СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр»
Саргатского муниципального района Омской области
Утверждаю
директор МБОУ ДО «ДООФСЦ»
__________________А.В. Ефимов
Приказ №__ от _______________
Рассмотрено на
Педагогическом совете
Протокол № __ от __________г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ВОЛЕЙБОЛ»
Направленность: физкультурно-спортивная;
Целевая группа: детей 12-17 лет;
Общая трудоемкость: 216 часов;
Форма реализации: очная;
Уровень сложности: базовая;
Автор составитель: Типаев Альберт Ханафиевич,
педагог дополнительного образования,
р. п. Саргатское-2020
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Учебно-тематическое планирование | 5 |
3. | Содержание программы | 8 |
4. | Контрольно-оценочные средства | 28 |
5. 6. | Условия реализации программы Список литературы | 30 32 |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «волейбол» составлена в соответствии с приказом министерства спорта и министерства образования Российской Федерации. В программе отображена вся нормативно-правовая база и все требования к написанию и реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в дополнительном образование.
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Обучение содержанию программного материала построено на основе общих методических положений;
-от простого к сложному,
-от частного к общему,
- с использованием технологий личностно - ориентированного подхода в обучении.
Развитие двигательных качеств на всех этапах подготовки проходит в соответствии с сенситивными возрастными периодами.
Актуальность заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
На уроках физической культуры учащихся получают определенные навыки игры в волейбол, но для этого в учебной программе отведено небольшое количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками игры. Данные занятия позволяют учащимся получить определённые навыки игры в волейбол. Занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий волейболист достигает гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений. Занятия рассчитаны на учащихся с 12-17 лет, очная форма, реализуются в течение учебного года, трудоемкостью 216 часов в первый год обучения. Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.
Цель программы - всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях.
Задачи программы:
-Обучить азам техники игры в волейбол.
-Повысить уровень общей и специальной физической подготовленности.
-Воспитывать морально-этические, волевые качества, а также чувство патриотизма.
-Укрепить здоровье занимающихся посредством систематических занятий волейболом.
Планируемые результаты и способы проверки их результативности
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по волейболу являются следующие умения:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по волейболу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по волейболу являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития волейбола характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять выбранный вид спорта как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными игроками , выделять отличительные признаки и элементы.
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных задач
В конце обучения учащиеся узнают:
Физиологические основы деятельности системы дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
Психофункциональные особенности собственного организма, индивидуальные способы контроля за развитием его адаптивных свойств, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
понятия «Техника игры», «Тактика игры»
правила игры
первичные навыки судейства.
научатся:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой;
владеть основными техническими приемами;
применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий по волейболу.
2.Учебно-тематическое планирование
№ П/П | Раздел программы | Количество часов |
Форма контроля | ||
теория | практика | ||||
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | |||||
1.1. | История возрождения Олимпийских игр. | 1 | - | опрос | |
1.2. | Техника безопасности на занятиях | 2 | - | опрос | |
1.3. | Основы личной гигиены | 1 | - | опрос | |
1.4. | Простейшие методы восстановления | 1 | - | опрос | |
1.5. | Действие физических упражнений на организм | 1 | - | опрос | |
1.6. | Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. | 1 | - | опрос | |
1.7. | Основные принципы самоконтроля | 2 | - | опрос | |
1.8. | История возникновения волейбола. Выдающиеся спортсмены страны и своего края. | 1 | - | опрос | |
1.9. | Особенности игры волейбол. Правила игры. | 1 | - | опрос | |
1.10. | Тактическая борьба в волейболе. Задачи тактической подготовки в волейболе. Правила игры. | 1 | - | опрос | |
1.11. | Зарождение комплекса ГТО. Зачем выполнять ГТО в 21 веке? | 1 | - | опрос | |
| Итого: | 13 |
|
| |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | |||||
2.1. Общая физическая подготовка | |||||
2.1.1. | Упражнения для развития скоростных способностей. |
| 6 | Педагогическое наблюдение | |
2.1.2. | Упражнения для развития скоростно-силовых способностей. |
| 6 | Педагогическое наблюдение | |
2.1.3. | Упражнения для развития координационных способностей. |
| 6 | Педагогическое наблюдение | |
2.1.4. | Упражнения для развития выносливости. |
| 6 | Педагогическое наблюдение | |
2.1.5. | Упражнения для развития гибкости. |
| 6 | Педагогическое наблюдение | |
2.1.6. | Игры с перемещениями игроков. |
| 4 | Педагогическое наблюдение | |
2.1.7. | Игры с передачами мяча. |
| 4 | Педагогическое наблюдение | |
2.1.8. | Игры с подачами мяча и с атакующим ударом. |
| 4 | Педагогическое наблюдение | |
2.1.9. | Спортивная игра «Футбол». |
| 2 | Соревнование. | |
2.1.10. | Игра «Пионербол». |
| 2 | Соревнование. | |
2.1.11. | Эстафеты. |
| 4 | Соревнование. | |
| Итого: | 50 |
|
| |
2.2.Специальная физическая подготовка | |||||
2.2.1. | Упражнения для развития силы мышц кистей. |
| 6 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
