СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Патриот"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «ПАТРИОТ» представляет собой современное понимание

значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом.

Дополнительная общеобразовательная программа «ПАТРИОТ» относится к

общеразвивающим программам, имеет социально-гуманитарную направленность, разработана для детей 12 - 18 лет, срок реализации - 1 год.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Патриот"»






1.Пояснительная записка

Программа «ПАТРИОТ» представляет собой современное понимание

значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом.

Дополнительная общеобразовательная программа «ПАТРИОТ» относится к

общеразвивающим программам, имеет социально-гуманитарную направленность, разработана для детей 12 - 18 лет, срок реализации - 1 год.

Данная программа разработана с учѐтом следующих нормативных

документов:

- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об

образовании в Российской Федерации»;

- Национального проекта «Образование», утверждѐнного президиумом Совета

при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам

(протокол от 3 сентября 2018 г. № 10);

- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.

№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября

2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";

- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 о

направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

Цель - совершенствование системы патриотического воспитания,

гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на

основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить обучающихся с историей своего государства;

- научить обучающихся стойкости, гражданственности и патриотизму;

- сформировать элементы IT-компетенций.

Воспитательные:

- воспитывать мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-

нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития

нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни,

миропонимания и судьбы россиян;

- формировать навыки дисциплины, самоорганизации и умения действовать

в сложных и экстремальных ситуациях.

Развивающие:

- развивать интерес к воинским специальностям и формирование желания

получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному

служению обществу и государству;

- формировать умение самостоятельно планировать свою деятельность.



2.Общая характеристика.


Направленность программы

Программа патриотического воспитания имеет социально-гуманитарную

направленность, так как она нацелена на:

- создание условий для социального, культурного и профессионального

самоопределения личности обучающихся;

- обеспечение целостности процесса интеллектуального и духовного

развития личности ребѐнка;

- осуществление профилактики асоциального поведения.

Уровень программы: базовый.

Занятия проводятся в разновозрастной группе постоянного состава (группа

обучающихся 12 - 18 лет).

Актуальность программы

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания

и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные,

смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Поэтому основное направление в предметной области данной программы

- воспитание подрастающего поколения, формирование и развитие

патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о

воспитании по-настоящему гармоничной личности. В свете этих задач

повышается значимость гражданско-патриотического воспитания молодѐжи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и

решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Обоснованием актуальности данной программы служит использование элементов метапредметного подхода, позволяющего формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПАТРИОТ» соответствует социальному заказу и приоритетам образования.

Новизна

В содержании патриотического воспитания важна социально –

гуманитарная направленность, основанная на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим и другим проблемам, важнейшим духовно –нравственным, деятельностным качествам (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том,

что патриотическое воспитание представляет собой организованный и

непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие подростков с целью формирования у них высоконравственных принципов, выработки определѐнных норм поведения, должной физической и военно-профессиональной готовности к защите Отечества.

Она позволяет усилить ориентацию подростка на развитие его интересов и

способностей в выбранной деятельности, приобретении знаний и практических навыков, опыта вхождения в коллектив, межличностных отношений и коллективной деятельности. Программа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого обучающегося с учѐтом индивидуальных (возрастных, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, личностных склонностей путѐм создания благоприятных условий, для умственного, нравственного, патриотического и физического развития личности.

Отличительные особенности

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы

России. Отличительная особенность данной программы состоит в многоплановой, систематической, целенаправленной и скоординированной работе по формированию у детей и молодѐжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Отличие данной программы от уже существующих заключается в том, что она направлена на реализацию широкого спектра направлений деятельности, объединѐнных общей целью и задачами.




3. Место предмета в учебном плане.


Программа соответствует федеральному компоненту государственного

образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант

программы организации внеурочной деятельности учащихся.

Адресат программы

В программе принимают участие и активно работают ребята от 12 до 18 лет,

которые проявляют интерес и уважение к прошлому своей страны, к истории и культуре малой родины.

Срок реализации программы – 1 год.

Данная программа рассчитана на 34 ч. (занятия проводятся один раз в неделю по 1 ч).

Формы обучения

Основной формой организации образовательного процесса является очная

форма обучения.


Количество обучающихся – до 15 человек.


4. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.


Планируемые результаты:

Метапредметными результатами изучения общеразвивающей

программы «ПАТРИОТ» является формирование следующих универсальных

учебных действий:

Личностные УУД

- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной

(со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;

- осознание личной ответственности за своѐ здоровье и окружающих,

уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;

- развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений

соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Познавательные УУД

- переработка полученной информации: делать выводы в результате совместной

работы всей группы; сравнивать и группировать предметы и их образы;

- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии);

- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции,

достижения, проблемы и др.);

- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на

занятии; пользоваться памятками;

- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм»,

«патриот», «долг», «служение Отечеству», понимание роли, места и значения

России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего народа и

государства, имеющих свой путь в истории человечества;

- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего

региона (края, района); находить на картах (географических, политико-

административных, исторических) территорию России, еѐ столицу – город

Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать

достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых

зарубежных стран.

