Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Высоковская средняя общеобразовательная школа»
Новодугинского района Смоленской области
Программа секции по общей физической культуре
для занимающихся 10-13 лет
Учитель: Круглова Н.А.
2013
Пояснительная записка
Программа секции общей физической подготовки общеобразовательных школ рассчитана на школьников в возрасте от десяти до тринадцати лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно - тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. (Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий). Содержание учебно-тренировочной работы в секции отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей
школьников. Основой ОФП являются развитие двигательных качеств человека: быстрота,
сила, ловкость, выносливость. Занятия ОФП общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду
и в любое время года.
Цель занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей обучающихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их к регулярным тренировкам.
Задачами секции являются:
- укрепление здоровья и содействие физическому развитию школьников;
- обучение жизненно важным двигательным навыком и умением в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;
-подготовка разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов, готовых к труду и защите Родины;
-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
В программе учебный материал дается в виде основных упражнений, поэтому в соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями занимающихся, в программу могут вноситься необходимые изменения, но при этом основные ее принципы и установки должны быть сохранены.
Программа секции составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учётом интересов детей к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. В конце учебного года проводятся итоговые соревнования на первенство школы или секции.
Образовательный процесс секции рассчитан на 3 года, где могут заниматься дети с 10 до 13 лет. В группе занимаются и мальчики и девочки. Количественный состав 5-10 учащихся. Это позволяет уделить внимание каждому ребенку и дать им полный объем знаний и умений, предусмотренных программой. В группах собираются дети с разным уровнем развития. Занятия проходят
один раз в неделю, 34 часа в год. Набор в секцию осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в секции.
В процессе занятий в секции общей физической подготовке совершенствуются умения управлять своими движениями, развивают навыки в быстром и экономном передвижении, преодолении препятствий, гармоническому развитию детей. Общая физическая подготовка имеет большое оздоровительное значение. Занятия, как правило, проводятся на свежем воздухе. ОФП требует динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает
деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.
Программа ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен.
Весь учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на воспитание у занимающихся общественной активности, укрепление здоровья и закаливание организма, воспитание интереса к занятиям физической культурой.
Данный раздел программы: раздел комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов автор: В.И.Лях, А.А. Зданевич объединяет содержание внеклассных форм физического воспитания: в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общей физической подготовки. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определятся с учётом возраста школьников. На данном этапе предполагается ознакомление с видами укрепления здоровья и закаливания организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям, развитие быстроты, гибкости, подвижности в суставах, укрепление опорно-двигательного аппарата, воспитание общей выносливости, ловкости, ознакомление с правилами соревнований и некоторыми вопросами теории.
Учебно-тематический план секции ОФП
№ занятий | Наименование темы | Всего часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Основы личной гигиены. | 1 |
3 | Врачебный контроль. Предупреждение травм и несчастных случаев. | 1 |
4 | Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. | 5 |
5 | Лёгкая атлетика | 9 |
6 | Гимнастика | 8 |
7 | Лыжи | 7 |
8 | Баскетбол | 5 |
9 | Волейбол | 5 |
ВСЕГО | 34 |
Содержание программы
Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины.
Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий.
Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам упражнений. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований.
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий ОФП.
Возможные травмы и их предупреждения.
Ознакомление с правилами соревнований. Судейство соревнований в отдельных видах упражнений.
Лёгкая атлетика.
Низкий старт; медленный бег; бег на скорость с преодолением препятствий высотой 30-40см; прыжки в длину и высоту с разбега различными способами; передача эстафетной палочки в зоне 20м на прямой и на поворотах; метание мяча на дальность и в цель; кросс 1,5-2км.
Гимнастика.
Строевые упражнения. Акробатические упражнения – кувырки вперёд и назад, стойка на лопатках, равновесие на правой (левой) ноге, прыжок вверх прогнувшись. Опорный прыжок ноги врозь. Равновесие на бревне – ходьба приставными и попеременными шагами, упор лёжа, упор присев, полушпагат, повороты, равновесие на одной ноге.
Лыжная подготовка.
Одновременный одношажный и двухшажный ход. Спуск торможением плугом и упором. Подъём «лесенкой» и «ёлочкой». Преодоление бугров и впадин. Повороты на параллельных лыжах при спуске по лыжне. Лыжная гонка на 2км.
Баскетбол.
Ведение мяча правой и левой рукой. Броски мяча в кольцо. Овладение мячом и противодействия. Отвлекающие приёмы игра по упрощённым правилам. Двухсторонняя игра по упрощённым правилам.
Волейбол.
Стойка игрока, передвижения; верхняя передача мяча; нижняя подача мяча; приём мяча снизу, двусторонняя игра.
Контрольные испытания, соревнования. Выполнение нормативов учебной программы.