2.2.2. | Упражнения для развития силы мышц плечевого пояса. |
| 6 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
2.2.3. | Упражнения для развития силы мышц туловища. |
| 6 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
2.2.4. | Упражнения для развития прыгучести. |
| 6 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
2.2.5. | Упражнения для развития специальной быстроты. |
| 6 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
2.2.6. | Упражнения для развития скоростной выносливости. |
| 6 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
2.2.7. | Упражнения для развития игровой выносливости. |
| 6 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
2.2.8. | Упражнения для развития специальной ловкости. |
| 6 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
2.2.9. | Упражнения для развития специальной гибкости. |
| 6 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
| Итого: | 54 |
|
| |
2.3.Техническая подготовка | |||||
2.3.1. | Стойка игрока |
| 4 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
2.3.2. | Перемещения |
| 6 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
2.3.3. | Прием мяча |
| 12 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
2.3.4. | Передачи мяча |
| 12 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
2.3.5. | Подачи мяча |
| 10 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
2.3.6. | Атакующие удары |
| 12 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
2.3.7. | Блокирование атакующих ударов |
| 12 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
| Итого: | 68 |
|
| |
2.4. Тактическая подготовка. | |||||
2.4.1. | Тактика игры |
| 12 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. | |
| Итого: | 12 |
|
| |
2.5. Учебно-тренировочная игра. | |||||
2.5.1 | Учебно-тренировочная игра |
|
10 | Педагогическое наблюдение, взаимооценка, соревнования. | |
| Итого: | 10 |
|
| |
КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ | |||||
3.1. | Входные контрольные испытания по ОФП. | - | 2 | Контрольное занятие. Оценка ОФП | |
3.2. | Контрольно-переводные испытания по ОФП | - | 2 | Контрольное занятие. Прирост показателей ОФП. | |
3.3. | Проведение тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО | - | 3 | Контрольное занятие. Определить уровень развития физических качеств. | |
3.4. | Контрольно-переводные испытания по волейболу | - | 2 | Контрольное занятие. Выявить уровень освоения программы | |
| Итого: |
| 9 |
| |
| Общее количество часов: | 216 |
|
3.Содержание программы
№ | Тема учебного занятия образовательного модуля | Форма проведения учебного занятия | Описание видов учебной деятельности обучающихся | Форма организации деятельности обучающихся | Форма и вопросы оценки и контроля | ||
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | |||||||
1.1. | История возрождения Олимпийских игр. | Лекция | Познавательная деятельность. История возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения. Объяснение смысл символики и ритуалов Олимпийских игр. Показ | Фронтальная | Опрос. Вопросы: 1. Объясните смысл символики и ритуалов Олимпийских игр? 2. Расскажите роль Пьера Де Кубертена в современном олимпийском движение? | ||
1.2. | Техника безопасности на занятиях | Лекция | Познавательная деятельность. Необходимые требования правил поведения и норм техники безопасности на занятиях плаванием во избежание травм и несчастных случаев. | Фронтальная | Опрос. Вопросы: Какие нормы поведения и правила безопасности нужно соблюдать на занятиях по плаванию? | ||
1.3. | Основы личной гигиены | Лекция | Познавательная деятельность. Понятие о гигиене и санитарии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. | Фронтальная | Опрос. Что такое гигиена? Требования к спортивной одежде и обуви? | ||
1.4. | Простейшие методы восстановления | Лекция | Познавательная деятельность. Водно-солевой баланс в организме, сбалансированное питание, комплекс растяжки, пассивный и активный отдых, массаж и самомассаж, контрастный душ, хороший сон. | Фронтальная | Опрос. Значение сбалансированного питания для организма? Какие средства закаливания организма существуют? | ||
1.5. | Действие физических упражнений на организм | Лекция | Познавательная деятельность. Понятие об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. | Фронтальная | Опрос. Что такое утомление, признаки утомления? | ||
1.6. | Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. | Лекция | Познавательная деятельность. Волевые усилия и их значение в спортивной подготовке. Общие принципы физического воспитания. Волевые качества личности. | Фронтальная | Опрос. Что относится к морально-волевым качествам личности?Что нужно делать, для того, чтобы закалить свою волю? | ||
1.7. | Основные принципы самоконтроля | Лекция | Познавательная деятельность. Самоконтроль. Что включает в себя самоконтроль. Ведение дневника самоконтроля. | Фронтальная | Опрос. Что позволяет оценивать самоконтроль? Для чего нужен дневник самоконтроля? | ||
1.8. | История возникновения волейбола в России. Выдающиеся спортсмены страны и своего края. | Лекция | Познавательная деятельность. Волейбол как вид спорта, его история и краткое описание, значение для здоровья человека. Олимпийские чемпионы страны, Омска и Омской Области. | Фронтальная | Опрос. Значение волейбола для здоровья человека? Выдающиеся спортсмены нашей страны и края? | ||
1.9. | Особенности игры волейбол. Правила игры. | Лекция | Познавательная деятельность. Особенности игры. Экипировка спортсмена-волейболиста. Виды соревнований по волейболу. Регламент для проведения соревнований по волейболу. Правила игры. | Фронтальная | Опрос. Что за вид спорта? Правила игры. Размеры площадки, мяча. | ||
1.10. | Тактическая борьба на площадке. Задачи тактической подготовки в волейболе. Правила игры. | Лекция | Познавательная деятельность. Задача тактической подготовки. Основа тактической подготовки волейболиста. Подготовка к соревнованиям. | Фронтальная, групповая. | Опрос. Вопросы: 1. Расскажите, что такое тактика и для чего ее используют на соревнованиях? | ||
