СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету «Музыка» для 4-го класса начальной школы общеобразовательного учреждения.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по музыке для 4-го класса составлена на основе авторской программы Сергеевой Г.П., Критской Е.Д., Шмагиной Т.С.

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету «Музыка» для 4-го класса начальной школы общеобразовательного учреждения.»

Пояснительная записка





Программа по предмету «Музыка» для 4-го класса начальной школы общеобразовательного учреждения составлена на основе авторской программы Е.Д Критской, Г.П.Сергеевой и Т.С.Шмагиной, которая разработана в соответствии примерными программами и основными положениями художественно – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Критская Е.Д. Музыка 4 класс: учебник для ОУ/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2014.

  2. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс: пособие для учителя/ сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2005.

  3. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику 4 класс на 3 кассетах / сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2014.

  4. Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2017.


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2017-2018 уч. год;

- Учебный план МБОУ «СОШ №19»;

- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).


Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Предмет музыка в начальной школе имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

- развития восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений РФ. На изучение музыки в 4 классе выделяется 34 часа (1час в неделю). Домашнее задание по учебнику не предусмотрено.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов классиков, сочинений современных композиторов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование песен; освоение элементов музыкальной грамоты.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приёмами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

На уроках музыки раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах.

В программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство детей с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами Удмуртского народа.

Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального обучения младших школьников:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- интонационно-стилевого постижения музыки;

- эмоциональной драматургии;

- метод опережения и возвращения к пройденному;

- метод игры;

- художественного контекста (выход за пределы музыки).



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.



В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви;

- уважительное отношение к культуре других народов;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие мотивов учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

- умение позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;

- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;

Метапредметные результаты:

- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;

- умение сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Предметные результаты:

- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам музыкально – творческой деятельности;

- умение эмоционально и осознанно относится к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной;

- умение воплощать музыкальные образы при создании музыкально – пластических композиций, исполнении вокально – хоровых произведений.

В результате изучения музыки выпускник 4 класса научится в практической деятельности:

- воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

- эмоционально откликаться на искусство, выражать своё отношение к нему в различных видах деятельности;

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;

- ориентироваться в музыкально – поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;

- сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

- знать имена некоторых выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации.



Содержание программы предмета «Музыка» 4 класс.

Раздел 1. «Россия – Родина моя»

Цели: познакомить детей с народными песнями разных жанров; воспитывать любовь и интерес к народным песням и родной природе; найти общие интонации народной музыки и музыки русских композиторов.

Красота родной земли и общность интонаций в народной музыке и музыке русских композиторов. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др. Лирические образы музыки С. Рахманинова, патриотическая тема в музыке М. Глинки.

Примерный музыкальный материал: С.Рахманинов Концерт №3 для фортепиано с оркестром, Вокализ; В.Локтев, сл. О.Высотской «Песня о России»; Ю.Антонов, сл. М.Пляцковского «Родные места»; «Ты река ль моя реченька» р.н.п.; Колыбельная в обработке А.Лядова; «У зори то у зореньки», «Солдатушки бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» р.н.п., обр. М Балакирева, Н.Римского-Корсакова; С.Прокофьев кантата «Александр Невский», М Глинка опера «Иван Сусанин».

Раздел 2. «О России петь – что стремиться в храм»

Цели: познакомить с особенностями жанров религиозных песнопений; углубить знания детей о людях, которые несли на Русь свет Истины, Добра, Правды, познакомить с просветителями славян Кириллом и Мефодием; воспитывать уважение к национальным традициям; развивать ассоциативно-художественные впечатления детей; расширять слушательский и исполнительский опыт.

Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский) их почитание и восхваление; святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности; Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание), особенности их мелодики, ритма, исполнения; Праздники Русской православной церкви (пасха) в музыке русских композиторов; Церковные и народные традиции праздника.

