СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности «Экскурсионная деятельность»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

...

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности «Экскурсионная деятельность»»


Программа по внеурочной деятельности

«Экскурсионная деятельность»


Пояснительная записка

Рабочая программа по духовно – нравственному направлению «Моя Родина -Россия» (экскурсионная программа) разработана на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №1 г. Шатуры», с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Актуальность программы

Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение школьников и направлена на развитие их образовательной культуры; она несёт в себе нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое, профессионально и социально - ориентированные направления. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания детей и молодежи. Поэтому воспитание гражданско-патриотического самосознания учащихся – приоритетное направление воспитательной работы.

Программа данного направления ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности и патриотизма. Одной из составляющих гражданско-патриотического воспитания является экскурсионная работа.

В процессе проведения экскурсий ребята познают природу во всем ее многообразии и единстве; экскурсии позволяют более тесно увязать знания (теорию и практику) с жизнью способствуют активному восприятию различных сторон природных явлений; формируют определенные трудовые навыки; в процессе экскурсии развиваются и формируются нравственные качества личности – наблюдательность, внимательность, сочувствие, любовь к окружающему; экскурсии позволяют реализовать краеведческий принцип.

Таким образом, экскурсии являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности учащегося. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, побуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе – значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.


Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в формировании активной жизненной позиции детей. Она помогают убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе и он сам, несёт ответственность за историю своей земли. Любой ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, стать заботливым хозяином того места, где он живёт.


Программа экскурсионной деятельности составлена с целью развития познавательного интереса обучающихся и углубления знаний при освоении образовательных программ, используя социокультурные возможности города, области, а также других городов и стран.

Цель программы :


-углублённое изучение школьной программы;

- сформировать сопричастное отношение учащихся к современной жизни нашей страны;

- побудить к профессиональному выбору;

- познакомить с художественной, духовной, образовательной, просветительской жизнью края.


Задачи:

- овладение навыками самостоятельного наблюдения;

- расширение образовательного пространства;

- активизация познавательной деятельности;

- развитие зрительно-слухового и тактильного восприятия; - развитие целостности восприятия времени, пространства, предмета;

- развитие внимания и наблюдательности через понимание мелких деталей, переключение внимания;

- развитие воображения;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование и развитие эстетического вкуса;

- формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости, добротворчества и т.д.;

- формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотизма.


Экскурсия – это не спонтанное, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна научить чему-то, оставить в душе ребенка неизгладимый след.

По срокам реализации программа рассчитана на 1 год (34 часа).

После экскурсии на классном часе или на соответствующем уроке учащиеся обмениваются впечатлениями, обсуждают увиденное и определяют с помощью учителя объём полученных знаний.

Работа над такой экскурсией начинается тоже задолго до самой экскурсии: сначала определяется направление, тема экскурсии. После того как выбрана тема экскурсии, начинается подготовка к самой экскурсии. Определяются вопросы, которые заинтересовали ребят, изучается местность, ее достопримечательности, составляется маршрут самой экскурсии. Вся эта работа, проводимая в классе под руководством учителя, активизирует внимание, мышление, интерес учащегося к предстоящей экскурсии. Таким образом, учащиеся на экскурсию отправляются подготовленными к восприятию материала. Слушая экскурсовода, ребята пополняют свои знания.

Каждой экскурсии предшествует долгая, кропотливая работа всего ученического коллектива. Такая работа сближает детей, учит их работать сообща, вместе готовить отчеты о проделанной работе и экскурсии.

Работая в школе, главное не забывать, что вся наша урочная и внеурочная деятельность направлена на воспитание энергичного, неравнодушного члена общества, способного сохранить и приумножить достижения наших предков.

Экскурсионная работа проходит по следующим направлениям:

- автобусные экскурсии с посещением музеев;

- экскурсии по краеведению

- экскурсии в древние русские города и музеи;

- экскурсии на производство;

Важно, что экскурсии планируются заранее и соответствуют изучаемой программе, а также имеют логический результат, итог в том или ином виде (рисунка, листа впечатлений, написанного сочинения, оформленного фотоальбома, стенда и др.).



