I. Аннотация
Программа по внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» для обучающихся 5 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и на основании рекомендаций Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации:
– об увеличение двигательной активности (через различные виды спортивных игр);
– о развитии физических качеств обучающихся (через использование национальных видов спорта или развитие видов спорта по интересам);
– о внедрении современных систем физического воспитания.
Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Мир спортивных игр», являются:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Основная образовательная программа МОУ «СОШ №4 г.Ершова»
4. Образовательная программ по внеурочной деятельности МОУ «СОШ №4 г.Ершова»
5. Внеурочная деятельность учащихся. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., маслов М.В.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Программа составлена с учетом особенности работы образовательного учреждения и имеет оздоровительное, спортивное и общеразвивающее значение. Поэтому данная программа является программой внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению.
Особенность программы заключается в поливариантности программно-методического арсенала, что позволяет из множества вариантов содержания и видов спортивно-оздоровительной и образовательной деятельности по физической культуре делать выбор игр, соответствующих возможностям обучающихся, их возрастно-половым особенностям, устремлениям и интересам. При этом содержание соотносится с учебным материалом по физической культуре в соответствующей учебной четверти. Срок реализации программы – 1 год, количество занятий в неделю –1, общее количество часов – 35. Количество обучающихся в группе 15 человек.
II. Планируемые результаты изучения учебного курса
В результате освоения содержания учебного курса «Мир спортивных игр» учащиеся 5 класса получат возможность
Иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- личной гигиене;
- о правилах спортивных игр;
Получат возможность научиться:
-самостоятельно проводить занятия по обучению спортивных игр.
-тестировать показатели физического развития и основных физических качеств.
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- играть в подвижные игры и спортивную игру баскетбол, волейбол, футбол;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
-выполнять технику различных передач и бросков мяча;
- выполнять индивидуальные и групповые действия спортсменов;
- выполнять строевые упражнения;
-выполнять тестовые нормативы;
-выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол, футбол, волейбол;
-осуществлять судейство на соревнованиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе среднего общего образования по программе «Мир спортивных игр» являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по спортивным играм являются следующие умения:
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека,
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- выполнять индивидуальные и групповые действия спортсменов;
- выполнять строевые упражнения;
- выполнять тестовые нормативы;
- выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол, волейбол, футбол;
- осуществлять судейство соревнований.
III. Содержание учебного предмета
Основы знаний о физической культуре (4 ч)
Знакомство с программой занятий. Основы знаний о спортивных играх: понятия правил игры, выработка правил игры. Инструктаж по технике безопасности. Правила предупреждения травматизма во время занятий: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
История развития спортивных игр и первых соревнований. Наши соотечественники — олимпийские чемпионы. Баскетбол, волейбол, футбол в Российской Федерации на современном этапе.
Соревновательная деятельность (5 ч)
Товарищеские игры (соревнования) .
Физическое совершенствование (26 ч.)
Спортивные игры
Баскетбол
На овладение техникой перемещений, остановок, поворотов и стоек.
- стойки игрока; перемещения; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом.
На освоение ловли и передач мяча.
- ловля и передача двумя руками от груди и одной от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).
На освоение техники ведения мяча.
- ведение в низкой, средней, высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления и скорости; правой, левой рукой.
На овладение техникой бросков мяча.
- броски одной и двумя с места и в движении (после ведения, ловли) .
На освоение индивидуальной техники защиты.
- вырывание, выбивание мяча.
На освоение тактики игры.
- тактика свободного нападения; позиционное нападение(5:0) без изменений позиций игрока; нападение быстрым прорывом (1:0); взаимодействие двух игроков «Отдай мяча и выйди».
На овладение и комплексное развитие психомоторных способностей.
- игра по упрощённым правилам мини-баскетбола», игровые задания 2:1,3:1,3:2,3:3.
Волейбол.
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов, стоек.
- стойки игрока, перемещения в стойке.
На освоение техники приёма и передач мяча.
- передачи сверху двумя на месте и после перемещения вперёд; передачи мяча над собой; то же через сетку.
На освоение техники нижней прямой подачи.
- нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-5 м. от сетки.
На освоение техники прямого нападающего удара.
- прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром.
Ориентирование в пространстве.
- жонглирование, упр. на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме.
Футбол
На овладение техникой перемещений, остановок, поворотов и стоек.
- старты из различных и. п.; стойки игрока, перемещения приставными шагами, боком
На освоение ударов по мячу и остановок мяча.
- удар по катящемуся мячу внешней стороной подъёма, носком, серединой лба; вбрасывание из-за боковой линии с места, с шага.
На освоение техники ведения мяча.
- ведение по прямой с изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением.
На освоение техники ударов по воротам
- удары по воротам на точность попадания мячом в цель.
На освоение индивидуальной техники защиты.
- перехват мяча, игра вратаря.
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.