Примерный музыкальный материал: «Земле Русская» стихира; «Былина об Илье Муромце»; А.Бородин Симфония №2; М.Мусоргский «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки»; Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; П.Пипков, сл. С.Михайловского «Гимн Кириллу и Мефодию»; «Баллада о князе Владимире» сл. А.Толстого; Величание князю Владимиру и княгине Ольге; «Тропарь» праздника Пасхи»; П. Чесноков «Ангел вопияше» молитва; С Рахманинов «Богородице Дево радуйся» из «Всенощной», «Светлый праздник» сюита - фантазия; «Не шум шумит» р.н.п.

Раздел 3. «День, полный событий»

Цели: познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина, музыкальностью его стихов, с его сказками, ставшими основами музыкальных произведений; дать определение пейзажа в музыке, осознать единство темы в разных видах искусства; прививать любовь к русской музыке и поэзии.

Один день с А.Пушкиным; Музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов: П.Чайковского, М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова, Г.Свиридова; Многообразие жанров народной музыки; Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование; Музыкальность поэзии А.Пушкина.

Примерный музыкальный материал: М.Мусоргский «В деревне»; П.Чайковский «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»; Г.Свиридов «Пастораль» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»; П.Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома», «У камелька» из цикла «Времена года»; «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер» р.н.п.; В.Шебалин, ст.А.Пушкина «Зимняя дорога»; М.Яковлев, ст. А.Пушкина «Зимний вечер»; Н.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»; П.Чайковский опера «Евгений Онегин»,; М.Мусоргский опера «Борис Годунов».

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Цели: познакомить с историей возникновения и бытования русских народных инструментов и особенностями состава оркестра народных инструментов; углубить знания детей о музыке разных народов мира и их традициях; воспитывать любовь к родному народу и его традициям.

Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох; Сюжеты, образы, жанры народных песен; Музыка в народном стиле; устная и письмкнная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора; Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др.; Оркестр русских народных инструментов; Мифы, легенды, придания, сказки о музыке; Вариации в народной и композиторской музыке; церковные и народные праздники на Руси.

Примерный музыкальный материал: «Ой ты реченька, реченька», «Бульба» белорусские н.п.; «Солнце в дом войди», «Светляок» грузинские н.п.; «Аисты» узбекская н.п.; «Колыбельная» английская н.п.; «Санта Лючия» итальянская н.п.; «Вишня» японская н.п.; П.Чайковский Концерт№1 для ф-но с оркестром, «камаринская», «Мужик на гармонике играет» из «детского альбома»; Г.Свиридов кантата «Курские песни»; Н.Римский-Корсаков опера «Снегурочка»; Троицкие песни.

Раздел 5. «В концертном зале»

Цели: познакомить детей с тембрами и историей создания некоторых инструментов симфонического оркестра; расширять слушательский, исполнительский и «композиторский» опыт детей; познакомить с жанром сонаты; учить пониманию интернациональности музыкального языка; раскрыть интерес русских композиторов к музыке разных народов на примере произведений П.Чайковского, М.Глинки.

Различные жанры и образные сферы вокальной, камерной, инструментальной и симфонической музыки; особенности музыкальной драматургии сочинений А.Бородина, П.Чайковского, С.Рахманинова, Л.Бетховена; Интонации народной музыки в творчестве Ф.Шопена и М.Глинки; Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка; Симфонический оркестр.

Примерный музыкальный материал: А.Бородин «Ноктюрн» из квартета №2; П.Чайковский «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, «Баркарола» из цикла «Времена года»; С.Рахманинов, сл. Е Бекетовой «Сирень»; М.Мусоргский «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки»; Ф.Шопен «Полонез», «Вальс», «Мазурка», «желание» сл. С.Витвицкого; Л.Бетховен Соната №8; М.Глинка «Арагонская хота», «Венецианская ночь» сл.И.Козлова.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Цели: познакомить детей с историей создания оперы «Иван Сусанин», с музыкой в народном стиле; воспитывать любовь к родному народу; познакомить с традицией проведения Масленицы на Руси; закрепить знания о балетном и оперном спектакле, познакомить с опереттой и мюзиклом; обобщить знания о симфоническом оркестре.

