Пояснительная записка
Программа по предмету «Музыка» для 2-го класса начальной школы общеобразовательного учреждения составлена на основе авторской программы Е.Д Критской, Г.П.Сергеевой и Т.С.Шмагиной, которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Критская Е.Д. Музыка 2 класс: учебник для ОУ/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2012.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс: пособие для учителя/ сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2005.
Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику 2 класс на 2 дисках / сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2006.
Музыка. Рабочая тетрадь для 2 класса / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2017.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2017-2018 уч. год;
- Учебный план МБОУ «СОШ №19»;
- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Предмет музыка в начальной школе имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:
- развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
- понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке, первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений РФ. На изучение музыки во 2 классе выделяется 34 часа (1час в неделю). Домашнее задание по учебнику не предусмотрено.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов классиков, сочинений современных композиторов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование песен; освоение элементов музыкальной грамоты.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приёмами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
На уроках музыки раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах.
В программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство детей с музыкальными традициями и музыкальными инструментами Удмуртского народа.
Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального обучения младших школьников:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- интонационно-стилевого постижения музыки;
- эмоциональной драматургии;
- метод опережения и возвращения к пройденному;
- игры;
- метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей);
- художественного контекста (выход за пределы музыки).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие мотивов учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- умение позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
Метапредметные результаты:
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;
- умение сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
Предметные результаты:
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам музыкально – творческой деятельности;
- умение эмоционально и осознанно относится к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной;
- умение воплощать музыкальные образы при создании музыкально – пластических композиций, исполнении вокально – хоровых произведений.
В результате изучения музыки выпускник 2 класса научится в практической деятельности:
- воспринимать музыку различных жанров и размышлять о ней;
- эмоционально откликаться на искусство, выражать своё отношение к нему в различных видах деятельности;
- находить простейшие ассоциации между музыкальными, поэтическими и живописными произведениями;
- понимать главные отличительные особенности музыкально – театральных жанров – оперы и балета;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров;
- уметь вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам, слушать паузы, чётко произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест;
- владеть основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады, мелодия, аккомпанемент.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
- ценностно-смысловая ориентация учащихся,
- действие смыслообразования,
- нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли,
- разрешение конфликтов, постановка вопросов,
- управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные:
- целеполагание,
- волевая саморегуляция,
- коррекция,
- планирование,
- оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- умение структурировать знания,
- знаково – символические,
- моделирование,
- выделение и формулирование учебной цели.
- анализ объектов,
- синтез, как составление целого из частей,
- классификация объектов,
- доказательство.
Содержание программы предмета «Музыка» 2 класс.
Раздел 1. «Россия – Родина моя»
Цели: введение ребенка в мир музыкальной культуры через музыку русских композиторов; знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном; развитие чувства патриотизма.
Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России.
Примерный музыкальный материал:
«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.
«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Раздел 2. «День, полный событий»
Цели: накопить слуховой интонационно-стилевой опыт через знакомство с особенностями музыкальной речи С.Прокофьева и П.Чайковского;
воспитывать любовь к природе; познакомить со средствами музыкальной выразительности.
Мир ребёнка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано – его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.
Примерный музыкальный материал:
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.
Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм»
Цели: ввести детей в мир духовной музыки на примере фольклора и композиторских произведений; воспитывать уважение к национальным традициям; развивать ассоциативно-художественные впечатления детей;
формировать слушательский опыт; приобщить к культуре и обычаям русского народа лучшие образцы народного музыкального фольклора и композиторского творчества; прививать патриотическое воспитание через песни о русских полководцах и солдатах.
Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантаты. Жанр молитвы, хорала. Праздники русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песни и колядки. Музыка на Новогоднем празднике.
Примерный музыкальный материал:
«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Цели: приобщить к культуре и обычаям русского народа через лучшие образцы народного музыкального фольклора и композиторского творчества;
раскрыть перед детьми многообразный мир народных песен, танцев, игр, народных праздников; воспитывать любовь к родному народу;
познакомить с тембрами русских и удмуртских народных инструментов.
Фольклор – народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.