Регулятивные УУД

- определять и формулировать цель деятельности на занятии;

- учиться высказывать своѐ предположение на основе работы с иллюстрациями;

- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия

обучающимися демократических ценностей, воспитания патриотических

убеждений;

- освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Коммуникативные УУД

- организация учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками;

- отработка умения слушать и вступать в диалог;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и

сопереживания другим людям;

- отработка умения достаточно полно и точно выражать свои мысли;

- участие в коллективных творческих делах.



5.Содержание рабочей программы.

Тема 1. Вводное занятие. Моя Родина - Россия

Знакомство с планом работы, с целями, задачами. Инструктаж по технике

безопасности и безопасному поведению. Решение организационных вопросов.

Мы говорим о нашей Родине. Традиции и обычаи народов России.

Тема 2. Государственная символика России

Символика российского государства: герб, гимн, флаг.

Тема 3. Российская Конституция

Конституция РФ о военной службе.

Тема 4. Защитники Отечества

Защита Отечества - долг каждого гражданина. Значение воинского долга.

Тема 5. Край, в котором мы живѐм

Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. Моя малая

Родина. История школы. Достопримечательности города Ртищево.

Тема 6. История моей семьи

Моя семья. Основные сведения. История семьи. «Древо Жизни».

Тема 7. Роль молодѐжи в патриотическом движении

Молодѐжные движения и патриотическое воспитание. Роль молодѐжных

организаций и движений современной России.

Тема 8. Волонтѐрское движение

Основные виды и направления волонтерской деятельности. Мотивация волонтера.

Имидж волонтера: атрибуты волонтерской команды, образующие единый стиль.

Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при выполнении воинского долга.

Тема 9. Дни памяти в России

Память поколений об известных земляках. Интересные люди нашего города.

Проведение мероприятий, связанных с памятными событиями, победными днями России.

Тема 10. Военная терминология и понятия

Особенности военной терминологии в современных условиях.

Тема 11. Роль России в современном вооружении

Современные российские вооружѐнные силы. Основные задачи и составные части вооружѐнных сил современного государства. Особенности, назначение. Служба в армии как почѐтная обязанность гражданина России. Срочная и контрактная служба.

Тема 12. Военная тайна

Основы военного дела. Военно-историческое прошлое России и современная

российская армия. Современные российские вооружѐнные силы.

Тема 13. Гражданская оборона

Задачи медицинской службы Гражданской обороны. Работа в очагах химического поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ. Правила поведения на заражѐнной местности. Средства индивидуальной защиты населения. Действия населения в районах стихийного бедствия.

Тема 14. Действия в чрезвычайных ситуациях

Оружие массового поражения. Средства индивидуальной защиты. Правила

поведения в чрезвычайных ситуациях.

Тема 15. Патриотизм и современность

Героическое прошлое России. Герои современной России. История и

перспективы.

Тема 16. Основы медико-санитарной подготовки

Медико-санитарная подготовка. Средства оказания первой помощи. Правила

оказания доврачебной помощи пострадавшему. Оценка ситуации и действия по оказанию первой помощи пострадавшему. Конкурс на лучшего санитара.

Тема 17. Итоговое занятие

Подведение итогов деятельности объединения. Презентация проекта «Никто не забыт…».








6.Тематическое планирование


Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля




всего

теория

практика


1

Вводное занятие.

Моя Родина – Россия


2

1

1

опрос

2

Государственная символика России


3

1

2

Тестирование


3

Российская Конституция

2

1

1

Презентация

4

Защитники Отечества

2

1

1

Творческое задание


5

Край, в котором мы живѐм

2

1

1

защита проекта

6

История моей семьи

2

1

1

Творческое задание


7

Роль молодѐжи в

патриотическом движении


2

1

1

Опрос


8

Волонтѐрское движение

2

1

1

Фотоотчѐт


9

Дни памяти в России

2

1

1

Презентация


10

Военная терминология и

понятия


2

1

1

Тестирование


11

Роль России в современном

вооружении


2

1

1

Творческое задание


12

Военная тайна

2

1

1

видео

13

Гражданская оборона

2

1

1

Защита проекта


14

Действия в чрезвычайных

ситуациях


2

1

1

Тестирование


15

Патриотизм и современность

2

1

1

Опрос


16

Основы медико-санитарной

подготовки


2

1

1

Тестирование

17

Итоговое занятие

1


1

Защита проекта



итого

34

16

18





7 Планируемые результаты

По окончании учебного года ученик научится:

- составлять родословную моей семьи, вести семейную летопись;

- хранить семейные реликвии;

- рассказывать об истории своего Отечества;

- рассказывать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

- рассказывать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);

- умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;

- умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране;

- рассказывать о символике Саратовской области;

- оформлять тематический альбом;

- рассказывать о родном городе, его истории и достопримечательностях;

- выполнение проектов;

- оформление альбомов.