События отечественной истории в творчестве М.Глинки, М.Мусоргского, С.Прокофьева; Опера; Музыкальная тема – характеристика действующих лиц; Ария, речитатив, песня, танец и др.

Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Симфонический оркестр. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмил», «Иван Сусанин», «Хованщина», из балета «Петрушка», «Гаяне».

Примерный музыкальный материал: М.Глинка опера «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»; М.Мусоргский песня Марфы, пляска персидок из оперы «Хованщина»; А.Хачатурян «танец с саблями» из оперы «Гаяне»; И.Стравинский балет «Петрушка»; И.Штраус Вальс из оперетты «Летучая мышь»; Ф.Лоу «Песня Элизы» из мюзикла «Моя прекрасная леди»; «Звёздная река» сл. и муз. В.Семёнова.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Цели: закрепить знания детей о романсе, о связи вокальных и инструментальных образов; обобщить понятия «композитор», «исполнитель», «слушатель»; познакомить с главным праздником Русской православной церкви – Пасхой, традициями и обрядами; закрепить понятия: опера, музыкальная живопись, музыкальная сказка; расширить знания детей о музыкальных инструментах и исполнителях.

Примерный музыкальный материал: С. Рахманинов Прелюдия для фортепиано; Прелюдии №7, № 20, этюд №12 для фортепиано Ф. Шопена;  Л. Бетховен Соната № 8 («Патетическая»); Э. Григ  «Песня Сольвейг» «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт»; Народные песни: «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.; «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы. «Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого; «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц; «Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты Н. Римского – Корсакова; М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина».







Тематическое планирование

IV класс

н/п

Перечень разделов, тем

Кол-во часов


Россия – Родина моя.


1

Мелодия. Ты запой мне ту песню…

1

2

Жанры народных песен.

1

3

На великий праздник собралася Русь! Эпилог.

1


«О России петь – что стремиться в храм».


4

Святые земли Русской. Илья Муромец.

1

5

Праздников праздник, торжество из торжеств.

1

6

Родной обычай старины.

1

7

Кирилл и Мефодий.

1


День, полный событий.


8

Приют спокойствия трудов и вдохновенья.

1

9

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

10

«Что за прелесть эти сказки!» Три чуда.

1

11

Ярморочное гулянье.

1

12

Святогорский монастырь.

1

13

«Приют, сияньем муз одетый…» Романс. Дуэт.Обобщающий урок.

1


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»


14

Композитор – имя ему народ.

1

15

Музыкальные инструменты России.

1

16

Музыкант – чародей.

1


В концертном зале.


17

Музыкальные инструменты. Струнный квартет.

1

18

Вариации на тему рококо. Старый замок.

1

19

Не молкнет сердце чуткое Шопена… Полонез, мазурка.

1

20

Л. Бетховен Патетическая соната.

1

21

Годы странствий. Симфоническая увертюра.

1


В музыкальном театре.


22

Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля.

1

23

Сцена в лесу.

1

24

Исходила младешенька.

1

25

Русский Восток. Восточные мотивы.

1

26

Балет «Петрушка»

1

27

Театр музыкальной комедии.

1


«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»


28

Прелюдия. Исповедь души.

1

29

Мастерство исполнителя.

1

30

Музыкальные инструменты.

1

31

В интонации спрятан человек.

1

32

Музыкальный сказочник.

1

33

Рассвет на Москве-реке.

1

34

Обобщение. Урок – концерт.

1

Итого:


34




Учебно-методическое обеспечение курса.



  1. Критская Е.Д. Музыка 4 класс: учебник для ОУ/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2014.

