СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса " Современная литература" в 11 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторсая программа элективного курса" Современная литература" в 11 классе предназначена учителям- предметникам

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса " Современная литература" в 11 классе»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

"Ровеньковская школа № 2 им. А. В. Хоптенко"


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

МО учителей общественно – математического цикламатематики и

Заместитель директора по УВР

И.о. директора

гуманитарного цикла

Чес О.С.

________Жарких Ю.В.

Литвинова А.А.

__________.

Протокол №____

Приказ №____

Протокол №____

от "_____" ____ ______ г.

от "____" ___________ г.

от "_____" _________ г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


элективного курса «Литература»

11 класс

Срок освоения: 1 год

                                             


Составитель программы:

Чес Ольга Семеновна,

учитель русского языка

и литературы

                                         
















2023-2024

Пояснительная записка

Настоящая программа рассчитана на 34 часа.

Содержание курса составляют небольшие по объёму произведения современных авторов, которые отражают современную ситуацию в языке, и обращены они и к разуму, и к чувствам порастающего человека. Материал становится небезразличен ученикам, что позволяет организовать работу в небольших группах, развивать творческое отношение к чтению и осмыслению.

Элективный курс по литературе обеспечивает развитие личности на разных уровнях: учит оценивать и интерпретировать произведения художественной литературы, учит продуктивно общаться, учит выявлять в тексте различную информацию, образы, темы и проблемы.

Цели курса: формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций; развитие личности в гуманитарном плане, от умения осмысленно читать литературное произведение, понимать неразрывную связь формы и содержания к умению мыслить системно, характеризовать культурный идеал эпохи и соотносить с ним авторский и свой собственный и идеал.

Задачи курса: пробуждать интерес к произведениям литературы; более глубоко усваивать школьную программу; расширять круг чтения учащихся; обучать анализу художественного текста; обогащать словарного запаса; развивать навык изложения мыслей в устной и письменной форме; развивать навык обобщения информации через интерпретацию, написание отзывов и сочинений.

Большое внимание в элективном курсе уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий. На занятиях используются такие формы работы, когда учащимся необходимо проявить активность и инициативу, детям приходится сообща решать поставленные учителем и произведением задачи. Используется групповая работа, работа в парах, такие формы учебно-познавательной и творческой деятельности развивают дружеские отношения, помогают применять полученные знания при решении конкретных учебных задач.

Элективный курс «Современная художественная литература» отражает современную ситуацию в литературе и в языке. Важно, что тексты произведений литературы обращены не только к разуму, но и к чувствам, эмоциям. Материал становится небезразличен ученикам, и в коллективном обсуждении знание и переживание присваивается каждым из них.

В содержание курса рассказы Вл. Крупина, Е. Гришковца, Т. Толстой, Л. Улицкой, Б. Екимова и др. Произведения этих авторов поднимают духовно-нравственные проблемы, актуальные для подростков, помогают им заглянуть «внутрь себя», произведения этих авторов помогают приобрести опыт осмысления жизненных ситуаций, конфликтов, позволяют задуматься об уникальности личности, многообразии человеческих типов.

Для анализа на занятиях курса отбираются небольшие произведения, которые прочитываются с учителем на уроке, что важно при загруженности современных школьников. Работа над текстами проходит 3 этапа: до чтения – вызов; осмысление текста – выявление подтекстовой информации; после чтения – рефлексия.

Планируемые результаты

Курс «Современная художественная литература» обеспечивает развитие личности на разных уровнях:

личностном – это находит отражение в интерпретационной и оценочной деятельности читателя-одиннадцатиклассника, в формировании гражданской позиции, в формировании личности, обладающей чувством собственного достоинства; метапредметном – что выражается в поиске и обработке разной информации, в умении продуктивно общаться и взаимодействовать в в процессе совместной деятельности; предметном – что отражается в расширении круга чтения, в умении анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, в способности выявлять в текстах художественные образы, темы и проблемы и выражать отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказывания.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Введение. Подтекстовая информация, интерпретация. – 2 часа. Осмысление многообразия форм бытования современной литературы (привычные книги, электронные книги, аудиокниги, книги в пространстве Интернета, книги в эфире теле- и радио-.

  2. Автобиографизм в современной литературе – 4 часа. Е. Гришковец. Подготовка к дискуссии и обсуждение вопроса: «Человек XXI века. Отличается ли он от человека века XIX?» на материале рассказов Е. Гришковца.

  3. Новая реалистическая проза – 10 часов. Л. Улицкая, В. Токарева, В. Астафьев. Составление таблицы: «Нравственные проблемы, поднятые в рассказе». Развёрнутый ответ на вопрос: «Какие вопросы этого рассказа актуальны для вас лично?»

  4. Военная тема в современной литературе – 2 часа. А. Генатулин.

  5. Осмысление истории в современной литературе – 4 часа. А. Приставкин. Изучение исторической ситуации, положенной в основу повести. Инсценирование отрывков, обсуждение экранизации повести А. Приставкина.

  6. Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе – 4 часа. Т. Толстая. Подготовка к дискуссии: «Могут ли книги исчезнуть из нашей жизни?» Подготовка презентаций: «Роль книги в духовном развитии общества и отдельной личности. Век XIX – XXI».

  7. Деревенская проза – 4 часа. Б. Екимов. Текстуальное изучение рассказов Б. Екимова. Написание эссе по теме: «Старики и дети – носители духовных ценностей в современном мире».

  8. Литературные ресурсы Интернета – 4 часа. Знакомство с библиотекой Максима Мошкова, с её основными рубриками, творческая мастерская, знакомство с правилами публикации собственных произведений на сайте:

www.lib.ru

Тематическое планирование элективного курса в 11 классе

Тема

Коли честв о часов

Содержание, деятельность ученика

Дата

1.