Примерный музыкальный материал:
Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
«Наигрыш». А. Шнитке.
Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев. «Камаринская». П. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков, слова народные. Масленичные песенки.
Песенки-заклички, игры, хороводы.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Цели: ввести детей в мир музыкального театра;
расширять слушательский, исполнительский и «композиторский» опыт детей;
познакомить с элементами оперных и балетных спектаклей.
Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность и маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижёра, режиссёра, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы – характеристики главных героев. Финал.
Примерный музыкальный материал:
«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.
Раздел 6. «В концертном зале»
Цели: расширять слушательский, исполнительский и «композиторский» опыт детей; познакомить с некоторыми жанрами симфонической и инструментальной музыки, с тембрами инструментов симфонического оркестра; воспитывать чувство сострадания чужой беде через образы симфонической и вокальной музыки.
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С Прокофьева: тембры инструментов различных групп симфонического оркестра. Партитура. Музыкальная живопись. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Взаимодействие тем – образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.А. Моцарта и М.П. Мусоргского.
Примерный музыкальный материал:
Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
«Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Цели: учить выражать собственное отношение к музыке, заинтересованно слушать, исполнять, обсуждать; воспитывать любовь к природе; рассмотреть образы природы в музыке русских и зарубежных композиторов.
Композитор-исполнитель-слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Музыкальные инструменты – орган. Музыкальные и живописные пейзажи. Сочинения И.С. Баха, М.Глинки, В.А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.
Примерный музыкальный материал:
«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайт
Тематическое планирование
II класс
н/п | Перечень разделов, тем | Кол-во часов |
| Россия – Родина моя. | 1 |
1 | Мелодия. | 1 |
2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. | 1 |
3 | Гимн России. Гимн Удмуртии. | 1 |
| День, полный событий. | |
4 | Музыкальные инструменты. | 1 |
5 | Природа и музыка. Прогулка. | 1 |
6 | Танцы, танцы, танцы… | 1 |
7 | Эти разные марши. | 1 |
8 | Рассказываем сказку. | 1 |
9 | Колыбельные. Обобщение. | 1 |
| «О России петь – что стремиться в храм». | |
10 | Великий колокольный звон. | 1 |
11 | Святые земли русской. | 1 |
12 | Музыка на Новогоднем празднике. | 1 |
13 | С Рождеством Христовым! | 1 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | |
14 | Русские народные инструменты. | |
15 | Плясовые наигрыши. | 1 |
16 | Разыгрываем песню. | 1 |
17 | Проводы зимы. | 1 |
18 | Встреча весны. Обобщение. | 1 |
| В музыкальном театре. | |
19 | Детский музыкальный театр. Опера. | 1 |
20 | Балет. | 1 |
21 | Театр оперы и балета. | 1 |
22 | Волшебная палочка дирижёра. | 1 |
23 | Сцены из оперы «Руслан и Людмила». | 1 |
24 | Увертюра. Финал. Обобщение. | 1 |
| В концертном зале. | |
25 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». | 1 |
26 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | 1 |
27,28 | В.А. Моцарт Симфония №40. Увертюра. | 2 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | |
29 | Музыкальные инструменты. И всё это – Бах. | 1 |
30 | Всё в движении. М. Глинка «Попутная песня». | 1 |
31 | Музыка учит людей понимать друг друга. | 1 |
32 | Два лада. Природа и музыка. | 1 |
33 | Мир композитора. Обобщающий урок . | 1 |
34 | Заключительный урок-концерт. | 1 |
Итого: | | 34 |
Учебно-методическое обеспечение курса.
Критская Е.Д. Музыка 2 класс: учебник для ОУ/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2012.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс: пособие для учителя/ сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2005.
Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику 2 класс на 2 кассетах / сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2006.
Музыка. Рабочая тетрадь для 2 класса / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2017.
Сергеева Г.П. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная литература для учителя.
Арсенина Е.Н. Музыка 1-7 классы: тематические баседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека, - Волгоград: Учитель, 2009г.;
Давыдова М.А. Уороки музыки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008г.;
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.;
Золина Л.В. уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением, - М.: Глобус, 2008г.;
Исаева С.А. Физкультминутки в начальной школе, М., Айрис-Пресс, 2003г.
Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке - М., «Просвещение» 1989г.;
Критская Е.Д. Музыка:1-4 классы: методическое пособие, - М.: Просвещение, 2006г.;
Музыка 2 класс. Поурочные планы по программе Критской / сост. Улашенко Н.Б. – Волгоград ИТД «Корифей», 2008г.;
Музыка 1-4 классы. Рабочие программы по учебникам Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, - Волгоград: Учитель, 2012г.;
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе - М., «Просвещение» 2000г.;
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
Дополнительная литература для учащихся.
Энциклопедия для детей. Искусство.- М., «Аванта» 2001 ;
Д.Б. Кабалевский Про трёх китов и про многое другое - М., «Просвещение» 1976 ;
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
Средства обучения.
Печатные пособия.
1.Комплект портретов композиторов.
2.Демонстраионные плакаты: «Народные музыкальные инструменты», «Нотный стан-нотоносец», «Фортепиано», «Длительность звука. Пауза», «Доли. Такт. Размер», «Музыкальные инструменты симфонического оркестра».
3.Тексты разучиваемых на уроках песен.
Интернет – ресурсы.
1. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http// school-collection.edu.ru
3. Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http//ru.wikipedia. org/wiki
4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
5. Музыкальный словарь. – Режим доступа: http://dic.academic.ru
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран проекционный, акустическая система.
Календарно-тематическое планирование уроков музыки.
II класс
Наименование и № раздела программы | № урока | Тема урока | Основные предметные результаты урока | Вид учебной деятельности учащихся | Вид контроля | Домашнее задание |
Россия – Родина моя. 3 часа | 1 | Мелодия. | Слушать музыку, размышлять об истоках её возникновения; Подбирать слова, отражающие содержание произведений. | Слушанье музыки, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Найти стихотворение о России. |
2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. | Воплощать характер и настроение песен о Родине в своём исполнении; Знать понятия: композитор, исполнитель, куплетная форма. | Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Нарисовать рисунок по теме урока. |
3 | Гимн России. Гимн Удмуртии. | Выразительно исполнять Гимн России. Знать понятия: гимн, символы России и Удмуртии. | Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Выучить текст 1 куплета и припева |
День, полный событий. 6 часов | 4 | Музыкальные инструменты. | Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов; Сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по звучанию, имитационными движениями изображать игру на фортепиано. | Слушанье музыки, инструментальное музицирование хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр.11 |
5 | Природа и музыка. Прогулка. | Выявлять различные образы природы; Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора; Знать понятия: песенность, танцевальность, маршевость. | Слушанье музыки, музыкально – пластические движения, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Нарисовать рисунок по теме урока. |
6 | Танцы, танцы, танцы… | Уметь определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня - танец – марш; Знать разнообразные танцевальные жанры. | Слушанье музыки, музыкально – пластические движения, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Выучить текст песни. |
7 | Эти разные марши. | Различать особенности построения музыки: двухчастная, трёхчастная формы и их элементы; Знать отличительные черты маршевой музыки. | Слушанье музыки, музыкально – пластические движения, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр.15 |
8 | Рассказываем сказку. | Приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. | Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое и сольное пение. | Устный опрос, хоровое и сольное пение. | Без задания. |
9 | Колыбельные. | Уметь определять жизненную основу музыкальных произведений; Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе музыкального произведения. Знать понятия: аккомпонемент, мелодия, вступление, темп. Отличительные черты колыбельной. | Слушанье музыки, хоровое и сольное пение, инсценирова- ние песни. | Устный опрос, хоровое и сольное пение. | Выучить текст песни. |
«О России петь – что стремиться в храм». 5 часов | 10 | Великий колокольный звон. | Знать колокольные звоны. Передавать с помощью пластики движений разный характер колокольных звонов. | Слушанье музыки, музыкально – пластические движения хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
11 | Святые земли русской. | Знать понятие: кантата, народные песнопения, икона, молитва, церковные песнопения. Уметь называть имена святых. | Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр.17 |
12 | Музыка на Новогоднем празднике. | Выявлять особенности музыки традиционных праздников; Исполнять новогодние песни на уроке и дома. | Слушанье музыки, хоровое и сольное пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Выучить текст песни. |
