Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Чернятинская основная общеобразовательная школа
Октябрьского муниципального округа»
ПРОГРАММА
НАСТАВНИЧЕСТВА
«Молодой педагог - опытный учитель»
учитель – учитель
(форма наставничества)
сроки реализации 2022 - 2023 учебный год
Автор программы:
учитель начальных классов
Аминова Н. А.___________
Пояснительная записка
"Со мной работали десятки молодых педагогов.
Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз,
как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда
не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…"
А.С. Макаренко
Согласно Письму Министерства просвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций", Программа наставничества – это комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Одной из наиболее острых проблем в нашей школе на сегодняшний день является создание условий для успешной интеграции и полноценной самореализации молодых педагогических кадров. Средний возраст педагога в образовательном учреждении – примерно около 45 лет. И хотя это, как правило, компетентные, ответственные, опытные педагоги, действующие в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки, но современные вызовы требуют новых подходов, необходим приток свежих сил – молодых, активных, творческих и, в то же время, компетентных педагогов. И от того, насколько хорошо они сумеют интегрироваться и адаптироваться в своей профессиональной сфере и условиях жизни и деятельности, зависит будущее.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с ведением обновлённых ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя.
В образовательных учреждениях молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а администрация, воспитанники и их родители ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Идея создания персонализированной программы наставничества появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития педагогов.
Цель: обеспечить постепенное вовлечение молодого педагога Брындак Марину Андреевну во все сферы профессиональной деятельности, способствовать становлению профессиональной деятельности
Задачи:
помочь адаптироваться молодому педагогу в коллективе;
оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении обще дидактического уровня организации учебно-воспитательной деятельности;
выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
развивать потребности и мотивации у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Этапы реализации программы.
Программа наставничества рассчитана на 1 год.
Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.
Этапы реализации программы:
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемым: консультирование (индивидуальное, групповое); открытые занятия наставника, взаимопосещение уроков и внеурочных занятий); активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников).
Ожидаемые результаты:
для наставляемого: повышение квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщение передового педагогического опыта наставляемого, рост профессиональной и методической компетенции, повышение уровня готовности к педагогической деятельности. Умение планировать образовательную деятельность, как собственную, так и воспитанников, на основе творческого поиска через самообразование. Участие в профессиональных конкурсах, фестивалях. Успешная адаптация молодого педагога.
для наставника: эффективный способ самореализации; повышение квалификации; достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации: успешная адаптация молодого специалиста; повышение уровня закрепляемости молодого специалиста в образовательной организации.
Принципы наставничества
добровольность;
гуманность;
соблюдение прав молодого специалиста;
соблюдение прав наставника;
конфиденциальность;
ответственность;
искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
взаимопонимание;
способность видеть личность.
Для достижения запланированных эффектов используется в комплексе как традиционный вид наставничества, где взаимодействие между более опытным и начинающим педагогом происходит в течение определенного продолжительного времени, так и ситуационный вид, где наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ
НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «учитель-учитель».
Информационная карточка наставляемого педагога и педагога –наставника.
Сведения | о молодом специалисте | о педагоге - наставнике |
Фамилия, имя, отчество | | |
Образование | высшее | высшее |
Какое учебное заведение окончил | Дальневосточный федеральный университет, 2019 г. | Дальневосточный федеральный университет, 2019 г. |
Педагогический стаж | молодой специалист | 35 лет |
Должность | учитель начальных классов | учитель начальных классов |
Предмет | русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология | русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика |
Учебная нагрузка | 19 часов | 36 часов |
Класс | 2 | 1 |
Классное руководство | Кл. руководитель 2 класса | Кл. руководитель 2 класса |
Квалификационная категория | нет | высшая |
В рамках проектировочного этапа реализации программы наставничества определяются ресурсы и дефициты наставляемого.
Педагог имеет следующие ресурсы: свободное владение ИКТ. Но наряду с этим необходимо учесть следующие профессиональные затруднения и дефициты:
преобладание теории над практикой;
недостаточное знание методики преподавания;
адаптация в новом коллективе.
Исходя из модели взаимодействия, разработан индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на срок реализации программы.
