СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Планета здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность "Планета здоровья" 1-4 классы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Планета здоровья"»

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

Рабочая программа кружка «Планета здоровья» составлена в соответствии с ФГОС, на основе авторской программы «Школа док­торов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой, Н. А. Лемя­скиной для 1-4 классов.

Цель курса: раскрыть детям основы здоро­вого образа жизни, позволяю­щие эффективно решать одну из са­мых акту­альнейших задач современ­ного образования — формиро­вание здоро­вого об­раза жизни младших школьников (обучение детей эле­ментарным приёмам здорового об­раза жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению уча­щихся).

Задачи

Образовательные:

  • обучение детей профи­лакти­ческим ме­тодикам — оздоровительная гимна­стика, пальце­вая, корри­гирующая, дыха­тельная, для профи­лактики про­студных заболеваний, для бодрости, само­массаж;

  • обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицин­ской по­мощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;

  • приви­тие детям элемен­тар­ных гигиенических навыков (мытьё рук, ис­пользо­вание носового платка при чихании и кашле и т. д.).

Воспитательные:

  • желание быть здоровым душой и те­лом;

  • стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в со­гласии с законами природы, законами бытия;

  • приобретение навыков самосовершенствования при получении зна­ний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

  • самостоятельное экспериментирование и поисковая активность де­тей побуж­дают их к творческому отношению при выполнении за­даний;

  • обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с со­бой и с миром;

  • формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответ­ствен­ности за сохранение и укрепление своего здоровья, расшире­ние знаний и навыков по гигиенической культуре.

Роль учебного курса в достижении учащимися планируемых результатов строится в направлении личностно-ориенти­ро­ван­ного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспери­менти­рование и поисковую активность са­мих детей, побуждая их к творческому от­ношению при выполнении заданий. Занятия содержат познава­тельный материал, со­ответству­ю­щий возрастным особенностям детей в сочета­нии с практически­ми зада­ниями (тре­нинг, оздоровительные минутки, упражне­ния для глаз, для осанки, дыха­тельные уп­ражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Обоснование выбора содержания части программы, формируемой участниками учебного процесса. Многочисленные исследования по­следних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные от­кло­нения в со­стоянии здоровья.

За период обучения в школе чис­ло здоро­вых детей уменьша­ется в 4 раза,

число близоруких детей уве­личивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-пси­хиче­скими расстрой­ствами — с 5,6 до 16,4%, нару­шениями осанки — с 1,9 до 16,8%.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопро­сах фор­миро­ва­ния здоровья способствует созданию новых образова­тельно-оздорови­тельных про­грамм по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошко­льного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка за­кладываются основные навыки по формиро­ванию здорового образа жизни.

Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка пози­ции признания ценно­сти здоровья, чувства ответ­ствен­ности за сохранение и укреп­ление своего здоровья, расширение зна­ний и навыков по гигиенической культуре.

Общая характеристика учебного курса

Содержание занятий наполнены сказочными и игро­выми сюже­тами и персо­нажами.

Наряду с теоре­тическим мате­риалом ученикам предлагаются практи­че­ские ре­комен­дации, игры и уп­ражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболева­ний у детей младшего школьного возраста и ока­занию доврачебной по­мощи.

Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми прово­дятся заня­тия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, дело­вые игры («Ско­рая по­мощь», «Доктора природы», «Вопросы-от­веты»), ком­плекс уп­ражнений, обще­ние с природой и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения че­ловека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; во­просы, свя­занные с факто­рами, укрепляющими и раз­рушающими здоро­вье, и т.д.

В одной беседе может быть за­тронуто одно или несколько на­правлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические уп­ражне­ний, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в се­бе»). Оздоро­ви­тельные паузы комбинируются, включая фи­зические упражне­ния для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. За­дача оздоро­вительных пауз — дать знания, вы­работать умения и навыки, необходимые каждому ре­бёнку для ук­репления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия ус­талости, обретения спокойствия и равнове­сия и т.д.

Описание места учебного курса в учебном плане

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - 33 часа

2-й год обучения – 34 часов

3-й год обучения – 34часов

4-й год обучения - 34 часов

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Основные принципы содержания программы:

• принцип единства сознания и деятельности;

• принцип наглядности;

• принцип личностной ориентации;

• принцип системности и целостности;

• принцип практической направленности.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного курса.

Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы:

  1. активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  2. проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  3. проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  4. оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты освоения обучающимися содержания программы :

  1. характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  2. находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

  3. общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  4. обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;

  5. организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

  6. планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

  7. анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

  8. технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты освоения обучающимися содержания программы:

  1. планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

  2. представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  3. организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

  4. бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

  5. организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

  6. характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

  7. взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  8. выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;

  9. выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

  10. выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;

  11. расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Содержание учебного предмета

1-й год обучения

33 часа

Раздел 1: Дружи с водой – 2 часа

Советы доктора Воды – 1 час.

Вступительное слово учителя. Загадки на тему: «В каком состоянии может быть вода?». Заучивание слов. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Анализ игровой ситуации.

