Программа развития коллектива класса
«Звездочки»
Введение
Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Во многом зависит от того, как построена работа в коллективе класса.
Формирование и сплочение коллектива – это восхождение к вершине. Одному туда не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый коллектив. Весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией. Условно обозначим эти станции ступенями.
У самого подножья расположилась станция «Земля» на расстоянии одного перехода – «Космический корабль». Дальше круче и приводит он в «Космический полет». Еще рывок, правда, самый сложный, и вершина «Звездочки».
Программа рассчитана на 4 года. Работа ведется по трем направлениям «Экополис. Культура. Здоровье.» Главная идея создания программы – возродить национальную культуру, традиции прадедов, любовь к народному искусству, культуру родной природы, милосердие.
Ежегодно составляется план воспитательной работы. Он поможет осуществить целенаправленную работу классного руководителя по развитию ученического коллектива в соответствии с современными требованиями общества и государства к личности каждого.
Участники программы:
Ученики; классный руководитель; педагоги, работающие в классе; педагоги дополнительного образования; психолог.
Цель программы:
Создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации, приобщение к жизненно необходимым знаниям и активную деятельность в коллективе.
Задачи:
- создать комфортный психологический климат для адаптации ребенка к условиям школьной жизни, способствующего развитию творческого потенциала;
- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы;
- формировать представления о здоровом образе жизни, утверждения культуры здорового образа жизни;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, чувства ответственности за нее;
- содействовать сплочению детского коллектива через активизацию деятельности каждого ребенка.
Пути реализации программы
Неотъемлемыми блоками программы являются:
Диагностика класса и тренинги.
Психофизиологическая диагностика.
Определение функциональной асимметрии полушарий (доминантное полушарие).
Изучение внимания.
Изучение памяти.
Изучение словесно – логического мышления.
Эмоционально – личностная сфера.
Межличностные отношения в семье.
(Диагностика проводится школьным психологом)
Ежегодная оценка уровня воспитанности коллектива
Социальное становление:
Моделирующие игры, проектная работа, проектно-исследовательская работа.
• включение ученика в различные виды деятельности: игру, учебу, творчество, спортивную деятельность.
• удовлетворение потребности в занятиях различными видами творчества.
• формирование потребности к познанию мира и себя как части его.
• развитие потребности в здоровом образе жизни.
Интеллектуальное развитие:
• знакомство со способами развития внимания, памяти.
• развитие познавательных способностей (восприятия, воображения, мышления) через организацию работы образовательных курсов, проведение творческих конкурсов, интеллектуальных игр.
• воспитание коммуникативной культуры – умения работать в паре, минигруппе.
Ведение «Портфолио» ученика. («Портфельчик» успехов)
• Дополнительное образование: 1.Обучение в школе искусств. 2.Обучение в ДЮСШ
• Самообразование: 1. Регулярное посещение библиотеки и активное участие в проводимых там мероприятиях.
• Творческие конкурсы: 1. Рисунков и поделок. 2. Стихов собственного сочинения. 3. Сочинений. 4. Чтецов. 5. Школьный фестиваль искусств
• Научно-практические конференции разного уровня, работа в творческих центрах.
• Интеллектуальные игры и конкурсы: «Кенгуру», «Русский медвежонок». Классные часы, внеклассные мероприятия, направленные на решение актуальных воспитательных задач.
Работа с родителями.
Изучение семей учащихся, вовлечение родителей в мероприятия класса, просвещение родителей, способствующее развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.
Работа психолога и социального педагога.
Индивидуальная, коррекционная работа с отдельными учащимися.
Ожидаемые результаты:
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной среды класса направляется на то, чтобы учащийся в течение четырех лет смог развить личностные качества, соответствующие образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из пяти потенциалов личности:
- нравственный потенциал: воспитание и понимание учащимся таких ценностей как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «Дружба со сверстниками», «Уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, в общественных местах, правила уличного движения;
- познавательный потенциал: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
- коммуникативный потенциал: умение говорить и слушать, способность сопереживать, сформированность первичных навыков саморегуляции;
- художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений окружающей и социальной среде;
- физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Прогнозируемый результат индивидуального развития ученика.
