2
МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные дизайнеры »
Возраст обучающихся: 11-14 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Старовойтова Наталья Юрьевна,
учитель технологии.
п.г.т. Шумячи
2022 г.
Оглавление
Пояснительная записка 3
1.1. Направленность программы 3
1.2. Актуальность программы 4
1.3. Отличительные особенности программы 4
1.4. Адресат программы 5
1.5. Объем программы 5
II. Форма и режим занятий 5
2.1. Формы организации образовательного процесса: 5
2.2. Наполняемость группы 5
2.3. Виды занятий 5
2.4. Срок освоения программы 6
2.5. Режим занятий 6
III. Общая характеристика курса 6
3.1. Цель 6
3.2. Задачи: 6
3.3. Планируемые результаты освоения курса 7
3.4. Формы аттестации/контроля 9
3.5. Оценочные материалы 9
IV. Содержание учебного плана 9
4.1. Учебный план 9
4.2. Содержание 10
4.3. Календарный учебный график 12
V. Описание материально-технического обеспечения 16
5.1. Материально-техническое обеспечение 16
5.2. Литература 17
Пояснительная записка
Рабочая программа «Юные дизайнеры» для учащихся 5-7 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, разработана на основе авторских идей.
1.1. Направленность программы
Образовательная программа имеет художественную направленность, носит практико-ориентированный характер. Разработана на основе авторских идей.
1.2. Актуальность программы
Актуальность программы «Юные дизайнеры» в том, что ее освоение дает обучающимся возможность идти в ногу с быстроменяющейся модой, а также нацеливает на освоение в будущем любой из профессий швейной отрасли.
Реализация программы способствует успешной социализации ребенка, является положительным фактором, влияющим на развитие художественного вкуса.
Программа предполагает решение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
1.3. Отличительные особенности программы
Программа направлена на формирование у обучающихся практических трудовых навыков, эстетического воспитания обучающихся, расширение их кругозора. Обучающимся предоставляется возможность для освоения навыков ручного и машинного шитья, конструирования, приобретения навыков работы с необходимыми инструментами.
Рукоделие благотворно влияет на развитие ребенка, способствуют развитию мелкой пальцевой моторики, координации движений рук и глаз.
Программа «Юные дизайнеры» формирует начальный опыт обучения основам конструирования и моделирования одежды, способствовать созданию условий для формирования творческой личности, развития наглядно-образного мышления. Оно может стать предпосылкой творческой деятельности взрослого человека – рабочего, ученого, инженера, художника, представителя творческой профессии.
Это одновременно и интересное хобби, и психотерапия, и приятный досуг, и способ экономии денег, а для кого-то, возможно и первый шаг к будущей профессии.
Создание одежды это занятие, способное воспитать эстетические чувства, подготовить обучающихся к будущей семейной жизни, это мастерство, не знающее границ в творчестве.
Данная программа «Юные дизайнеры» направлена на формирование творческой личности в процессе обучения основам конструирования и моделирования одежды.
1.4. Адресат программы
Данная программа предполагает обучение старшеклассников (5-7 класс). Рассчитана на обучение девочек.
1.5. Объем программы
Программа рассчитана: 34 часа
в 5-7 классе: - 1 час в неделю (1 раза в неделю по 1 часа)
Форма и режим занятий Формы организации образовательного процесса:
Очная.
Наполняемость группы: 8 человек.
Состав группы: разновозрастной, постоянный.
Виды занятий
При проведении занятий используются формы коллективно - группового творчества и индивидуальной работы. Основной формой работы являются комбинированные занятия.
Теоретическая часть даётся в форме лекций, бесед с просмотром иллюстративного материала, мультимедиа презентаций и подкрепляется практическим освоением темы.
Срок освоения программы
Срок реализации программы - 1 год.
Программа носит практико-ориентированный характер.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (по 40 мин).
Общая характеристика курса Цель
Цель: создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей и подростков посредством овладения искусством конструирования и моделирования одежды.
Задачи:
Обучающие:
-обучить основам моделирования и конструирования швейных изделий;
- обучить технологии и последовательности изготовления швейных изделий;
-обучить качественно, выполнять работу, рационально используя материал и
время;
-научить изготавливать чертеж выкройки швейного изделия;
-научить читать чертежи;
-научить определять название и форму деталей кроя;
-научить выполнять разнообразные виды ручных швов;
-научить выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий;
-научить подбирать материал для изготовления швейного изделия;
-научить выбирать последовательность операций по изготовлению.
