СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по проектной деятельности "Методы рационального чтения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель спецкурса: научить шестиклассников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера, в зависимости от содержания и коммуникативной задачи.

Просмотр содержимого документа
«Программа по проектной деятельности "Методы рационального чтения"»

  1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  2. «ВИДНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

  3. «УТВЕРЖДАЮ»

  4. Директор МАОУ «Видновская гимназия»

                  1. ______________________/Анашкина Т.В../

        1. «30» августа 2017 года



  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  2. по проектной деятельности учащихся «Методы рационального чтения»

  3. учителя русского языка

  4. Лоскутовой Е.В.

  5. в 6 «Г» классе

  6. на 2017/2018 учебный год



2017 г.



      1. Пояснительная записка



Цель спецкурса: научить шестиклассников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера, в зависимости от содержания и коммуникативной задачи.

Задачи:

1. Обучение методам комплексного восприятия и поэтапного осмысления текста.

2. Развитие интереса к чтению и изучению лучших произведений русской и мировой литературы.

3. Воспитание внимания к художественному слову, любви к книге и потребности в чтении;

4. Повышение качества чтения.

5. Формирование умений интерпретировать изучаемые произведения.

6. Повышение общекультурного уровня учащихся.

В ходе обучения чтению ученики должны овладеть различными видами чтения. К видам чтения относятся: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, направленное на извлечение, вычерпывание пол ной и точной информации с последующей интерпретацией со держания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение отрывка из художественного произведения.

Существенным в организации рационального чтения является ПОСТЕПЕННОЕ вхождение в процесс чтения. Это особенно важно в тех случаях, когда читать надо напряженно в течение длительного времени. Слишком быстрый «старт» приведет к менее быстрому перенапряжению нервной системы и зрения уже на первом этапе. Плавность вхождения в нормальный ритм работы важна не только в самом начале, но и на всех последующих этапах работы с текстом.

Правильное распределение времени в процессе чтения, поэтапность и последовательность в усвоении сложного материала способствуют наиболее полному и глубокому его пониманию.

- Прежде всего, необходимо рассмотреть ее построение. На обложке или на первой странице (титульный лист) указаны автор книги, ее заглавие, редактор (переводчик), год и место издания. Эти сведения выписываются в конспект, или на карточки, или в особый список источников. Излагая чьи-либо мысли и рассуждения, всегда нужно точно указывать, кому, они принадлежат и из какой работы взяты.

- После этого следует ознакомиться с оглавлением книги. Оно помогает уяснить структуру книги и найти в ней нужный материал. Если имеется предисловие, его нужно обязательно прочесть, так как оно вводит читателя в круг рассматриваемых вопросов, знакомит с методами исследования.

- Последним этапом предварительного ознакомления с книгой является первичное ее чтение. Оно дает общее представление о книге, но обязательно требует повторной проработки по частям. Не всегда, конечно, нужно предварительно читать всю книгу. При проработке учебника это нецелесообразно, так как содержание последующих глав может быть понято лишь в результате глубокого изучения и усвоения предыдущих. То же относится к книгам, рассчитанным на более или менее подготовленного читателя.

В процессе первичного чтения необходимо уточнить понимание иностранных слов и специальных терминов, встречающихся в тексте. Объяснение некоторых из них можно найти в самой книге, но в большинстве случаев приходиться обращаться к словарям иностранных слов, энциклопедическому, философскому и другим.

Способы чтения

Важным этапом работы с книгой является выбор оптимального способа чтения книги, он осуществляется в зависимости от целей чтения.













Список литературы:

  1. Алексеев А. В. Себя преодолеть. М., 1982.

  2. Банное Б. Фразоскоп: Прибор для обучения быстрому чтению // Наука и жизнь. 1986. № 9. С. 196-198.

  3. Беляев Г. С., Лобзан В. С., Копылова И. А. Психологическая саморегуляция. М., 1978.

  4. Васильченко Г. Где и когда нужно динамическое чтение? // Наука и жизнь. 1971. № 9. С. 112.

  5. Вормсбехер В. Ф., Кабин В. А. 100 страниц в час. 2-е изд., перераб. и доп. Кемерово, 1980.

  6. Воробьев Г. Г. Человек — человек. М» 1979. Гецов Г. Г. Рациональные приемы работы с книгой. М., 1975 Левитов Н. Элементы методики чтения: Теория и практика амер. школы. 2-е изд. М., 1927.

  7. Линдеман К. Аутогенная тренировка. М., 1985. Кузнецов О. А. Обучение быстрому чтению — средство повышения эффективности научно-информационной деятельности // НТИ. 1971 Сер. 1. № 1. С. 14-18.

  8. Кузнецов О. А. Быстрое чтение // Наука и техника. Рига. 1973. № 2. С 15-16.

