Пояснительная записка
Программа по предмету «Музыка» для 4-го класса начальной школы общеобразовательного учреждения составлена на основе авторской программы Е.Д Критской, Г.П.Сергеевой и Т.С.Шмагиной, которая разработана в соответствии примерными программами и основными положениями художественно – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Критская Е.Д. Музыка 4 класс: учебник для ОУ/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2014.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс: пособие для учителя/ сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2005.
Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику 4 класс на 3 кассетах / сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2014.
Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2017.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2017-2018 уч. год;
- Учебный план МБОУ «СОШ №19»;
- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Предмет музыка в начальной школе имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
- развития восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений РФ. На изучение музыки в 4 классе выделяется 34 часа (1час в неделю). Домашнее задание по учебнику не предусмотрено.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов классиков, сочинений современных композиторов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование песен; освоение элементов музыкальной грамоты.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приёмами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
На уроках музыки раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах.
В программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство детей с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами Удмуртского народа.
Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального обучения младших школьников:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- интонационно-стилевого постижения музыки;
- эмоциональной драматургии;
- метод опережения и возвращения к пройденному;
- метод игры;
- художественного контекста (выход за пределы музыки).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие мотивов учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- умение позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
Метапредметные результаты:
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;
- умение сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
Предметные результаты:
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам музыкально – творческой деятельности;
- умение эмоционально и осознанно относится к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной;
- умение воплощать музыкальные образы при создании музыкально – пластических композиций, исполнении вокально – хоровых произведений.
В результате изучения музыки выпускник 4 класса научится в практической деятельности:
- воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
- эмоционально откликаться на искусство, выражать своё отношение к нему в различных видах деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
- ориентироваться в музыкально – поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;
- сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- знать имена некоторых выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации.
Содержание программы предмета «Музыка» 4 класс.
Раздел 1. «Россия – Родина моя»
Цели: познакомить детей с народными песнями разных жанров; воспитывать любовь и интерес к народным песням и родной природе; найти общие интонации народной музыки и музыки русских композиторов.
Красота родной земли и общность интонаций в народной музыке и музыке русских композиторов. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др. Лирические образы музыки С. Рахманинова, патриотическая тема в музыке М. Глинки.
Примерный музыкальный материал: С.Рахманинов Концерт №3 для фортепиано с оркестром, Вокализ; В.Локтев, сл. О.Высотской «Песня о России»; Ю.Антонов, сл. М.Пляцковского «Родные места»; «Ты река ль моя реченька» р.н.п.; Колыбельная в обработке А.Лядова; «У зори то у зореньки», «Солдатушки бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» р.н.п., обр. М Балакирева, Н.Римского-Корсакова; С.Прокофьев кантата «Александр Невский», М Глинка опера «Иван Сусанин».
Раздел 2. «О России петь – что стремиться в храм»
Цели: познакомить с особенностями жанров религиозных песнопений; углубить знания детей о людях, которые несли на Русь свет Истины, Добра, Правды, познакомить с просветителями славян Кириллом и Мефодием; воспитывать уважение к национальным традициям; развивать ассоциативно-художественные впечатления детей; расширять слушательский и исполнительский опыт.
Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский) их почитание и восхваление; святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности; Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание), особенности их мелодики, ритма, исполнения; Праздники Русской православной церкви (пасха) в музыке русских композиторов; Церковные и народные традиции праздника.
Примерный музыкальный материал: «Земле Русская» стихира; «Былина об Илье Муромце»; А.Бородин Симфония №2; М.Мусоргский «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки»; Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; П.Пипков, сл. С.Михайловского «Гимн Кириллу и Мефодию»; «Баллада о князе Владимире» сл. А.Толстого; Величание князю Владимиру и княгине Ольге; «Тропарь» праздника Пасхи»; П. Чесноков «Ангел вопияше» молитва; С Рахманинов «Богородице Дево радуйся» из «Всенощной», «Светлый праздник» сюита - фантазия; «Не шум шумит» р.н.п.
Раздел 3. «День, полный событий»
Цели: познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина, музыкальностью его стихов, с его сказками, ставшими основами музыкальных произведений; дать определение пейзажа в музыке, осознать единство темы в разных видах искусства; прививать любовь к русской музыке и поэзии.
Один день с А.Пушкиным; Музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов: П.Чайковского, М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова, Г.Свиридова; Многообразие жанров народной музыки; Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование; Музыкальность поэзии А.Пушкина.
Примерный музыкальный материал: М.Мусоргский «В деревне»; П.Чайковский «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»; Г.Свиридов «Пастораль» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»; П.Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома», «У камелька» из цикла «Времена года»; «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер» р.н.п.; В.Шебалин, ст.А.Пушкина «Зимняя дорога»; М.Яковлев, ст. А.Пушкина «Зимний вечер»; Н.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»; П.Чайковский опера «Евгений Онегин»,; М.Мусоргский опера «Борис Годунов».
