Приложение к АООП, 1 вариант
МБОУ «Сергачская СОШ №5»,
утвержденной приказом директора
№ 405-о от 01 сентября 2018 г.
Программа курса
внеурочной деятельности
«Путешествие по тропе здоровья»
Спортивно-оздоровительное направление
Возраст детей: 7-11 лет
Срок реализации: 4 года
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» является составной частью программы, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1).
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Цели программы:
Создать наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
Профилактика вредных привычек.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение игр на свежем воздухе в любое время года;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах.
Формы занятий:
·беседы
·игры
·элементы занимательности и состязательности
·викторины
·конкурсы
·праздники
·часы здоровья
Программа «Путешествие по тропе здоровья» рассчитана: в 1 классе 1 час в неделю, 33 часа в год, во 2 – 4 классах 1 час в неделю, 35 часов в год.
Место реализации программы: спортивный зал, спортивная площадка, кабинет начальных классов.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Планируемые базовые действия:
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие доступных для понимания ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия :
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видородовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Планируемые результаты:
-применять на практике приобретённые знания о правилах ведения здорового образа жизни;
-под руководством учителя выполнять профилактические и общеукрепляющие комплексы физических упражнений;
-играть в подвижные игры, соблюдая правила;
-применять полученные навыки в самостоятельных и групповых занятиях.
Содержание программы:
Раздел №1. Беседы по профилактике здорового образа жизни.
I класс – 6 ч «Поведение в школе, ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него». «Увернись от мяча». «Твой новый режим дня». «Вороны и воробьи». «Красота осенней природы».Разучивание подвижных игр. «Волшебница Гигиена». Результативность: внеклассное мероприятие «Волшебница Гигиена».
II класс –7 ч «Режим дня». Учимся играть в волейбол. «Красота осенней природы». Учимся играть в футбол. «Белые медведи». «Донести рыбку». «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». Результативность: Внеклассное мероприятие: Спортивный праздник «Здоровым будешь – все добудешь.»
III класс – 13 ч. «Уроки хорошего поведения», «Одевайся по погоде», «Вредные привычки», «Час здоровья», «Улица полна неожиданностей». «Уроки хорошего поведения». Экологическая экскурсия «Чистый район». «Правила здоровья». «Путешествие в страну Витаминную». «Отдых на природе. Что делать с мусором?» «Первая помощь утопающему». Внеклассное мероприятие: Конкурс рисунков « Я за ЗОЖ».
VI класс – 13 ч. «Что мы знаем о здоровье», «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»,
«Правильно ли вы питаетесь?», «Как сохранять и укреплять свое здоровье», «Человек», «Близорукость», «У природы нет плохой погоды», «Профилактика простудных заболеваний»,
«Природа – источник здоровья», «Полезные и вредные продукты», «Гигиена правильной осанки», «Мой внешний вид –залог здоровья». Внеклассное мероприятие: Составление буклета «Мы за ЗОЖ»
Раздел №2. Занимательные игры. I класс – 8 ч «Паровозик». «Увернись от мяча». Шашки, шахматы. «Вороны и воробьи». «Сменная обувь. Зачем она?». «Ловишки- перебежки». «Учимся не болеть». «Первые снежки». Весёлые старты.Результативность: веселые старты «Увернись от мяча».
II класс –8ч «Осторожно – тонкий лед!». «Веселая скакалка». Шашки, шахматы, настольный теннис. «Уроки безопасности пешехода». Весёлые старты. Строим снежную крепость. «Смешное и поучительное». Эстафета на санках. Результативность: внеклассное мероприятие «Уроки безопасности пешехода».
III класс – 8 ч. «Учимся играть в футбол, волейбол». «Веселая скакалка», «Звонкий мяч». «Петушиный бой» . «Донести рыбку» . Упражнения с мячами: «Звонкий мяч». Упражнения с обручами.Игра «Пролезь сквозь мешок». Результативность: Веселые старты.
VI класс – 8 ч. «Учимся играть в футбол, волейбол, баскетбол». «Веселая скакалка», «Звонкий мяч». «Петушиный бой». «Донести рыбку». Упражнения с мячами: «Звонкий мяч». Упражнения с обручами. Игра «Рыболов». Результативность: Веселые старты.
