СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Творческая мастерская" 1-2 кл.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа призвана научить детей основным приемам работы сбумагой,  красками, карандашами, природными материалами, пластилином , тканью и вторичным сырьём, побудить творческую  деятельность ребёнка, найти себя в мире творчества и раскрыть свои возможности.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Творческая мастерская" 1-2 кл.»






Программа

дополнительного образования

«Творческая мастерская»
























2021г.
Пояснительная записка

С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий и опыта реализации воспитательной работы МБОУ Моторская СОШ в соответствии с программой развития воспитательной системы школы разработана комплексная программа общекультурного направления и развития учащихся «Творческая мастерская» ориентированная на учащихся 1-2 классов. Программа направлена на культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал учащихся, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

Данная программа призвана научить детей основным приемам работы с бумагой, красками, карандашами, природными материалами, пластилином, тканью и вторичным сырьём, побудить творческую деятельность ребенка, найти себя в мире творчества и раскрыть свои возможности. Работа с разными материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться, обладает эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому так важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Программа «Творческая мастерская» вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Она предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, фантазии и интуиции. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и с окружающим миром. Ребенок здесь имеет дело с самыми различными материалами и

процессами. Перед ним не только краски, карандаши, пластилин, но и картон, бумага, ткань, природные материалы. Во время работы дети режут, клеят, придают форму, рисуют.

Программа актуальна, поскольку предполагает формирование у младших школьников: ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности,

даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно – прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности, использовать полученные знания в творческих работах на уроках изобразительного искусства и технологии.

Направление программы внеурочной деятельности

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

  • формирование информационной грамотности современного школьника;

  • развитие коммуникативной компетентности;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Педагогическая целесообразность реализации данной программы

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключаются в принципах к подбору её

содержания: это природосообразность, культуросообразность, коллективность и проектность.

Принцип природосообразности предполагает, что досуговое общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а так же формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность – одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, о решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно – культурные (достижения уровня биологического созревания, физического и сексуального развития), социально – культурные (познавательные, морально – нравственные, ценностно – смысловые), социально – психологические (становление самосознания личности, её самоопределение в жизни) задачи.

Принцип культуросообразности предполагает, что досуговое общение обучающихся основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям регионов.

Коллективность в досуговом общении означает, что досугово-развлекательная деятельность протекает в детско-взрослых общностях и дает юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «замысел – реализация – рефлексия». В ходе проектирования перед учеником всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что может появиться в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него.

Основу организации образовательного и воспитательного процессов составляет принцип спиралевидности, в соответствии с которым формирование у учащихся метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, с каждым разом усложняя вид деятельности.

Все задания соответствуют по сложности детям младшего школьного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и воспитывает уверенность в себе.

Цель программы:

– развитие личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей и раскрытие его творческого потенциала через овладение технологическими приемами обработки

разнообразных материалов.

Задачи программы:

-освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами технологической деятельности; развитие стремления к общению с искусством;

-формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

-развивать умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности;

-развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в том или ином виде искусства;

-учить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости, аккуратности, привитие навыков культуры труда, уважительного отношения к человеку труда и результатам труда.


Направление

деятельности

Формы внеурочной

деятельности




1кл.

2кл

Общекультурное направление

«Творческая мастерская»

Кружок «Творческая мастерская»


34


Кружок «Творческая мастерская»



34


Описание места курса в учебном плане

Программа «Творческая мастерская» реализуется в рамках Программы социального развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования. Согласно учебному плану МБОУ Моторская СОШ всего на изучение курса «Творческая мастерская» в начальной школе выделяется 68 часов, из них в 1 классе – кружок

«Творческая мастерская» - 34ч (1 ч в неделю), во 2 классе - кружок

«Творческая мастерская»- 34ч (1 ч в неделю)

Данная программа социального воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.


Тематический план программы


Название раздела

Общее кол-во часов

Кол-во часов по классам


1кл

2кл

1

I. Работа с природными материалами

12

6

6

2

II. Лепка.

16

8

8

3

III Работа с бумагой.

12

6

6

4

IV. Учись мастерить.

10

5

5

5

V. Работа с иголкой и не только

16

8

8


VI.Проектная деятельность.

2

1

1

Итого

68

34

34



Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.

На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию.

Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы.

Работа, выполненная своими руками - огромная радость для ребят.

Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность ребенка.

Приёмы и методы организации занятий кружка.

-игра,

-труд,

-учение,

-общение,

-творчество.