Друзья Вода и Мыло

Повторение правил доктора Воды. Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игровая ситуация. Чтение по ролям стихотворения А. Л. Барто.

Раздел 2: Забота о глазах – 1 час.

Глаза – главные помощники человека.

Опыт (дети наблюдают). «Гимнастика для глаз». Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению. Если вы носите очки.

Раздел 3: Уход за ушами – 1 час.

Чтобы уши слышали.

Беседа по теме. Проведение опытов. Это интересно! Чтобы сберечь органы слуха, необходимо…

Раздел 4: Уход за зубами – 3 часа

Почему болят зубы.

Игра «Угадай-ка». Беседа по теме с загадками. Анализ ситуации. Упражнение «Держи осанку». Рисование.

Чтобы зубы были здоровыми

Упражнение «Спрятанный сахар». Загадки. Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе». Зачем человеку зубная щётка? Практикум «Чистка зубов» Разучивание стихотворения. Найди правильный ответ.

Как сохранить улыбку красивой

Практическое занятие. Это полезно помнить! Сочинение стихотворения.

Раздел 5: Уход за руками и ногами – 1 час.

«Рабочие инструменты» человека

Беседа по теме. Игра-соревнование «Кто больше?» Как беречь ноги. Уход за ногтями. Это полезно знать!

Раздел 6: Забота о коже – 3часа

Зачем человеку кожа

Игра «Угадай-ка». Проведение опытов. Это интересно! Оздоровительная минутка «солнышко». Правила ухода за кожей.

Надёжная защита организма

Повторение пройденного. Практическая работа (наблюдение, опыт) Гигиена кожи. Первая помощь при повреждениях. Игра «Выбери ответ».

Если кожа повреждена

Беседа по теме. Как помочь больной коже? Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Как оказать первую помощь?

Раздел 7: Как следует питаться – 2часа

Питание – необходимое условие для жизни человека.

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Беседа по теме. Упражнение «Гора» (для осанки). Продолжи сказку.

Здоровая пища для всей семьи.

Анализ ситуации. Это интересно! Игра «Угадай-ка». Доктор Здоровая Пища даёт нам советы. Проведение опыта. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?» Практическое задание «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть Золотые правила питания.

Раздел 8: Как сделать сон полезным – 1час

Сон – лучшее лекарство.

Игра «Можно – нельзя». Игра «Юный кулинар». Беседа по теме. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». Игра «Плохо – хорошо» (по гигиене сна).

Раздел 9: Настроение в школе- 1час

Как настроение?

Беседа по теме. Упражнение «Азбука волшебных слов». Выполнение заданий. Беседа о дружбе.

Раздел 10: Настроение после школы – 1час

Я пришёл из школы

Анализ ситуации (можно разыграть). Задание «Любишь – не любишь». Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

Раздел 11: Поведение в школе – 2часа

Я – ученик.

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Анализ ситуаций.

Раздел 12: Вредные привычки – 2часа

Вредные привычки.

Игра «Да – нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Оздоровительная гимнастика для глаз. Работа в парах.

Раздел 13: Мышцы, кости и суставы – 2часа

Скелет – наша опора

Беседа по теме. Упражнения. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно! Если случилось несчастье…

Осанка – стройная спина!

Беседа по теме. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». Нарушения осанки ( беседа). Правила для поддержания правильной осанки.

Раздел 14: Как закаляться. Обтирание и обливание -1час

Если хочешь быть здоров

Беседа. Если хочешь быть здоров – правила. Выполнение рисунка для классной выставки «Мы дружим с физкультурой и спортом». Шесть признаков здорового и закалённого человека.

Раздел 15: Как правильно вести себя на воде -1час

Правила безопасности на воде

Беседа по теме. Правила поведения на воде. Различные состояния воды.

Раздел 17: Игры и упражнения на воде -5часов

Обучение плаванию.

Беседа. Занятия.

Раздел 18: Народные игры – 1час

Русская игра «Городки»

Беседа по теме. Разучивание игры «Городки». Игра в «Городки».

Раздел 18: Подвижные игры -2часа

Подвижные игры

Разучивание подвижных игр с детьми.

Доктора природы (обобщающие)

Беседа. Игра «Хорошо – плохо». Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Повторение правил здоровья. Анализ ситуации. Подвижные игры на воздухе. Заучивание слов.

2-й год обучения

34 часа

Раздел 1: Почему мы болеем – 3 часа

Причины болезни .

Вступительное слово учителя. Заучивание мудрых слов. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Анализ игровой ситуации. Повторение основного девиза «уроков здоровья».

Признаки болезни .

Повторение правил. Беседа о профилактике болезней. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игровая ситуация. Чтение по ролям стихотворения А. Л. Барто. Игра – соревнование «Кто больше знает».

Как здоровье?

. Беседа по теме. Тест «Твоё здоровье». Помоги себе сам.

Раздел 2: Кто и как предохраняет нас от болезней – 2 часа

Как организм помогает сам себе .