Раздел №3. Подвижные игры на свежем воздухе.
I класс – 10ч. Строим снежную крепость. Катание на санках. Игра в снежки. Эстафета на санках. «Красота зимней природы». «Польза и вред воды». Катание на санках. Игра в снежки. «Первые шаги». Разучивание подвижных игр. Результативность: проведение внеклассного мероприятия «Здоровье Планеты – наше здоровье».
II класс –9ч .Зимние забавы. «Страна Болючка». Катание на санках. Игра снежки. Что такое лыжи?. «Скользкая лыжня». Что такое коньки?. «Снеговики». Катание на санках, лыжах, коньках. Результативность: «День Здоровья»
III класс- 10 ч. Лепка, оформление снежных фигур. «Попади в след» .«На одной ноге” “Два Мороза».«Снежные узоры». «Игра в снежки». «Пролезь сквозь мешок» «Землемеры». «Повяжу я шелковый платочек». Результативность: лыжные состязания.
VI класс – 10 ч. Лепка, оформление снежных фигур. «Попади в след». «На одной ноге” “Два Мороза». «Снежные узоры». «Игра в снежки». «Салки». «Выше земли». «Попади в цель». Результативность: лыжные состязания.
Раздел №4. Русские народные игры.
Iкласс – 9ч. «Звонкий мяч». «В гости к берёзкам». «Ручеёк». « Кто сколько жует – тот столько живет». «Здоровье Планеты – наше здоровье». Наблюдение за весенними изменениями в природе. Подвижные игры. «Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время». Результативность: конкурс рисунков: «Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время».
II класс –11ч. Разучивание подвижных игр. «Я и мои привычки». Русская народная игра «Краски», «Черепаха – путешественница». «Мой друг – велосипед». «Белые медведи». «Донести рыбку». Весенние изменения в природе. Подвижные игры. Полоса препятствий. Упражнения в равновесии. «Компьютер в семье. Польза и вред.» Результативность: конкурс рисунков: «Моя любимая игра».
III класс- 4 ч. Русская народная игра «Горелки». Русская народная игра «Птицелов». Результативность: конкурс рисунков: «Моя любимая игра».
VI класс – 4 ч. «Ручеёк». «Горелки». «Салки». «Третий лишний» Результативность: конкурс рисунков: «Моя любимая игра».
Тематическое планирование 1 класс
Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Результативность |
Раздел №1 Беседы по профилактике здорового образа жизни. | 6 | 3 | 3 | Спортивный праздник «Волшебница Гигиена». |
Раздел №2. Занимательные игры. | 8 | 2 | 6 | Веселые старты. |
Раздел №3 Подвижные игры на свежем воздухе. | 10 | 1 | 9 | Лыжные состязания. |
Раздел №4. Русские народные игры. | 9 | 1 | 8 | Конкурс рисунков: «Моя любимая игра». |
Всего: | 33 | 7 | 26 | |
Тематическое планирование 2 класс
Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Результативность |
Раздел №1 Беседы по профилактике здорового образа жизни. | 7 | 2 | 5 | Спортивный праздник «Здоровым будешь – все добудешь.» | |
Раздел №2. Занимательные игры. | 8 | 3 | 5 | Веселые старты |
Раздел №3 Подвижные игры на свежем воздухе. | 9 | 2 | 7 | Лыжные состязания |
Раздел №4. Русские народные игры. | 11 | 4 | 7 | Конкурс рисунков: «Моя любимая игра». |
Всего: | 35 | 11 | 24 | |
Тематическое планирование 3 класс
Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Результативность |
Раздел №1 Беседы по профилактике здорового образа жизни. | 13 | 7 | 6 | Конкурс рисунков «Я за ЗОЖ» | |
Раздел №2. Занимательные игры. | 8 | 1 | 7 | Веселые старты |