Воспитательные:
-воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;
-воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
-воспитать культуру общения в детском коллективе во время занятий;
-воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием.
Развивающие:
-развивать моторику рук;
-развивать идейно-художественное мышление;
-развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
- знания особенностей и свойств текстильных материалов, умение определять лицевую и изнаночную сторону ткани;
- знания, умения и навыки работы с различными материалами и способами их обработки;
- знания, умения и навыки по раскрою, пошиву изделий из ткани;
- умение качественно и красиво оформить изделие;
- возможность участвовать в выставках;
- умение оказывать консультативную и практическую помощь сверстникам.
Метапредметные результаты:
-умение работать с разными источниками информации;
-умение организовать свою учебную деятельность, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, отстаивать свою точку зрения;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка: фантазию, наблюдательность, воображение;
- содействовать выработке навыков самостоятельной работы;
- обучить правильному сочетанию цветов и комбинированию;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать волевые качества и положительные эмоции.
При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит от возраста, от индивидуальных способностей каждого ребенка.
Ожидаемые результаты
По окончании курса обучения дети должны знать и уметь применять на практике следующие знания:
- понятие «моделирование»;
- начальные сведения о видах декоративно – прикладного искусства;
- правила техники безопасности;
- материалы и инструменты, используемые в работе;
- основные виды и свойства тканей.
Умения:
- выполнять ручные швы «через край», «назад иголка», «тамбурный»;
- выполнять сметочные, штуковочные, потайные и копировальные стежки;
- копировать выкройки, изготавливать лекала, рационально использовать ткань, выкраивать детали изделия из ткани;
- пришивать пуговицы, тесьму, ленты, бисер, бусины и другую фурнитуру;
- рисовать эскизы одежды, сувениров, игрушек, предметов интерьера.
Формы аттестации/контроля
Промежуточная аттестация: творческая работа (представление).
Итоговая аттестация: отчетная выставка.
Оценочные материалы
Диагностический инструментарий, позволяющий определить достижение учащимися планируемых результатов:
- педагогическое наблюдение и педагогический анализ;
- результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках и др.
Содержание учебного плана Учебный план № п/п | Наименование разделов | Учебные часы | Форма аттестации/ контроля |
всего часов | теория | практика |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | | Педагогический анализ |
2. | Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 | Педагогический анализ. |
3. | Ручные швы и стежки. | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
4. | Работа с фурнитурой. | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
5. | Работа с выкройкой | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
6. | Машинные швы и строчки. | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
7 | Вещи для дома. Промежуточная аттестация | 15 1 | 1 - | 14 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. Творческая работа |
10 | Подведение итогов за год. | 1 | 1 | - | |
ИТОГО: | 34 | 8 | 26 | |
Содержание
1. Вводное занятие ( 1 ч.). Вводный и первичный инструктаж по Технике безопасности.
Теория: знакомство с коллективом. Беседа о целях кружка. Обсуждение плана работы на год, наглядных пособий, литературы.
Практика: просмотр и обсуждение наглядных пособий и литературы.
2. Техника безопасности( 2 ч.).
Теория: правила работы с колющими и режущими инструментами, порядок на рабочем месте, правила поведения на занятиях в объединении.
Практика: игра на закрепление теоретического материала.
3. Ручные швы и стежки(4 ч.).
Теория: рассказ о видах ручных швов и стежков, их назначении и применения.
Практика: упражнения в выполнении стежков (сметочные, копировальные, штуковочные, потайные) и швов («назад иголка», «через край», «тамбурный»). Самостоятельная работа на закрепление знаний.
4. Работа с фурнитурой(2 ч.).
Теория: знакомство с понятием фурнитура. Образцы фурнитуры
( пуговицы, бусины, бисер, тесьма, атласные ленты и т. д.), назначение и применение в декорировании изделий.
Практика: упражнения в пришивание фурнитуры, самостоятельная работа на закрепление знаний.
5. Работа с выкройкой(4 ч.).
Теория: знакомство с выкройкой, лекалом. Рассказ о назначении, применении и хранении лекал.