Опыт (дети наблюдают). «Гимнастика для глаз». Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению. Если вы носите очки. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки». Памятка…

Здоровый образ жизни .

Анализ игровой ситуации. Всавьте пропущенное слово.

Раздел 3: Кто нас лечит – 1 час.

Какие врачи нас лечат .

Беседа по теме. Проведение опытов. Это интересно! Чтобы сберечь здоровье, необходимо…Самоанализ здоровья.

Раздел 4: Прививки от болезней -2часа

Инфекционные болезни.

Пиши и говори правильно

Игра «Угадай-ка». Беседа по теме с загадками. Анализ ситуации. Упражнение «Держи осанку». Рисование.

Прививки от болезней .

Упражнение «Спрятанный сахар». Загадки. Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе». Зачем человеку зубная щётка? Практикум «Чистка зубов» Разучивание стихотворения. Найди правильный ответ. Игра «Полезно-вредно»

Раздел 5: Что нужно знать о лекарствах -2 часа

Какие лекарства мы выбираем

Беседа по теме. Игра-соревнование «Кто больше?» Как беречь ноги. Уход за ногтями. Это полезно знать!

Домашняя аптечка.

Игра « Светофор здоровья». Анализ ситуации. Аптека дома. Запомни правила.

Раздел 6: Как избежать отравлений -2 часа

Отравление лекарствами

Игра «Угадай-ка». Проведение опытов. Это интересно! Оздоровительная минутка «солнышко». Правила ухода за кожей. Признаки лекарственного отравления.

Пищевые отравления

Повторение пройденного. Практическая работа (наблюдение, опыт) Гигиена кожи. Первая помощь при повреждениях. Игра «Выбери ответ».Признаки пищевого отравления. Помоги себе сам

Раздел 7: Безопасность при любой погоде – 2часа

Если солнечно и жарко .

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Беседа по теме. Упражнение «Гора» (для осанки). Продолжи сказку. Признаки солнечного ожога

Если на улице дождь и гроза.

​ Анализ ситуации. Правила поведения при грозе. Это интересно! Игра «Угадай-ка». Доктор Здоровая Пища даёт нам советы. Проведение опыта. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?» Практическое задание «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть». Золотые правила питания.

Раздел 8: Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте – 2часа

Опасность в нашем доме .

Игра «Можно – нельзя». Игра «Юный кулинар». Беседа по теме. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». Игра «Плохо – хорошо» (по гигиене сна).

Как вести себя на улице .

Беседа по теме. Правило перехода улицы, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья» Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Правила безопасного поведения в транспорте.

Раздел 9: Правила обращения с огнём -1 час

Чтобы огонь не причинил вреда .

Беседа по теме. Упражнение «Азбука волшебных слов». Выполнение заданий. Беседа о дружбе. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа.

Раздел 10: Как уберечься от поражения электрическим током – 1час

Чем опасен электрический ток .

Анализ ситуации (можно разыграть). Задание «Любишь – не любишь». Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».Первая помощь пострадавшему. Правила электрической безопасности.

Раздел 11: Как уберечься от порезов, ушибов, переломов – 1 час

Травмы .

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Анализ ситуаций. Беседа по теме. Оказание первой помощи.

Раздел 12: Как защититься от насекомых – 1 час

Укусы насекомых .

Игра «Да – нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Оздоровительная гимнастика для глаз. Работа в парах. Признаки аллергии. Помоги себе сам.

Раздел 13: Предосторожности при обращении с животными – 1 час

Что мы знаем про собак и кошек .

Беседа по теме. Упражнения. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно! Если случилось несчастье…Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными

Раздел 14: Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом -2часа

Отравление ядовитыми веществами .

Беседа. Если хочешь быть здоровым – правила. Выполнение рисунка для классной выставки «Мы дружим с физкультурой и спортом». Шесть признаков здорового и закалённого человека. Виды отравлений. Пиши и говори правильно.

Отравление угарным газом .

Повторение правил при пожаре. Беседа по теме. Заучивание четверостишия. Признаки отравления угарным газом. Вставь пропущенные слова.

Раздел 15: Правила безопасного поведения на воде – 1 час

Вода – наш друг .

Беседа по теме. Правила поведения на воде. Различные состояния воды.

Раздел 16: Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении – 2 часа

Как помочь себе при тепловом ударе .

Беседа по теме. Занятия. Признаки теплового удара. Игра «Светофор здоровья».

Как уберечься от мороза .

Беседа по теме. Признаки обморожения. Игра «Полезно – вредно»

Раздел 17: Первая помощь при травмах – 3часа

Растяжение связок и вывих костей.

Беседа по теме. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа (парная или групповая).

Переломы .

Помоги себе сам. Оздоровительная минутка.

Если ты ушибся или порезался .

Беседа по теме. Анализ ситуации. Помоги себе сам. Пиши и говори правильно. Практическая работа.

Раздел 18: Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос - 1час

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело.

Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы». Разучивание подвижных игр с детьми.

Раздел 19: Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек -1 час.

Укусы змей.