Раздел №3 Подвижные игры на свежем воздухе. | 10 | --- | 10 | Лыжные состязания |
Раздел №4. Русские народные игры. | 4 | 2 | 2 | Конкурс рисунков: «Моя любимая игра». |
Всего: | 35 | 10 | 25 | |
Тематическое планирование 4 класс
Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Результативность |
Раздел №1 Беседы по профилактике здорового образа жизни. | 13 | 7 | 6 | Составление буклета «Мы за ЗОЖ» | |
Раздел №2. Занимательные игры. | 8 | 1 | 7 | Веселые старты |
Раздел №3 Подвижные игры на свежем воздухе. | 10 | --- | 10 | Лыжные состязания |
Раздел №4. Русские народные игры. | 4 | 2 | 2 | Конкурс рисунков: «Моя любимая игра». |
Всего: | 35 | 10 | 25 | |
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Путешествие по тропе здоровья»
1 класс – 33 часа
№ п/п | Тема | Кол-во час | Теория | Практика | Результативность |
| Раздел №1 Беседы по профилактике здорового образа жизни. | 6 | 3 | 3 | Внеклассное мероприятие «Волшебница Гигиена» |
1 | «Поведение в школе, ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг нее». | | 1 | - | |
2 | «Увернись от мяча» | | - | 1 | |
3 | «Твой новый режим дня» | | - | 1 | |
4 | «Вороны и воробьи» | | - | 1 | |
5 | Разучивание подвижных игр. | | 1 | - | |
6 | «Волшебница Гигиена» | | 1 | - | |
| Раздел №2. Занимательные игры. | 8 | 2 | 6 | Веселые старты «Увернись от мяча» |
7 | «Паровозик» «Вороны и воробьи» | | - | 1 | |
8 | Шашки, шахматы | | | 1 | |
9 | «Сменная обувь. Зачем она?» | | 1 | - | |
10 | «Ловушки-перебежки» | | - | 1 | |
11 | «Учимся не болеть» | | 1 | - | |
12 | «Первые снежки» | | - | 1 | |
13-14 | Веселые старты | | - | 2 | |
| Раздел №3 Подвижные игры на свежем воздухе. | 10 | 1 | 9 | Спортивный праздник « Я здоровье берегу, сам себе я помогу» |
15 | Строим снежную крепость | | - | 1 | |
16-17 | Катание на санках. Игра в снежки. | | - | 2 | |
18 | Эстафета на санках. | | - | 1 | |
19 | «Красота зимней природы» | | | 1 | |
20 | «Польза и вред воды» | | 1 | 1 | |
21 | «Первые шаги» | | - | 1 | |
22 | Разучивание подвижных игр. | | | 1 | |
23 | Разучивание подвижных игр. | | - | 1 | |
| Раздел №4. Русские народные игры. | 9 | 1 | 8 | Конкурс рисунков «Ура! Лето!» |
24-25 | «Звонкий мяч» | | - | 2 | |
26-27 | «В гости к берёзкам». | | - | 2 | |
28-29 | «Ручеёк». | | - | 2 | |
30-31 | «Кто сколько жует- тот столько живет» | | 1 | - | |
32 | «Салочки» | | - | 1 | |
33 | Прятки | | - | 1 | |
| Всего: | 33 | 7 | 26 | |
Календарно-тематическое планирование по программе
«Путешествие по тропе здоровья»
2 класс – 35 часа
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Результативность |
| Раздел №1 Беседы по профилактике здорового образа жизни. | 7 | 2 | 5 | Спортивный праздник «Здоровым будешь – все добудешь.» |
1 | « Режим дня » | | 1 | - | |
2 | Учимся играть в волейбол. | | - | 2 | |
3-4 | «Учимся играть в футбол» | | - | 2 | |
5-6 | «Белые медведи» «Донеси рыбку» | | - | 1 | |
7 | «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» | | 1 | - | |
| Раздел №2. Занимательные игры. | 8 | 3 | 5 | Веселые старты. |
8 | «Осторожно – тонкий лёд!» | | 1 | - | |
9 | «Веселая скакалка» | | - | 1 | |
10-11 | Шашки, шахматы, настольный теннис. | | - | 2 | |
12 | Весёлые старты | | - | 1 | |
13 | Строим снежную крепость | | - | 1 | |
