Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Тексты вокруг нас"»
ПРОГРАММА
интегрированного спецкурса
« ТЕКСТЫ ВОКРУГ НАС»
для 11 класса
на 2013 – 2014 учебный год.
Учитель – Бердникова Светлана Семёновна
Пояснительная записка.
Цель: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.
Планируемые результаты.
Личностные результаты освоения спецкурса
Метапредметные результаты освоения спецкурса
научатся работать над сжатием исходного текста;
смогут проводить различные виды анализа текста.
получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;
Содержание спецкурса
1. Язык и речь (5 ч.)
Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Единицы языка (3 ч.)
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
3. Текст и его основные понятия (7 ч.)
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
4. Стили речи (15 ч.)
Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
5. Система работы над текстом (4 ч.)
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезистирование. Аннотирование. Редактирование.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
лекция;
беседа;
объяснение учителя;
исследование;
наблюдение;
сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
контрольное списывание;
сжатие исходного текста;
редактирование текста;
составление текста по образцу;
составление обрамлений к рассказу;
восстановление частей текста;
составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
анализ текста художественного и публицистического стилей;
конспектирование;
работа с научной и публицистической литературой;
составление схем, таблиц алгоритмов.
Тематическое планирование.
№ п/п | Номер урока внутри раздела, тема урока | Количество часов |
1. | Язык и речь.(5 часов) 1. Почему человек умеет говорить. Язык как знаковая система, обслуживающая сознание. Мыслительный комплекс и слово. Слово и понятие. | 1 |
2-3 | 2 – 3 Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. | 2 |
4. | 4. Речь устная и письменная, общее и отличное. | 1 |
5. | 5. Монолог. Диалог. Полилог. Анализ примеров из художественных текстов. Понятие внутреннего монолога. | 1 |
6-7. | Единицы языка (3ч.) 1 -2. Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. | 2 |
8 | 3. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте. | 1 |
9. | Текст и его основные понятия (7 ч.) 1.Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. | 1 |
10. | 2. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. | 1 |
11. | 3.Средства связи предложений в тексте | 1 |
12-13 | 4 – 5. Типы связи. Цепная и параллельная связь. | 2 |
14-15. | 6 – 7.Интонация и логическое ударение. Смысловая связь. | 2 |
16. | Стили речи (15 ч.) 1.Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. | 1 |
17-18. | 2 - 3. Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера | 2 |
19. | 4. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. | 1 |
20. | 5. Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. | 1 |
21-22. | 6 – 7. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. | 2 |
23-24 | 8 – 9. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу | 2 |
25. | 10. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение. | 1 |
26 | 11.Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. | 1 |
27. | 12. Составление высказывания на лингвистическую тему. | 1 |
28. | 13.Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. | 1 |
29-30 | 14-15. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение. | 2 |
31. | Система работы над текстом (4 ч.) 1. Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ. Анализ поэтического текста. | 1 |
32. | 2. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. | 1 |
33-34. | 3-4. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Аннотирование. Редактирование | 2 |