Беседа. Игра «Хорошо – плохо». Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Повторение правил здоровья. Анализ ситуации. Признаки укуса змеи. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда «Скелет». Заучивание слов

Раздел 20: Сегодняшние заботы медицины – 3 часа

Расти здоровый.

Повторение. Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века, работе медиков. Оздоровительная минутка. Беседа по теме урока. Анализ ситуации.

Воспитай себя .

Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам».Оздоровительная минутка.

Я выбираю движение.

Беседа по теме. Описание в тетради и имитация движений животных. Заучивание слов. Подвижные игры на воздухе. Задание на лето.

РЕЗЕРВ (1 час)

3-й год обучения

34часа

Раздел 1 : Чего не надо бояться –1час

Как воспитывать уверенность и бесстрашие?

Вступительное слово учителя. Чтение по ролям стихотворения Э.Успенского. Анализ стихотворения. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Подведение итогов и выводов.

Раздел 2: Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным – 2 часа.

Учимся думать.

Повторение. Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Почему это произошло?».

Спеши делать добро.

Повторение. Беседа по теме. Анализ истории «Юноша и морские звезды». Оздоровительная минутка. Заучивание пословиц. Игра «Соедини слова, чтобы получилась пословица». Закрепление и подведение итогов.

Раздел 3: Почему мы говорим неправду – 2 часа

Поможет ли нам обман?

Беседа по теме. Работа с толковым словарем С.И.Ожегова. Оздоровительная минутка. Продолжите рассказы. Практическая работа.

«Неправда-ложь» в пословицах и поговорках.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Косточка». Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами.

Раздел 4: Почему мы не слушаемся родителей? – 2 часа

Надо ли прислушиваться к советам родителей?

Беседа по теме. Подумайте в чем причина – работа над стих-ем С.Михалкова. Оздоровительная минутка Актуализация знаний. Пожелание себе. Разбор рассказа Е.Чарушина «Курочка». Подведение итогов.

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?

Беседа по теме. Анализ рассказа А.М.Горького «Воробышек». Оздоровительная минутка. Игра.

Раздел 5: Надо уметь сдерживать себя – 2 часа

Все ли желания выполнимы?

Беседа по теме. Чтение стихотворений с последующим анализом ситуаций. Чтение по ролям стихотворения А.Барто и П.Барто «Девочка - ревушка». Работа с пословицами и выражениями.

Как воспитать в себе сдержанность?.

Повторение. Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Беседа по теме. Работа с пословицами.

Раздел 6: Не грызи ногти, не ковы­ряй в носу – 2 часа.

Как отучить себя от вредных привычек.

Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Это полезно запомнить. Заучивание девиза.

Как отучить себя от вредных привычек.

Повторение. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Закрепление материала. Подведение итогов.

Раздел 7: Как относиться к подар­кам – 2 часа.

Я принимаю подарок.

Беседа по теме. Игра «Закончите предложение». Анализ ситуации. Это полезно запомнить. Слова благодарности.

Я дарю подарки.

Беседа оп теме. Анализ ситуации. Что означает слово. Игра «Выбери ответ». Это полезно помнить. Итоги и выводы.

Раздел 8: Как следует относиться к нака­заниям – 1 час.

Наказание.

Беседа по теме. Наказание – как средство воспитания. Анализ ситуации. Практическая работа.

Раздел 9: Как нужно одеваться – 1 час.

Одежда.

Игра «Кто больше?». Беседа по теме. Закончите фразу. Работа с пословицей. Игра «Найди правильный ответ». Анализ ситуации. Работа над собой.

Раздел 10: Как вести себя с незна­комыми людьми – 1 час.

Ответственное поведение.

Беседа по теме. Закончи предложение. Правила поведения с незнакомыми людьми. Азбука безопасности в стихах. Итоги и выводы.

Раздел 11: Как вести себя, когда что-то бо­лит – 1 час.

Боль.

Разгадай кроссворд. Беседа по теме. Анализ ситуации. Игра «Закончи фразу».

Раздел 12: Как вести себя за сто­лом – 2 часа.

Сервировка стола.

Беседа по теме. Отгадывание кроссворда. Как правильно накрыть стол? Сервировка стола. Практическая работа. Это интересно.

Правила поведения за столом.

Анализ ситуации. Беседа по теме. Игра «Закончи предложение».

Раздел 13: Как вести себя в гостях – 1 час.

Ты идёшь в гости.

Советы Г.Остера. Беседа по теме. Как пригласить гостя. Что необходимо запомнить когда приходишь в гости.

Раздел 14: Как вести себя в обще­ствен­ных местах – 2 часа.

Как вести себя в транспорте и на улице.

Беседа по теме. Правила поведения в транспорте и на улице. Азбука поведения в стихах. Игра «Выбери правильный ответ».

Как вести себя в театре, кино, школе.

Анализ ситуации.Беседа по теме. Игра «Найди верный ответ». Правила поведения в школе.

Раздел 15: «Нехорошие слова». Не­добрые шутки – 2 часа.

Умеем ли мы вежливо общаться.

Беседа по теме. Игра «Комплимент».Анализ ситуации. Искусство отказать. Закрепление. Итоги.