14 | «Смешное и поучительное» | | 1 | - | |
15 | Эстафета на санках. | | 3 | 1 | |
| Раздел №3 Подвижные игры на свежем воздухе. | 9 | 2 | 7 | Лыжные состязания. |
16 | Зимние забавы | | - | 1 | |
17 | «Страна Болючка» | | 1 | - | |
18 | Катание на санках. Игра в снежки. | | - | 1 | |
19 | Что такое лыжи? | | - | 1 | |
20-21 | «Скользкая лыжня» | | - | 2 | |
22 | Что такое коньки? | | - | 1 | |
23 | «Снеговики». | | - | 1 | |
24 | Катание на санках, лыжах, коньках | | 1 | - | |
| Раздел №4. Русские народные игры. | 11 | 4 | 7 | Конкурс рисунков: «Моя любимая игра». |
25 | Разучивание подвижных игр | | - | 1 | |
26 | «Я и мои привычки» | | 1 | - | |
27 | Русская народная игра «Краски» | | - | 1 | |
28 | Русская народная игра «Черепаха-путешественница» | | - | 1 | |
29 | «Мой друг – велосипед» | | 1 | - | |
30 | «Белые медведи» «Донести рыбку» | | - | 1 | |
31 | Подвижные игры . | | - | 1 | |
32-33 | Полоса препятствий Упражнения в равновесии | | - | 2 | |
34-35 | «Компьютер в семье. Польза и вред.» | | 2 | - | |
| Всего: | 35 | 11 | 24 | |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Дата | Содержания занятия | Кол-во час | Теория | Практика | Результативность |
| | Раздел №1 Беседы по профилактике здорового образа жизни. | 13 | 7 | 6 | Конкурс рисунков «Я за ЗОЖ» |
| | «Уроки хорошего поведения». | | 1 | 1 | |
«Одевайся по погоде» | | 1 | 1 | |
«Вредные привычки» | | 1 | 1 | |
«Улица полна неожиданностей». | | 1 | 1 | |
«Уроки хорошего поведения». | | 1 | - | |
«Правила здоровья. Путешествие в страну Витаминию». | | 1 | 1 | |
«Отдых на природе. Что делать с мусором?» | | 1 | 1 | |
| | Раздел №2. Занимательные игры. | 8 | 1 | 7 | Веселые старты |
| | «Учимся играть в футбол, волейбол». | | 1 | 1 | |
«Веселая скакалка», | | - | 1 | |
«Звонкий мяч». | | - | 1 | |
«Петушиный бой» . | | - | 1 | |
«Донести рыбку» . | | - | 1 | |
| | Упражнения с мячами «Звонкий мяч». | | - | 1 | |
Упражнения с обручами.Игра «Пролезь сквозь мешок». | | - | 1 | |
| | Раздел №3 Подвижные игры на свежем воздухе. | 10 | --- | 10 | Лыжные состязания |
| | Лепка, оформление снежных фигур. | | - | 2 | |
«Попади в след». | | - | 1 | |
«На одной ноге” | | - | 1 | |
“Два Мороза». | | - | 1 | |
«Выше земли». | | - | 1 | |
«Третий лишний». | | - | 1 | |
«Пролезь сквозь мешок» | | - | 1 | |
«Землемеры». | | - | 1 | |
«Повяжу я шелковый платочек» | | - | 1 | |
| | Раздел №4. Русские народные игры. | 4 | 2 | 2 | Конкурс рисунков: «Моя любимая игра». |
| | Русская народная игра «Горелки». | | 1 | 1 | |
Русская народная игра «Птицелов» | | 1 | 1 | |
| | ИТОГО: | 35 | 10 | 25 | |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Дата | Содержания занятия | Кол-во час | Теория | Практика | Результативность |
| | Раздел №1 Беседы по профилактике здорового образа жизни. | 13 | 7 | 6 | Составление буклета «Мы за ЗОЖ» |
| | «Что мы знаем о здоровье» | | 1 | 1 | |
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» | | 1 | 1 | |
«Правильно ли вы питаетесь?» | | 1 | 1 | |
«Как сохранять и укреплять свое здоровье» | | 1 | 1 | |
«Человек» «Гигиена правильной осанки» | | 1 | - | |
«Мой внешний вид –залог здоровья». | | 1 | 1 | |
«У природы нет плохой погоды» | | 1 | 1 | |
| | Раздел №2. Занимательные игры. | 8 | 1 | 7 | Веселые старты |
