«Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№ 18 имени Н.В. Менчинского Павлово-Посадского муниципального района
Московской области»
(МОУ СОШ № 18 )
142500, Московская область, 8(49643)2-15-38
г. Павловский Посад, ул. Мира, д. 1 e-mail: [email protected]
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ №18 __________С.В. Дяченко Приказ №____от«___»_________2015 | |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья»
( предмет)
Кузнецов Александр Сергеевич
(Ф.И.О. учителя)
Спортивно - оздоровительное
(направление)
_____4 «Б» класс, 1 год обучения_
Павловский Посад, 2015-2016 учебный год
Содержание:
Пояснительная записка.
Содержание курса
Планируемые результаты курса
Календарно-тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Планета здоровья» для учеников начальных классов составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №18 им. Н.В. Менчинского
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создание условий для саморазвития, самопознания, самореализации личности;
Обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности, получения практических навыков действий в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях природного, социального, криминогенного и медико – биологического характера,
сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
в работе по безопасности дорожного движения использовать здоровьесберегающие технологии как систему учебно-воспитательных и организационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и жизни детей;
Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского
травматизма.
формировать индивидуальные навыки здорового образа жизни, убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.
Назначение программы. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Актуальность программы .Для сегодняшних детей дорога представляет повышенную опасность. И если первые сентябрьские дни детей будут провожать до школы и встречать родители, то впоследствии детям предстоит самостоятельно добираться до школы. Чтобы дорога к знаниям для школьников стала, как можно безопаснее, обучать правилам их нужно уже сегодня.
В последнее время проблема безопасности становится все актуальнее. Количество стихийных бедствий и техногенных катастроф, к несчастью, растет с каждым годом. Наша цивилизация ориентирована на технический прогресс, а любая техническая система потенциально опасна. Многие сегодняшние опасности – это, если хотите, плата за пользование телевизором и компьютером, автомобилем и газовой плитой и т.п.
Когда ребенок попадает в беду, виноваты взрослые: не научили вовремя.
Поэтому «Уроки безопасности» непосредственно должны готовить детей к жизни, учить, не теряться в экстремальных ситуациях, быстро принимать правильные решения, дорожить своей жизнью и жизнью людей, живущих рядом. В современных условиях, когда реальностью стали различного рода чрезвычайные ситуации, катастрофы и теракты, возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку учеников по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Одной из приоритетных задач является формирование “культуры безопасности” жизнедеятельности, подготовка в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности.
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективное творчество.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, выставка, презентация, и другие.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Профилактика детского травматизма
Правила обеспечения безопасности дорожного движения.
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно–транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте.
Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре.
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.
Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.
Правила безопасного поведения в быту.
Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии.
Правила безопасного поведения на воде.
Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Особенность водоемов зимой. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Правила поведения на природе.
Правила ориентирования на местности. Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия.
Секреты здоровья
Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма.
Ожидается, что в результате освоения данного материала выпускники начальной школы будут знать:
правила перехода дороги, перекрестка;
правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным, авиационным транспортом, обязанности пассажира;
особенности жизнеобеспечения дома, (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
характеристики водоемов в местах своего проживания, их состояние в различное время года;
способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;
правила безопасности поведения в лесу, в поле, у водоема;
меры пожарной безопасности при разведении костров;
правила личной безопасности в различных криминальных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте;
опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;
основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни;
понимать:
основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;
рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоемов;
порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны;
обладать навыками:
разводить и гасить костер;
ориентироваться на местности;
действовать в неблагоприятных погодных условиях, в том числе в лесу, в поле, у водоема;
действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;
по оказанию первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых. кровотечений из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо, нос, при отравлении пищевыми продуктами.
Основные правила укрепления здоровья.
Что такое здоровье?
Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…»
Что такое эмоции?
Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя».
Чувства и поступки.
Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Творческая работа в тетради.
Стресс.
Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов.
Учимся думать и действовать.
Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?»
Учимся находить причину и последствия событий.
Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?»
Умей выбирать.
Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент».
Принимаю решение
Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»
Я отвечаю за своё решение.
Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».
Что мы знаем о курении.
Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.
Зависимость.
Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».
Умей сказать НЕТ.
Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?».