Умеем ли мы разговаривать по теле­фону.

Беседа по теме. Игра «Телфон». Полезно запомнить. Игра «Комплимент».

Раздел 16: Что делать, если не хо­чется в школу – 1 час.

Помоги себе сам.

Анализ ситуации. Актуализация знаний. Беседа по теме. «Полезный »совет Г. Остера. Игра «Закончи предложение». Запоминание слов.

Раздел 17: Чем заняться после школы - 1 час.

Умей организовать свой досуг.

Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации. Подведение итогов.

Раздел 18: Как выбрать друзей – 2 часа.

Что такое дружба.

Беседа по теме. Закончи рассказ. Игра «Хочу быть». Чтение стихов.

Анализ ситуации.

Кто может считаться настоящим дру­гом.

Беседа по теме. Игра «Продолжи предложение». Анализ стихотворения. Игра «Любит не любит». Анализ ситуации.

Раздел 19: Как помочь родителям – 1 час.

Как доставить родителям радость.

Как мы можем помочь родителям? Беседа по теме. Игра «Давай поговорим».Анализ ситуации. Игра.

Раздел 20: Как помочь больным и беспо­мощным – 2 часа.

Если кому-нибудь нужна твоя помощь.

Беседа по теме. Выбери правильный ответ. Анализ ситуации. Игра «Давай поговорим».История «Старый дед и внучок» анализ и выводы.

Спешите делать добро.

Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Кто больше». Это интересно. Ролевая игра о правилах добра. Беседа и разработка правил «Спешите делать добро».

Раздел 21: Повторение – 3 часа.

Огонёк здоровья.

Путешествие в страну здоровья .

Игра – путешествие по станциям страны «Здоровья».

Культура здорового образа жизни. (Урок - соревнование).

РЕЗЕРВ (1 час)

4-й год обучения

34 часа

Раздел 1: Наше здоровье – 3часа.

Что такое здоровье?

Вступительное слово. Практическое занятие. Домашнее задание. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим».

Что такое эмоции?.

Беседа по теме. Работа со словарем. Игра. Оздоровительная минутка. Домашнее задание. Игра «Твоё имя».

Чувства и поступки .

Работа над стихотворением. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра. Практическая работа

Стресс.

Беседа по теме. Пишем и говорим правильно. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше». Заучивание слов.

Раздел 2: Как помочь сохранить себе здоровье – 3 часа.

Учимся думать и действовать.

Повторение пройденного, Чтение стихов. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Тренинг безопасного поведения.

Учимся находить причину и послед­ст­вия событий.

Игра «Почему это произошло?». Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра « Назови возможные последствия событий». Игра «Что? Зачем? Как?»

Умей выбирать.

Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент»

Раздел 3: Что зависит от моего решения – 2 часа.

Принимаю решение.

Беседа по теме. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Практическая работа. Работа со стихотворением «Что красивей всего?».

Я отвечаю за своё решение.

Закрепление пройденного. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игра «Что я знаю о себе». Беседа по теме.

Раздел 4: Злой волшебник табак – 1 час.

Что мы знаем о курении.

Игра «Волшебный стул». Беседа по теме. Физкультминутка. Это интересно. Работа в группах.

Раздел 5: Почему некоторые привычки называются вредными – 5 часов.

Зависимость.

Работа со стихотворением. Словарная работа.Оздоровительная минутка. Это полезно помнить. Игра «Давай поговорим». Итоги и выводы.

Умей сказать нет.

Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра. Это полезно помнить.

Как сказать нет.

Игра «Зеркало и обезьяна».Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Работа с пословицей.

Почему вредной привычке ты ска­жешь нет?.

Работа со стихотворением. Игра «Комплимент».Беседа по теме. Практическая работа.

Я умею выбирать – тренинг безопас­ного поведения.

Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Домашнее задание.

Раздел 6: Помоги себе сам – 1 час.

Волевое поведение.

Закрепление пройденного. Беседа по теме. Игра «Давай поговорим», «Сокровища сердца».

Раздел 7: Злой волшебник алко­голь – 3 часа.

Алкоголь.

Практическое задание. Беседа по теме. Это интересно. Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу».Это полезно помнить.

Алкоголь – ошибка.

Работа со стихотворением. Анализ ситуации. Игра «Выбери ответ».Оздоровительная минутка. Вывод. Заучивание слов.

Алкоголь – сделай выбор.

Беседа по теме. Игра «Список проблем».Работа с деревом решений.

Раздел 8: Злой волшебник нарко­тик – 2 часа.

Наркотик.

Анализ ситуации по рассказу Дж.Родари «Рыбы». Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Это полезно помнить. Работа с деревом решений. «Давай поговорим».

Наркотик - тренинг безопасного пове­дения.

Игра «Пирамида». Повторение пройденного. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра. Выводы и итоги.

Раздел 9: Мы одна семья – 2 часа.

Мальчишки и девчонки.

Беседа по теме. Игра «Противоположности».Оздоровительная минутка. Игра. Анализ ситуации. Домашнее задание.

Моя семья.

