МБОУ Шиловичская ОШ
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2020 г. | «Утверждено» Директор МБОУ Шиловичская ОШ ____________/А.И.Новикова/ Приказ № 3 от « 30 » августа 2020 г. |
Программа
элективного курса для 9 класса
«Трудные вопросы ОГЭ по биологии»
Составила учитель биологии
первой квалификационной категории
Е.В.Ковалева
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа элективного курса по биологии для консультаций в рамках государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса составлена на основе следующих документов:
Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии (приложение к Приказу Министерства образования России от 19.05.1998г № 1236)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004г № 1089)
Программа включает пять разделов:
пояснительную записку;
учебно-тематическое планирование;
требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе;
перечень учебно-методического обеспечения:
список литературы.
Цель: создать условия для подготовки выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по биологии.
Задачи:
отработать и закрепить знаний базового уровня по биологии;
повысить качество знаний учащихся;
обеспечить благоприятные условия для успешной сдачи государственной итоговой
аттестации по биологии.
• развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
Программа предусматривает системное повторение основных вопросов, изучаемых в курсе биологии 6- 9 классов, и направлена на достижение дидактических задач:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе, использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Важным направлением программы является систематическая работа с тестовыми заданиями, отработка демоверсий предыдущих лет, грамотное заполнение бланков регистрации и бланков ответов 1 и 2.
На учебно-тематическое планирование программы для консультаций отведено 68 часа (1 занятие по 2 часа в неделю.
1.Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление.
Метапредметные результаты:
подготовка к основному государственному экзамену по биологии.
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Предметные результаты
Учащийся научится
применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе работы с различными источниками информации;
использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Учащийся получит возможность научиться
отработке и закреплению знаний базового уровня
находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую
научится самостоятельно решать тестовые варианты ОГЭ, что обеспечит благоприятные условия для успешной сдачи ОГЭ
Рабочая программа по консультации предусматривает системное повторение основных вопросов изучаемых в курсе биологии 6- 9 классов, и направлена на подготовку обучающихся к сдаче ОГЭ.
Важным направлением рабочей программы является систематическая работа с тестовыми заданиями, отработка демоверсий предыдущих лет, грамотное заполнение бланков регистрации и бланков ответов 1 и 2.
На учебно-тематическое планирование рабочей программы для консультаций отведено 34часа (1 час в неделю).
2.Содержаниеучебного курса
Название раздела | Результаты обучения |
Блок №1 Биология как наука . Методы биологии2 ч . Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов. | Предметные Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; Метапредметные Учащиеся должны уметь: различать объём и содержание понятий. работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации; |
Блок №2 Клеточное строение организмов3ч. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Органоиды клетки, их структура, функции, назначение в клетке. | Предметные Учащиеся должны знать: основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток; строение и основы жизнедеятельности клеток особенности организации шляпочного гриба; химический состав клеток. Учащиеся должны уметь: - давать общую Органоидам клетки, их структуре, функциям, назначению в клетке. -объяснять строениеэукариотической клетки; |
Блок №3 Система, многообразие и эволюция живой природы.4ч Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Классификация организмов по способам питания. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Лишайники. Организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). | Предметные Учащиеся должны знать: строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; разнообразие и распространение бактерий и грибов; роль бактерий и грибов в природе и жизни человека; методы профилактики инфекционных заболеваний. Учащиеся должны уметь: давать общую характеристику бактерий; характеризовать формы бактериальных клеток; отличать бактерии от других живых организмов; объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. приводить примеры распространённости грибов и лишайников; характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах; определять несъедобные шляпочные грибы; объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека Метапредметные Учащиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов; разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации; готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; пользоваться поисковыми системами. | |
Блок № 4 Строение и многообразие покрытосеменных растений. 3ч Строение семян. Однодольные и двудольные. Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменения корней. Побег и почки. Видоизменения побегов. Строение стебля. Лист внешнее и клеточное строение. Видоизменения листьев. Цветок. Соцветие. Плоды. Распространение плодов и семян. Ткани высших растений. Классификация растений. | Предметные Учащиеся должны знать: основные методы изучения растений; основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности лишайников; роль растений в биосфере и жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: давать общую характеристику царства Растения; объяснять роль растений в биосфере; характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые); объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов. Метапредметные Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Личностные Соблюдение учащимися правил поведения в природе; осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; умение реализовывать теоретические познания на практике; |