| | «Учимся играть в футбол, волейбол, баскетбол». | | 1 | 1 | |
«Веселая скакалка», | | - | 1 | |
«Звонкий мяч». | | - | 1 | |
«Петушиный бой» . | | - | 1 | |
«Донести рыбку» . | | - | 1 | |
| | Упражнения с мячами «Звонкий мяч». | | - | 1 | |
Упражнения с обручами. Игра «Рыболов». | | - | 1 | |
| | Раздел №3 Подвижные игры на свежем воздухе. | 10 | --- | 10 | Лыжные состязания |
| | Лепка, оформление снежных фигур. | | - | 2 | |
«Попади в след»» | | - | 1 | |
«На одной ноге» | | - | 1 | |
“Два Мороза». | | - | 1 | |
«Снежные узоры». | | - | 1 | |
«Игра в снежки». | | - | 1 | |
«Салки» | | - | 1 | |
«Выше земли» | | - | 1 | |
«Попади в цель». | | - | 1 | |
| | Раздел №4. Русские народные игры. | 4 | 2 | 2 | Конкурс рисунков: «Моя любимая игра». |
| | Русская народная игра «Горелки». «Салки». | | 1 | 1 | |
Русская народная игра «Ручеек». «Третий лишний | | 1 | 1 | |
| | ИТОГО: | 35 | 10 | 25 | |
Материально-техническое обеспечение:
Мультимедийное:
-компьютер
-проектор
-интернет
На занятия: свисток игровой; обручи пластмассовые детские; палки гимнастические деревянные; палки гимнастические пластмассовые; скамейка гимнастическая жесткая; лыжи деревянные детские; пылки лыжные детские; крепления лыжные мягкие; флажки разметочные; мячи волейбольные; теннисные мячи; кегли; флажки разметочные с опорой; скакалки.
Список литературы.
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. :Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57
Приложение
Беседа «Кто сколько жует – тот столько живет».
Цели:
уточнить представления детей о значении продуктов питания, способах приготовления блюд;
формировать коммуникативные навыки;
воспитывать интерес к обучению.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Пожелать друг другу здоровья.
II. Введение в тему.
– Догадайтесь, какие предметы спрятаны в «окошечках». (Круг с прорезями, под которыми изображены различные продукты питания – хлеб, яблоко, колбаса, помидор).
Рисунок 1.
– Как можно назвать их одним словом? (Продукты питания)
– А сейчас ребята, посмотрите на доску и прочитайте тему нашего занятия. Но читать надо слова, используя буквы, написанные только в нарисованных яблоках.
Рисунок 2.
– Сегодня, мы поговорим о том, как надо правильно питаться, что нужно вашему организму. Я постараюсь дать вам те знания, которые помогут быть здоровыми сильными и красивыми.
III. Упражнения на классификацию.
– Догадайтесь, какие продукты “лишние”.
Воспитатель демонстрирует ряд предметов: продукты питания + посуда + игрушки (тарелка, крупа, яблоко, мячик, хлеб)
IV. Вводная беседа.
– От чего зависит здоровье человека? (Чем и как он питается)
– Как себя чувствует человек, когда плохо питается? (При плохом питании у человека появляется усталость, головокружение)
– Что едят люди?
– Зачем человеку нужно кушать? (Для того чтобы были силы для учебы для игры)
– Сколько раз в день школьники должны принимать пищу?
– Для того, чтобы пища лучше усваивалась, что делает повар с продуктами? (Измельчает, варит, жарит)
V. Дидактическая игра «В каком виде едим».
На столе стоит макет овощехранилища. В нем овощи и фрукты.
Рисунок 3.
– Ребята, случилась беда. В овощехранилище перегорела лампочка. И теперь нам на ощупь надо отгадать и достать овощ. А затем, посмотрев на него сказать, что можно из него приготовить.