При этом соблюдаются следующие правила:

-виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных

интересов членов группы;

-деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на

роли лидеров, чьё влияние благотворно;

-необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей,

сотрудничество детей и педагога.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

-воспитывающего характера труда;

-научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)

-связи теории с практикой;

-систематичности и последовательности;

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

-доступности и посильности;

-сознательности и активности;


-наглядности;

-прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:
  1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;

  2. общетрудовые: организаторские, конструкторские;

  3. специальные: обработка бумаги, картона, ткани, использование вторсырья, природных (гербарий, ракушки, песок,

крупы, камушки, зерновые, бобовые) и пластичных материалов (пластилин, солёное тесто, глина); овладение

различными техниками работы с акварелью, гуашью.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, выставка, экскурсия, творческая мастерская.

Основной вид занятий практический.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Педагогические приемы:

-формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

-организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

-стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

-сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

-свободного выбора.

В результате реализации рабочей программы кружка декоративно – прикладного творчества разработанной для организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учащиеся получат возможность более глубокого и

расширенного знакомства:

с художественными материалами и техникой работы художественными материалами (гуашь, восковые мелки, акварель, цветная бумага, фломастеры, бумагопластика);

с цветоведением: основные и составные цвета;

с декоративно – символической ролью цвета в декоративно-прикладном искусстве; с пропорциями: соотношение целого и частей;

с произведениями декоративно – прикладного искусства.

Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, творческие отчёты и проекты.

Технологии обучения в кружке:

- технология развивающего обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • игровая технология;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • проектная технология;

  • технология разноуровнего обучения;

  • информационные технологии.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является: Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю, Я делаю – и понимаю.

Форма организации внеурочной деятельности по программе «Творческая мастерская» в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать свое понимание.


Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога.

Решение проблем социального воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия и практические занятия:

  • творческие конкурсы

  • выставки декоративно-прикладного искусства

  • коллективные творческие дела

  • проектная деятельность

  • экскурсии

  • творческая мастерская


  1. Планируемые результаты освоения программы кружка.


Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:

широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; устойчивого интереса к новым способам познания;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия
  1. класс необходимый уровень:

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному плану.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  1. класс необходимый уровень:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Наглядно-образное мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях.


Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

владеть монологической и диалогической формой речи.

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;




В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою

собственную;

Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; Достичь оптимального для каждого уровня развития;

Сформировать систему универсальных учебных действий; Сформировать навыки работы с информацией.

Предметными результатами работы в кружке являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

  1. Содержание программы кружка.
Данная программа предусматривает:

углубленное ознакомление с теоретическими и практическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам, графические и живописные упражнения, выполнение художественных работ по народным мотивам,

украшение интерьера, класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.

Искусство декоративного оформления является одним из самых массовых видов художественного творчества.

Эстетическое и эмоционально – выразительное начало является важной особенностью декоративно – прикладной

работы. Эта работа формирует в детях художественный вкус, творческую инициативу, развивает чувство прекрасного.

    1. класс (34часа)

Для первого класса обучение направлено на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Знакомство с правилами техники безопасности.

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

  1. Работа с природными материалами (6 ч.)

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке разных материалов: приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью склеивания, скрепления на пластилине, коллективная оценка результатов работы.

Экскурсия в парк. «В природу за прекрасным» . Сбор листьев для

Засушивания. Создание композиции из листьев, камней, семян, косточек, ракушек, песка, соломы, сухоцвета «Рыбка». Объёмная поделка из шишек «Олень».

  1. Лепка (8 ч.)

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техники работы с пластилином. Лепка шара, конуса, цилиндра. Лепка домика. Лепка домашних животных: «Ферма». Пластилиновая живопись на картоне «Радуга».

  1. Работа с бумагой (6 ч.)

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; об обозначениях в

технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание.

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работ. Новогодние игрушки на ёлку «Жар-птица». Новогодние игрушки на ёлку.

«Снеговичок». Декоративное панно «Корзина с цветами» . Декоративное панно

«Корзина с цветами»: приклеивание на картон. Вырезная открытка на праздник. Изготовление открытки по схеме. Украшение открытки.

  1. Учись мастерить (5 ч.)

«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

Изготовление бабочек из фантиков, собачки из тетрапака, изготовление птички из капсулы от шоколадного яйца.

  1. Работа с иголкой и не только (8ч.)

Основные виды искусства вышивки, вязания. Техника безопасности. План занятий. Демонстрация изделий. История развития вышивки, вязания. Современные направления вышивки. Анализ моделей, схем. Изготовление салфетки. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.

Самодельные куклы из пряжи. Изготовление куклы – растрепки, плетение косичек. Цветные закладки для книг. Выполнение шва «вперед иголку на полоске картона; перевив цветными нитями.