Блок №5 Царство Животные. Подцарство одноклеточные и многоклеточные. 8ч Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надкласса Рыбы. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. | Личностные осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки Метапредметные добывать информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; анализировать материал, составлять опорный конспект по теме. Предметные характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять значение живых организмов в природе и хозяйственной деятельности |
Блок №6 Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.10ч Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные единицы органов. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов. Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха. | Предметные характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость; применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; Метапредметные результаты Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД; Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений; Личностные - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. - воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; - соблюдение правила поведения в природе; -понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; - умение отстаивать свою точку зрения; -критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; - умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения. |
Блок №7 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (1 ч) Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. | Предметные ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека. приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. |
Блок №8 Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (4 ч) Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности Время выполнения работы. Выполнение демонстрационных вариантов ГИА. Разбор типичных ошибок. Рекомендации по выполнению. | Предметные Научится выполнять демонстрационные варианты ГИА по биологии. Заполнять бланки экзаменационного тестирования. |
Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела, темы урока | Количество часов |
1 | Выявление уровня знаний учащихся, сдающих ОГЭ. Пробное тестирование. Биология как наука. Методы познания. | 1 |
2 | Роль биологии в формировании современного мира и практической деятельности людей. Признаки биологических систем | 1 |
| Блок №2. Клеточное строение организмов3ч. | |
3 | Клеточная теория. Строение клетки. Сравнительная характеристика клеток эукариот и прокариот. | 1 |
4 | Химический состав клетки. Органические вещества. Обмен веществ . Воспроизведение. Митоз. Мейоз. | 1 |
5 | Онтогенез. Изменчивость. Селекция. | 1 |
6 | Систематика. Основные таксономические группы. Вирусы- неклеточной формы жизни. | 1 |
7 | Царство Бактерий. Царство Грибов. Лишайники - симбиотические организмы. клеток ра | 1 |
8 | Царство Растения. Общая характеристика. Водоросли. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. | 1 |
9 | Голосеменные. Покрытосеменные, или цветковые. | 1 |
10 | Строение семян. Однодольные и двудольные. Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменения корней. | 1 1 |
11 | Побег и почки. Видоизменения побегов. Строение стебля. Лист внешнее и клеточное строение. Видоизменения листьев. | 1 |
12 | Цветок. Соцветие. Плоды. Распространение плодов и семян. Ткани высших растений. Классификация растений. | 1 |
13 | Царство Животные. Общая характеристика. Подцарство одноклеточные или Простейшие. Общая характеристика. | 1 |
14 | Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Первичнополостные, или Круглые черви. Тип Кольчатые черви. | 1 |
15 | Тип Моллюски. Тип Членистоногие. | |
16 | Тип Хордовые. Общая характеристика. Черепные или Позвоночные. Надкласс Рыбы. Классы Хрящевые и Костные рыбы. | 1 |
17 | Класс Земноводные или Амфибии. | 1 |
18 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. | 1 |
19 | Класс Птицы. | 1 |
20 | Класс Млекопитающие, или Звери | 1 |
21 | Ткани, органы, системы органов. Нейрогуморальная регуляция. Эндокринная система. | 1 |
22 | Работа с демоверсиями. | 1 |
23 | Опорно-двигательная система. Значение и ее состав. Строение костей. Скелет человека. Строение и работа мышц. И их регуляция. | 1 |
24 | Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Иммунитет. | 1 |
25 | Кровеносная и лимфатическая системы. Работа сердца. Круги кровообращения. | 1 |
26 | Дыхательная система, строение и функции. | 1 |
27 | Пищеварительная система. Строение и функции. Регуляция пищеварения. Барьерная роль печени. Витамины. | 1 |
28 | Выделительная система. Строение и функции. | 1 |
29 | Нервная система. Общий план строения. Функции. ЦНС строение и функции. ВНС строение и функции. | 1 |
30 | Анализаторы. | 1 |
31 | Экологические сукцессии. Цепи и сети питания. Экосистемная организация живой природы. Цепи питания. Биосфера – глобальная экосистема. | 1 |
32 | Демоверсии | 1 |
33 | Демоверсии. | 1 |
34 | Демоверсии. | 1 |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
В результате изучения биологии выпускник 9 класса должен:
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Уметь:
Необходимость защиты окружающей среды;
Родство человека с млекопитающими животными,
Место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
Зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
Причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
Роль гормонов и витаминов в организме;
Изучать биологические объекты и процессы;
Ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
Наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп);
Делать выводы на основе сравнения;
Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
Находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
Уметь оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
Рационально организовать труд и отдых,
Соблюдать правила поведения в окружающей среде;
Знать правила выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Знать правила проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
13