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Цели: познакомить с историей возникновения и бытования русских народных инструментов и особенностями состава оркестра народных инструментов; углубить знания детей о музыке разных народов мира и их традициях; воспитывать любовь к родному народу и его традициям.
Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох; Сюжеты, образы, жанры народных песен; Музыка в народном стиле; устная и письмкнная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора; Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др.; Оркестр русских народных инструментов; Мифы, легенды, придания, сказки о музыке; Вариации в народной и композиторской музыке; церковные и народные праздники на Руси.
Примерный музыкальный материал: «Ой ты реченька, реченька», «Бульба» белорусские н.п.; «Солнце в дом войди», «Светляок» грузинские н.п.; «Аисты» узбекская н.п.; «Колыбельная» английская н.п.; «Санта Лючия» итальянская н.п.; «Вишня» японская н.п.; П.Чайковский Концерт№1 для ф-но с оркестром, «камаринская», «Мужик на гармонике играет» из «детского альбома»; Г.Свиридов кантата «Курские песни»; Н.Римский-Корсаков опера «Снегурочка»; Троицкие песни.
Раздел 5. «В концертном зале»
Цели: познакомить детей с тембрами и историей создания некоторых инструментов симфонического оркестра; расширять слушательский, исполнительский и «композиторский» опыт детей; познакомить с жанром сонаты; учить пониманию интернациональности музыкального языка; раскрыть интерес русских композиторов к музыке разных народов на примере произведений П.Чайковского, М.Глинки.
Различные жанры и образные сферы вокальной, камерной, инструментальной и симфонической музыки; особенности музыкальной драматургии сочинений А.Бородина, П.Чайковского, С.Рахманинова, Л.Бетховена; Интонации народной музыки в творчестве Ф.Шопена и М.Глинки; Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка; Симфонический оркестр.
Примерный музыкальный материал: А.Бородин «Ноктюрн» из квартета №2; П.Чайковский «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, «Баркарола» из цикла «Времена года»; С.Рахманинов, сл. Е Бекетовой «Сирень»; М.Мусоргский «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки»; Ф.Шопен «Полонез», «Вальс», «Мазурка», «желание» сл. С.Витвицкого; Л.Бетховен Соната №8; М.Глинка «Арагонская хота», «Венецианская ночь» сл.И.Козлова.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Цели: познакомить детей с историей создания оперы «Иван Сусанин», с музыкой в народном стиле; воспитывать любовь к родному народу; познакомить с традицией проведения Масленицы на Руси; закрепить знания о балетном и оперном спектакле, познакомить с опереттой и мюзиклом; обобщить знания о симфоническом оркестре.
События отечественной истории в творчестве М.Глинки, М.Мусоргского, С.Прокофьева; Опера; Музыкальная тема – характеристика действующих лиц; Ария, речитатив, песня, танец и др.
Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Симфонический оркестр. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмил», «Иван Сусанин», «Хованщина», из балета «Петрушка», «Гаяне».
Примерный музыкальный материал: М.Глинка опера «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»; М.Мусоргский песня Марфы, пляска персидок из оперы «Хованщина»; А.Хачатурян «танец с саблями» из оперы «Гаяне»; И.Стравинский балет «Петрушка»; И.Штраус Вальс из оперетты «Летучая мышь»; Ф.Лоу «Песня Элизы» из мюзикла «Моя прекрасная леди»; «Звёздная река» сл. и муз. В.Семёнова.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Цели: закрепить знания детей о романсе, о связи вокальных и инструментальных образов; обобщить понятия «композитор», «исполнитель», «слушатель»; познакомить с главным праздником Русской православной церкви – Пасхой, традициями и обрядами; закрепить понятия: опера, музыкальная живопись, музыкальная сказка; расширить знания детей о музыкальных инструментах и исполнителях.
Примерный музыкальный материал: С. Рахманинов Прелюдия для фортепиано; Прелюдии №7, № 20, этюд №12 для фортепиано Ф. Шопена; Л. Бетховен Соната № 8 («Патетическая»); Э. Григ «Песня Сольвейг» «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт»; Народные песни: «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.; «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы. «Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого; «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц; «Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты Н. Римского – Корсакова; М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина».