  1. Проектная деятельность (1 ч.)

Цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления. Выполнять универсальные логические действия. Понимать причины

своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Оформление этикетки для работы на выставку.


    1. класс (34часа)

Во втором классе обучение направлено на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.


  1. Работа с природными материалами (6ч.)

Использование приемов изготовления изделий с помощью склеивания, скрепления на пластилине, коллективная оценка результатов работы.

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность

Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы. Экскурсия по осеннему парку. Сбор листьев и шишек для засушивания. Изготовление картины «Осенний натюрморт».Объёмная поделка из шишек «Поросенок». Выполнение композиции из пластилина, круп, сухоцветов «Прудик» .

  1. Лепка (8 ч.)

Историческая справка о глине и солёном тесте. Виды глины, её свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с глиной и солёным тестом. Разнообразие техники работы с глиной и солёным тестом. Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

Виды и способы лепки из глины и теста. Лепка из соленого теста животных:

«Кошечка». Пластилиновая живопись «Морской берег».

Картинки в технике обратной аппликации «Фрукты и овощи».

  1. Работа с бумагой (6 ч.)

Использование приобретённых технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание.

Использование трудовых умений по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо

Изготовление из бумаги оригами «Лягушка». Выполнение композиций

из полосок гофрированного картона «Кот на крыше». Работа с гофрированной бумагой. Выполнение цветов. Выполнение елочки из гофрированной бумаги.

  1. Учись мастерить (5ч.)

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

Изготовления кукольной комнаты с помощью коробки. Декорирование комнаты (интерьер). Изготовление кукольной мебели: кроватки, стола, стула. Изготовление кукольной мебели: декорирование.


  1. Работа с иголкой и не только (8ч.)

Основные виды искусства вышивки, вязания. Техника безопасности. План занятий. Демонстрация изделий. История развития вышивки, вязания. Современные направления вышивки. Анализ моделей, схем. Изготовление салфетки. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.

Выполнение картин в технике изонить «Солнышко», «Парус».

  1. Проектная деятельность (1 ч.)

Оформление работ, создание этикеток. Подготовка работ к выставке. Выставка работ учащихся за год работы.


Тематическое планирование кружка «Творческая мастерская».
  1. 1класс


Название разделов и тем

Общее кол-во часов


Тео рия


Прак тика


Внеауди торные занятия

Основные виды деятельности обучающихся (на

уровне универсальных учебных действий)

1

Работа с природным

материалом

6




Составлять план выполнения задач, решения

проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта

совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать Свое предположение (версию)

Учиться работать по Предложенному плану Учиться совместно Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться отличать Верно выполненное

задание от неверного.

1.1

Красота природы. Богатство

природного материала.




1

1.2.

Поделки из шишек и

веточек, желудей «Олень».



3


1.3

Создание композиции из листьев, камней, семян, косточек, ракушек, песка, соломы, сухоцвета «Рыбка».



2


2

Лепка

8





2.1

Лепка шара, конуса,

цилиндра. Лепка домика.



1


Делать выводы в результате совместной Работы всего класса.

2.2

Лепка домашних животных:



3



«Ферма».





Сравнивать и группировать предметы.

Находить закономерности в расположении фигур по

Значению одного признака.

2.3

Пластилиновая живопись на картоне «Радуга».



4


3

Работа с бумагой

6





3.1

Новогодние игрушки на

ёлку. «Жар-птица».



2


Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства еѐ

осуществления.

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.).

Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться работать по предложенному плану Учиться совместно Давать эмоциональную оценку деятельности

класса на уроке.

3.2

Новогодние игрушки на

ёлку. «Снеговичок».



1


3.3

Декоративное панно

«Корзина с цветами»: вырезание шаблонов цветов и листьев, приклеивание на

картон.



2


3.4

Вырезная открытка на праздник. Изготовление открытки по схеме, украшение открытки.



1


4

Учись мастерить

5





4.1

Изготовление игрушки- черепашки из скорлупы

грецкого ореха, картона.



2


Учиться определять Цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовате льность действий на уроке. Учиться высказывать

Свое предположение (версию).

Учиться работать по предложенному плану. Учиться совместно давать эмоциональную оценку

деятельности класса на уроке.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с

помощью учителя.

4.2

Изготовление бабочек из

фантиков.



1


4.3

Изготовление собачки из

тетрапака.



1


4.4

Изготовление птички из капсулы от шоколадного яйца.



1


5

Работа с иголкой и не

только

8





5.1

Самодельные куклы из пряжи. Изготовление куклы

–растрепки, плетение косичек. Маленькие гномики.



3


Учиться отличать Верно выполненное

задание от неверного.