1.11. | Зарождение комплекса ГТО. Зачем выполнять ГТО в 21 веке. | Лекция | Познавательная деятельность. Рождение комплекса ГТО. Возрождение комплекса ГТО в современной России. Зачем выполнять ГТО в 21 веке. | Фронтальная, групповая. | Беседа. Вопросы: 1. Какие знаки комплекса ГТО Вы знаете? 2. Зачем выполнять ГТО в 21 веке? | ||
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | |||||||
Общая физическая подготовка | |||||||
2.1.1. | Упражнения для развития скростных способностей. | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Ходьба обычная, на носках (руки за голову), на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра); бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра); непрерывный бег в течение 2-4 минут в медленном темпе; бег в среднем темпе в чередовании с ходьбой; бег толчками, поочередно отталкиваясь ногами от пола; бег на скорость, бег с ускорением. | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная
| Педагогическоенаблюдение. Следить за техникой выполнения беговых упражнений. | ||
2.1.2. | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Прыжки на двух ногах на месте, в движение; Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь вперед; Упражнения с весом внешних предметов (штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи и т.д.; Ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 15—40 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх; | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная
| Педагогическое наблюдение. Следить за качеством выполнения упражнений. | ||
2.1.3. | Упражнения для развития координационных способностей. | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Кувырки вперед, назад, в стороны с места; Бросание и ловля мячей; Перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из разных исходных положений и построений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли);Прыжки на скакалке; Отбивание мяча о землю на месте с продвижением шагом вперед (на расстояние 5-6 м); подвижные игры и эстафеты с элементами поражения цели, с преодолением препятствий и с захватами, ведением мяча, прыжками и т.д. | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная
| Педагогическое наблюдение. Следить за соблюдением техники безопасности во время выполнения кувырка. | ||
2.1.4. | Упражнения для развития выносливости. | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Ходьба; медленный равномерный бег; прыжки со скакалкой; приседания; сгибание и разгибания рук в упоре лежа. | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная
| Педагогическое наблюдение. Следить за качеством выполнения упражнений. | ||
2.1.5.
| Упражнения для развития гибкости.
| Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат); Упражнения с гимнастической палкой наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); Разнонаправленные движения рук и ног. | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная
| Контрольное занятие: 1. Наклон вперед; 2. Выкруты с гимнастической палкой; 3. Гимнастический мост; | ||
2.1.6. | Игры с перемещениями игроков. | Учебно-тренировочное занятие | Игровая деятельность. «Спиной к финишу», «Бег с кувырками».
| Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Соревнование. Следить за соблюдением правил игры и техники безопасности. | ||
2.1.7. | Игры с передачами мяча. | Учебно-тренировочное занятие | Игровая деятельность «Художник», «Мяч над головой», «Обстрел чужого поля», «Не урони мяч», «Передачи в движении», «Свеча», «Поймай и передай», «Вызов номеров», «Мяч в стенку», «Над собой и о стенку», «Лапта волейболистов». | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Соревнование. Следить за соблюдением правил игры и техники безопасности. | ||
2.1.8. | Игры с подачами мяча и с атакующим ударом. | Учебно-тренировочное занятие | Игровая деятельность. «Сумей принять», «Снайперы», «Прими подачу», «Бомбардиры», «Удары с прицелом». | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Соревнование. Следить за соблюдением правил игры и техники безопасности. | ||
2.1.9. | Спортивная игра «Мини- футбол». | Учебно-тренировочное занятие | Игровая деятельность. Игра «Мини-футбол». | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Соревнование. Следить за соблюдением правил игры и техники безопасности. | ||
2.1.10. | Игра «Пионербол». | Учебно-тренировочное занятие | Игровая деятельность. Игра «Пионербол». | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Соревнование. Следить за соблюдением правил игры и техники безопасности. | ||
2.1.11. | Эстафеты | Учебно-тренировочное занятие | Игровая деятельность. Эстафеты: «Челночный бег с переносом кубиков», «Передача волейбольного мяча», «Передал - садись», «Одна верхняя передача», «Две верхние передачи», «Верхняя и нижняя передача мяча», «Назад по колонне», «Прием и передача мяча в движении», «Догони мяч», | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Соревнование. Следить за соблюдением правил игры и техники безопасности. | ||
Специальная физическая подготовка | |||||||
2.2.1. | Упражнения для развития силы мышц кистей. | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. вращательные движения кистей в лучезапястных суставах с гантелями (0,5-3 кг) в руках; броски набивных мячей (1-3 кг) сверху вниз (акцент на движение кисти); передачи сверху двумя руками набивных мячей (1-3 кг); вращение руками палки, наматывая на нее шнур, к концу которого подвешен груз (5-15 кг); | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.2.2. | Упражнения для развития силы мышц плечевого пояса. | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Броски набивных мячей (1-3 кг) одной, двумя руками из различных исходных положений, броски мяча на скорость; перемещения в упоре лежа вокруг ног, перемещения с поддержкой ног партнером; имитация нападающего удара с подкидного мостика и др. | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.2.3.