Результативность и эффективность реализации индивидуального плана анализируется педагогом-наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
План работы педагога-наставника на 2022-2023 учебный год по планированию, организации и содержанию деятельности индивидуальной работы с наставляемым
Планирование и организация работы по предмету | Работа со школьной документацией | Контроль за деятельностью молодого специалиста | Формы и методы | Сроки проведения |
Подготовительный |
Организационные вопросы. Ознакомление со школой, правилами внутреннего трудового распорядка Изучение программ, методических записок, пособий. Составление рабочих программ и календарно - тематического планирования. Собеседование. | Изучение нормативно – правовой базы школы (должностная инструкция учителя, календарный учебный график, учебный план, ООП НОО, план работы школы на 2022-2023 уч. год, документы строгой отчетности). Практическое занятие «Ведение школьной документации» (классный журнал, личные дела учащихся, журналы инструктажей, ученические тетради, дневники)». Требования к поурочному плану. «Инструкция заполнения журнала» журнал воспитательной работы. Оформление рабочих программ, пояснительных записок, личных дел учащихся и классного журнала. | Оформление классного журнала. Оформление календарно-тематического планирования. Контроль ведения личных дел учащихся. Взаимопосещение уроков. Плана внеурочной деятельности, контроль качества составления бесед, классных часов, мероприятий. | Наставничество, самообразование, посещение уроков, кл. часов, внеурочных мероприятий. | сентябрь |
| | | | | | | |
Современный урок и его анализ. Мотивация к обучению. Математика во 2 классе по программе «Школа России». Составление технологических карт уроков. Урок литературного чтения в УМК «Школа России». | Практическое занятие «Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей». (изучение инструкции, советы при проверки тетрадей) | Контроль ведения личных дел учащихся. Посещение уроков. Ведение тетрадей. Контроль составления плана внеурочной деятельности, контроль качества составления бесед, классных часов, мероприятий. Посещение мероприятий молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. | Наставничество, самообразование, посещение кл. часов, внеурочных мероприятий. Взаимопосещение уроков. | сентябрь, октябрь |
Основной |
| | | | | | | |
Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся. Развитие речи и письма. Виды диагностики результатов обученности | Собеседование по итогам четверти. Практикум: «Обучение составлению отчетности по окончанию четверти. Составление аналитических справок». | Проверка выполнения программы. Посещение уроков, кл. часа. | Взаимопосещение уроков. Контроль качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий, вн.мероприятий. Посещение мероприятий молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. | октябрь |
| | | | | | | |
Самоанализ урока. Организация индивидуальной работы с учащимися. Выявление одаренных и неуспевающих детей, построение системы работы с данными категориями детей. Окружающий мир. Промежуточный анализ результатов деятельности по самообразованию. Урок русского языка в УМК «Школа России». Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. | Как вести протоколы родительских собраний. Составление аналитических справок. Структура учебного проекта. | Поурочные планы. Проверка выполнения программы. | Проверка выполнения программы. Взаимопосещение уроков. Поурочные планы. Посещение кл. часа. Контроль ведения школьной документации. | Ноябрь, декабрь |
| | | | | | | |
Работа со слабоуспевающими учащимися. Мотивация к обучению. Посещение уроков. Урок математики, русского языка. Участие учащихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, фестивалях. | Самообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы. Изучение документов по ФГОС НОО. Мониторинг процесса формирования УУД у младших школьников в урочной деятельности. | Ведение тетрадей и дневников учащихся. | Наставничество, самообразование, Посещение уроков. | Декабрь, январь |
| | | | | | | |
Методы активизации познавательной деятельности учащихся. Уроки окружающего мира и технологии. | Самообразование педагога. Изучение нормативных документов школы по ведению профессионального портфолио. Самообразование педагога: сетевое взаимодействие, сообщества учителей. Изучение документов по ФГОС. Мониторинг процесса формирования УУД у младших школьников во вне урочной деятельности | Взаимопосещение уроков. Контроль ведения портфолио класса. | Наставничество, самообразование, Посещение уроков. | Февраль |
| | | | | | | |
Инновационные технологии и процессы в обучении. Технологии деятельностного обучения в урочное и внеурочное время. Использование ИКТ технологий на уроке. Литературное чтение и окр. мир. | Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы. | Проверка выполнения программы. Контроль ведения школьной документации. | Наставничество, самообразование, посещение уроков, кл. часов, внеурочных мероприятий. Контроль ведения школьной документации. | Март |
Заключительный |
| | | | | | | |
Организация повторения. Подготовка к годовым контрольным работам. | Саморазвитие педагога. Работа со школьной документацией. Составление КИМов к итоговым контрольным работам. Обучение составлению отчетности по окончанию четверти. | Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. | Наставничество, самообразование, посещение уроков, кл.часов, внеурочных мероприятий. Контроль ведения школьной документации. | Апрель |
| | | | | | | |
Организация проверки ЗУН учащихся. Составление учебно-методической базы на следующий год. Итоги работы молодого специалиста по самообразованию за год. | Составление отчета. Помощь в оформлении и заполнении отчетной документации: электронный классный журнал, журнал внеурочной деятельности, протоколы итоговой промежуточной аттестации. Составление годового отчета по движению учащихся, выполнению теоретической и практической части программ, общей и качественной успеваемости учащихся. Работа с личными делами учащихся класса. | Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы) Отчет о результатах наставнической работы. | Наставничество, самообразование, посещение уроков, кл. часов, внеурочных мероприятий. Контроль ведения школьной документации. | Май |
Приложение 1
Анкета для молодых специалистов и наставников
«Анализ работы с молодым специалистом»
очень хорошо – 4; да – 3; недостаточно хорошо – 2; нет – 1.