  2. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс: пособие для учителя/ сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2005.

3. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику 4 класс на 3 кассетах / сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2006.

4. Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.

Шмагина.- М.: Просвещение, 2017.

5. Сергеева Г.П. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы / Г.П. Сергеева,

Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2011.



Дополнительная литература для учителя.

  1. Арсенина Е.Н. Музыка 1-7 классы: тематические баседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека, - Волгоград: Учитель, 2009г.;

  2. Давыдова М.А. Уороки музыки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008г.;

  3. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.;

  4. Золина Л.В. уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением, - М.: Глобус, 2008г.;

  5. Исаева С.А. Физкультминутки в начальной школе, М., Айрис-Пресс, 2003г.

  6. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке - М., «Просвещение» 1989г.;

  7. Критская Е.Д. Музыка:1-4 классы: методическое пособие, - М.: Просвещение, 2006г.;

  8. Музыка 4 класс. Поурочные планы по программе Критской Е.Д. в 2-х частях./ сост. Изместьева Ю.Д. – Волгоград ИТД «Корифей», 2006г.;

  9. Музыка 1-4 классы. Рабочие программы по учебникам Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, - Волгоград: Учитель, 2012г.;

  10. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  11. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе - М., «Просвещение» 2000г.;

  12. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.



Дополнительная литература для учащихся.



  1. Энциклопедия для детей. Искусство.- М., «Аванта» 2001 ;

  2. Д.Б. Кабалевский Про трёх китов и про многое другое - М., «Просвещение» 1976 ;

  3. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.



Средства обучения.

Печатные пособия.

1.Комплект портретов композиторов.

2.Демонстраионные плакаты: «Народные музыкальные инструменты», «Нотный стан-нотоносец», «Фортепиано», «Длительность звука. Пауза», «Доли. Такт. Размер», «Музыкальные жанры», «Музыкальные форма», «Динамика. Диапазон», «Музыкальные инструменты симфонического оркестра».


3.Тексты разучиваемых на уроках песен.



Интернет – ресурсы.

1. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http// school-collection.edu.ru

3. Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http//ru.wikipedia. org/wiki

4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/


5. Музыкальный словарь. – Режим доступа: http://dic.academic.ru



Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран проекционный, акустическая система.









Календарно-тематическое планирование уроков музыки.



IV класс



Наименование

и №

раздела программы

урока

Тема урока

Основные предметные

результаты урока

Вид учебной

деятельности учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание

Россия – Родина моя.

3 часа







1

Мелодия. Ты запой мне ту песню…

Уметь размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Слушанье музыки, хоровое пение.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

2

Жанры народных песен.


Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Исполнять и разыгрывать народные песни.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 6- 7

3

На великий праздник собралася Русь! Эпилог.

Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании.

Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое пение.

Устный опрос,

хоровое пение.

Выучить текст песни.

«О России петь – что стремиться в храм». 4 часа






4

Святые земли Русской. Илья Муромец.

Уметь сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы.

Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.

Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое пение.

Устный опрос,

хоровое пение.

Подготовить сообщение

5

Праздников праздник, торжество из торжеств.

Уметь сравнивать музыкальные образцы народных и церковных праздников.

Слушанье музыки, хоровое пение, инструментальное музициро- вание.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

6

Родной обычай старины.

Уметь осуществлять собственный музыкально – исполнительский замысел в пении.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Выучить текст песни.

7

Кирилл и Мефодий.

Знать особенности мелодики, ритма, исполнения религиозных песнопений.

Слушанье музыки, хоровое пение.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр.9

День, полный событий.

6 часов














8

Приют спокойствия трудов и вдохновенья.

Понимать особенности построения музыкальных и литературных произведений.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Подготовить сообщение

9

Зимнее утро. Зимний вечер.

Выявлять изобразительные и выразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.Пушкина.

Слушанье музыки, хоровое пение, инструментальное музициро- вание.