Как сказать НЕТ.
Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг.
Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?
Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.
Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.
Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа.
Волевое поведение.
Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.
Алкоголь.
Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить!
Алкоголь – ошибка.
Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг.
Алкоголь – сделай выбор.
Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка. Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг.
Наркотик.
Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим».
Наркотик – тренинг безопасного поведения.
Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг.
Мальчишки и девчонки.
Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа.
Моя семья.
Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение».
Дружба.
Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций.
День здоровья.
Открытие праздника. Игры и соревнования.
Умеем ли мы правильно питаться?
Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом.
Я выбираю кашу
Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку».
Чистота и здоровье.
Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения».
Откуда берутся грязнули? (игра – путешествие)
Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением.
Чистота и порядок (продолжение путешествия).
Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями.
Будем делать хорошо и не будем плохо
Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтении и анализ стихотворений.
КВН «Наше здоровье»
Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник)
Будем здоровы.
Тематический план учебного курса
№ | Наименование раздела | Рабочая программа |
1 | Профилактика детского травматизма | 17 |
2 | Основные правила укрепления здоровья | 17 |
3 | Обобщение | 1 |
4 | Всего | 35 |
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые правила поведениялюдей на дорогах, дома, на природе;
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение дорожно-транспортных происшествий, травм
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Календарно - тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Форма проведения | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Что такое здоровье? Что такое эмоции? | Беседа | Определять общие составляющие понятия «здоровье» и иметь представления о способах его укрепления. | | |
2 | Чему нас учат правила дорожного движения. | Беседа, выставка рисунков | Объяснение учащимся целей и задач программы внеурочной деятельности раздела по безопасности, просмотр презентации по истории ПДД. | | |
3 | Чувства и поступки Стресс | Беседа | Умение определять состояние человека и прогнозировать выходы из стрессовых ситуаций. | | |
4 | Мы идём по улице. Где мы будем играть? | Беседа | Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. | | |
5 | Учимся думать и действовать Учимся находить причину и последствия событий | Беседа | Установление причинно-следственных связей между поступками человека и результатами этих поступков. | | |
6 | Какие бывают дороги. Дорога за городом. | Беседа | Работа с планом местности, изучение в форме беседы пешеходные правил, практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций. | | |
7 | Умей выбирать Принимаю решение | Беседа | Определять правильность выбора способов действия в различных ситуациях. | | |
8 | Мы – пассажиры. Мы едем на дачу. | Беседа | Ознакомить учащихся с наиболее распространенными опасными ситуациями на дороге и научить их предвидеть и по возможности избегать. Показ видеоматериалов по дорожным ситуациям, их анализ, поиск ошибок. | | |
9 | Я отвечаю за свои решения Что мы знаем о курении | Беседа | Определять свою позицию по поводу негативного отношения к курению и последствиях употребления табака. | | |
10 | Светофоры. Дорожные знаки. | Беседа | Их назначение. Название и предназначение следующих дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Дети». Познакомить учащихся со значением некоторых дорожных знаков, часто встречающихся по месту жительства. | | |
11 | Зависимость Умей сказать НЕТ | Беседа | Определять свою позицию по поводу негативного отношения к курению и последствиях употребления табака. | | |
12 | Опасные ситуации. Несчастный случай. | Беседа | Ознакомить учащихся с наиболее распространенными опасными ситуациями на дороге и научить их предвидеть и по возможности избегать. Показ видеоматериалов по дорожным ситуациям, их анализ, поиск ошибок. | | |
13 | Как сказать НЕТ Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? | Беседа | Определять свою позицию по поводу негативного отношения к курению, употреблению наркотиков и алкоголя и последствиях их употребления | | |
14 | Сигналы регулирования дорожного движения. Сигналы (жесты) регулировщика. | Беседа. Практическая работа. | Формирование представления школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения регулировщиком. Ознакомить с жестами регулировщика. | | |