Выполнять универсальные логические действия, Понимать причины своего неуспеха и находить

способы выхода из этой ситуации.

5.3

Цветные закладки для книг. Выполнение шва «вперед иголку» на полоске картона.



3



Перевив цветными нитями.



2



6

Проектная деятельность

1


1



6.1

Этикетка для выставочной

работы

.


1


Учиться анализировать свои успехи.


ИТОГО:

34

0

33

1

































  1. 2 класс



Название разделов и тем

Общее кол-во часов


Тео рия


Прак тика


Внеауди торные занятия

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных

учебных действий)

1

Работа с природным материалом

6




Определять и формулировать

цель деятельности, составлять план

действий, извлекать и перерабатывать информацию.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки с помощью учителя.

1.1

Экскурсия по осеннему

парку. Сбор материала.




1

1.2

Изготовление картины

«Осенний натюрморт».



2


1.3

Объемные поделки из природного материала

«Поросенок».



1


1.4

Выполнение композиции из пластилина, круп, сухоцветов «Прудик».



2


2

Лепка

8





2.1

Лепка из соленого теста

животных: «Кошечка».



2


Относить объекты к Известным понятиям Использовать

информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта Преобразовывать

информацию из одной формы в

другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Предвидеть (прогнозировать) последствия

2.2

Пластилиновая живопись

«Морской берег».



3


2.3

Картинки в технике обратной аппликации

«Фрукты и овощи».



3








коллективных решений приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов;

усвоения правил техники безопасности».

3

Работа с бумагой

6





3.1

Изготовление из бумаги

оригами «Лягушка».



2


Определять и формулировать

цель деятельности, составлять план

действий, извлекать и перерабатывать информацию.

Выполнять универсальные логические действия, Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой

ситуации.

3.2

Работа с гофрированной

бумагой. Выполнение цветов.



2


3.3

Выполнение елочки из

гофрированной бумаги.



1


3.4

Выполнение композиций из полосок гофрированного картона:«Кот на крыше».



1


4

Учись мастерить

5





4.1

Выполнение заготовок для Изготовления кукольной комнаты с помощью

коробки.



2



Целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и

усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование

определение

последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование предвосхищение результата и уровня

усвоения, его временных характеристик.

Контроль в форме сличения способа

4.2

Декорирование комнаты

(интерьер).



2


4.3

Изготовление кукольной мебели: кроватки, стола, стула. Декорирование.



1









действия и его результата с

заданным эталоном

с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

5

Работа с иголкой и не

только

8





5.1

Выполнение картин в технике изонить

«Солнышко».



3


В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности.

5.2

Выполнение картин в

технике изонить «Парус».



3


6

Проектная деятельность

1





6.1

Оформление работ учащихся за год. Подготовка работ к выставке.



1


Определять и формулировать

цель деятельности, составлять план

действий, извлекать и перерабатывать информацию


ИТОГО:

34

0

33

1




Литература для учителя:
  1. Русское декоративно-прикладное искусство т. 1-3. М., 1963-19

  2. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства М., 1962 3.Древнерусское искусство. М., 1968-1991

  1. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X- XIII вв. Л., 1971

  2. Плешакова И.И., Лихачева И.Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Русское музея. Л., 1985

  3. Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI-XV вв. М., 1996

  4. Овсянников Ю. Русское изразцовое искусство. М., 1976

  5. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII

– начала XIX вв. Спб, 1994

  1. Алексеев Л.В. Внеклассные занятия по лепке в школе. Просвещение, 1970. 224 с

  2. Алексин Н. Приобщение школьников к народным художественным промыслам

//Воспитание школьников. 93. 17-24.

  1. Ашуров Р. Эстетическое воспитание учащихся на занятиях труда в учебных мастерских: Автореф. дисс... канд. пед. наук., 1985.

  2. Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды. М.: МГУКИ, 1997. 77- 87.

  3. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. 126 с.

  4. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя Б.М.Неменский, Просвещение, 1991. 192 с. Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др. М.: 15.Народное прикладное искусство. Рига: Зинатне, 1989. 292 с,

  1. Народные мастера, традиции, школы /Под ред. М.А. Некрасовой М.: Изобразительное искусство, 1985. Вып. 1.296 с.

  2. Основы художественного ремесла Под ред. В.А. Бородулина и др. М.: Просвещение, 1978. -254 с.

  3. Ранши И. Поддержать сельских умельцев: Объединения народных мастеров Клуб и художественная самодеятельность. -1985. №6. -С. 46.

  4. Роль искусства в развитии способностей школьников Под ред. Е.К. Чухман. М.: Педагогика, 1985. -142 с.