Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Раздольненская школа»
администрации Старобешевского района
Принята педагогическим советом
Протокол № 1
от «29» августа 2019 г.
Утверждаю
Приказ №____ от «___»______2019 г
Директор школы _______М.И. Зотова
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ
Составитель: заместитель директора по ВР
Е.А. Джарты
с.Раздольное
2019 г.
I. ВСТУПЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработки программы наставничества
Необходимость разработки программы наставничества обусловлена принятием и реализацией национального проекта «Образование» на 2019 – 2024 годы. Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Сегодня современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно - мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации задач, поставленных перед образованием. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Молодым специалистам необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей. Необходимо способствовать развитию их личности, профессионализма, формированию индивидуального стиля деятельности, создавать ситуацию успешности работы, сформировать мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, а также оказывать всяческую методическую помощь в работе. В том числе необходимо добиваться психологической готовности молодых специалистов, так как вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога.
Настоящая программа (Программа) наставничества призвана помочь в организации деятельности наставника с начинающим педагогом на уровне образовательной организации.
Основная идея Программы - создание мобильной системы наставничества в формате «Заместитель директора по воспитательной работе – начинающий педагог-организатор», способной оптимизировать процесс профессионального становления начинающего педагог - организатора, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. На сегодняшний день сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.
Цель: формирование эффективной системы наставничества для поддержки и самореализации начинающего педагога; осуществление его профессиональной адаптации к учебно-воспитательной среде; формирование педагогически и методически грамотного специалиста.
Задачи:
- привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;
- помочь адаптироваться молодому специалисту в коллективе;
- оказать помощь в повышении методического уровня организации воспитательной и организационной деятельности в образовательном учреждении;
- способствовать формированию индивидуального стиля деятельности молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с коллегами, школьниками и их родителями;
- развивать потребности и мотивации к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию;
- позиционировать собственный позитивный опыт;
- способствовать максимально полному раскрытию потенциала личности наставляемого;
- отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого наставляемого педагога;
- оценить результаты программы и ее эффективность.
Срок реализации программы
Программа наставничества рассчитана на 5 лет. Это связано с тем, что молодой педагог является студентом второго курса ВУЗа, поэтому считаю целесообразным вести сопровождение по программе всего периода обучения. В конце каждого года в программу можно вносить дополнения и изменения по мере необходимости. Начало реализации программы наставничества - 1.09.2019 г. Срок окончания 1.09 2024 года.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Участники программы
Наставник - Джарты Елена Антоновна, заместитель директора по воспитательной работе (педагог со стажем работы 25 лет).
Наставляемый – Абаза Татьяна Евгеньевна, педагог-организатор (без опыта работы).
2.2. Механизм управления программой
Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков. Основными принципами работы с молодым специалистом являются: Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности. Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития. Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 5 лет. Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития молодого педагога и соответствия форм работы уровню его потенциала.
Необходимые условия реализации программы:
- нормативно-правовое оформление программы в общеобразовательной организации;
- планирование реализации программы и управление;
- организация системы наставничества с учетом выбранных форм;
-организационно-методические, материально-технические и организационно-педагогические условия и ресурсы;
- психолого-педагогическое сопровождение.
2.3. Этапы реализации программы
І этап – адаптационный, диагностический;
Цель: создание условий для профессиональной адаптации молодого учителя в коллективе педагогов, учеников и родителей, также вхождению педагога в профессиональную деятельность.
Задачи:
1. Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
2. Обеспечить постепенное вовлечение во все сферы школьной жизни.
3. Включить молодого педагога в самообразовательную и исследовательскую деятельность.
4. Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя.
5. Развивать профессиональные навыки молодого педагога, в том числе применение различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями.
Формы работы: опрос, анкетирование, собеседование, тестирование.
ІІ этап – практический (процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, завоевания уважения и укрепления авторитета среди детей, родителей, коллег).
Цель: повышение профессионального потенциала и уровня молодого педагога, формирование потребности в совершенствовании теоретических и практических знаний, умений, навыков.
Задачи:
1. Стимулировать личностно-профессиональное развитие молодого специалиста посредством использования эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства;
2. Сформировать умение планировать и организовать свою деятельность;
3. Обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
Формы и методы работы:
- проблемно-деловая игра;
- рефлексивно-деловая игра;
- работа в составе творческой группы;
- лекция,
- семинар,
- практическое занятие;
- педагогические чтения;
- «педагогический ринг»;
- ярмарка педагогических идей;
- просмотр видеофильмов отснятых мероприятий;
- консультации;
- посещение и анализ открытых мероприятий;
- мастер-классы;
- педагогические мастерские.
ІІІ этап – аналитический (подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы, определение проблем и новых перспектив).
Цель: проверка уровня профессиональной компетентности молодого специалиста, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Задачи: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Формы работы: анкетирование, тестирование, самоанализ, анализ, выступления на педсоветах и методических объединениях, участие в профессиональных конкурсах.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1. Ожидаемые результаты:
успешная адаптация молодого педагога в учреждении;
формирование у молодого педагога потребности в непрерывном образовании;
повышение профессиональной компетентности начинающего педагога-организатора в вопросах организации досуговой деятельности и воспитательных мероприятий;
повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
обеспечение непрерывного совершенствования качества организации воспитательного процесса;
совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
использование в работе начинающего педагога современных педагогических технологий;
умение проектировать воспитательную систему, работать с классами на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу с учащимися и родителями;
формирование у наставляемого индивидуального стиля педагогической деятельности.
3.2. Индикаторы программы:
Умение планировать образовательную деятельность, как собственную, так и учащихся, на основе творческого поиска через самообразование.
Преодоление профдефицитов педагога-организатора.
Умение работать с детским коллективом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу, включение в конкурсное движение.
Умение проектировать воспитательную систему, воспитательных и конкурсных мероприятий.
Умение индивидуально работать с детьми.
Овладение системой контроля и оценки.
Повышение методической, интеллектуальной культуры педагога.