Календарно-тематическое планирование для занимающихся в секции по ОФП
на 2015 – 2016 учебный год
№ занятий | Тема занятий | Дата |
1 | Вводное занятие. План работы секции. Правила поведения в секции и режим работы. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины. | 08.09 |
2 | Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий ОФП. Возможные травмы и их предупреждения. Низкий старт; медленный бег; бег на скорость с преодолением препятствий высотой 30-40см. | 15.09 |
3 | Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; передача эстафетной палочки в зоне 20м на прямой и на поворотах; метание мяча на дальность и в цель; кросс 1,5-2км. | 22.09 |
4 | Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Передача эстафетной палочки в зоне 20м на прямой и на поворотах. Эстафета. | 29.09 |
5 | Метание мяча на дальность и в цель; кросс 1,5-2км | 06.10 |
6 | Строевые упражнения. Акробатические упражнения – кувырки вперёд и назад, стойка на лопатках, равновесие на правой (левой) ноге, прыжок вверх прогнувшись | 13.10 |
7 | Строевые упражнения. Акробатические упражнения – кувырки вперёд и назад, стойка на лопатках, равновесие на правой (левой) ноге, прыжок вверх прогнувшись | 20.10 |
8 | Строевые упражнения. Акробатические упражнения – кувырки вперёд и назад, стойка на лопатках, равновесие на правой (левой) ноге, прыжок вверх прогнувшись | 27.10 |
9 | Опорный прыжок ноги врозь. Равновесие на бревне – ходьба приставными и попеременными шагами, упор, лёжа, упор присев, полушпагат, повороты, равновесие на одной ноге. | 10.11 |
10 | Опорный прыжок ноги врозь. Равновесие на бревне – ходьба приставными и попеременными шагами, упор, лёжа, упор присев, полушпагат, повороты, равновесие на одной ноге. | 17.11 |
11 | Опорный прыжок ноги врозь. Равновесие на бревне – ходьба приставными и попеременными шагами, упор, лёжа, упор присев, полушпагат, повороты, равновесие на одной ноге. | 24.11 |
12 | Опорный прыжок ноги врозь. Равновесие на бревне – ходьба приставными и попеременными шагами, упор, лёжа, упор присев, полушпагат, повороты, равновесие на одной ноге. | 01.12 |
13 | Опорный прыжок ноги врозь. Равновесие на бревне – ходьба приставными и попеременными шагами, упор, лёжа, упор присев, полушпагат, повороты, равновесие на одной ноге. | 08.12 |
14 | Одновременный одношажный и двухшажный ход. Спуск торможением и упором. | 15.12 |
15 | Подъёмы и спуски с горки; Ходьба на лыжах попеременным двухшажным ходом до 2км. | 22.12 |
16 | Эстафеты на лыжах с использованием спусков и подъёмов; Ходьба свободным стилем 2км. | 29.12 |
17 | Торможение на лыжах плугом и упором Повороты на лыжах переступанием в движении. Лыжная гонка на 2км. | |
18 | Торможение на лыжах плугом и упором Повороты на лыжах переступанием в движении. Лыжная гонка на 2км. | 19.01 |
19 | Одновременный одношажный и двухшажный ход. Подъём «лесенкой» и «ёлочкой». Преодоление бугров и впадин. Повороты на параллельных лыжах при спуске по лыжне. | 26.01 |
20 | Эстафеты на лыжах с использованием спусков и подъёмов. Лыжная гонка на 2км. | 02.02 |
21 | Ведение мяча правой и левой рукой. Броски мяча в кольцо. Двухсторонняя игра по упрощённым правилам баскетбола. | 09.02 |
22 | Броски мяча в кольцо. Овладение мячом и противодействия. Отвлекающие приёмы. Игра по упрощённым правилам баскетбола. | 16.02 |
23 | Броски мяча в кольцо. Овладение мячом и противодействия. Отвлекающие приёмы. Двухсторонняя игра по упрощённым правилам. | 23.02 |
24 | Ведение мяча правой и левой рукой. Броски мяча в кольцо. Овладение мячом и противодействия. Отвлекающие приёмы игра по упрощённым правилам. Двухсторонняя игра по упрощённым правилам. | 01.03 |
25 | Броски мяча в кольцо. Овладение мячом и противодействия. Отвлекающие приёмы. Двухсторонняя игра по упрощённым правилам. | 15.03 |
26 | Стойка игрока, передвижения; верхняя передача мяча. | 22.03 |
27 | Верхняя передача мяча; нижняя подача мяча; приём мяча снизу, двусторонняя игра. | 05.04 |
28 | Верхняя передача мяча; нижняя подача мяча; приём мяча снизу, двусторонняя игра. | 12.04 |
29 | Верхняя передача мяча; нижняя подача мяча; приём мяча снизу, двусторонняя игра. | 19.04 |
30 | Верхняя передача мяча; нижняя подача мяча; приём мяча снизу, двусторонняя игра. | 26.04 |
31 | Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. Бег по пересечённой местности до 1км. | 03.05 |
32 | Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; передача эстафетной палочки в зоне 20м на прямой и на поворотах; метание мяча на дальность и в цель; кросс 1,5-2км. | 10.05 |
33 | Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Передача эстафетной палочки в зоне 20м на прямой и на поворотах. Эстафета. | 17.05 |
34 | Бег 60м. на результат. Прыжки в длину с места. Бросок набивного мяча из положения сед. Челночный бег. | 24.05 |
Планируемые результаты обучения
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического совершенствования, желание заниматься тем или иным видом спорта, стремление овладеть основами техники одним из видов спорта, расширение знаний по вопросам правил соревнований, повышение уровня разносторонней физической подготовленности.
Список используемой литературы
Белоусова В.В. «Воспитание в спорте». М. 2008г;
Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 2005г.; Добровольский В.К. «Физическая культура и здоровье»;
Добровольский В.К. «Физическая культура и здоровье». М. 2000г;
В.И. Лях, А.А. Зданевич «Комплексная программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов», М. «Просвещение», 2008г.;
В. Уваров. «Смелые и ловкие». М. 2009г.;
В.П. Филин. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М. 2010г.