1.Пояснительная записка
Программа «ПАТРИОТ» представляет собой современное понимание
значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом.
Дополнительная общеобразовательная программа «ПАТРИОТ» относится к
общеразвивающим программам, имеет социально-гуманитарную направленность, разработана для детей 12 - 18 лет, срок реализации - 1 год.
Данная программа разработана с учѐтом следующих нормативных
документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Национального проекта «Образование», утверждѐнного президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 3 сентября 2018 г. № 10);
- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 о
направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Цель - совершенствование системы патриотического воспитания,
гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на
основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с историей своего государства;
- научить обучающихся стойкости, гражданственности и патриотизму;
- сформировать элементы IT-компетенций.
Воспитательные:
- воспитывать мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-
нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития
нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни,
миропонимания и судьбы россиян;
- формировать навыки дисциплины, самоорганизации и умения действовать
в сложных и экстремальных ситуациях.
Развивающие:
- развивать интерес к воинским специальностям и формирование желания
получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному
служению обществу и государству;
- формировать умение самостоятельно планировать свою деятельность.
2.Общая характеристика.
Направленность программы
Программа патриотического воспитания имеет социально-гуманитарную
направленность, так как она нацелена на:
- создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения личности обучающихся;
- обеспечение целостности процесса интеллектуального и духовного
развития личности ребѐнка;
- осуществление профилактики асоциального поведения.
Уровень программы: базовый.
Занятия проводятся в разновозрастной группе постоянного состава (группа
обучающихся 12 - 18 лет).
Актуальность программы
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания
и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные,
смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Поэтому основное направление в предметной области данной программы
- воспитание подрастающего поколения, формирование и развитие
патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о
воспитании по-настоящему гармоничной личности. В свете этих задач
повышается значимость гражданско-патриотического воспитания молодѐжи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и
решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Обоснованием актуальности данной программы служит использование элементов метапредметного подхода, позволяющего формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПАТРИОТ» соответствует социальному заказу и приоритетам образования.
Новизна
В содержании патриотического воспитания важна социально –
гуманитарная направленность, основанная на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим и другим проблемам, важнейшим духовно –нравственным, деятельностным качествам (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том,
что патриотическое воспитание представляет собой организованный и
непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие подростков с целью формирования у них высоконравственных принципов, выработки определѐнных норм поведения, должной физической и военно-профессиональной готовности к защите Отечества.
Она позволяет усилить ориентацию подростка на развитие его интересов и
способностей в выбранной деятельности, приобретении знаний и практических навыков, опыта вхождения в коллектив, межличностных отношений и коллективной деятельности. Программа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого обучающегося с учѐтом индивидуальных (возрастных, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, личностных склонностей путѐм создания благоприятных условий, для умственного, нравственного, патриотического и физического развития личности.
Отличительные особенности
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы
России. Отличительная особенность данной программы состоит в многоплановой, систематической, целенаправленной и скоординированной работе по формированию у детей и молодѐжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Отличие данной программы от уже существующих заключается в том, что она направлена на реализацию широкого спектра направлений деятельности, объединѐнных общей целью и задачами.
3. Место предмета в учебном плане.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного
образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант
программы организации внеурочной деятельности учащихся.
Адресат программы
В программе принимают участие и активно работают ребята от 12 до 18 лет,
которые проявляют интерес и уважение к прошлому своей страны, к истории и культуре малой родины.
Срок реализации программы – 1 год.
Данная программа рассчитана на 34 ч. (занятия проводятся один раз в неделю по 1 ч).
Формы обучения
Основной формой организации образовательного процесса является очная
форма обучения.
Количество обучающихся – до 15 человек.
4. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Планируемые результаты:
Метапредметными результатами изучения общеразвивающей
программы «ПАТРИОТ» является формирование следующих универсальных
учебных действий:
Личностные УУД
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной
(со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;
- осознание личной ответственности за своѐ здоровье и окружающих,
уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;
- развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Познавательные УУД
- переработка полученной информации: делать выводы в результате совместной
работы всей группы; сравнивать и группировать предметы и их образы;
- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии);
- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции,
достижения, проблемы и др.);
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии; пользоваться памятками;
- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм»,
«патриот», «долг», «служение Отечеству», понимание роли, места и значения
России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего народа и
государства, имеющих свой путь в истории человечества;
- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего
региона (края, района); находить на картах (географических, политико-
административных, исторических) территорию России, еѐ столицу – город
Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать
достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых
зарубежных стран.
Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности на занятии;
- учиться высказывать своѐ предположение на основе работы с иллюстрациями;
- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия
обучающимися демократических ценностей, воспитания патриотических
убеждений;
- освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Коммуникативные УУД
- организация учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- отработка умения слушать и вступать в диалог;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания другим людям;
- отработка умения достаточно полно и точно выражать свои мысли;
- участие в коллективных творческих делах.
5.Содержание рабочей программы.
Тема 1. Вводное занятие. Моя Родина - Россия
Знакомство с планом работы, с целями, задачами. Инструктаж по технике
безопасности и безопасному поведению. Решение организационных вопросов.
Мы говорим о нашей Родине. Традиции и обычаи народов России.
Тема 2. Государственная символика России
Символика российского государства: герб, гимн, флаг.
Тема 3. Российская Конституция
Конституция РФ о военной службе.
Тема 4. Защитники Отечества
Защита Отечества - долг каждого гражданина. Значение воинского долга.
Тема 5. Край, в котором мы живѐм
Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. Моя малая
Родина. История школы. Достопримечательности города Ртищево.
Тема 6. История моей семьи
Моя семья. Основные сведения. История семьи. «Древо Жизни».
Тема 7. Роль молодѐжи в патриотическом движении
Молодѐжные движения и патриотическое воспитание. Роль молодѐжных
организаций и движений современной России.
Тема 8. Волонтѐрское движение
Основные виды и направления волонтерской деятельности. Мотивация волонтера.
Имидж волонтера: атрибуты волонтерской команды, образующие единый стиль.
Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при выполнении воинского долга.
Тема 9. Дни памяти в России
Память поколений об известных земляках. Интересные люди нашего города.
Проведение мероприятий, связанных с памятными событиями, победными днями России.
Тема 10. Военная терминология и понятия
Особенности военной терминологии в современных условиях.
Тема 11. Роль России в современном вооружении
Современные российские вооружѐнные силы. Основные задачи и составные части вооружѐнных сил современного государства. Особенности, назначение. Служба в армии как почѐтная обязанность гражданина России. Срочная и контрактная служба.
Тема 12. Военная тайна
Основы военного дела. Военно-историческое прошлое России и современная
российская армия. Современные российские вооружѐнные силы.
Тема 13. Гражданская оборона
Задачи медицинской службы Гражданской обороны. Работа в очагах химического поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ. Правила поведения на заражѐнной местности. Средства индивидуальной защиты населения. Действия населения в районах стихийного бедствия.
Тема 14. Действия в чрезвычайных ситуациях
Оружие массового поражения. Средства индивидуальной защиты. Правила
поведения в чрезвычайных ситуациях.
Тема 15. Патриотизм и современность
Героическое прошлое России. Герои современной России. История и
перспективы.
Тема 16. Основы медико-санитарной подготовки
Медико-санитарная подготовка. Средства оказания первой помощи. Правила
оказания доврачебной помощи пострадавшему. Оценка ситуации и действия по оказанию первой помощи пострадавшему. Конкурс на лучшего санитара.
Тема 17. Итоговое занятие
Подведение итогов деятельности объединения. Презентация проекта «Никто не забыт…».
6.Тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
| | всего | теория | практика | |
1 | Вводное занятие. Моя Родина – Россия | 2 | 1 | 1 | опрос |
2 | Государственная символика России | 3 | 1 | 2 | Тестирование |
3 | Российская Конституция | 2 | 1 | 1 | Презентация |
4 | Защитники Отечества | 2 | 1 | 1 | Творческое задание |
5 | Край, в котором мы живѐм | 2 | 1 | 1 | защита проекта |
6 | История моей семьи | 2 | 1 | 1 | Творческое задание |
7 | Роль молодѐжи в патриотическом движении | 2 | 1 | 1 | Опрос |
8 | Волонтѐрское движение | 2 | 1 | 1 | Фотоотчѐт |
9 | Дни памяти в России | 2 | 1 | 1 | Презентация |
10 | Военная терминология и понятия | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
11 | Роль России в современном вооружении | 2 | 1 | 1 | Творческое задание |
12 | Военная тайна | 2 | 1 | 1 | видео |
13 | Гражданская оборона | 2 | 1 | 1 | Защита проекта |
14 | Действия в чрезвычайных ситуациях | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
15 | Патриотизм и современность | 2 | 1 | 1 | Опрос |
16 | Основы медико-санитарной подготовки | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
17 | Итоговое занятие | 1 | | 1 | Защита проекта |
| итого | 34 | 16 | 18 | |
7 Планируемые результаты
По окончании учебного года ученик научится:
- составлять родословную моей семьи, вести семейную летопись;
- хранить семейные реликвии;
- рассказывать об истории своего Отечества;
- рассказывать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
- рассказывать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
- умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
- умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране;
- рассказывать о символике Саратовской области;
- оформлять тематический альбом;
- рассказывать о родном городе, его истории и достопримечательностях;
- выполнение проектов;
- оформление альбомов.
