ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ «ЭВРИКА» (МАУ ДО МУК «Эврика») |
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Решением Педагогического совета | Директор МАУ ДО МУК «Эврика» |
| ______________________ К.А. Филатов |
(Протокол от_________________ № ______) | «_______» _______________ 20_____ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«ОСНОВЫ ТРЕХМЕРНОЙ ГРАФИКИ»
Возраст обучающихся: 12 –16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Тайгулова Татьяна Петровна, педагог
дополнительного образования
г. Новый Уренгой – 2018
| СОДЕРЖАНИЕ | |
| | |
1. | Пояснительная записка ………………………………………………………… | 3 |
2. | Учебный план …………………………………………………………………….. | 6 |
3. | Содержание программы ………………………………………………………... | 6 |
4. | Условия реализации программы ……………………………………………… | 8 |
| 4.1. | Кадровое обеспечение ……………………………………………………... | 8 |
| 4.2. | Учебно-методическое и информационное обеспечение ………………… | 9 |
| 4.3. | Материально-техническое обеспечение ………………………………….. | 9 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Детское объединение «Основы трехмерной графики» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат «Эврика», утвержденный приказом Департамента образования Администрации города Новый Уренгой от 18.04.2018 № 508.
Дополнительная образовательная программа "Основы трехмерной графики" имеет научно-техническую направленность, т.к. включает опыт освоения информационных технологий и рассчитан на детей начального и среднего школьного возраста, предполагает освоение навыков работы с современными информационно-технологическими пакетами программ.
Информатизация общества создала предпосылки и обусловила необходимость ознакомления учащихся с возможностями практического использования компьютера. Трёхмерная графика (3D (от англ. 3 Dimensions — «3 измерения») Graphics, Три измерения изображения) — раздел компьютерной графики, совокупности приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения объёмных объектов Программа детского объединения «Основы трехмерной графики» ориентирована на углубление и расширение знаний учащихся по теме «Графические редакторы» курса информатики и предусматривает изучение различных видов 3D графики, цветовых моделей, форматов графических файлов, выполнение практических работ в графических редакторах. Данный курс раскрывает перед учащимися удивительные возможности трехмерной графики. В качестве инструментального средства для выполнения графических работ используется программа 3DsMAX. Актуальность программы заключается в том, что существует необходимость укрепления связей учащегося между восприятием реальных объектов окружающего мира с их виртуальной формой представления – в трехмерной графике. Содержание программы «не ограничивается какой-либо одной областью знаний, а это переплетение истоков общих знаний о мире, законах физики и механики, с умением творчески представить свое видение, понимание окружающих объектов и явлений. Таким образом, техническое моделирование является первоначальной ступенью научно-технического творчества, которое, в свою очередь, признано приоритетным направлением дополнительного образования детей. Актуальность данной программы состоит в том, что она предоставляет возможность обучающимся освоения графических редакторов как инструмента самовыражения и в ней упор делается не просто на изучение рабочих инструментов редакторов, а на интегрированное применение различных техник при выполнении работ. Навыки работы в графике пригодятся для электронного общения, в оформлении школьных рефератов, докладов, при составлении различных электронных документов, для создания эксклюзивных открыток к праздникам. А может, кто-то из них будет творить; ведь владение техниками компьютерной графики не исключает, а стимулирует творчество.
Педагогическая целесообразность данной программы видится в возможности долговременного влияния на формирование личности подростка, предоставление ему широких возможностей для самовыражения средствами компьютерной графики. Профессиональной компьютерной графикой, как правило, занимаются дети старшего школьного возраста, студенты, взрослые, и большинство обучающих программ по этой теме рассчитаны, как минимум, на старшеклассников. Но сейчас в кружки информатики приходят дети среднего школьного возраста с достаточной базовой подготовкой и запросом "научиться рисовать на компьютере". Возникла необходимость адаптировать сложный материал к данному возрасту.
Цель программы - создание оптимальных педагогических условий для расширения познания детей в области компьютерной графики, дизайна с помощью профессиональных графических редакторов; сформировать навыки использования имеющихся знаний работы в графическом редакторе 3DsMax при выполнении сложных работ.
Задачи программы: сформировать навыки работы в профессиональных графических редакторах; дать начальное представление детям о разнообразии техник обработки и создания изображений, спецэффектов; способствовать развитию внимания, художественного вкуса, творческих способностей учащихся; способствовать воспитанию аккуратности, терпения, самостоятельности при выполнении работ; формирование личности в целом.
Результаты реализации программы
Данная программа модифицированная, так как создана на основе уроков образовательных сайтов, но подобранный материал адаптирован с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся. Отличительная особенность программы в том, что: достаточно сложный графический редактор 3DsMax применяется в создании простых работ; материал для изучения профессиональных графических редакторов адаптирован для детей начального и среднего школьного возраста; при изучении различных техник выполнения работ учащиеся знакомятся с работами художников, дизайнеров; для комплексного закрепления материала используется самостоятельная творческая, проектная деятельность учащихся; включены занятия с профориентационной тематикой для осознания роли полученных знаний в профессиональной деятельности.