Анализ ситуации. Беседа по теме. Работа со стихотворением. Игра «Продолжи предложение».

Раздел 10: Повторение – 11 часов.

Дружба .

Беседа по теме. Анализ ситуации. Игра «Комплимент».

«День здоровья».

Спортивная программа в физкультурном зале, направленная на оздоровление и сплочение.

Умеем ли мы правильно питаться?.

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин».

Я выбираю кашу.

Игра «Пословицы запутались».Это интересно. Игра «Отгадай-ка», «Знатоки». Физимнутка.Конкурс «самая вкусная и полезная каша».

Чистота и здоровье .

Инсценировка стихотворения «Мойдодыр».

Откуда берутся грязнули? (игра-путе­ше­ст­вие).

Чистота и порядок –.

Беседа по теме. Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка.Работа со стиховорением.

Будем делать хорошо и не будем плохо.

Беседа по теме. Работа с пословицами. Работа с высказываниями о доброте. Игра «Кто больше». Это интересно. Чтение стихов.

Урок – КВН «Наше здоровье».

«Я здоровье берегу – сам себе я по­могу».

Будьте здоровы.

Беседа по теме. Игра «Письма».Оздоровительная минутка. Практическая работа «выпуск стенной газеты».







Тематическое планирование изучения учебного материала

1 класс

33 календарные недели

33 ч (1 ч в неделю)


№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Практическое применение

теория

практика

Дружи с водой

1

Советы доктора Воды

1


Беседа

2

Друзья Вода и Мыло


1

Урок-практикум

Забота о глазах

3

Глаза - главные помощники человека

0,5

0,5

Урок-практикум

Уход за ушами

4

Чтобы уши слышали

0,5

0,5


Уход за зубами

5

Почему болят зубы

1


Беседа

6

Чтобы зубы были здоровыми

0,5

0,5


7

Как сохранить улыбку здоровой


1

Проектная деятельность

Уход за руками и но­гами

8

«Рабочие инструменты» человека

0,5

0,5


Забота о коже

9

Зачем человеку кожа

0,5

0,5


10

Надежная защита организма

0,5

0,5


11

Если кожа повреждена

0,5

0,5

Урок-практикум

Как следует питаться

12

Питание - необходимое условие для жизни человека

0,5

0,5


13

Здоровая пища для всей семьи


1

Ролевая игра

Как сделать сон полез­ным?

14

Сон - лучшее лекарство

0,5

0,5


Настроение в школе

15

Как настроение?

0,5

0,5


Настроение после школы

16

Я пришел из школы

0,5

0,5

Режим дня и его составляющие

Поведение в школе

17

Я – ученик

1


Беседа

18

Я - ученик


1

Сюжетно-ролевая игра

Вредные привычки

19

Вредные привычки

1



20

Вредные привычки


1

Урок - игра

Мышцы, кости и сус­тавы

21

Скелет - наша опора

0,5

0,5


22

Осанка - стройная спина!


1

Практикум

Как закаляться. Обтирание и облива­ние

23

Если хочешь быть здоров.

0,5

0,5

Сюжетно-ролевая игра. Конкурс рисунков.

Как правильно вести себя на воде

24

Правила безопасности на воде


1

Урок-игра

Чтобы душа была здо­рова

25

Делать добро спеши

0,5

0,5

Урок-путешествие

26

Доброму всё здорово

0,5

0,5


27

Чем сердиться, лучше помириться

0,5

0,5


28

Какой Я, какие другие

1



29

Какой Я, какие другие


1

Урок -практикум

Народные игры

30

Русская игра «Городки»


1

Урок-игра

Подвижные игры

31

Подвижные игры в помещении


1

Эстафеты

Доктора природы (обобщающие)

32

Доктора природы


1


33

Обобщающий

1




Итого(33 часа)

14

19



2 класс

34 календарных недель

34 ч (1 ч в неделю)


Почему мы болеем

1

Причина болезни

1



2

Признаки болезни

0,5

0,5

Урок с элементами игры

3

Как здоровье?

0,5

0,5


Кто и как предохраняет нас от болезней

4

Как организм помогает себе сам?

1


Беседа

5

Здоровый образ жизни


1

Урок-практикум

Кто нас лечит

6

Какие врачи нас лечат

1


Беседа с работником мед.учреждения

Прививки от болезней

7

Инфекционные болезни

1



8

Прививки от болезней

1


Беседа

Что нужно знать о лекарствах

9

Какие лекарства мы выбираем

1



10

Домашняя аптечка


1

Урок-практикум

Как избежать отравле­ний

11

Отравление лекарствами

0,5

0,5

Урок с упражнениями на оказание первой медицинской помощи

12

Пищевые отравления

0,5

0,5

Безопасность при лю­бой погоде

13

Если солнечно и жарко

0,5

0,5


14

Если на улице дождь и гроза

1


Беседа

Правила безопасного по­ведения в доме, на улице, в транспорте

15

Опасность в нашем доме

1


Урок- телепередача

16

Как вести себя на улице

0,5

0,5

Ролевая-игра

Правила безопасного по­веде­ния на воде

17

Вода - наш друг

0,5

0,5


Правила общения с ог­нем

18

Чтобы огонь не причинил вреда

0,5

0,5

Урок-практикум

Как уберечься от пора­же­ния электрическим током

19

Чем опасен электрический ток?