Введение.

Кто он автор произведения. Особенности литературного процесса конца XX – начала XXI века.

1

Осмысление многообразия форм бытования современной литературы (привычные книги, электронные книги, аудиокниги, книги в пространстве Интернета, книги в эфире теле- и радио-.

15.09

Обучение анализу

текста художественного произведения, интерпретации. Подтекстовая

информация на примере рассказов В.

Крупина «Конец связи» и «А ты улыбайся!».

1

Записи во время «чтения с остановками»,

прогнозирование содержания, обсуждение роли заголовков рассказов, проверка первичного восприятия.

22.09

2.

Автобиографизм в современной литературе.

«Герой нашего времени» в рассказах Е. Гришковца. «Три рассказа из жизни юного военного моряка».

2

Подготовка к дискуссии и обсуждение вопроса: «Человек XXI века.

Отличается ли он от человека века XIX?» на материале рассказов Е. Гришковца.

29.09

06.10

Образ учителя в рассказе Е. Гришковца «Начальник».

2

Составление развернутого плана: «Представление об идеальном учителе в рассказе Е. Гришковца «Начальник».

13.10

20.10

3.

Новая реалистическая

проза. Портрет «героя нашего

2

Составление таблицы: «Нравственные проблемы, поднятые в рассказе».

Развёрнутый ответ на вопрос:

27.10

10.11


времени» и современного мира.

Нравственная проблематика рассказа Л. Улицкой

«Сонечка».

«Какие вопросы этого рассказа актуальны для вас лично?»

Л. Улицкая. Тема семьи и ценностей современного

человека в рассказе

«Бедная родственница».

2

Написание эссе по теме «Кто в рассказе Л. Улицкой беден? Что значит понятие «добро» для разных героев рассказа».

17.11

24.11

Тема

самоотверженной материнской любви в рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары».

2

Написание эссе «О чём молчит главная героиня».

01.12

08.12

В. Токарева.

Нравственные проблемы сборника «Сволочей тоже

жалко»

2

Сопоставление рассказа В. Токаревой и экранизации повести.

15.12

22.12

Духовное одиночество человека в городе.

Рассказ В. П.

Астафьева

«Людочка».

2

Написание эссе «Мир природы в жизни героев литературных героев XIXвека и литературных героев современной литературы».

29.12

13.01

4.

Военная тема в

современной литературе.

Ценность человеческой личности в рассказе А. Генатулина «Сто шагов на войне».

2

Словесное рисование. Образа героя-рассказчика в рассказе.

19.01

26.01

5.

Осмысление истории в современной литературе.

Уроки истории в

4

Изучение исторической ситуации, положенной в основу повести.

Инсценирование отрывков, обсуждение экранизации

02.02

09.02

16.02

23.02

повести А.

Приставкина

«Ночевала тучка

золотая…»

повести А. Приставкина.

6.

Фантастика, утопии и антиутопии в

современной литературе.

Т. Толстая –

размышление о

будущем цивилизации в повети

«Кысь». Взгляд писательницы на мир в рассказе «Ночь».

4

Подготовка к дискуссии: «Могут ли книги исчезнуть

из нашей жизни?»

Подготовка презентаций:

«Роль книги в духовном развитии общества и

отдельной личности. Век XIX – XXI».

01.03

15.03

23.03

05.04

7.

Деревенская проза.

Б. Екимов. Образ русской деревни и

детства в рассказе

«Мальчик на велосипеде», «Ночь исцеления».

4

Текстуальное изучение рассказов Б. Екимова.

Написание эссе по теме:

«Старики и дети – носители духовных ценностей в современном мире».

12.04

19.04

26.04

03.05

12.

Литературные ресурсы Интернета (www.lib.ru:Библиоте

ка Максима Мошкова).

4

Знакомство с библиотекой Максима Мошкова, с её основными рубриками, творческая мастерская, знакомство с правилами публикации собственных произведений на сайте:

www.lib.ru

10.05

17.05

24.05

31.05

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Методические рекомендации:

При преподавании данного курса рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: www.1september.ru; www.lib.ru .

  1. Литература

1. Современная русская литература: Элективный курс: Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 336 с. 2. Методическое пособие: рекомендации по составлению рабочих программ. Русский язык и литература. Углубленный уровень. 10 – 11 классы / сост. А. В. Чубуков. – М.: Дрофа, 2013. – 214 с.

  1. Олимпиадные задания по литературе. 11 класс / Сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 263 с.

  2. Русская литература 20 в. В 2 частях. Под редакцией В. В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2000.

  3. Русская литература 20 в. В 2 частях. Хрестоматия. Сост. В. В. Агеносов. – М.: Дрофа, 1998.

  4. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник-практикум для общеобразоват. учреждений / Под ред. Ю. И. Лыссого. – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2003. – 542 с.

  5. Литература: Современная русская литература: 1970 – 1990-е годы: Книга для учителя. – 2-е изд. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 288 с. 8. Новое в школьных программах. Современная русская проза. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Сост. С. Ф. Дмитренко. – 2-е изд. – М.: Изд. МГУ, 1999. – 128 с.

  1. Литература в старших классах: Уроки и проблемы: Кн. для учителя / Л. С. Айзерман. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.

  2. ЕГЭ. Практикум по литературе: подготовка к выполнению части 3 (С) / М. А. Аристова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 173 с.

  3. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С) / Т. Н. Назарова, Е. Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 190 с.

  4. Я иду на урок литературы: 11 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 256 с.