Для реализации программы используются методы обучения и воспитания
Последовательное знакомство с различными техниками компьютерной графики: конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет составляют из отдельных частей. Он чаще используется на этапах изучения инструментария редакторов;
комбинированный: при создании изображения используются несколько графических техник;
словесный: беседа, рассказ, объяснение, пояснение, вопросы, словесная инструкция;
наглядный: демонстрация наглядных пособий, в том числе и электронных (видеоуроки,
картины, рисунки, фотографии), показ выполнения работы (частичный, полностью);
К концу обучения, обучающиеся по данной программе
должен уметь:
использовать различные техники создания и обработки изображений, создавать анимационные спецэффекты;
создавать свои собственные графические объекты, используя возможности профессиональных графических редакторов;
должен знать:
Критерии и способы определения результативности:
Для определения ожидаемого результата проводится входящий контроль и итоговая аттестация обучающихся. Данные виды контроля позволят педагогу и обучающимся увидеть результаты своей деятельности.
Приобретенные знания и умения могут быть использованы в практической деятельности и повседневной жизни.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Вид аттестации |
Всего часов | Теория | ЛПЗ | |
1. | Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе | 2 | 2 | | |
| ПРОГРАММА 3DStudioMAX | | | | |
2. | Основные сведения о 3D Studio Max. Навигация. | 18 | 6 | 12 | |
3. | Работа с файлами. | 18 | 6 | 12 | |
4. | Примитивы. | 18 | 6 | 12 | |
5. | Модификаторы. | 28 | 8 | 20 | |
6. | Сплайны. | 24 | 8 | 16 | |
| | | | | промежуточная аттестация |
7. | Лофтинг и loft-объекты. | 24 | 8 | 16 | |
8. | Теоретические основы булева моделирования. | 18 | 6 | 12 | |
9. | Визуализация. Редактор материалов. | 18 | 6 | 12 | |
10. | Постановка света в сцене. | 18 | 6 | 12 | |
11. | Установка камер в сцене. Сохранение файлов. | 18 | 6 | 12 | |
| Итого: | 204 | 68 | 136 | |
| | | | | итоговая аттестация |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе – 2 часа
Теория: Знакомство с компьютерным классом. Знакомство с основными требованиями при работе на компьютере. Формирование представлений о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером. Знакомство с правилами техники безопасности. Упражнения для профилактики зрения, комплекс пальчиковой гимнастики. Возможные негативные последствия для здоровья при работе на компьютере.
Тема 2. Основные сведения о 3D Studio Max – 18 часов
Теория: Запуск программы и её интерфейс. Работа с панелями. Панель инструментов. Командная панель. Окна проекций. Навигация. Изучение навигационных возможностей. Управление масштабом изображения. Работа с масштабом изображения.
Лабораторно-практическая работа: Работа с меню. Работа с панелью инструментов. Работа с командной панелью. Работа с окнами проекций (вьюпортами). Работа с масштабом изображения. Работа с панелью навигации.
Тема 3. Работа с файлами – 18 часов
Теория: создание, сохранение, открытие файлов.
Лабораторно-практическая работа: Работа с файлами. Создание новых файлов, сохранение файлов, открытие уже существующих файлов. Сохранение файлов в различных форматах.
Тема 4. Примитивы – 18 часов
Теория: Создание и простейшее редактирование стандартных примитивов. Создание и простейшее редактирование расширенных примитивов. Простые варианты выделения и редактирования стандартных примитивов. Работа по выделению и редактированию стандартных примитивов. Создание шара и изменение его параметров. Работа с шаром и изменению его параметров. Операции над объектами. Выделение, перемещение, поворот и масштабирование объектов.
Лабораторно-практическая работа: Работа по созданию стандартных примитивов: коробка, сфера, геосфера, конус, пирамида, тор, поверхность, чайник, цилиндр, тюб. Работа по созданию снеговика из стандартных примитивов. Работа по созданию стола с чайником, сахарницей и чашками.
Тема 5. Модификаторы – 28 часов
Теория: Назначение и настройка. Элементы стека модификаторов. Параметрические модификаторы (Parametric Modifiers): Bend,Taper,Twist. Параметрические модификаторы (Parametric Modifiers): Noise, Lattice, Slice. Параметрические модификаторы (Parametric Modifiers): Relax, Stretch, Wave. Параметрические модификаторы (Parametric Modifiers): Ripple, Push, FFD Box. Работа с другими модификаторами.
Лабораторно-практическая работа: Работа с параметрическими модификаторами. Изменение стандартных примитивов с помощью параметрических модификаторов. Работа по созданию сказочного города.