  9. Кузнецов О. А- Обучение быстрому чтению // Вестн. высш. шк. 1973. № 8. С. 80-88.

  10. Кузнецов О. А., Хромов. Л. И. Быстрое чтение. М.,1975. Кузнецов О. Л.., Коренев А. И., Хромое Л. Н. Быстрое чтение: Разработка модели и практика обучения // Вопр. психологии. 1976. № 4. С. 80-82.

  11. Поварнин С. И. Как читать книги. М., 1976.

  12. Постоловский И. 3. Семенов Е. Г. Проблемы ускоренного чтения в США // Вопр. психологии. 1971. № 6. С. 169-180.

  13. Ребельский И. В. Азбука умственного труда. 8-е изд. М., 1928. Ршиодо Ф., Гоклен М., Гоклен Ф. Курс быстрого чтения // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М., 1976. Вып. 2. С. 275 — 379.

  14. Рубакин Н. А. Избранное: В 2 т. М., 1975.

  15. Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке. М., 1975.

  16. Франц Лезер. Рациональное чтение. М., 1980.
























Тематическое планирование

занятия

Тема 

Плановые сроки

прохождения


Скорректированные

сроки прохождения


1

Что такое рациональное чтение? Три вида текстовой информации: фактуальная, концептуальная и подтекстовая


05.09

08.09

 

2

Общее представление о разных типах речи: повествование (рассказ), описание (портрет, пейзаж, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев)

12.09

15.09

 

3

Что такое текст.

Тема и основная мысль текста.

Текст и заголовок текста.

Ключевые (опорные) слова.

Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста


19.09

22.09

 

4

Прогнозирование содержания книги перед чтением и в процессе чтения

26.09

29.09

 

5

Тема текста. Способы связи предложений в тексте

03.10

06.10

 

6

Определение,

от какого лица ведется повествование (осознание образа рассказчика), способность представление образа автора на основе его произведения. Выявление роли авторского присутствия в произведении

10.10

13.10


 

7

Характеристика героя произведения

(нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.) Анализ причины поступка персонажа


17.10

20.10

 

8

Выявление особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка, структура (композиция), жанр, народное или авторское произведение

24.10

27.10

 

9

Сжатое изложение

с элементами сочинения

по тексту художественного стиля


07.11

10.11

 

10

Языковый анализ. Работа с предложением и текстом. Составление текста по его началу

14.11

17.11

 

11

Творческий проект. Создание диафильма по рассказам Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» (по выбору)




21.11

24.11

 

12

Творческая работа. Письмо от имени героя произведения

28.11

01.12

 

13

Творческая работа. Рассказ от лица героя о событиях, не рассказанных автором

05.12

08.12

 

14

Зимний пейзаж в литературе, музыке, живописи

12.12

15.12

 

15

Создание собственного текста на основе художественного произведения.

19.12

22.12

 

16

Сочинение по пословице: Человек без друга, что земля без воды


26.12

12.01

 

17

Эссе «Что такое милосердие?»

16.01

19.01

 

18

Презентация книги

(по выбору учащихся)

23.01

26.01

 

19

Аннотация к прочитанному произведению


30.01

02.02

 

20

Текст. Тема

и микротема.

Определение микротем текста как частей общей темы

06.02

09.02

 

21

Практическая работа.

Диагностика грамотности чтения

13.02

16.02

 

22

Что такое несплошной текст?

20.02

27.02

 

23

Учебная игра

«Я деловой человек».

02.03

06.03

 

24

Понятие об учебном научно-познавательном тексте. Стилевые и структурные особенности этих текстов

09.03

13.03

 

25

Типы научно-познавательных текстов

16.03

20.03

 

26

Собственно-научный стиль. Характеристика стиля. Создание высказывания научного стиля

23.03

03.04

 

27

Научно-лингвистический текст. Роль прилагательных

в тексте

06.04

10.04

 

28

Рассуждение – доказательство в информативной речи.


13.04

17.04

 

29

Чтение учебно-научного текста «Морские черепахи» с пометками INSERT

20.04

24.04

 

30

Изучающее чтение научно-познавательного текста

27.04

04.05

 

31

Сочинение-рассуждение «Кто читает

и записывает, тот читает дважды»

08.05

11.05

 

32

Как работать

с газетой,

с журналом?

15.05

18.05

 

33

Сочинение-размышление:«Кого можно назвать талантливым читателем и талантливый ли читатель я?»

22.05

25.05

 

34

Публичное выступление на данную тему

29.05

 

35

Публичное выступление на данную тему

29.05

 































 

«РАССМОТРЕНО»

Протокол заседания

методического объединения учителей-словесников

от ___28.08.2017 года


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

__________________/Черкасова Т.М./

«__30__» августа 2017 года