СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа. Внеурочная деятельность "Экскурсионная деятельность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа. Внеурочная деятельность "Экскурсионная деятельность"

Просмотр содержимого документа
«Программа. Внеурочная деятельность "Экскурсионная деятельность"»

Пояснительная записка

Программа факультатива «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства в начальной школе, на внеклассных занятиях.

Экскурсии  - это наиболее ёмкий, наиболее синкретический  вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте. Основная цель школьных образовательных экскурсий - углубленное изучение школьной программы, поэтому  они проводятся  в соответствии с планом воспитательной работы и тематическому планированию по определённому предмету. Не менее важным в экскурсионной политики  является  развитие кругозора, разносторонне развитой  личности в каждом ребенке. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Экскурсии помогают развивать в детях  коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность.  Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.

     В начальной школе музейная и экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах:

  • учет  возрастных особенностей (познавательных интересов  и возможностей) учащихся;

  • образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);

  • воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);

  • практический аспект (знакомство с ремеслами, производством);

  • здоровьсбережение;

  • развитие общего кругозора и эрудиции;

  • жесткий временной регламент (экскурсии начинаются  не ранее 11 часов, заканчиваются  – не позднее 16 часов);

  • вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания;

  • системный, плановый характер

     Выделяются следующие направления музейной и экскурсионной деятельности:

  • учебно – тематические (гуманитарный цикл, естественно - научный цикл, инженерно – технический цикл);

  • воспитательные (духовного цикла, художественно – эстетического цикла, экологического цикла, военно – спортивного цикла, гражданско – патриотического цикла);

  • экскурс (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремеслами, производством).

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Москвы, сформировать у школьников представление о достопримечательностях Москвы

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Москвы;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности,учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни города, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса является динамичность ее форм. Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Виды деятельности.

1. Учебная:

1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно- краеведческих викторин, олимпиад, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по стране с использованием карты).

2) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.).

3) развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.

Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.

2. Эвристическая(участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи областного и районного города).

3. Творческая (выпуск специальных стенных газет, инсценирование сказок и легенд, проведение литературно-краеведческихчасов, подготовка заметок и статей в стенные газеты, подготовка докладов, работа над проектами).


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейная и экскурсионнаядеятельностьвначальнойшколе»


Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:


Личностные УУД:

Будут сформированы:

  • Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик»;

  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • Адекватного понимания причин успешности.

Регулятивные УУД:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Адекватно воспринимать оценку учителя;

  • Различать способ и результат действия;

  • Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

Получит возможность научиться:

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Научится:

  • Ориентироваться в музеях родного города.

  • Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

  • Внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их;

  • Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;

  • Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

  • Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Получит возможность научиться:

  • Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя в целом;

  • Представлять логику развития культурного наследия родного края;

  • Проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух экспонатов одного и того же периода истории;

  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

Научится:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

  • Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • Задавать вопросы;

  • Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Получит возможность научиться:

  • Точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.


Планируемые результаты освоения программы факультатива

«Музейная и экскурсионнаядеятельностьвначальнойшколе».


Воспитательные результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)

Ученик научится:

  • распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой и исторический жанр);

  • внимательно рассматривать и устно описывать музейные экспонаты, называя автора, определяя тему и настроение;

  • оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.

Ученик получит возможность научить

  • пробовать себя в роли экскурсовода

Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)

У ученика будут сформированы:

  • учебно – познавательный интерес к изучению произведений искусства;

  • опыт рассматривания и анализа экспонатов музея;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

  • умение оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

  • опыт ролевой игры в роли экскурсовода;

  • опыт участия в подготовке и проведении выставки или презентации своей творческой работы.

Получит возможность для формирования:

  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • Адекватного понимания причин успешности;

  • Опыт деловой игры «Посещение музея»;

Воспитательные результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного социального действия)

У ученика будут сформированы:

  • Умения строить рассуждения в устной и письменной форме;

  • В сотрудничестве с учителем определять новые учебные задачи;

  • Опыт проектной деятельности;

  • Опыт проведения экскурсий для учащихся и родителей;

  • Опыт составления каталога;

Получит возможность для формирования:

  • Опыт участия в организации выставки достижений

Конечный результат:

  • Подготовка экскурсоводов;

  • Подготовка проектов

В программе представлено тематическое планирование для внеурочной деятельности из расчета 33 часа за год обучения, по 1 часу в неделю.

Учебно – тематический план


п/п

Планируемая дата

Фактическая дата

Наименование раздела

Количество часов

1.

03.09


Введение

1

2.

10.09


Правила поведения юных экскурсантов

1

3.

17.09


Экскурсия в школьный музей « Боевой Славы»

1

4.

24.09


Главный город нашей страны Виртуальная экскурсия по городу.

1

5.

01.10

08.10

15.10


Музеи, в которых можно познакомиться с историей города и страны

3

6

22.10

12.11

19.11


Посещение Краеведческого музея

3

7.

26.11

03.12


Музеи изобразительного искусства

2

8

10.12

17.12

24.12


Посещение Картинной Галереи

3

9.

14.01

21.01

28.01

04.02

11.02

18.02


Музеи декоративно – прикладного искусства

6

10.

25.02

04.03

11.03

18.03

01.04

08.04


Места в Балашихе, где детям расскажут о профессиях

6

11.

15.04

22.04

29.04

06.05

13.05

20.05


Музеи – усадьбы в Балашихе

6

Всего

34











Методическое обеспечение курса «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе».

Программы по учебным предметам:

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство Программа 1 – 4 класс – М.: Вентана-Граф, 2013.

Лутцева Е.А. Технология. Программа. 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Ефросинина Л.А., Оморокова М.И Литературное чтение. Программа. 1-4 класс.– М.: Вентана-Граф, 2013.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Программа. 1-4 классы.  – М.: Вентана-Граф, 2013.

Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности 1 – 4 классы – М.: Вентана-Граф, 2013.

Мишакина Т. Л., Гладкова С.А. Москва музейная Дневник юного экскурсанта. Пособие для учащихся 1 – 4 класса. – М.: Ювент