| Упражнения для развития силы мышц туловища. | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Вращательные движения туловища с отягощением; поднимание туловища и ног одновременно из положения лежа на спине (руки за головой); поднимание туловища из положения лежа лицом вниз на гимнастической скамейке (ноги закреплены). | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.2.4.
| Упражнения для развития прыгучести.
| Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Прыжки через скакалку на различную высоту и в различном темпе; прыжки с разбега и с места с доставанием предметов, подвешенных на различной высоте; серия прыжков : ноги вместе, с опорой о гимнастическую стенку; прыжки вверх с поворотом налево, направо, кругом; серия прыжков на мягкой опоре; многократные прыжки около стенки с имитацией нападающего удара, блокирования; приседания с отягощениями; полуприседы и быстрые вставания со штангой (вес не более 50% от максимального); приседания с партнером на плечах; прыжки с одной ноги на другую с грузом на плечах; напрыгивание на предметы различной высоты с различной высоты; выпрыгивание из полного приседа с гирей в руках, стоя на скамейках. | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.2.5. | Упражнения для развития специальной быстроты. | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. В средней стойке (динамической) на сигнал тренера (сигнал «волейбольный мяч»): мяч ударяется об пол – имитация приема мяча с падением; мяч подброшен вверх – имитация блокирования; передача мяча над собой – перемещение назад на 3-4 шага; замах для нападающего удара - перемещение вперед на 3-4 шага с имитацией приема мяча снизу двумя руками; в прыжке поймать мяч, брошенный партнером, и до приземления бросить его обратно; рывки и ускорения из различных исходных положений по зрительному или звуковому сигналу; бег различными способами (спиной вперед, боком, приставными) с резкими остановками; имитационные упражнения по технике игры (нападающий удар, блок, прием мяча поточным способом). | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.2.6. | Упражнения для развития скоростной выносливости. | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Челночный бег с касанием рукой линии нападения и лицевой линии. То же, что и первое, но с падением на линиях. Имитация блокирования по всей длине сетки (прыжки на блок в зонах 2, 3, 4).Имитация нападающего удара. Имитация нападающего удара с падением посла приземления на грудь-живот (бедро-спину). Нападающий удар с разбега из зоны 4 (2, 3) с интенсивностью 5 ударов за 20 с. Защитные действия в паре (защищается только один спортсмен). Упражнение «обстрел» (один игрок защищается от нескольких нападающих). Серии падений, между падениями – перемещения. Упражнения для развития скоростной выносливости используют в середине и в конце учебно-тренировочного занятия.
| Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.2.7. | Упражнения для развития игровой выносливости. | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Прыжки на одной ноге, подтягивая бедро к груди (15 прыжков). Кувырок вперед, рывок на 5 м, бросок на грудь (перекат на спину), 10 прыжков из глубокого приседа (2-3 раза). Челночный бег от лицевой линии до линии нападения и обратно с броском (падением) на грудь (спину) на линиях; без пауз отдыха – 6 падений,через 30 сек выполнить еще раз. Имитация нападающего удара с разбега последующим падением (броском) на грудь (спину) после приземления 10 раз. Подвижная игра «борьба за мяч» – 3 мин. Упражнения выполняются в быстром темпе. В каждой паузе используют упражнения, различные по своему воздействию
| Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.2.8. | Упражнения для развития специальной ловкости. | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Из упора присев выполнить прыжок вверх-вперед с последующим приземление на руки-грудь-живот. Передача в парах, после передачи кувырок вперед и назад. Падение в сторону (из упора присев, со скольжением на боку). Бросок вперед на руки-грудь-живот из положения динамической стойки. Бросок в сторону с кувырком через плечо. Бросок с кувырком вперед. Прыжок с подкидного мостика с вращением вокруг вертикальной оси на 90°, 180°, 360°. Прыжок с подкидного мостика с имитацией в безопорном положении нападающих ударов, передач, блокирования. Прыжок с подкидного мостика с последующим нападающим ударом через сетку (мяч подбрасывает партнер). Прыжки через различные предметы с поворотами и без поворотов туловища. Имитация блокирования, нападающих ударов с поворотов в воздухе на 30°, 180°. | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.2.9. | Упражнения для развития специальной гибкости. | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Имитационные упражнения с большой амплитудой движения(с малыми отягощениями и без них). Вращательные в круговые движения туловищем из различных исходных положений. Вращательные движения в коленных суставах. Сед на пятки, стоя на коленях. Прыжки с одной ноги на другую с активным отталкиванием стопами Упражнения с партнером на сопротивление, растягивание. | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.3.Техническая подготовка | |||||||