№п/п | Вопросы | Отметка молодого специалиста | Отметка наставника |
| Умеет ли молодой специалист планировать свою деятельность? | | |
| Может ли самостоятельно подготовить конспект урока, учитывая технологические требования и методические рекомендации? | | |
| Умеет ли прогнозировать результат деятельности учащихся? | | |
| Применяет ли дифференцированный подход к обучению учащихся? | | |
| Применяет ли в работе деятельностный метод обучения? | | |
| Использует ли разные формы организации деятельности учеников на уроке? | | |
| Объективно ли оценивает результат деятельности учащихся? | | |
| Видит ли в ученике субъекта образовательного процесса? | | |
| Чередует ли виды работ на уроке? | | |
| Стремится ли оптимизировать процесс обучения? | | |
| Способствует ли развитию у учащихся навыков самоконтроля? | | |
| Использует ли инструкции, технологические карты, схемы на уроке? | | |
| Может ли проанализировать уроки коллег по заданной схеме? | | |
| Владеет ли самоанализом урока? | | |
| Умеет ли фиксировать причины собственных затруднений? | | |
| Прислушивается ли к мнению более опытных коллег? | | |
| Проявляет ли творческую инициативу? | | |
| Совершенствует ли свой теоретический уровень? | | |
| Пополняет ли «методическую копилку»? | | |
| Принят ли в коллективе коллегами? | | |
| Имеет ли собственные авторские разработки? | | |
| Оценка деятельности в качестве классного руководителя. | | |
Приложение 2
Анкета определения личной удовлетворённости участием в программе наставничества «учитель – учитель».
Первый этап опроса для мониторинга программы (до начала работы).
Анкета наставляемого
Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да/нет).
Если Ваш ответ – «да», то укажите, где
Инструкция:
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 – низкий результат, а 10 – высокий результат.
3. Ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут личные встречи с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут групповые встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Какой уровень поддержки Вы ожидаете от наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Насколько Вы нуждаетесь в помощи наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Насколько Вам важно ощущение безопасности при работе с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Насколько Вам важно обсудить и зафиксировать ожидания наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Ожидаемые перемены в Вашей жизни от проекта? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Насколько для Вас важно ощущение поддержки наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Что особенно ценно для Вас в программе?
Вы довольны тем, что участвуете в программе? (да/нет)
Анкета наставника
Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да/нет).
Если Ваш ответ – «да», то укажите, где________________________________________
Инструкция:
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 – низкий результат, а 10 – высокий результат.
3. Насколько в программе наставничества Вам важен комфорт? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Насколько Вы можете реализовать свои лидерские качества в программе? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Насколько могут быть полезны/интересны групповые встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Насколько Ваша работа зависит от предварительного планирования (разработанного Вами)? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Ожидаемая включенность наставляемого в процесс? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Ожидаемая помощь с Вашей стороны наставляемому в раскрытии и оценке личного профессионального потенциала? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работы? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Ожидаемая полезность проекта для Вас и Вашего наставляемого? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Что Вы ожидаете от программы и своей роли?_________________________________
_____________________________________________________________________________
Что особенно ценно для Вас в программе?____________________________________
Второй этап опроса для мониторинга программы (по завершении работы).
Анкета удовлетворенности наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да/нет).
Инструкция:
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 – низкий результат, а 10 – высокий результат.
2. Насколько комфортным было общение с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, были личные встречи с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Насколько оправдались Ваши ожидания? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Ощущение поддержки наставника | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Помощь наставника | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Оцените ощущение безопасности при общении с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9.Ожидаемые перемены в Вашей жизни от проекта? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Появилось ли лучшее понимание собственного профессионального будущего?
____________________________________________________________________________
Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе?
(да/нет)
Анкета удовлетворенности наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да/нет).
Инструкция:
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 – низкий результат, а 10 – высокий результат.
2. Насколько комфортно было общение с наставляемым? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3. Насколько Вы оцениваете включенность наставляемого в процесс? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Насколько были полезны/интересны групповые встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Насколько были полезны/интересны личные встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Насколько удалось спланировать работу? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Уровень удовлетворения от работы с наставляемым? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Насколько Вы довольны вашей совместной работой? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Оцените полезность проекта для Вашего наставляемого? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Оцените полезность проекта для Вас? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Что особенно ценно для Вас в программе?
_____________________________________________________________________________
12. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе?
(да/нет)