Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Планета здоровья» создана на основе методических рекомендаций по составлению программ внеурочной деятельности В.Д.Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» и реализуется в рамках спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа рассчитана на обучающихся 1 класса.
Цели:
формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, здоровью своему и окружающих,
формирование у учащихся средствами подвижных игр упорства, сплочённости, детской взаимовыручки, общение со сверстниками,
создание благоприятных условий для успешной адаптации формирующейся личности.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Формы организации и проведения занятий:: интерактивные игры, конференции, конкурсы, игры, экскурсии, соревнования, встречи со специалистами (врачи, экологи и др.).
Форма подведения итогов: праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»
Активная форма проведения занятия: 80%.
Характеристика занятий
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательные организации создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложная, многоуровневая система, включающая в себя физиологический, психологический и социальный аспекты, поэтому образовательные организации призваны вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, уменьшая негативное воздействие социального окружения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» направлена на уменьшение влияния следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация лицеистов при переходе на другую ступень обучения. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Место занятий в учебном плане
По учебному плану МОУ-СОШ № 8 ИМ. В.В.ТАЛАЛИХИНА на занятия внеурочной деятельности «Планета здоровья» в 1 классе отводится 33часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Планируемые результаты
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий.
учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
делать предварительный отбор источников информации.
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Содержание занятий
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Человек — часть Вселенной.
Чувства и эмоции. Традиции в семье. Взаимоотношения с друзьями. Изучение организма человека. Физические возможности человека.
Дыхание человека.
Основы правильного дыхания. Дыхательные упражнения.
Основы здорового образа жизни.
Профилактика травматизма. Нарушение осанки. Точечный массаж. Роль зарядки.
Как правильно питаться.
Правильное и рациональное питание. Роль витаминов. Разнообразие пищевых продуктов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Человек — часть Вселенной. | 12 |
2. | Дыхание человека. | 4 |
3. | Основы здорового образа жизни. | 12 |
4. | Как правильно питаться. | 5 |
Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Количество часов | Форма проведения |
Человек-часть Вселенной (12ч) |
1. | 03.09 | | Вводное занятие по валеологии. «Здравствуйте!» | 1 | Интерактивная игра. |
2. | 10.09 | | Человек – часть Вселенной. | 1 | Конференция. |
3. | 17.09 | | Страна чувств и эмоций. | 1 | Интерактивная игра. |
4. | 24.09 | | Я и моя семья. | 1 | Конференция. |
5. | 01.10 | | Я и мои друзья. | 1 | Соревнование. |
6. | 15.10 | | Я и мой организм. | 1 | Конкурс. |
7. | 22.10 | | Я и мой организм. Встреча с медицинским работником. | 1 | Встреча со специалистом. |
8. | 29.10 | | Я изучаю себя.(занятие-игра) | 1 | Интерактивная игра. |
9. | 05.11 | | Я изучаю себя. Инсценировка сказки. Игра « Найди себе пару». | 1 | Инсценировка сказки. |
10. | 12.11 | | Мои физические возможности (занятие-соревнование). | 1 | Соревнование. |
11. | 26.11 | | Мои физические возможности. | 1 | Подвижные игры. |
12. | 03.12 | | Мои физические возможности. Защита мини-проекта «А вам слабо?!» | 1 | Конференция. |
Дыхание человека (4ч) |
13. | 10.12 | | Дышите на здоровье. | 1 | Конференция. |
14. | 17.12 | | Дышите на здоровье. Правила дыхания. | 1 | Интерактивная игра. |
15. | 24.12 | | Дышите на здоровье. Тренинг дыхания (Игра «Ветер и флюгеры»). | 1 | Интерактивное занятие. |
16. | 14.01 | | Хилый в шубу – здоровый на мороз. Секреты закаливания. | 1 | Экскурсия. |
Основы здорового образа жизни (12ч) |
17. | 21.01 | | Встреча с педиатром. Игра «Ноги от пола». | 1 | Встреча со специалистом. |
18. | 28.01 | | Профилактика травматизма. | 1 | Интерактивные игры. |
19. | 04.02 | | Причины травматизма младших школьников в школе. | 1 | Конференция. |
20. | 11.02 | | Оказание первой доврачебной помощи при травмах. | 1 | Встреча со специалистом. |
21. | 18.02 | | Исследовательская работа «Поведение ученика во время урока и на перемене» (игра «Снежные круги»). | 1 | Интерактивное занятие. |
22. | 25.02 | | Нарушение осанки. | 1 | Конференция. |
23. | 03.03 | | Нарушение осанки. Разучивание кинезиологических упражнений. | 1 | Интерактивное занятие. |
24. | 10.03 | | Точечный массаж. Роль массажа в здоровье человека. | 1 | Интерактивное занятие. |
25. | 17.03 | | Точечный массаж. Приёмы массажа для укрепления мышц и нервов. | 1 | Встреча со специалистом. |
26. | 24.03 | | Помоги себе сам. Психофизическая тренировка. | 1 | Занятие — игра. |
27. | 31.03 | | Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» Физические упражнения в жизни младшего школьника. | 1 | Спортивные упражнения. |
28. | 14.04 | | Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» Комплекс физических упражнений. | 1 | Спортивные упражнения. |
Как правильно питаться (5 ч) |
29. | 21.04 | | Кто сколько жует – тот столько живет. Правильное и рациональное питание. Правила питания. | 1 | Занятие с динамическими паузами. |
30. | 28.04 | | Страна Витаминия. Роль витаминов в питании младшего школьника. | 1 | Игра-путешествие. |
31. | 12.05 | | Разнообразие пищевых продуктов. | 1 | Занятие с динамическими паузами. |
32. | 12.05 | | Правильное питание – это рациональное питание. | 1 | Интерактивное занятие. |
33. | 19.05 | | Я здоровье берегу – сам себе я помогу! | 1 | Спортивный праздник. |
Список литературы для учителя
О.С. Аранская “Игра как средство формирования здорового образа жизни”, 2017г.
В.Д.Григорьев, П.В.Степанов. Методические рекомендации по составлению программ внеурочной деятельности «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». М.: Издательство «Просвещение», 2017г.
Н. П. Герасименко «Помоги сам себе», 2017г.
Г.К. Зайцев «Уроки Айболита» - СПб., 2018г.
В.И. Ковалько «Здоровье сберегающие технологии: школьник и компьютер», 2018
А.Н. Маюров «Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух». Учебное пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 2018г.
«Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» под руководством Сократова, М.: Издательство «Просвещение», 2017г.
СОГЛАСОВАНО зам.директора по ВР
___________
«__» ____________ 20___г.
Протокол от
«____» ____________ 20__г.
№_____
8