Действую:

- участвую в составлении родословной моей семьи;

- берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;

- добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

- посильно участвую в решении семейных проблем;

- участвую в организации досуга семьи;

- помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

- изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;

- овладеваю богатствами духовного наследия России;

- с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных

символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъѐме

флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;

- беру пример с достойных граждан своего Отечества;

- уважительно отношусь к другим людям;

- не нарушаю правила и законы моего государства;

- развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;

- участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым

людям;

- участвую в народных праздниках;

- берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям

нашим меньшим;

- учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы:

- защита творческого проекта;

- самостоятельная организация и проведение коллективно-творческого дела.



8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса


Список используемой литературы

1. Данилов, А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах

и ответах / А.А. Данилов. - М.: Проспект, 2016г.

2. Казаков Д.Ф. «Виды Вооружѐнных Сил Российской Федерации» - М, 2017 г.

3. Кривоносов, М.М. История гражданского общества России от Рюрика до наших

дней / М.М. Кривоносов, В.Г. Манягин. - М.: Книжный мир, 2015г.

4. Лутовинов В. И. «Подготовка учащейся молодѐжи к защите Отечества и

военной службе» - М, 2013г.

5. Махальцов В. Д. «Проблемы патриотического воспитания: опыт, перспективы»

- Новосибирск, 2015г..

6. Орлов, А.С. История России (с иллюстрациями): Учебник / А.С. Орлов, В.А.

Георгиев, Н.Г. Георгиева. - М.: Проспект, 2016.

7. Интернет – ресурсы:

https://histrf.ru исторический портал История. РФ

http://museum.ru Сайт музеев России и 100 музеев мира

http://rsl.ru Российская государственная библиотека

Список литературы для обучающихся

1. Бой Дж. Лучшее пособие от ведущих мировых компаний по проектному

менеджменту. М. АСТ; Астрель, 2017

2. Воробьев В.А., Лепѐшкин С.А., Шульгин А.А. Военно-спортивные игры. –

Тамбов, 2008

3. Дни воинской Славы России. Хрестоматия. – М.: Патриот, 2006

4. Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодежь в современном политическом

процессе в России. М. Издательство СГУ. 2016

5. Уроки служения Отечеству: Сталинградская битва. Методическое пособие. –

М.: Глобус, 2008







Календарно -тематическое планирование

тема

кол-во часов

дата

1-2

Вводное занятие.

Моя Родина – Россия

2


3-5

Государственная

символика России

3


6

Российская

Конституция

1


7

Основные положения

Российской

Конституции

1


8

Защита Отечества - долг

каждого гражданина

1


9

Значение воинского

долга

1


10

Край, в котором мы

живѐм

1


11

Моя малая Родина. Достопримечательности

нашего края

1


12

Моя семья. Основные

сведения

1


13

История семьи.

«Древо Жизни»

1


14

Молодѐжное движение.

Понятие, виды,

история развития

1


15

Роль молодѐжных

организаций и

движений современной

России

1


16

Основные виды и

направления

волонтерской

деятельности

1


17

Мотивация волонтера.

Имидж волонтера

1


18

Память поколений об

известных земляках.

1


19

Интересные люди

нашего края.

1


20

Военная терминология и

понятия

1


21

Особенности военной

терминологии в

современных условиях

1


22

Современные

российские

вооружѐнные силы.

Основные задачи и

составные части

вооружѐнных сил

современного

государства

1


23

Служба в армии как

почѐтная обязанность

гражданина России.

Срочная и контрактная

служба

1


24

Основы военного дела

1


25

Военно-историческое

прошлое России и

современная российская

армия. Современные

российские

вооружѐнные силы

1


26

Задачи медицинской

службы Гражданской

обороны

1


27

Правила поведения на

заражѐнной местности.

Средства

индивидуальной защиты

населения

1


28

Действия в

чрезвычайных

ситуациях

1


29

Средства

индивидуальной защиты

1


30

Героическое прошлое

России

1


31

Герои современной

России. История и

перспективы

1


32

Медико-санитарная

подготовка. Средства

оказания первой

помощи.

1


33

Правила оказания

доврачебной помощи

пострадавшему.

1


34

Итоговое занятие

1