Действую:
- участвую в составлении родословной моей семьи;
- берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;
- добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
- посильно участвую в решении семейных проблем;
- участвую в организации досуга семьи;
- помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
- изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
- овладеваю богатствами духовного наследия России;
- с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных
символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъѐме
флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
- беру пример с достойных граждан своего Отечества;
- уважительно отношусь к другим людям;
- не нарушаю правила и законы моего государства;
- развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
- участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым
людям;
- участвую в народных праздниках;
- берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям
нашим меньшим;
- учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы:
- защита творческого проекта;
- самостоятельная организация и проведение коллективно-творческого дела.
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Список используемой литературы
1. Данилов, А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах
и ответах / А.А. Данилов. - М.: Проспект, 2016г.
2. Казаков Д.Ф. «Виды Вооружѐнных Сил Российской Федерации» - М, 2017 г.
3. Кривоносов, М.М. История гражданского общества России от Рюрика до наших
дней / М.М. Кривоносов, В.Г. Манягин. - М.: Книжный мир, 2015г.
4. Лутовинов В. И. «Подготовка учащейся молодѐжи к защите Отечества и
военной службе» - М, 2013г.
5. Махальцов В. Д. «Проблемы патриотического воспитания: опыт, перспективы»
- Новосибирск, 2015г..
6. Орлов, А.С. История России (с иллюстрациями): Учебник / А.С. Орлов, В.А.
Георгиев, Н.Г. Георгиева. - М.: Проспект, 2016.
7. Интернет – ресурсы:
https://histrf.ru исторический портал История. РФ
http://museum.ru Сайт музеев России и 100 музеев мира
http://rsl.ru Российская государственная библиотека
Список литературы для обучающихся
1. Бой Дж. Лучшее пособие от ведущих мировых компаний по проектному
менеджменту. М. АСТ; Астрель, 2017
2. Воробьев В.А., Лепѐшкин С.А., Шульгин А.А. Военно-спортивные игры. –
Тамбов, 2008
3. Дни воинской Славы России. Хрестоматия. – М.: Патриот, 2006
4. Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодежь в современном политическом
процессе в России. М. Издательство СГУ. 2016
5. Уроки служения Отечеству: Сталинградская битва. Методическое пособие. –
М.: Глобус, 2008
Календарно -тематическое планирование
№ | тема | кол-во часов | дата |
1-2 | Вводное занятие. Моя Родина – Россия | 2 | |
3-5 | Государственная символика России | 3 | |
6 | Российская Конституция | 1 | |
7 | Основные положения Российской Конституции | 1 | |
8 | Защита Отечества - долг каждого гражданина | 1 | |
9 | Значение воинского долга | 1 | |
10 | Край, в котором мы живѐм | 1 | |
11 | Моя малая Родина. Достопримечательности нашего края | 1 | |
12 | Моя семья. Основные сведения | 1 | |
13 | История семьи. «Древо Жизни» | 1 | |
14 | Молодѐжное движение. Понятие, виды, история развития | 1 | |
15 | Роль молодѐжных организаций и движений современной России | 1 | |
16 | Основные виды и направления волонтерской деятельности | 1 | |
17 | Мотивация волонтера. Имидж волонтера | 1 | |
18 | Память поколений об известных земляках. | 1 | |
19 | Интересные люди нашего края. | 1 | |
20 | Военная терминология и понятия | 1 | |
21 | Особенности военной терминологии в современных условиях | 1 | |
22 | Современные российские вооружѐнные силы. Основные задачи и составные части вооружѐнных сил современного государства | 1 | |
23 | Служба в армии как почѐтная обязанность гражданина России. Срочная и контрактная служба | 1 | |
24 | Основы военного дела | 1 | |
25 | Военно-историческое прошлое России и современная российская армия. Современные российские вооружѐнные силы | 1 | |
26 | Задачи медицинской службы Гражданской обороны | 1 | |
27 | Правила поведения на заражѐнной местности. Средства индивидуальной защиты населения | 1 | |
28 | Действия в чрезвычайных ситуациях | 1 | |
29 | Средства индивидуальной защиты | 1 | |
30 | Героическое прошлое России | 1 | |
31 | Герои современной России. История и перспективы | 1 | |
32 | Медико-санитарная подготовка. Средства оказания первой помощи. | 1 | |
33 | Правила оказания доврачебной помощи пострадавшему. | 1 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | |