обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса:
• появление значимых предпосылок учебной деятельности, способность к ее осуществлению под непосредственным контролем педагога.
• развитие определенной доли самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.
Оценка достижения предметных результатов базируется на:
Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на следующие критерии:
соответствие / несоответствие усвоения научных знаний и использование их в практике (полнота и надежность знаний).
«верно» / «неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения достоверности, свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления.
Прочность усвоения знаний (удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Оценки достижения планируемых результатов в реализации АООП
№ | Балл | Характеристика продвижений |
1 | «удовлетворительно» (зачет), 3 | если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий |
2 | «хорошо», 4 | если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий |
3 | «отлично», 5 | если обучающиеся верно выполняют свыше 65%. |
Инструментарий для оценивания планируемых результатов освоения программы
Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования (далее инструментарий) включает:
-мониторинг сформированности личностных результатов;
-образцы заданий(тесты) для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования по математике;
- контрольные работы, используемые для оценки планируемых результатов;
- демонстрационные варианты заданий и проверочных работ.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение
Класс | Учебные пособия для учащихся |
1 | Т.В. Алышева Математика 1 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы в 2-х частях. Москва «Просвещение» 2017г. |
2 | Т.В. Алышева Математика 2 класс, Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях, 4 – е изд. - Москва, Просвещение, 2014. |
3 | В.В. Эк Математика 3 класс, Учебник для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 10-е издание- - Москва, Просвещение, 2014г. |
4 | М.Н.Перова, Математика. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 10-е изд., М., «Просвещение», 2014. |
Материально-техническое обеспечение - это общие характеристики инфраструктуры организации, включая параметры информационно-образовательной среды.
учебно-методических комплексов, включающих учебники: Математика.
дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины; таблиц на печатной основе;
демонстрационного материала ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные линейки, угольник; счетные палочки
демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел;
Методические пособия учителя |
Моршнева Л.Г. Математика. 1класс. Проверочные работы.-Саратов: Лицей, 2008. Папка дошкольника «Счет до 20» - 2009 Папкам дошкольника «Думай, считай, решай», 2009 Е.Ф. Бортникова. Развиваем математические способности (для детей 4-5 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012.-32 с. Е.Ф. Бортникова. Знакомимся с геометрией (для детей 6-7 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Книго-Мир», 2010.-32 с. Рабочая тетрадь дошкольника МАТЕМАТИКА СОСТАВ ЧИСЛА Автор - составитель Л. Маврина Художник А. Артюх, Е. Немирова, Т. Чижкова «Стрекоза»,2011 Колесникова Е.В. Я запоминаю цифры. Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет. – М.:ТЦ Сфера,2009-48с Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов спациальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя / В.В.Эк. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2005. -221 с.: ил. Копытова Н.А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 240 с. Иванова И.В. Я учусь считать до 20 / И.В.Иванова, М.В. Асриева. – М.: Издательство «Экзамен» 2012. – 64 с. (Серия «Дошкольное образование»). Серия «Математика». Решаем задачи. ОАО «Дом печати – ВЯТКА», Киров Рабочая тетрадь дошкольника. Математика. Состав числа. ОАО «Издательство «Высшая школа», 2014 Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи: Математика для детей 5-7 лет. 2-е изд., исправл. – М.: ТЦ Сфера, 2015. 48 с. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с. (Математические ступеньки) |