Программа по внеурочной деятельности
«Экскурсионная деятельность»
Пояснительная записка
Рабочая программа по духовно – нравственному направлению «Моя Родина -Россия» (экскурсионная программа) разработана на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №1 г. Шатуры», с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Актуальность программы
Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение школьников и направлена на развитие их образовательной культуры; она несёт в себе нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое, профессионально и социально - ориентированные направления. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания детей и молодежи. Поэтому воспитание гражданско-патриотического самосознания учащихся – приоритетное направление воспитательной работы.
Программа данного направления ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности и патриотизма. Одной из составляющих гражданско-патриотического воспитания является экскурсионная работа.
В процессе проведения экскурсий ребята познают природу во всем ее многообразии и единстве; экскурсии позволяют более тесно увязать знания (теорию и практику) с жизнью способствуют активному восприятию различных сторон природных явлений; формируют определенные трудовые навыки; в процессе экскурсии развиваются и формируются нравственные качества личности – наблюдательность, внимательность, сочувствие, любовь к окружающему; экскурсии позволяют реализовать краеведческий принцип.
Таким образом, экскурсии являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности учащегося. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, побуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе – значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.
Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в формировании активной жизненной позиции детей. Она помогают убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе и он сам, несёт ответственность за историю своей земли. Любой ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, стать заботливым хозяином того места, где он живёт.
Программа экскурсионной деятельности составлена с целью развития познавательного интереса обучающихся и углубления знаний при освоении образовательных программ, используя социокультурные возможности города, области, а также других городов и стран.
Цель программы :
-углублённое изучение школьной программы;
- сформировать сопричастное отношение учащихся к современной жизни нашей страны;
- побудить к профессиональному выбору;
- познакомить с художественной, духовной, образовательной, просветительской жизнью края.
Задачи:
- овладение навыками самостоятельного наблюдения;
- расширение образовательного пространства;
- активизация познавательной деятельности;
- развитие зрительно-слухового и тактильного восприятия; - развитие целостности восприятия времени, пространства, предмета;
- развитие внимания и наблюдательности через понимание мелких деталей, переключение внимания;
- развитие воображения;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование и развитие эстетического вкуса;
- формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости, добротворчества и т.д.;
- формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотизма.
Экскурсия – это не спонтанное, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна научить чему-то, оставить в душе ребенка неизгладимый след.
По срокам реализации программа рассчитана на 1 год (34 часа).
После экскурсии на классном часе или на соответствующем уроке учащиеся обмениваются впечатлениями, обсуждают увиденное и определяют с помощью учителя объём полученных знаний.
Работа над такой экскурсией начинается тоже задолго до самой экскурсии: сначала определяется направление, тема экскурсии. После того как выбрана тема экскурсии, начинается подготовка к самой экскурсии. Определяются вопросы, которые заинтересовали ребят, изучается местность, ее достопримечательности, составляется маршрут самой экскурсии. Вся эта работа, проводимая в классе под руководством учителя, активизирует внимание, мышление, интерес учащегося к предстоящей экскурсии. Таким образом, учащиеся на экскурсию отправляются подготовленными к восприятию материала. Слушая экскурсовода, ребята пополняют свои знания.
Каждой экскурсии предшествует долгая, кропотливая работа всего ученического коллектива. Такая работа сближает детей, учит их работать сообща, вместе готовить отчеты о проделанной работе и экскурсии.
Работая в школе, главное не забывать, что вся наша урочная и внеурочная деятельность направлена на воспитание энергичного, неравнодушного члена общества, способного сохранить и приумножить достижения наших предков.
Экскурсионная работа проходит по следующим направлениям:
- автобусные экскурсии с посещением музеев;
- экскурсии по краеведению
- экскурсии в древние русские города и музеи;
- экскурсии на производство;
Важно, что экскурсии планируются заранее и соответствуют изучаемой программе, а также имеют логический результат, итог в том или ином виде (рисунка, листа впечатлений, написанного сочинения, оформленного фотоальбома, стенда и др.).
| |
В начальной школе экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах: Аспекты экскурсионной деятельности: - учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся; |
- образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);
- воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);
- практический аспект (знакомство с ремеслами, производством);
- здоровьесбережение;
- развитие общего кругозора и эрудиции;
- вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонима.