2.3.1. | Стойка игрока | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Ноги расставлены на ширине плеч и согнуты в коленных суставах. Одна нога впереди или ступни расположены параллельно. Туловище наклонено вперед. Руки согнуты в локтевых суставах, кисти на уровне пояса. | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.3.2. | Перемещения | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. В стойке волейболиста: - выпад вправо, влево, шаг вперед, назад; - приставные шаги вправо, влево от одной боковой линии площадки до другой; двойной шаг вперед, назад; скачок вперед одним шагом в стойку; подпрыгнуть, вернуться в стойку волейболиста и выполнить шаг или выпад: -вперед, -в сторону; по сигналу (в беге) остановка в стойку и прыжок вверх толчком двух ног; в стойке перемещения по сигналу в стороны, вперед, назад. Эстафеты с перемещениями различными способами, с выполнением различных заданий. | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.3.3. | Прием мяча | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Прием мяча двумя руками снизу: имитация приема мяча в исходном положении; имитация приема мяча после перемещения; в парах один давит на мяч, лежащий на предплечьях другого игрока, и тот имитирует прием; стойка волейболиста, держа на выпрямленных руках лежащий на запястьях мяч, покачивание руками, разгибание и сгибание ног, имитируя прием мяча; подбрасывание мяча над собой и прием его на запястья выпрямленных рук; подбивание мяча снизу двумя руками на месте и с передвижением; прием мяча, наброшенного партнером; в парах, прием мяча снизу; прием мяча после отскока от пола; прием мяча в зоне 6, мяч через сетку набрасывает партнер. Прием мяча, отраженный сеткой: прием мячей, отскочивших от сетки с собственного набрасывания; один бросает мяч в сетку, другие принимают его снизу двумя руками после отскока от сетки; то же, но мяч направляется в сетку ударом. Прием мяча сверху двумя руками с падением-перекатом на спину: падение назад из низкой стойки с последующим перекатом на спину; шагом вперед принять низкую стойку-падение назад с перекатом на спину; из средней стойки выпад в сторону с последующим падением-перекатом на спину; из низкой стойки бросок мяча вперед-вверх с последующим падением-перекатом на спину; в парах, первый набрасывает мяч, второй возвращает мяч передачей мяча сверху с последующим падением-перекатом на спину. | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.3.4. | Передачи мяча | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Передача мяча сверху двумя руками вверх -вперед: имитация перехода из стойки волейболиста в и.п. для приема и передачи мяча; имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения; освоение расположения кистей и пальцев рук на мече, мяч на полу; подбросить мяча одной рукой над собой, поймать обеими руками и одновременно начать разгибание рук и ног; в парах, один набрасывает, второй ловит мяч в стойке и имитирует передачу, разгибая руки и ноги; в парах, один набрасывает мяч другому, который передает мяч сверху двумя руками; передачи мяча над собой на месте и в движении; две-три передачи мяча над собой и передача партнеру; передачи мяча в парах с варьированием расстояния и траектории; передачи мяча в тройках расположение игроков в треугольнике; передача в парах с передвижение приставными шагами; передача мяча через сетку; передачи мяча на точность; подвижные игры «Эстафета у стены», «Мяч в воздухе», «Мяч над сеткой», «Вызов номеров» и др. Передача мяча через сетку в прыжке: имитация верхней передачи в прыжке через сетку с места, с разбега; верхняя передача мяча в прыжке через сетку после предварительного подбрасывания над собой; передача в прыжке после подбрасывания вперед-вверх и небольшого разбега; верхняя передача из зоны 6 в зону 3, от туда в зону 4, из которой выполняется передача в прыжке в зону 6; прием мяча снизу над собой и передача сверху в прыжке через сетку; передача мяча в парах через сетку в прыжке; передача мяча в прыжке на точность через сетку. Передача мяча сверху двумя руками назад: имитация передачи мяча; передача двумя руками через голову своему партнеру; в тройках, игрок в центре делает передачу двумя руками сверху за голову партнеру находящемуся сзади; в четверках, 1 верхней передачей направляет мяч игроку 3, тот выполняет передачу за голову игроку 4, он передает мяч игроку 2, тот за голову игроку 1; передача мяча из зоны 3за голову в зону 4; передача мяча из зоны 3 за голову в зону 2; передача мяча сверху двумя руками через сетку назад; передачи мяча на точность. | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.3.5. | Подачи мяча | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Нижняя прямая подача: имитация подачи мяча; подача в стену; подачи в парах; подачи через сетку с расстояния 3,6,9 метров от сетки; подачи через сетку из-за лицевой линии; подачи в правую и левую половины площадки; подачи в ближнюю и дальнюю части площадки; подачи на точность; соревнования: на большее количество подач подряд, на заданное число попыток. Верхняя прямая подача: имитация подачи мяча; подача в стену; подачи в парах; подачи через сетку с расстояния 3,6,9 метров от сетки; подачи через сетку из-за лицевой линии; подачи в правую и левую половины площадки; подачи в ближнюю и дальнюю части площадки; подачи на точность; соревнования: на большее количество подач подряд, на заданное число попыток. | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.3.6. | Атакующие удары | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Прямой нападающий удар: прыжок вверх толчком двух ног с места, с разбега в 1,2,3 шага; имитация нападающего удара; в парах, первый игрок подбрасывает мяч вверх, а второй – с места, с 2,3 шагов разбега ловит мяч обеими руками в высшей точки прыжка; броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега(2-3 шага) через сетку в различные зоны площадки; в парах, первый подбрасывает мяч вверх, второй разбегается и выполняет нападающий удар в прыжке; в парах, первый из зоны 4 выбегает к сетки и выполняет нападающий удар по мячу подброшенный партнером; то же упр., но