Тема 6. Сплайны – 24 часа
Теория: Что такое сплайны. Создание сплайнов. Текст. Линии. Составные сплайновые формы. Тела вращения. Модификатор LATHE. Редактирование сплайнов.
Лабораторно-практическая работа: Работа со сплайнами. Создание тарелки, бокала, вазы с помощью сплайнов.
Тема 7. Лофтинг и loft-объекты – 24 часа
Теория: Создание loft-объектов. Редактирование loft-объектов. Редактирование сплайнов пути и сечений на уровне параметрической формы.
Лабораторно-практическая работа: Работа с loft-объектами: Создание, редактирование сплайнов пути и сечений на уровне параметрической формы. Создание стула с помощью примитивов и loft-объектов. Создание вилки с помощью loft-объектов.
Тема 8. Теоретические основы булева моделирования – 18 часов
Теория: Моделирование при помощи булева объединения. Моделирование при помощи булева вырезания. Редактирование булева объекта.
Лабораторно-практическая работа: Работа по моделированию объектов с помощью логических операций над объектами. Создание интерьера кафе с помощью примитивов (пола, стен), моделирование при помощи булева вырезания окон и дверей в стенах кафе. Работа по созданию андроида с при помощи булева вырезания.
Тема 9. Визуализация. Редактор материалов – 18 часов
Теория: Работа с визуализацией сцены. Редактор материалов. Основные команды редактора материалов. Базовые параметры материала. Выбор типа тонирования. Работа с редактором материалов. Стандартные текстурные карты. Создание новой текстурной карты.
Лабораторно-практическая работа: Работа с редактором материалов. Создание новой текстурной карты. Присвоение материалов столу, чайнику, сахарнице и чашкам. Присвоение материалов полу, стенам в кафе. Создание заставки к фильмам Universal Pictures.
Тема 10. Постановка Света в сцене – 18 часов
Теория: Свет. Типы источников света. Параметры стандартных источников света.
Постановка света для близких ракурсов. Фронтальное освещение. Боковое освещение. Обратное освещение. Высококонтрастное освещение. Освещение сцены из нескольких объектов. Создание цветного освещения из нескольких источников.
Лабораторно-практическая работа: Работа с различного типа источниками света: стандартными, фотометрическими, системами дневного освещения. Работа с параметрами источников света. Создание освещения к заставке к фильмам Universal Picture.
Тема 11. Установка камер в сцене, сохранение файлов – 18 часов
Теория: Камеры. Создание камеры. Анимация. Работа с анимацией объектов. Базовые инструменты управления анимацией. Технология создания анимации на базе ключевых кадров.
Варианты сохранения готового объекта. Сохранение готового изображения.
Лабораторно-практическая работа: Работа по созданию анимации снеговика. Работа по созданию анимации андроида. Работа по анимации к заставке к фильмам Universal Picture.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение
Реализация дополнительной образовательной программы МАУ ДО МУК «Эврика» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими:
среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой обучающимися;
или
дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой обучающимися.
При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа обеспечена учебным планом, календарным учебным графиком, учебно-методической документацией.
Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечному фонду – Электронной библиотечной системе BOOK.RU. Библиотечный фонд укомплектован электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, изданной за последние 5 лет. В учебном процессе используются видеофильмы, мультимедийные материалы.
МАУ ДО МУК «Эврика» предоставляет обучающимся возможность доступа к информационным ресурсам информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Основные источники:
Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник / Е.В. Филимонова. — Москва: КноРус, 2017. — 482 с.
Информационные технологии. Задачник (для СПО). Учебное пособие: учебное пособие / С.В. Синаторов. — Москва: КноРус, 2018. — 253 с.
Дополнительные источники:
Информатика: учебник / Н.Д. Угринович. — Москва: КноРус, 2018. — 377 с.
Информатика. Практикум: практикум / Н.Д. Угринович. — Москв: КноРус, 2018. — 264 с.
Пакеты прикладных программ. Учебное пособие: учебное пособие / С.В. Синаторов. — Москва: КноРус, 2019. — 195 с. —
Информационные технологии в архитектуре и строительстве: учебное пособие / Г.В. Прохорский. — Москва: КноРус, 2017. — 261 с.
Интернет-ресурсы:
dook.ru Информационные технологии. Онлайн-тестирование
Материально-техническое обеспечение
Образовательная организация располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов теоретических и лабораторно-практических занятий, предусмотренных учебным планом.
Материально-техническое обеспечение включает в себя наличие специализированного кабинета, имеющего:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в сеть Интернет, лицензионное или свободно распространяемое программное обеспечение по профилю обучения, мультимедийный проектор.
Для проведения лабораторно-практических занятий имеется учебный класс, укомплектованный всем необходимым оборудованием и инвентарем.
Учебный процесс обеспечен дидактическими материалами по всем темам программы: наглядный материал, раздаточный материал, информационно-методический материал, учебники, диагностический материал.