1


Беседа

Как уберечься от поре­зов, уши­бов, переломов

20

Травма

0,5

0,5

Урок-практикум

Как защититься от на­се­комых

21

Укусы насекомых

0,5

0,5


Предосторожности при обра­щении с живот­ными

22

Что мы знаем про собак и кошек

0,5

0,5

Проектная деятельность

Первая помощь при от­равлении жидкостями, пищей, парами, газом

23

Отравление ядовитыми веществами

0,5

0,5


24

Отравление угарным газом

1


Беседа, инструктаж

Первая помощь при пе­регре­вании и тепловом ударе, при ожогах и об­мо­рожении

25

Как помочь себе при тепловом ударе

0,5

0,5

Урок с упражнениями на оказание первой медицинской помощи

26

Как уберечься от мороза

0,5

0,5

Первая помощь при трав­мах

27

Растяжение связок и вывих костей

0,5

0,5


28

Переломы


1

Урок-практикум

29

Если ты ушибся или порезался


1

Урок-практикум

Первая помощь при попа­дании инородных тел в глаз, ухо, нос

30

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

0,5

0,5


Первая помощь при уку­сах на­секомых, змей, собак и кошек

31

Укус змеи

1



Сегодняшние заботы ме­дицины

32

Расти здоровым

0,5

0,5


33

Воспитай себя

0,5

0,5


34

Я выбираю движение


1

Экскурсия


Итого( 34 часа)

20

14


3 класс

34 календарных недель

34 ч (1 ч в неделю)

Чего не надо бояться

1

Как воспитывать уверенность и бесстрашие?

1


Беседа

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

2

Учимся думать.

1



3

Спеши делать добро.

0,5

0,5

Урок-путешествие

Почему мы говорим неправду

4

Поможет ли нам обман?

1



5

«Неправда-ложь» в пословицах и поговорках.


1

Проектная деятельность

Почему мы не слушаемся родителей

6

Надо ли прислушиваться к советам родителей?

1


Беседа-рассуждение

7

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?

0,5

0,5

Урок-игра

Надо уметь сдерживать себя

8

Все ли желания выполнимы?

1



9

Как воспитать в себе сдержанность?


1

Урок-практикум

Не грызи ногти, не ковыряй в носу

10

Как отучить себя от вредных привычек.

1



11

Как отучить себя от вредных привычек.


1

Урок-практикум

Как относиться к подаркам

12

Я принимаю подарок.

0,5

0,5

Урок-игра

13

Я дарю подарки.

0,5

0,5


Как следует относиться к наказаниям

14

Наказание

1


Дискуссия

Как нужно одеваться

15

Одежда.

0,5

0,5

Круглый стол

Как вести себя с незнакомыми людьми

16

Ответственное поведение.

0,5

0,5


Как вести когда что-то болит

17

Боль.

0,5

0,5


Как вести себя за столом

18

Сервировка стола.

0,5

0,5

Урок-практикум

19

Правила поведения за столом.

0,5

0,5

Урок-практикум

Как вести себя в гостях

20

Ты идёшь в гости.

0,5

0,5


Как вести себя в общественных местах

21

Как вести себя в транспорте и на улице.

0,5

0,5

Сюжетно-ролевая игра

22

Как вести себя в театре, кино, школе.

0,5

0,5

«Нехорошие слова». Недобрые шутки

23

Умеем ли мы вежливо общаться.

0,5

0,5


24

Умеем ли мы разговаривать по теле­фону.

0,5

0,5

Урок-практикум

Что делать, если не хочется в школу

25

Помоги себе сам.

0,5

0,5


Чем заняться после школы

26

Умей организовать свой досуг

0,5

0,5

Составление режима дня

Как выбрать друзей

27

Что такое дружба.

1


Круглый стол

28

Кто может считаться настоящим дру­гом.

1


Круглый стол

Как помочь родителям

29

Как доставить родителям радость.

1



Как помочь больным и беспомощным

30

Если кому-нибудь нужна твоя помощь.

1


Беседа

31

Спешите делать добро.


1


Повторение

32

Огонёк здоровья.


1

Викторина

33

Путешествие в страну здоровья.


1

Урок-игра

34

Культура здорового образа жизни. (Урок - соревнование).


1

Урок - соревнование


Итого (34 часа)

19

15


4 класс

34 календарных недель

34 ч (1 ч в неделю)

Наше здоровье

1

Что такое здоровье?

1


Беседа

2

Что такое эмоции?

1


Круглый стол

3

Чувства и поступки.

0,5

0,5


4

Стресс.

1



Как помочь сохранить себе здоровье

5

Учимся думать и действовать.

1



6

Учимся находить причину и послед­ст­вия событий.

1



7

Умей выбирать.

0,5

0,5


Что зависит от моего решения?

8

Принимаю решение.