– Что можно приготовить из:
яблок (cок, пюре, компот);
картофеля (жареный, тушеный, пюре);
моркови (салат, пирожки);
свеклы (винегрет, маринад).
VI. Физминутка.
Повторяй за мной зарядку:
В ней звук «к»
Пришел на грядку.
Лук вот здесь, а здесь морковь,
Здесь капуста, здесь картофель,
Редька, свекла, кабачок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем, есть мы до весны.
VII. Изучение нового материала.
– Почему человек должен кушать разные продукты? (В каждом продукте питания есть витамины А В С)
– Витамин А улучшает зрение. Назовите продукты питания, в которых есть витамин А. (Морковь, сливочное масло, помидоры)
– При недостатке витамина В человек быстро устает, раздражается, нервничает. В каких продуктах питания содержится витамин В? (Картофель, хлеб)
– При отсутствии витамина С люди часто болеют простудными заболеваниями. Этот витамин укрепляет кости и зубы. В каких продуктах питания присутствует он? (Яблоках, лимонах, апельсинах)
– Какие вещества прежде всего необходимы растущему организму? (Витамины А В С)
– Что можно приготовить на завтрак, полдник, обед, ужин?
VIII. Дидактическая игра “Приготовь борщ”.
– Из всех продуктов питания выбрать необходимые для борща: лимон, яблоко, мясо, макароны, капуста, свекла, морковь, картофель, лук, хлеб.
– В гости к нам пришел повар и принес задание для вас.
– Каждый из вас составит меню на завтрак, обед, ужин.
Повар оценивает ответы детей.
IX. Итог.
Здоровье человека во многом зависит от того, чем и как он питается. Пища человека должна быть разнообразной. Перед едой обязательно мыть руки с мылом.
Каждый культурный человек должен знать, что употребление алкоголя, курение табака приносит вред личному здоровью и здоровью окружающих его людей.
Памятка родителям
Программа здоровья для семьи
Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч, эспандер.
Каждое утро начинать с гигиенической гимнастики, закаливающих процедур: обтирания, обливания, душа.
В выходные дни отправляться в туристические походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии. Игры на свежем воздухе — ежедневно!
По возможности организовать занятия детей в спортивных секциях.
Контролировать систематически домашние задания по физической культуре.
Знать результаты тестирования физической подготовленности ребенка.
Составить и соблюдать режим дня для ребенка.
Научить детей плавать.
Участвовать в семейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным и спортивным играм.
Помогать детям в чтении учебников по физической культуре, литературы о здоровом образе жизни, о самостоятельных занятиях и самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом.
Помнить, что следование в быту всем правилам здорового образа жизни — задача не на один год, а результат — здоровая семья, деятельные дети, взаимопонимание поколений.
Правила здорового образа жизни.
Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найти именно для себя способ двигательной активности.
Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком.
Не переутомляться умственной работой. Стараться получить удовлетворение от учебы. А в свободное время заниматься творчеством.
Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения.
Выработать с учетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы.
Заниматься ежедневным закаливанием организма и выбрать для себя способы, которые не только помогут победить простуду, но и доставят удовольствие.
Учись не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету или спиртное. Расти здоровым!
Подвижные игры
«Вороны и воробьи»
На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.
«Ловишки-перебежки»
По обеим сторонам площадки проводятся две черты. Группа детей становится на каждой стороне площадки за чертой. На середине между двумя линиями находится ребенок – ловишка. После слов: «Раз, два, три – лови!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка дотронется, выбывает из игры. После 2 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают новых ловишек.
«Паровозик»
Направляющий обегает стойку, возвращается и, взяв за руку партнера, повторяет упражнение. Вернувшись, они берут третьего и т. д., пока не пробежит дистанцию вся команда. Побеждает команда, первая закончившая передвижение.
«Увернись от мяча»
На площадке на расстоянии 10-15 м. чертится две линии. Игроки одной команды встают за этими линиями, игроки другой – посередине. Находящиеся в середине игроки стараются увернуться и не дать попасть в себя мячом игрокам другой команды. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры. Когда все игроки из середины выбиты, то команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая быстрее выбьет соперников.