В начальной школе экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах:

Аспекты экскурсионной деятельности:

- учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся;

- образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);

- воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);

- практический аспект (знакомство с ремеслами, производством);

- здоровьесбережение;

- развитие общего кругозора и эрудиции;

- вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонима.

Перед посещением музея (выставки) учителю необходимо информировать учащихся о месте поездки: название музея (выставки), тема экскурсии; после чего поставить цель и определить круг задач данной экскурсии (выставки): на что обратить внимание, что сравнить и др.. Организуя работу таким образом, учителю будет легче понять количество и качество полученной учащимися информации.

По окончании экскурсии (выставки) и возвращении в школу рефлексию рекомендуется провести в форме викторины, написания эссе, отзыва, письма к потомкам, выполнение рисунков и др.

Методы работы:

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.

Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Особенностью организации данного курса является динамичность ее форм, расширение образовательного пространства: экскурсии, целевые прогулки, походы, игры и праздники на воздухе. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.


Планируемые результаты

Личностные УУД:

У ученика будет сформировано:

- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- адекватного понимания причин успешности.

Регулятивные УУД

Ученик научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

Получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД

Ученик научится:

- ориентироваться в музеях родного города;

- освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

- внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их;

- устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;

- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

- оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Ученик получит возможность научиться:

Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя в целом;

Представлять логику развития культурного наследия родного края;

Проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух экспонатов одного и того же периода истории;

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

Задавать вопросы;

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Получит возможность научиться:

- точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Содержание курса

Экскурсии краеведческой направленности (11 часов):

Экскурсия в деревню Велено. Самое глубокое озеро.

Экскурсия на Лемешенское озеро, предположительно метеоритного происхождения.

Беседы по материалам экскурсии, создание проектов.

Экскурсии в музеи близлежащих городов (10 часов)

   Экскурсия в Московский музей Человека « Живые системы» .

Интерактивный музей «Живые системы» — это уникальная площадка, где можно в буквальном смысле прикоснуться к самым сложным объектам в природе, к устройству живых систем. 130 интерактивных экспонатов дадут понять и почувствовать, как устроено всё живое. Причем, главным объектом изучения станет  сам ученик.

Экскурсии по профориентации ( 8часов):

Экскурсия в гончарную мастерскую города Шатуры.

Посещение мастер-класса по изготовлению пиццы.

Поездки в театры (5 часов) :

Поездка в театр г. Орехово - Зуево на детский спектакль.


Календарно- тематическое планирование

Количество поездок и экскурсий в год: 6

Всего часов: 34 часа




п/п

Тема занятия.

Кол-во часов

Характеристика учебной деятельности учащихся

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Экскурсии краеведческой направленности (5 часов):


1-5

Историческая справка о деревне Велено. Экскурсия. Знакомство с озером метеоритного происхождения).


5 часа

Беседа по материалам экскурсии, создание проектов.


06.09



Поездки в театры (5 часов)

6-10

Поездка в театр г. Орехово - Зуево на детский спектакль.



Знакомство с репертуаром театра. Повторение правил поведения в театре. Осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Рисунки по впечатлениям об экскурсии.

11.10


Экскурсии по профориентации ( 8 часов)

11- 14

Посещение мастер-класса по изготовлению пиццы.



Расширить кругозор о мире профессий, заинтересованность в развитии своих способностей, участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии, способность добывать новую информацию из различных источников. Самостоятельно организовывать свою трудовую деятельность. Брать на себя различные роли, в соответствии с сюжетом игры.

Обогащение социально-игрового опыта.

Уточнять и расширять словарь  и речевой материал .

Оценивать свои возможности и умения с точки зрения их применения в профессии.



15.11


15-18

Экскурсия в гончарную мастерскую


13.12


Экскурсии в музеи близлежащих городов (10 часов)


19-28

Экскурсия в Московский музей Человека « Живые системы»


Знакомство с системами организма. Воспроизведение в устной форме полученных знаний. Изготовление буклета.

24.01


Экскурсии краеведческой направленности (6 часов)

29-34

Экскурсия к Лемешенскому озеру.


Беседа по материалам экскурсии, создание проектов.


3.04






11