0,5

0,5

Урок-практикум

9

Я отвечаю за своё решение.

0,5

0,5

Сюжетно-ролевая игра

Злой волшебник табак

10

Что мы знаем о курении.

1


Круглый стол

Почему некоторые привычки называются вредными

11

Зависимость.

1


Беседа

12

Умей сказать нет.

1



13

Как сказать нет.

1



14

Почему вредной привычке ты ска­жешь нет?

1


Дискуссия

15

Я умею выбирать – тренинг безопас­ного поведения.


1

Тренинг

Помоги себе сам

16

Волевое поведение.

1


Круглый стол

Злой волшебник алкоголь

17

Алкоголь

1


Беседа

18

Алкоголь – ошибка.

1



19

Алкоголь – сделай выбор.


1

Урок-суд

Злой волшебник наркотик

20

Наркотик.

1


Круглый стол

21

Наркотик - тренинг безопасного пове­дения.


1

Урок – тренинг

Мы одна семья

22

Мальчишки и девчонки.

0,5

0,5

Формирование коллектива

23

Моя семья.

0,5

0,5

Повторение

24

Дружба


1

Устный журнал

25

«День здоровья».


1

Игры и эстафеты

26

Умеем ли мы правильно питаться?


1

Урок-практикум

27

Я выбираю кашу.

1


Беседа

28

Чистота и здоровье .

1



29

Откуда берутся грязнули?


1

игра-путе­ше­ст­вие

30

Чистота и здоровье.


1


31

Будем делать хорошо и не будем плохо.


1


32

Урок – КВН «Наше здоровье».


1

КВН

33

«Я здоровье берегу – сам себе я по­могу».


1

Урок-игра

34

Будьте здоровы.


1

Викторина


Итого (34 часов)

19

15



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Школа здоровья» необходимы следующие принадлежности:

  1. набор рабочих инструментов для практических занятий;

  2. микроскоп, лупа;

  3. компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

  4. набор ЦОР по окружающему миру;

  5. литература:

  • Буянов М.И. Размышления о наркомании: Кн. для учителя. - М., 1990.

  • Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- Спб., 1997.

  • Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. - Ростов на/Дону: Феникс, 2007.

  • Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра.- Спб., 1996.

  • Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. - Спб., 1997.

  • Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. – М., 1995.

  • Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М., 1982.

  • Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании: Кн. для учителя. М., 1989.

  • Лазарев М.Л. Здравствуй! Программа формирования здоровых детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М., 1997.

  • Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. - Спб., 1997.

  • Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. 1-4 классы. Москва: «ВАКО», 2011.

  • Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. - И.: ТЦ «Сфера», 2001.

  • Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы/Под ред. Г.М. Королева. - М.: Медиа Сфера, 1996.

  • Физкультура для всей семьи/ Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. - М.: Физкультура и спорт, 1989.


Список литературы для учащихся.

  1. Доктор Зайцева. Знакомьтесь, Доктор Зубик. - М.: Библио-Глобус, 2014.

  2. Дурейко Л. Как устроен организм человека. Детская энциклопедия «Здоровье». БелЭн, 2011.

  3. Если хочешь быть здоров. Аудиоэнциклопедия с Чевостиком. - М.: Елена, 2011.

  4. Козлова С., Шукшина С. Я и моё тело. Мир человека. Тематический словарь в картинках. - М.: Школьная пресса, 2013.

  5. Лаптев А. Береги здоровье смолоду. - М.: Медицина, 1988.

  6. Лопатина А. Вкусная азбука. - М.: Амрита-Русь, 2010.

  7. Лопатина А., Скребцова Л., Скребцова М. Сказки о фруктах и ягодах. Сказочный справочник здоровья. Т. 1. - М.: Амрита-Русь, 2005.

  8. Лопатина А., Скребцова М. Сказки и притчи об овощах. Сказочный справочник здоровья. Т. 2. - М.: Амрита-Русь, 2005.

  9. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о мёде, орехах, травах, злаках, каше, чае. Сказочный справочник здоровья. Т. 3. - М.: Амрита-Русь, 2005.

  10. Медицина. Энциклопедия «Всё обо всём». - М.: Астрель, 2001.

  11. Остер Г. Петька-микроб. - М.: АКПРЕСС, 2008.

  12. Петрановская Л. Что делать, если… - М.: Аванта, 2011.

  13. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1996.

  14. Семёнова И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. – М.: Педагогика, 1989.

  15. Соковня Э. Неболейка. – М.: Просвещение, 2005.

  16. Шестернина Н. Гигиена и здоровье. Мир человека. Тематический словарь в картинках. - М.: Школьная пресса, 2013.

  17. Человеческое тело. Журнал 82 номера. Издательстао ДеАгостини, 2011-2012гг.

  18. Чуб Н. Азбука здоровья. - Харьков: Пеликан, 2011.

  19. Энциклопедически словарь юного биолога/ Сост Аспиз М. Е. - М., 1986.

  20. Энциклопедический словарь юного спортсмена/ Сост. Сосновский И. Ю., Чайковский А. М. - М., 1980.

  21. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. - М., 1986.



25