Тематическое планирование
IV класс
н/п | Перечень разделов, тем | Кол-во часов |
| Россия – Родина моя. | |
1 | Мелодия. Ты запой мне ту песню… | 1 |
2 | Жанры народных песен. | 1 |
3 | На великий праздник собралася Русь! Эпилог. | 1 |
| «О России петь – что стремиться в храм». | |
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 |
5 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 |
6 | Родной обычай старины. | 1 |
7 | Кирилл и Мефодий. | 1 |
| День, полный событий. | |
8 | Приют спокойствия трудов и вдохновенья. | 1 |
9 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 |
10 | «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда. | 1 |
11 | Ярморочное гулянье. | 1 |
12 | Святогорский монастырь. | 1 |
13 | «Приют, сияньем муз одетый…» Романс. Дуэт.Обобщающий урок. | 1 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | |
14 | Композитор – имя ему народ. | 1 |
15 | Музыкальные инструменты России. | 1 |
16 | Музыкант – чародей. | 1 |
| В концертном зале. | |
17 | Музыкальные инструменты. Струнный квартет. | 1 |
18 | Вариации на тему рококо. Старый замок. | 1 |
19 | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Полонез, мазурка. | 1 |
20 | Л. Бетховен Патетическая соната. | 1 |
21 | Годы странствий. Симфоническая увертюра. | 1 |
| В музыкальном театре. | |
22 | Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. | 1 |
23 | Сцена в лесу. | 1 |
24 | Исходила младешенька. | 1 |
25 | Русский Восток. Восточные мотивы. | 1 |
26 | Балет «Петрушка» | 1 |
27 | Театр музыкальной комедии. | 1 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | |
28 | Прелюдия. Исповедь души. | 1 |
29 | Мастерство исполнителя. | 1 |
30 | Музыкальные инструменты. | 1 |
31 | В интонации спрятан человек. | 1 |
32 | Музыкальный сказочник. | 1 |
33 | Рассвет на Москве-реке. | 1 |
34 | Обобщение. Урок – концерт. | 1 |
Итого: | | 34 |
| | |
Учебно-методическое обеспечение курса.
Критская Е.Д. Музыка 4 класс: учебник для ОУ/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2014.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс: пособие для учителя/ сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2005.
3. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику 4 класс на 3 кассетах / сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2006.
4. Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.
Шмагина.- М.: Просвещение, 2017.
5. Сергеева Г.П. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы / Г.П. Сергеева,
Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная литература для учителя.
Арсенина Е.Н. Музыка 1-7 классы: тематические баседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека, - Волгоград: Учитель, 2009г.;
Давыдова М.А. Уороки музыки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008г.;
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.;
Золина Л.В. уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением, - М.: Глобус, 2008г.;
Исаева С.А. Физкультминутки в начальной школе, М., Айрис-Пресс, 2003г.
Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке - М., «Просвещение» 1989г.;
Критская Е.Д. Музыка:1-4 классы: методическое пособие, - М.: Просвещение, 2006г.;
Музыка 4 класс. Поурочные планы по программе Критской Е.Д. в 2-х частях./ сост. Изместьева Ю.Д. – Волгоград ИТД «Корифей», 2006г.;
Музыка 1-4 классы. Рабочие программы по учебникам Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, - Волгоград: Учитель, 2012г.;
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе - М., «Просвещение» 2000г.;
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
Дополнительная литература для учащихся.
Энциклопедия для детей. Искусство.- М., «Аванта» 2001 ;
Д.Б. Кабалевский Про трёх китов и про многое другое - М., «Просвещение» 1976 ;
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
Средства обучения.
Печатные пособия.
1.Комплект портретов композиторов.
2.Демонстраионные плакаты: «Народные музыкальные инструменты», «Нотный стан-нотоносец», «Фортепиано», «Длительность звука. Пауза», «Доли. Такт. Размер», «Музыкальные жанры», «Музыкальные форма», «Динамика. Диапазон», «Музыкальные инструменты симфонического оркестра».
3.Тексты разучиваемых на уроках песен.
Интернет – ресурсы.
1. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http// school-collection.edu.ru
3. Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http//ru.wikipedia. org/wiki
4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
5. Музыкальный словарь. – Режим доступа: http://dic.academic.ru
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран проекционный, акустическая система.
Календарно-тематическое планирование уроков музыки.