Практика: упражнение в снятии мерок, их запись. Копирование выкроек, изготовление лекал, увеличение и уменьшение выкроек. Самостоятельная работа по разработке выкроек и на закрепление знаний.
6. Машинные швы и строчки (4 ч.)
Теория: рассказ о возникновении швейных машин.
Практика: Выполнение машинных швов.
7. Вещи для дома(14 ч.).
Теория: беседа о вещах, которые служат украшением интерьера дома, их декоративные и полезные функции.
Практика: изготовление вещей для дома (салфетки, прихватки, подушки-думки, игольницы и т. д.).
Промежуточная аттестация. Творческая работа. Представление работ. Выставка изделий.
10. Подведение итогов за год. (1 ч.)
Календарный учебный график
№ п\п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Форма контроля |
Раздел 1. Вводное занятие (2 ч.) |
1 | сентябрь | Знакомство с коллективом, обсуждение плана работы на год. Вводный и первичный инструктаж по ТБ. | Беседа | 1 | Педагогический анализ. |
Раздел 2. Техника безопасности (2 ч.) |
2 | сентябрь | Работа с инструментами. Правила поведения в объединении. | Беседа. Практическое занятие. | 2 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
Раздел 3. Ручные швы и стежки (4 ч.) |
3 | сентябрь | Техника безопасности при работе ручными швами. Сметочные и копировальные стежки. | Беседа, практическое занятие. | 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
4 | сентябрь | Швы «назад иголка», «через край». | Практическое занятие. | 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
5 | октябрь | Потайные стежки. | Практическое занятие. | 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
6. | октябрь | «Тамбурный» шов. | Практическое занятие. | 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
Раздел 4. Работа с фурнитурой (2 ч.) |
7 | октябрь | Знакомство с понятием «фурнитуры». Образцы фурнитуры. | Лекция. | 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
8 | ноябрь | Пришивание пуговиц, бусин. | Практическое занятие. | 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
Раздел 5. Работа с выкройкой(4 ч.) |
9 | ноябрь | Знакомство с понятиями выкройка, лекало. Копирование выкроек. | Объяснение. Практическое занятие. | 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
10 | ноябрь | Изготовление и хранение лекал. | Практическое занятие. | 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
11 | ноябрь | Рациональное использование материала. | Практическое занятие. | 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
12 | декабрь | Правила раскроя ткани. | Практическое занятие. | 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
Раздел 6. Машинные швы и строчки (4 ч.) |
13 | декабрь | Техника безопасности при работе на швейной машине. | Беседа. | 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
14 | декабрь | Подготовка швейной машины работе. | Практическое занятие. | 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
15 | декабрь | Выполнение машинных швов. | Практическое занятие. | 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
16 | январь | Выполнение машинных швов. | Практическое занятие. | 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
Раздел 7. Вещи для дома (14 ч.) |
17 | январь | Игольница. | Беседа. Практическое занятие. | 2 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
18 | февраль | Кухонные прихватки. | Практическое занятие. | 4 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
19 | март | Салфетки. | Практическое занятие. | 3 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
20 | апрель | Салфетки. | Практическое занятие. | 1 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
21 | апрель | Подушка-думка. | Практическое занятие. | 3 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
22 | май | Подушка-думка. | Практическое занятие. | 2 | Педагогическое наблюдение и анализ. |
23 | май | Промежуточная аттестация | Практическое занятие. | 1 | Творческая работа |
Раздел 10. Подведение итогов за год. |
24 | май | Итоговая аттестация. | Представление работ. | 1 | Отчетная выставка. |
Итого: | 34 | |
Описание материально-технического обеспечения Материально-техническое обеспечение
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Швейные машинки.
Гладильная доска.
Утюг.
Интерактивная доска.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Литература
Деон Сандрин, Блондель Анник Игрушки-помпоны своими руками/Пер. страниц. В.А. Мукосеевой.- М.: ООО «ТД» Издательство Мир книги», 2006.-64с.: ил.
Делаем куклы/Пер. с ит. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2006. – 128с.: ил.
Калинич М., Павловская Л., Савиных В. - Рукоделие для детей / - Мн.: Полымя, 1997.- 201с.: ил.
Молотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учреждений. -2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1990.-176с.: ил.
Преображенская В.Н. . - Поделки из ниток, пуговиц, бусин /– М.:РИПОЛ классик, 2012. – 256 с.: ил. – (Поделки самоделки).