нападающий удар выполняется из зоны 2; нападающий удар через сетку из зоны 4 с передачи из зоны 3; нападающий удар через сетку из зоны 2 с передачи из зоны 3; нападающий удар через сетку из зоны 3 с передачи из зоны 4; нападающий удар через сетку из зоны 3 с передачи из зоны 2; нападающий удар после встречной передачи; нападающий удар со второй передачи. Нападающий удар с переводом: имитация нападающего удара с переводом рукой вправо (влево): без блока, при наличии одного блока; передача мяча из зоны 4 нападающий удар из зоны 3 с переводом вправо; передача мяча из зоны 2 нападающий удар из зоны 3 с переводом влево; после передачи из зоны 3 нападающий удар из зоны 2 с переводом влево; нападающий удар против одиночного блока из зоны 4 с переводом вправо; нападающий удар против одиночного блока из зоны 2 с переводом влево. | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.3.7. | Блокирование атакующих ударов | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Одиночное блокирование: имитация блокирования: прыжок верх с места с выносом рук над сеткой; передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над сеткой; в парах (через сетку), прыжки вверх с места, касаясь ладонями друг друга над сеткой; то же упр., но с выносом рук влево и вправо над сеткой; в парах, один стоит на возвышении с мячом в руках над сеткой, второй имитирует блок; в парах, занимающиеся располагаются с противоположных сторон сетки, один набрасывает мяч на верхний край сетки, другой, выпрыгивая вверх, ставит блок и отбивает мяч на противоположную площадку; то же упр., но мяч набрасывают правее, левее блокирующего, а тот, переместившись в сторону, прыгает и ставит блок; 3-4 игрока располагаются с мячами вдоль одной стороны сетки, на расстоянии 1.5-2 метра друг от друга, остальные строятся в колонну по одному с противоположной стороны в зоне 4, первые поочередно подбрасывают мяч над сеткой, вторые, продвигаясь вдоль сетки приставными шагами вправо, ставят блок; то же упр., но игроки строятся в колонну по одному в зоне 2 и перемещаются вдоль сетки влево; в тройках, игроки располагаются возле сетки: 2 игрока с одной стороны, один-с другой, первый набрасывает мяч второму, второй выполняет нападающий удар, а 3 ставит блок; блокирование нападающего удара. Групповое блокирование: имитация группового блокирования; двое стоят на расстоянии 2 метра друг от друга с одной стороны сетки, с другой - партнер с мячом, партнер набрасывает мяч на верхний край сетки между ними, перемещаются к месту постановки блока, одновременно прыгают и отбивают мяч на противоположную площадку; то же упр., но мяч набрасывается напротив одного блокирующего, другой перемещается к нему, и они вместе прыгают на блок; двойное блокирование по ходу из зоны 4, в блоке участвуют игроки зон 3 и 2, стараясь закрыть зону 5; двойное блокирование по ходу из зоны 2, в блоке участвуют игроки зон 3 и 4, стараясь закрыть зону 1. | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.4. Тактическая подготовка | |||||||
2.4.1 | Тактика игры | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Индивидуальные тактические действия в нападении: 1) тактические действия при выполнении подачи: подача в в 3-метровые коридоры площадки; подача в зоны 1 и 5 в углы площадки; подача к боковым и лицевым линиям; подача между игроками; подача на игрока, вступившего в игру после замены; подача на игрока, слабо владеющего навыком приема подачи; чередование подач с различной траекторией и скоростью полета мяча. 2) тактические действия при выполнении передачи для нападающего удара: подбрасывания мяча над собой и передача партнеру, меняющему свое место; передача мяча из зоны 3 нападающему зоны 4, который дает сигнал рукой: рука вверху- высокая передача для нападающего удара на край сетки, рука в сторону – удаленная от сетки передача; игроки находятся в зоне 6 (5,1), их партнеры – в зонах 4, 2(нападающие), 3, связующий, мяч в зону 6, направляет через сетку соперник передачей собственного подбрасывания, при высокой и средней траектории- первая передача на удар нападающему (в зону 4 или два) при низкой –связующему для второй передачи. 3)тактические действия при выполнении нападающего удара: поставлен блок- обманный удар, блока нет- силовой удар; есть блок и страховка – удар по ходу, есть блок, но нет страховки- обманный удар Тактические действия при выполнении передачи мяча: передача мяча в разные зоны площадки соперника; неожиданные передачи мяча через сетку на площадку соперника. Индивидуальные тактические действия в защите: 1) тактические действия тактические действия при приеме подач: челночное передвижение обучающихся приставными шагами от одной боковой линии к другой- по сигналу имитация приема; челночный бег от лицевой линии до линии падения и обратно- по сигналу имитация приема мяча; прием мяча, переброшенного через сетку из зоны 6 в различные зоны и на разной высоте; прием подачи, выполненных из зоны 6 из-за лицевой линии в различные зоны и с различной траекторией полета мяча 2) тактические действия при приеме нападающего удара: учитель выполняет нападающий удар в различные зоны и с различной силой, защитник должен быть готов к перемещению в зону полета мяча и к его приему; прием нападающих ударов, выполненных через сетку. 3)тактические действия при блокировании: блокирование нападающих ударов в зоне 4(2), перемещаясь из зоны 3; блокирование нападающих ударов в заданном направлении, зону откуда последует удар, задают по сигналу в начале в соседние зоны, затем в крайние. Групповые тактические действия в нападении: Прием подача в зоне 1 (5) и первая передача сразу на удар в зону 3; мяч из задней зоны передают игроку зона 3, игрок зоны 4 начинает разбег или выпрыгивает для нанесения нападающего удара, а игрок зоны 3 направляет мяч через голову игроку зоны 2, который завершает комбинацию; игрок зоны 3, приняв подачу, направляет первую передачу игроку зоны 2, но ближе к зоне 3, пасующий игрок зоны 2 смещается и передает мяч для нападающего удара назад через голову для нападающего удара зоны 3, который забегает сзади него и выполняет нападающий удар. Групповые тактические действия в защите: нападающий или обманный удар осуществляется из зоны 3, блок ставит игрок зоны 3, игрок зоны 6 осуществляет страховку в зоне нападения, игроки 4 и 2 зон стремятся занять такую позицию, чтобы быть открытыми от блока для приема мяча; нападающий или обманный удар производится из зоны 4, блок ставит игрок зоны 3, игроки зон 2 и 6 выполняют функции страхующих, игроки зон 4 и 5 занимают позиции для приема; нападающий или обманный удар производится из зоны 4, блок ставит игрок зоны 2, игроки зон 3 и 1 выполняют функции страховки, игрок зоны 6 занимает позицию для приема; нападающий или обманный удар производится из зоны 2, блок ставит игрок зоны 4, игроки зон 5,3,6 выполняют функцию страхующих, игрок зоны 1 занимает позицию для приема. Командные тактические действия в нападении: нападение со второй передачи игрока передней линии; нападение со второй передачи игрока, выходящего с задней линии к сетке; нападение с первой передачи или с передачи в прыжке после имитации удара. Командные тактические действия в защите: командные тактические действия уступом вперед; командные тактические действия назад.
| Индивидуальная, групповая, командная | Педагогическое наблюдение, взаимооценка, соревнование. Наблюдение и исправление ошибок во время выполнения упражнений. Взаимная оценка техники выполнения упражнения друг друга. | ||
2.5. Учебно-тренировочная игра. | |||||||
3.1. | Учебно-тренировочная игра | Учебно-тренировочное занятие | Физкультурно-спортивная деятельность. Игра волейбол. | Командная. | Педагогическое наблюдение, взаимооценка, соревнование. Наблюдение и исправление ошибок. Взаимная оценка. | ||
3.КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА | |||||||
3.1. | Входящий контроль. | Выполнение задания на соответствующий балл. | Физкультурно-спортивная деятельность. Оценить уровень ОФП обучающихся для зачисления в физкультурно-спортивную секцию по волейболу. | Поточная, индивидуальная | Контрольное занятие.
| ||
3.2. | Промежуточный контроль | Выполнение задания на соответствующий знак отличия. | Физкультурно-спортивная деятельность. Выполнение обязательных испытаний и испытаний по выбору на соответствующий знак отличия.
| Поточная индивидуальная | Контрольное занятие.
| ||
3.3. | Итоговый контроль | Выполнение задания на соответствующий балл. | Физкультурно-спортивная деятельность. Оценка прироста показателей по ОФП обучающихся для перевода на следующий год обучения.
| Поточная индивидуальная | Контрольное занятие.
| ||
3.4. | Итоговый контроль | Выполнение задания на соответствующий балл. | Физкультурно-спортивная деятельность. Оценка технической подготовки для перевода на следующий год обучения. | Индивидуальная | Контрольное занятие.
|
4. Контрольно-оценочные средства
Общефизическая и специальная физическая подготовка 12-13 лет
№ п/п | Тест | Мальчики | Девочки |
1. | Бег 30 м/с | 5.5-6.2 с | 5.8-6.5 с |
2. | Челночный бег 4*09 м, с | 10.0-11.3 с | 10.3-11.5 |
3. | Прыжки в длину с места | 145-175 см | 140-165 см |
4. | Подтягивание на высокой перекладине из виса (кол-во раз) | 4 -8 | - |
Отжимание от пола (кол-во раз) | - | 5-15 | |
5. | Прыжки со скакалкой (раз за 20 с) (кол-во раз) | 42-46 | 44-48 |
6. | Бег 60 м. | 9.8-11.1 с | 10.0-11.3 с |
7. | Бег 1000 м. | 4.20-5.15 мин | - |
Бег 500 м. | - | 2.22-3.20 мин |
Общефизическая и специальная физическая подготовка 14-15 лет
№ п/п | Тест | Мальчики | Девочки |
1. | Бег 30 м/с | 4.8-5.4 с | 5.1-6.0 с |
2. | Челночный бег 4*09 м, с | 09.6-10.6 с | 10.0-11.2 с |
3. | Прыжки в длину с места | 165-190 см | 156-175 см |
4. | Подтягивание на высокой перекладине из виса (кол-во раз) | 5-10 | - |
Отжимание от пола (кол-во раз) | - | 9-19 | |
5. | Прыжки со скакалкой (раз за 25 с) (кол-во раз) | 52-56 | 58-62 |
6. | Бег 60 м. | 9.0-10.5 с | 9.7-10.8с |
7. | Бег 1000 м. | 3.50-4.50 мин | 4.20-5.15 мин |
Общефизическая и специальная физическая подготовка 16-17 лет
№ п/п | Тест | Мальчики | Девочки |
1. | Бег 30 м/с | 4.9-4.4 с | 5.0-5.7 с |
2. | Челночный бег 3*10 м, с | 6.9-7.9 с | 7.9-8.9 с |
3. | Прыжки в длину с места | 195-230 см | 160-185 см |
6. | Подтягивание на высокой перекладине из виса (кол-во раз) | 9-14 | - |
Отжимание от пола (кол-во раз) | - | 9-16 | |
7. | Прыжки со скакалкой (раз за 25 с) (кол-во раз) | 52-56 | 58-62 |
8. | Бег 60 м. | 8-8.8 с | 9.3-10.5 с |
9. | Бег 3000 м.(ю), 2000 м.(д) | 12.40-15.00 мин | 9.50-12.00 мин |
Технико-тактическая подготовка
№ п/п | Тест | Мальчики | Девочки |
1. | Нижняя прямая подача с расстояния 6-9 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10) | 7-9 | 6-8 |
2. | Жонглирование мячом на собой верхней передачей (кол-во раз) | 8-10 | 5-7 |
3. | Жонглирование мячом на собой нижней передачей (кол-во раз) | 5-7 | 4-6 |
4 | Верхняя прямая подача с расстояния 6-9 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10) | 7-9 | 6-8 |
5. | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром через сетку высотой 2.00-2.43 м (кол-во удачных попыток из 10) | 7-9 | 6-8 |
6. | Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0) | По результатам выполнения | По результатам выполнения |
Показатели оценки уровня образовательных результатов.