15 | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения Волевое поведение | Беседа | Воспитывать в себе силу воли к определенным поступкам и выделение способов ее тренировки. | | |
16 | Мы здесь живём. Будем уважать людей! | Беседа | Воспитание навыков сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте. Провести анализ и показать причины дорожно-транспортных происшествий | | |
17 | Алкоголь – ошибка Алкоголь – сделай выбор | Беседа | Определять свою позицию по поводу негативного отношения к алкоголю и последствиях его употребления. | | |
18 | Мы – пешеходы. Правила для пешеходов | Беседа | Углубление знаний учащимися правил поведения на улице. Как вести себя на улице (дороге). Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. Викторина «Как ты знаешь Правила дорожного Движения» | | |
19 | Наркотик Наркотик – тренинг безопасного поведения | Беседа | Определять свою позицию по поводу негативного отношения к наркотическим средствам и последствиях их употребления. | | |
20 | Будем уважать водителей! Мы едем на машине. | Беседа | Воспитание навыков сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте. Провести анализ и показать причины дорожно-транспортных происшествий глазами водителей. | | |
21 | Мальчишки и девчонки Моя семья | Беседа | Формирование целостного представления о семейных ценностях и способах их формирования. | | |
22 | Мы покупаем велосипед. | Беседа | Формирование знаний и представлений о безопасном движении велосипедистов на дорогах. Правила и места пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения в той или иной местности. | | |
23 | Дружба День здоровья | Беседа. Соревнование – весёлые старты. | Формировать навыки дружеского и толерантного общения в детском коллективе и способам налаживания дружеской атмосферы. | | |
24 | Будем осторожными Что такое ДТП? | Беседа. Конкурс рисунков «Соблюдай ПДД» | Ознакомить учащихся с наиболее распространенными опасными ситуациями на дороге и научить их предвидеть и по возможности избегать. Показ видеоматериалов по дорожным ситуациям, их анализ, поиск ошибок. | | |
25 | Умеем ли мы правильно питаться? Я выбираю кашу | Беседа | Формирования общепринятых норм и правил полезного и сбалансированного питания. Принятие свойств полезных продуктов в рационе питания школьников. | | |
26 | Виды транспорта Дорожное движение | Беседа. Экскурсия. | Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. | | |
27 | Чистота и здоровье Откуда берутся грязнули? | Беседа | Формирование и закрепление правил личной гигиены дома, школе и других местах. | | |
28 | Внимание! Железная дорога. Движение в трудных условиях | Беседа | Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом Рассказ правил поведения на железнодорожном транспорте. Закрепить знания и представления младших школьников о безопасности дорожного движения. | | |
29 | Чистота и порядок Будем делать хорошо и не будем плохо | Беседа | Формирование и закрепление правил личной гигиены дома, школе и других местах. Определение плохих и хороших поступков. Формировать представления о последствиях плохих поступков в жизни школьников. | | |
30 | Жилая зона Мы ориентируемся на местности | Беседа. Экскурсия. | Формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения. Убедить учащихся в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороги). Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках и коньках. | | |
31 | КВН «Наше здоровье» Я здоровье берегу – сам себе я помогу. | Беседа. Игровые моменты. | Формирование представлений о необходимости укрепления здоровья человека и применение на практике данных советов, для правильного роста и развития младших школьников. | | |
32 | В метро | Беседа | Закрепить правила проезда и техники безопасности при пользовании подземным транспортом. | | |
33 | Будьте здоровы! | Беседа | Закрепление изученных правил в течение учебного года. | | |
34 | Труд водителя Что такое тормозной путь. Световые сигналы автомобиля | Беседа | Закрепление полученных знаний и навыков по правилам дорожной безопасности. Тест-викторина по ПДД в форме презентации, загадки по сигналам, которые подают водители пешеходам. | | |
35 | Обобщение и подведение итогов года. | Беседа. Выставка практических работ и презентаций | Закрепить знания о правилах поведения | | |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для учителей)/ Д.В.Григорьев ,П.В.Степанов. М: Просвещение,2012.-213 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2012.- 151 с.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2012. 50 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2012. 41 с.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2014.- 192с.-(Мастерская учителя).
Тошева Л.И. Обучение детей безопасному поведению на дорогах Москва. 2014
Усачёв Андрей. Правила дорожного движения. Для будущих водителей и их родителей. Москва. Лабиринт Пресс. 2012
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО Учителей начальных классов от _____августа 2015 года №____ | СОГЛАСОВАНО Педагог-организатор ___________Е.В. Борисова ________августа 2015 года |