13 | С Рождеством Христовым! | Знать названия изученных жанров музыки, названия изученных произведений и их авторов; Исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). | Слушанье музыки, хоровое пение, инструментальное музици- рование. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 час | 14 | Русские народные инструменты. | Уметь сравнивать звучание народных музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах; | Слушанье музыки, музыкально – пластические движения, хоровое пение, инструментальное музицирование | Устный опрос, хоровое и сольное пение. | Нарисовать рисунок по теме урока. |
15 | Плясовые наигрыши. Разыгрываем песню. | Исполнять рождественские песни на уроке и дома; Выявлять особенности традиционных праздников народов России. | Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Подготовить сообщение. |
16 | Музыка в народном стиле. Обобщающий урок. | Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров. | Слушанье музыки, музыкально – пластические движения, хоровое пение, инструментальное музицирование | Устный опрос, хоровое и сольное пение. | Выучить текст песни. |
17 | Проводы зимы. | Разыгрывать народные игровые песни, песни – диалоги, песни – хороводы; Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, хорового воплощения образов русского фольклора; | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | Без задания. |
18 | Встреча весны. | Осуществлять опыт сочинения мелодии, ритмических, пластических импровизаций на тексты народных песенок, попевок и закличек; | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | РТ стр.18 |
В музыкальном театре. 5 часов | 19 | Детский музыкальный театр. Опера. | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы; Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. | Слушанье музыки, работа с учебником, музыкально – пластические движения, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
20 | Балет. | Участвовать в сценическом воплощении ( дирижирование) отдельных фрагментов балета; | Слушанье музыки, музыкально – пластические движения, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр.20-21 |
21 | Театр оперы и балета. | Знать понятия: балет, опера, увертюра, театр, солист, хор. | Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое и сольное пение. | Устный опрос, хоровое и сольное пение. | Выучить текст песни. |
22 | Волшебная палочка дирижёра. | Знать понятия: оркестр, дирижёр. Уметь «элементарно» дирижировать музыкой. | Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
23 | Сцены из оперы «Руслан и Людмила». | Уметь рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов; Выявлять особенности развития образа. | Слушанье музыки, музыкально – пластические движения, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
24 | Увертюра. Финал. Обобщающий урок. | Понимать смысл терминов: финал, увертюра. Узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации; | Слушанье музыки, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Выучить текст песни. |
В концертном зале. 5 часов | 25 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки | Слушанье музыки, работа с учебником. | Устный опрос. | РТ стр.25 |
26 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | Уметь соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов; Соотносить характер звучавшей музыки с её нотной записью. | Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Нарисовать рисунок по теме урока. |
27,28 | В.А. Моцарт Симфония №40. Увертюра. | Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные особенности музыкального сочинения; Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление. | Слушанье музыки, хоровое и сольное пение. | Устный опрос, хоровое и сольное пение. | Без задания. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 6 часов | 29 | Музыкальные инструменты. И всё это – Бах. | Уметь сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов; Размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия; | Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Выучить текст песни. |
30 | Всё в движении. М. Глинка | Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя; | Слушанье музыки, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
31 | Музыка учит людей понимать друг друга. | Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные особенности музыкального сочинения; Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении. | Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
32 | Два лада. Природа и музыка. | По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения; Сопоставлять, сравнивать, различные лады музыки; Выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении. | Слушанье музыки, хоровое пение, инсценирование песни. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр.31 |
33 | Мир композитора. | Уметь анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового искусства; Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства; Участвовать в подготовке заключительного урока – концерта. | Слушанье музыки, музыкально – пластические движения, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Составить программу концерта. |
34 | Обобщение. Заключительный урок-концерт. | Исполнять разные по образному содержанию образцы музыкально- поэтического творчества; Оценивать собственную творческую деятельность и деятельность одноклассников. | Музыкально – пластические движения, хоровое пение, инструментальное музицирование | Хоровое и сольное пение. | |