№ п/п | Планируемы результаты по программе | Образовательные результаты по программе | Оценка уровня образовательных результатов по программе |
1 | Личностные | Знают историю возрождения волейбола в России, а также выдающихся спортсменов страны и своего края. | Презентация о развитии волейбола в России. Опрос. Значение спортивных игр для здоровья человека? Выдающиеся спортсмены нашей страны и края? |
Знают и применяют приемы самоконтроля в процессе занятия волейболом. | Опрос. Что позволяет оценивать самоконтроль? Для чего нужен дневник самоконтроля? | ||
Проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях. |
| ||
2 | Метапредметные | Умеют самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | Педагогическое наблюдение. Организовывают собственную деятельность, определяют методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивают их эффективность и качество. |
Умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. |
| ||
Умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Педагогическое наблюдение. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | ||
3 | Предметные | Знают историю возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр; | Фронтальный опрос. 1. Объясните смысл символики и ритуалов Олимпийских игр? 2. Расскажите роль Пьера Де Кубертена в современном олимпийском движение? |
Знают и применяют опыт организации самостоятельных тренировок по общей физической подготовке с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма. | Педагогическое наблюдение, опрос. Что позволяет оценивать самоконтроль? Для чего нужен дневник самоконтроля? ГТО | ||
Знают основы техники | Педагогическое наблюдение, соревнование. Понимают и демонстрируют основы техники спортивных стилей плавания; | ||
Знают и выполняют технику вспомогательных и подводящих упражнений в волейболе. | Педагогическое наблюдение. Понимают и демонстрируют технику вспомогательных и подводящих упражнений в волейболе.; | ||
Знают и выполняют нормы ВФСК ГТО. | Контрольное занятие. Выполняют обязательные испытания и испытания по выбору на соответствующий знак отличия. |
5. Условия реализации программы
Для реализации данной программы в школе имеется и может быть использовано:
1. Спортивный зал площадью 136 м2
2. Уличная волейбольная площадка.
3. Две волейбольные сетки (с металлическим тросам)
4. Волейбольные мячи 12 шт.
5. Набивные мячи 4 шт.
6. Сетка для переноса мячей 1 шт.
7.Баскетбольные и футбольные мячи, шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.
8. Подкидной мостик 1 шт.
9. 2 комплекта волейбольной формы (8 мужских и 8 женских).
10. Гимнастические маты 6 шт.
11. Компьютер с выходом в Интернет, программное обеспечение, проектор, кроме этого имеется дидактико-методическое оснащение: учебники по физической культуре, учебники по волейболу, методические пособия по волейболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок, правила соревнований, инструкции по технике безопасности, нормативные документы по дополнительному образованию, учебные карточки с заданиями, разработанные и утверждённые тесты, и нормативы по контролю ОФП, технической, тактической и теоретической подготовок и т.п.
12. Педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ДООФСЦ».
6. Список литературы
Для педагога:
1. Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.
2. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
3. Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва. «Физкультура и спорт» 1976.
4. Журнал «Физкультура в школе» №7,8,9. 2003.
5. Журнал «Физкультура в школе» №3. 2006.
6. Журнал «Физкультура в школе» №5,8,11.2007.
7. Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. «Беларусь» 1991.
8. Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2019.
9. Перльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов. Москва, «Физкультура и спорт»1969.
10. Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007. Для детей:
1. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
2. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. Москва. «Физкультура и спорт» 1978.
3. Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт» 1989. 4. Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.
Список Интернет-ресурсов:
1. Министерство спорта Российской Федерации (http://www.minsport.gov.ru)
2. Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края (http://www.kubansport.ru/)
5. Российское антидопинговое агентство (http://www.rusada.ru)
6. Всемирное антидопинговое агентство (http://www.wada-ama.org)
7. Олимпийский комитет России (http://www.roc.ru/)
8. Международный олимпийский комитет (http://www.olympic.org/)