1.Ученик имеет представление об особенностях собственных психических процессов и учится управлять ими.
2.Ученик стремиться преодолевать затруднения в учебе, во внеклассной работе, в личном поведении.
3.Ученик имеет стабильный положительный настрой к активной познавательной деятельности.
4.Ученик осознает ценность знаний и необходимость их расширения.
5.Ученик увлекается каким – либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности.
6.Ученик владеет навыками самостоятельной организации учебной деятельности.
7.Родители заинтересованы и активно участвуют в развитии познавательных способностей своего ребенка.
Критерии результативности.
1.Состояние уровня обученности ученика и уровня воспитанности коллектива класса.
2.Участие в школьных, районных выставках, конкурсах, научно – практической конференции, интеллектуальных играх, в республиканских и всероссийских конкурсах.
3.Активность ученика во внеурочное время.
4.Вовлеченность в систему дополнительного образования.
5.Уровень удовлетворенности родителей.
Содержание и методы реализации программы
Ступени роста | Содержание деятельности | Формы и методы |
Ступень «Земля» - в первом классе, каждый ребенок отдельно, нет того, чтобы сцепляло друг друга, или просто не решаются. Нет общих интересов, нет общих дел. Группа существует формально. | Самосознание «Я – ученик» | Основной вид деятельности – игра. |
Проектирование жизнедеятельности класса. Начало закладывания классных традиций. Первые общественные поручения. Начало межличностных отношений. Внешкольное общение. | Игра «Давайте познакомимся!» Темы классных часов «Настроение в школе. Как настроить себя на урок?» «Кто я? Какой я?», «Я школьник!», «Что такое хорошо, что такое плохо?» «О невежах и вежливости» «Что значит быть ответственным?», «Поведение в школе», «Твое здоровье – что это? Можно ли самому «творить здоровье?» «Сменная обувь – зачем она?» Походы в рощу. Конкурсы рисунков и поделок. Чаепития и праздничные концерты». |
| |
«Космический корабль» - в группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. | Самопредставление «Я и моя команда» | Основной вид деятельности – игра + проект |
Создание системы самоуправления. Развитие межличностных отношений в классе. Формирование традиций. Внешкольное общение. Осознанная дисциплина Подведение итогов. | Семинар-практикум «Ответственное поручение к порученному делу», «Что я могу?» Проект «Наше село глазами бабушки». Выборы в актив класса. Распределение обязанностей в классе по звездочкам. Классные часы: «Твое здоровье и учебные нагрузки», «Отдых на природе», «Об обидах и причинах обид», интеллектуальные игры, праздники, викторины. Конкурсы рисунков. |
«Космический полет» - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности своему долгу. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других классах. Здесь действуют по принципу «Один за всех и все за одного». | «Мы – команда» | Основной вид деятельности проектно-исследовательская работа |
Укрепление межличностных отношений на основе нравственных принципов Развитие и продолжение традиций. Развитие классного самоуправления. Закрепление правил поведения в обществе. Поиск интересных и полезных дел. Подведение итогов. | Темы классных часов: «Что такое эмоции?», «Кем я хочу быть?», «Люди мира и их открытия», «Лучшее слово о дружбе», Правда и ложь – какие они?», «Что такое характер?», «Общественное поручение под общественный контроль». Походы на природу. Интеллектуальные игры. Участие в научно-практической конференции. Викторины, праздники, спортивные состязания. |
«Звездочки» - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность не только за себя, но и за весь коллектив. | «Один за всех и все за одного» | Основной вид деятельности проектно-исследовательская работа |
Развитие и продолжение традиций. Развитие классного самоуправления. Укрепление отношений на основе нравственных принципов. Подведение итогов. | Мастерская общения: «Как развивать свои способности?», «Красивая улыбка – здоровые зубы», «Все имеет смысл пока мы здоровы». Участие в научно-практической конференции. Викторины, праздники, спортивные состязания. Походы на природу. Интеллектуальные игры. Конкурсы проектов. |