Перед посещением музея (выставки) учителю необходимо информировать учащихся о месте поездки: название музея (выставки), тема экскурсии; после чего поставить цель и определить круг задач данной экскурсии (выставки): на что обратить внимание, что сравнить и др.. Организуя работу таким образом, учителю будет легче понять количество и качество полученной учащимися информации.
По окончании экскурсии (выставки) и возвращении в школу рефлексию рекомендуется провести в форме викторины, написания эссе, отзыва, письма к потомкам, выполнение рисунков и др.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Особенностью организации данного курса является динамичность ее форм, расширение образовательного пространства: экскурсии, целевые прогулки, походы, игры и праздники на воздухе. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
У ученика будет сформировано:
- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- адекватного понимания причин успешности.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.
Получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД
Ученик научится:
- ориентироваться в музеях родного города;
- освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
- внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их;
- устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;
- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
- оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Ученик получит возможность научиться:
Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя в целом;
Представлять логику развития культурного наследия родного края;
Проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух экспонатов одного и того же периода истории;
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Получит возможность научиться:
- точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Содержание курса
Экскурсии краеведческой направленности (11 часов):
Экскурсия в деревню Велено. Самое глубокое озеро.
Экскурсия на Лемешенское озеро, предположительно метеоритного происхождения.
Беседы по материалам экскурсии, создание проектов.
Экскурсии в музеи близлежащих городов (10 часов)
Экскурсия в Московский музей Человека « Живые системы» .
Интерактивный музей «Живые системы» — это уникальная площадка, где можно в буквальном смысле прикоснуться к самым сложным объектам в природе, к устройству живых систем. 130 интерактивных экспонатов дадут понять и почувствовать, как устроено всё живое. Причем, главным объектом изучения станет сам ученик.
Экскурсии по профориентации ( 8часов):
Экскурсия в гончарную мастерскую города Шатуры.
Посещение мастер-класса по изготовлению пиццы.
Поездки в театры (5 часов) :
Поездка в театр г. Орехово - Зуево на детский спектакль.
Календарно- тематическое планирование
Количество поездок и экскурсий в год: 6
Всего часов: 34 часа
№ п/п | Тема занятия. | Кол-во часов | Характеристика учебной деятельности учащихся | Дата проведения |
Планируемая | Фактическая |
Экскурсии краеведческой направленности (5 часов): |
1-5 | Историческая справка о деревне Велено. Экскурсия. Знакомство с озером метеоритного происхождения). | 5 часа | Беседа по материалам экскурсии, создание проектов. | 06.09 | |
Поездки в театры (5 часов) |
6-10 | Поездка в театр г. Орехово - Зуево на детский спектакль. | | Знакомство с репертуаром театра. Повторение правил поведения в театре. Осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Рисунки по впечатлениям об экскурсии. | 11.10 | |
Экскурсии по профориентации ( 8 часов) |
11- 14 | Посещение мастер-класса по изготовлению пиццы. | | Расширить кругозор о мире профессий, заинтересованность в развитии своих способностей, участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии, способность добывать новую информацию из различных источников. Самостоятельно организовывать свою трудовую деятельность. Брать на себя различные роли, в соответствии с сюжетом игры. Обогащение социально-игрового опыта. Уточнять и расширять словарь и речевой материал . Оценивать свои возможности и умения с точки зрения их применения в профессии. | 15.11 | |
15-18 | Экскурсия в гончарную мастерскую | | 13.12 | |
Экскурсии в музеи близлежащих городов (10 часов) |
19-28 | Экскурсия в Московский музей Человека « Живые системы» | | Знакомство с системами организма. Воспроизведение в устной форме полученных знаний. Изготовление буклета. | 24.01 | |
Экскурсии краеведческой направленности (6 часов) |
29-34 | Экскурсия к Лемешенскому озеру. | | Беседа по материалам экскурсии, создание проектов. | 3.04 | |
11