Пояснительная записка
Программа факультатива «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства в начальной школе, на внеклассных занятиях.
Экскурсии - это наиболее ёмкий, наиболее синкретический вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте. Основная цель школьных образовательных экскурсий - углубленное изучение школьной программы, поэтому они проводятся в соответствии с планом воспитательной работы и тематическому планированию по определённому предмету. Не менее важным в экскурсионной политики является развитие кругозора, разносторонне развитой личности в каждом ребенке. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.
В начальной школе музейная и экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах:
учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся;
образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);
воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);
практический аспект (знакомство с ремеслами, производством);
здоровьсбережение;
развитие общего кругозора и эрудиции;
жесткий временной регламент (экскурсии начинаются не ранее 11 часов, заканчиваются – не позднее 16 часов);
вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания;
системный, плановый характер
Выделяются следующие направления музейной и экскурсионной деятельности:
учебно – тематические (гуманитарный цикл, естественно - научный цикл, инженерно – технический цикл);
воспитательные (духовного цикла, художественно – эстетического цикла, экологического цикла, военно – спортивного цикла, гражданско – патриотического цикла);
экскурс (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремеслами, производством).
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Москвы, сформировать у школьников представление о достопримечательностях Москвы
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Москвы;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности,учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни города, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса является динамичность ее форм. Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Виды деятельности.
1. Учебная:
1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно- краеведческих викторин, олимпиад, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по стране с использованием карты).
2) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.).
3) развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.
Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.
2. Эвристическая(участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи областного и районного города).
3. Творческая (выпуск специальных стенных газет, инсценирование сказок и легенд, проведение литературно-краеведческихчасов, подготовка заметок и статей в стенные газеты, подготовка докладов, работа над проектами).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейная и экскурсионнаядеятельностьвначальнойшколе»
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
Будут сформированы:
Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик»;
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Различать способ и результат действия;
Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.
Получит возможность научиться:
Познавательные УУД:
Научится:
Ориентироваться в музеях родного города.
Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
Внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их;
Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;
Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Получит возможность научиться:
Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя в целом;
Представлять логику развития культурного наследия родного края;
Проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух экспонатов одного и того же периода истории;
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Коммуникативные УУД:
Научится:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Получит возможность научиться:
Планируемые результаты освоения программы факультатива
«Музейная и экскурсионнаядеятельностьвначальнойшколе».
Воспитательные результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
Ученик научится:
распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой и исторический жанр);
внимательно рассматривать и устно описывать музейные экспонаты, называя автора, определяя тему и настроение;
оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.
Ученик получит возможность научить
Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
У ученика будут сформированы:
учебно – познавательный интерес к изучению произведений искусства;
опыт рассматривания и анализа экспонатов музея;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
умение оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
опыт ролевой игры в роли экскурсовода;
опыт участия в подготовке и проведении выставки или презентации своей творческой работы.
Получит возможность для формирования:
Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Адекватного понимания причин успешности;
Опыт деловой игры «Посещение музея»;
Воспитательные результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного социального действия)
У ученика будут сформированы:
Умения строить рассуждения в устной и письменной форме;
В сотрудничестве с учителем определять новые учебные задачи;
Опыт проектной деятельности;
Опыт проведения экскурсий для учащихся и родителей;
Опыт составления каталога;
Получит возможность для формирования:
Конечный результат:
В программе представлено тематическое планирование для внеурочной деятельности из расчета 33 часа за год обучения, по 1 часу в неделю.
Учебно – тематический план
№ п/п | Планируемая дата | Фактическая дата | Наименование раздела | Количество часов |
1. | 03.09 | | Введение | 1 |
2. | 10.09 | | Правила поведения юных экскурсантов | 1 |
3. | 17.09 | | Экскурсия в школьный музей « Боевой Славы» | 1 |
4. | 24.09 | | Главный город нашей страны Виртуальная экскурсия по городу. | 1 |
5. | 01.10 08.10 15.10 | | Музеи, в которых можно познакомиться с историей города и страны | 3 |
6 | 22.10 12.11 19.11 | | Посещение Краеведческого музея | 3 |
7. | 26.11 03.12 | | Музеи изобразительного искусства | 2 |
8 | 10.12 17.12 24.12 | | Посещение Картинной Галереи | 3 |
9. | 14.01 21.01 28.01 04.02 11.02 18.02 | | Музеи декоративно – прикладного искусства | 6 |
10. | 25.02 04.03 11.03 18.03 01.04 08.04 | | Места в Балашихе, где детям расскажут о профессиях | 6 |
11. | 15.04 22.04 29.04 06.05 13.05 20.05 | | Музеи – усадьбы в Балашихе | 6 |
Всего | 34 |
Методическое обеспечение курса «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе».
Программы по учебным предметам:
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство Программа 1 – 4 класс – М.: Вентана-Граф, 2013.
Лутцева Е.А. Технология. Программа. 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Ефросинина Л.А., Оморокова М.И Литературное чтение. Программа. 1-4 класс.– М.: Вентана-Граф, 2013.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Программа. 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности 1 – 4 классы – М.: Вентана-Граф, 2013.
Мишакина Т. Л., Гладкова С.А. Москва музейная Дневник юного экскурсанта. Пособие для учащихся 1 – 4 класса. – М.: Ювент