- игра по упрощённым правилам на площадках разных размеров; игры и игровые задания.
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.
- игра по упрощённым правилам на площадках разных размеров; игры и игровые задания.
Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» для обучающихся 5 классов на 2016-2017 уч.год
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Т/б при занятиях б/б. История развития баскетбола. | 1 | Соблюдают правила т/б. Овладевают основными приёмами игры в б/б. |
2 | Стойки, перемещения игрока. Остановка прыжком. | 1 | Повторяют правила т/ б при проведении б/б; выполняют комплекс ОРУ у с мячом; изучают технику передвижения в защитной стойке: повороты и остановки; знакомятся с терминологией игры в б/б. |
3 | Остановка двумя шагами. Ловля и передачи двумя от груди на месте. | 1 | Изучают технику передвижения в защитной стойке: повороты и остановки. Осваивают основные приемов игры в б/бол. |
4 | Повороты без мяча, с мячом. Ловля и передачи на месте. | 1 | Изучают технику ловли и передачи мяча различными способами; проведение специальных упражнений. |
5 | Ловля и передачи одной от плеча на месте. Ведение на месте. | 1 | Выполняют специальные упражнения для закрепления и совершенствования основных приемов игры в б/б, в мини-б/б. |
6 | Ловля и передачи одной от плеча. Ведение на месте с разной высотой отскока. | 1 | Осваивают основные приёмы игры в б/б. |
7 | Ловля и передачи в движении. Ведение по прямой правой, левой. | 1 | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. |
8 | Ловля и передачи в движении по кругу. Ведение с изменением направления. | 1 | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий. |
9 | Ловля и передачи в движении в тройках. Ведение с изменением скорости. | 1 | Совершенствуют и корректируют технику выполнения ловли, передачи и ведения различными способами |
10 | Ведение мяча. Броски двумя с места. Вырывание, выбивание мяча. | 1 | Решают задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий; |
11 | Соревнования по баскетболу | 1 | Выполняют правила игры. Осуществляют судейство. |
12 | Т/б при занятиях в/б. История развития волейбола | 1 | Соблюдают правила т/б. Овладевают основными приёмами игры в в/б. |
13 | Стойки, перемещения игрока. Правила в/б. | 1 | Повторяют правила т/ б при проведении в/б; изучают технику передвижения в защитной стойке: повороты и остановки; знакомятся с терминологией игры в б/б. |
14 | Перемещения в стойке, остановки, ускорения. Передачи сверху двумя на месте. | 1 | Изучают технику передвижения в защитной стойке: повороты и остановки. Осваивают основные приемы игры в в/бол. |
15 | Передачи сверху двумя на месте. Правила в/б. | 1 | Изучают технику передачи мяча различными способами; проведение специальных упражнений. |
16 | Передачи снизу двумя на месте. Игра в п/б. | 1 | Выполняют специальные упражнения для закрепления и совершенствования основных приемов игры в в/б. |
17 | Передачи снизу двумя на месте. Челночный бег 4X9м. | 1 | Осваивают основные приёмы игры в в/б. Выполняют контрольные тесты. |
18 | Передачи после перемещения вперёд. Бросок набивного мяча 1 кг. | 1 | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. |
19 | Передачи после перемещения вперёд. Техника нижней прямой подачи. | 1 | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий. |
20 | Передачи над собой. Техника нижней прямой подачи. | 1 | Совершенствуют и корректируют технику выполнения передачи и подачи. |
21 | Передачи над собой. Совершенствование нижней прямой подачи | 1 | Решают задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий; |
22 | Соревнования по пионерболу | 1 | Выполняют правила игры. Осуществляют судейство. |
23 | Т/б при занятиях ф/б. История развития футбола. | 1 | Соблюдают правила т/б. Овладевают основными приёмами игры в ф/б. |
24 | Правила ф/б. Стойки игрока. Перемещения. | 1 | Соблюдают правила т/б. Овладевают основными приёмами игры в ф/б. |
25 | Перемещения игрока. Ведение по прямой правой, левой. | 1 | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. |
26 | Старты из различных и.п. Ведение с изменение направления. Передачи на месте. | 1 | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий. |
27 | Ведение с изменение скорости. Передачи на месте. | 1 | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. |
28 | Ведение. Передачи в движении. Игра. | 1 | Выполняют правила игры. Организуют совместные занятия ф/б со сверстниками, осуществляют судейство игры. |
29 | Удары по воротам. Отбор мяча. | 1 | Разбирают характерные ошибки при выполнении упражнения; характеризую показатели физической подготовки |
30 | Удары по воротам. Жонглирование. | 1 | Моделируют технику выполнения игровых действий в зависимости от условий и двигательных задач |
31 | Соревнования по мини-футболу | 1 | Выполняют правила игры. Осуществляют судейство. |
32-35 | Соревнования «Спортивный калейдоскоп» | 4 | Решают задачи игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий |
9