IV класс
Наименование и № раздела программы | № урока | Тема урока | Основные предметные результаты урока | Вид учебной деятельности учащихся | Вид контроля | Домашнее задание |
Россия – Родина моя. 3 часа | 1 | Мелодия. Ты запой мне ту песню… | Уметь размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. | Слушанье музыки, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
2 | Жанры народных песен. | Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни. | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр. 6- 7 |
3 | На великий праздник собралася Русь! Эпилог. | Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. | Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Выучить текст песни. |
«О России петь – что стремиться в храм». 4 часа | 4 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | Уметь сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. | Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Подготовить сообщение |
5 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | Уметь сравнивать музыкальные образцы народных и церковных праздников. | Слушанье музыки, хоровое пение, инструментальное музициро- вание. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
6 | Родной обычай старины. | Уметь осуществлять собственный музыкально – исполнительский замысел в пении. | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | Выучить текст песни. |
7 | Кирилл и Мефодий. | Знать особенности мелодики, ритма, исполнения религиозных песнопений. | Слушанье музыки, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр.9 |
День, полный событий. 6 часов | 8 | Приют спокойствия трудов и вдохновенья. | Понимать особенности построения музыкальных и литературных произведений. | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником. | Устный опрос, хоровое пение. | Подготовить сообщение |
9 | Зимнее утро. Зимний вечер. | Выявлять изобразительные и выразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.Пушкина. | Слушанье музыки, хоровое пение, инструментальное музициро- вание. | Устный опрос, хоровое пение. | Нарисовать рисунок по теме урока. |
10 | «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда. | Уметь выявлять изобразительные и выразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.Пушкина. | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | Выучить текст песни. |
11 | Ярморочное гулянье. | Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. | Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | Без задания. |
12 | Святогорский монастырь. | Знать многообразие жанров народной музыки. Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоциональных терминов. | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
13 | «Приют, сияньем муз одетый…» Обобщающий урок. | Уметь анализировать и обобщать жанрово стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | Без задания. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 часа | 14 | Композитор – имя ему народ. | Знать приёмы развития музыкальных произведений: контраст, повтор, вариационность. | Слушанье музыки, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
15 | Музыкальные инструменты России. | Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. | Слушанье музыки, хоровое пение, инструментальное музициро- вание. | Устный опрос, хоровое пение. | Составить кроссворд |
16 | Музыкант – чародей. | Исследовать историю создания музыкальных инструментов. | Слушанье музыки, хоровое и сольное пение. | Устный опрос, хоровое и сольное пение. | Нарисовать рисунок по теме урока. |
В концертном зале. 5 часов | 17 | Музыкальные инструменты Струнный квартет. | Уметь определять и соотносить выразительные и изобразительные интонации. Знать жанры камерной инструментальной музыки. | Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое и ансамблевое пение. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | Без задания. |
18 | Вариации на тему рококо. Старый замок. | Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоциональных терминов. | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр.21 |
19 | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Полонез, мазурка. | Узнавать по звучанию различные виды музыки из произведений программы. | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | РТ стр.23 |
20 | Л. Бетховен Патетическая соната. | Знать особенности музыкальной драматургии изучаемых произведений Л.Бетховена. | Слушанье музыки, работа с учебником, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
21 | Годы странствий. Симфоническая увертюра. | Знать некоторые жанры и образные сферы вокальной и симфонической музыки. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | Без задания. |
В музыкальном театре. 6 часов | 22 | Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. | Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | Слушанье музыки, хоровое и сольное пение. | Устный опрос, хоровое и сольное пение. | Выучить текст песни. |
23 | Сцена в лесу. | Знать название и значение оперных фрагментов: ария, речитатив, каватина. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Слушанье музыки, хоровое пение, инструментальное музициро- вание. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр.25 |
24 | Исходила младешенька. | Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. | Слушанье музыки, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
25 | Русский Восток. Восточные мотивы. | Узнавать народные мотивы и своеобразие музыкального языка Востока. | Слушанье музыки, музыкально – пластические движения, хоровое пение. | Устный опрос, хорово пение. | Подготовить сообщение |
26 | Балет «Петрушка» | Знать особенности развития в балете И. Стравинского. Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоциональных терминов. | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение. | Устный опрос, хоровое и ансамблевое пение. | РТ стр. 27 |
27 | Театр музыкальной комедии. | Знать жанры лёгкой музыки: мюзикл, оперетта. | Слушанье музыки, музыкально – пластические движения. | Устный опрос. | Составить кроссворд. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 7 часов | 28 | Прелюдия. Исповедь души. | Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. | Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
29 | Мастерство исполнителя. | Уметь выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей; | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником. | Устный опрос, хоровое пение. | Выучить текст песни. |
30 | Музыкальные инструменты. | Слушать классические и современные образцы гитарной музыки. | Слушанье музыки, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
31 | В интонации спрятан человек. | Уметь анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации. | Слушанье музыки, хоровое пение. | Устный опрос, хоровое пение. | Без задания. |
32 | Музыкальный сказочник. | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. | Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником. | Устный опрос, хоровое пение. | РТ стр.29 |
33 | Рассвет на Москве-реке. | Узнавать музыкальные произведения. Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран. | Слушанье музыки, работа с учебником. | Письменный опрос. | РТ стр.32 |
34 | Обобщение. Заключительный урок-концерт. | Исполнять разные по содержанию образцы музыкально- поэтического творчества; Оценивать собственную творческую деятельность и деятельность одноклассников. | Музыкально – пластические движения, хоровое и сольное пение, инструм. Музициро- вание. | Хоровое, сольное и ансамблевое пение. | |