Устный опрос,

хоровое пение.

Нарисовать рисунок по теме урока.

10

«Что за прелесть эти сказки!» Три чуда.

Уметь выявлять изобразительные и выразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.Пушкина.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Выучить текст песни.

11

Ярморочное гулянье.

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Без задания.

12

Святогорский монастырь.

Знать многообразие жанров народной музыки.

Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоциональных терминов.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

13

«Приют, сияньем муз одетый…» Обобщающий урок.


Уметь анализировать и обобщать жанрово стилистические особенности музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Без задания.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3 часа






14

Композитор – имя ему народ.


Знать приёмы развития музыкальных произведений: контраст, повтор, вариационность.

Слушанье музыки, хоровое пение.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

15

Музыкальные инструменты России.


Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.

Слушанье музыки, хоровое пение, инструментальное музициро- вание.

Устный опрос,

хоровое пение.

Составить кроссворд

16

Музыкант – чародей.

Исследовать историю создания музыкальных инструментов.

Слушанье музыки, хоровое и сольное пение.

Устный опрос,

хоровое и сольное пение.

Нарисовать рисунок по теме урока.

В концертном зале.

5 часов













17

Музыкальные инструменты Струнный квартет.

Уметь определять и соотносить выразительные и изобразительные интонации.

Знать жанры камерной инструментальной музыки.

Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Без задания.

18

Вариации на тему рококо. Старый замок.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоциональных терминов.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр.21

19

Не молкнет сердце чуткое Шопена… Полонез, мазурка.

Узнавать по звучанию различные виды музыки из произведений программы.


Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

РТ стр.23

20

Л. Бетховен Патетическая соната.

Знать особенности музыкальной драматургии изучаемых произведений Л.Бетховена.

Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое пение.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

21

Годы странствий. Симфоническая увертюра.

Знать некоторые жанры и образные сферы вокальной и симфонической музыки.

Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Без задания.

В музыкальном театре.

6 часов











22

Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля.

Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Слушанье музыки, хоровое и сольное пение.

Устный опрос,

хоровое и сольное пение.

Выучить текст песни.

23

Сцена в лесу.


Знать название и значение оперных фрагментов: ария, речитатив, каватина.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Слушанье музыки, хоровое пение, инструментальное музициро- вание.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр.25

24

Исходила младешенька.


Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Слушанье музыки, хоровое пение.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

25

Русский Восток. Восточные мотивы.


Узнавать народные мотивы и своеобразие музыкального языка Востока.

Слушанье музыки, музыкально – пластические движения, хоровое пение.

Устный опрос,

хорово пение.

Подготовить сообщение

26

Балет «Петрушка»

Знать особенности развития в балете И. Стравинского.

Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоциональных терминов.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

РТ стр. 27

27

Театр музыкальной комедии.

Знать жанры лёгкой музыки: мюзикл, оперетта.

Слушанье музыки, музыкально – пластические движения.

Устный опрос.


Составить кроссворд.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

7 часов


28

Прелюдия. Исповедь души.


Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

29

Мастерство исполнителя.


Уметь выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей;

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Выучить текст песни.

30

Музыкальные инструменты.

Слушать классические и современные образцы гитарной музыки.

Слушанье музыки, хоровое пение.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

31

В интонации спрятан человек.


Уметь анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации.

Слушанье музыки, хоровое пение.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

32

Музыкальный сказочник.


Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр.29

33

Рассвет на Москве-реке.

Узнавать музыкальные произведения.

Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран.

Слушанье музыки, работа с учебником.

Письменный опрос.

РТ стр.32


34

Обобщение. Заключительный урок-концерт.

Исполнять разные по содержанию образцы музыкально- поэтического творчества;

Оценивать собственную творческую деятельность и деятельность одноклассников.

Музыкально – пластические движения, хоровое и сольное пение, инструм. Музициро- вание.

Хоровое, сольное и ансамблевое пение.