МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПП. 02
профессионального модуля
ПМ.02 «Социальная работа с семьями и детьми»
по специальности 39.02.01 «Социальная работа»
Донецк, 2017
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией социально-гуманитарных дисциплин Протокол № от « » 2017 г. | Разработана на основе государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 39.02.01 «Социальная работа» |
Председатель цикловой комиссии _________ / В.А. Марков | Заместитель директора по учебно- воспитательной работе ___________/ Е. А. Некрасова |
Составитель: Подольская Лариса Дмитриевна, преподаватель технологий социальной работы с семьями и детьми, квалификационной категории «специалист».
Программа согласована: Сидорова Любовь Федоровна, директор территориального центра социального обслуживания (оказания социальных услуг) Ленинского района г. Донецка.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ | 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ | 6 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ | 8 |
4. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ | 13 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ | 16 |
В настоящей рабочей программе используются следующие сокращения:
ПП – производственная практика;
ОП – общеобразовательная программа;
ОК – общая компетенция;
ПК – профессиональная компетенция;
ПМ – профессиональный модуль;
МДК – междисциплинарный курс.
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПП. 02
1.1 Место производственной практики ПП. 02
Программа производственной практики ПП.02 ПМ.02 «Социальная работа с семьями и детьми» является частью ОП по специальности 39.02.01 «Социальная работа» укрупнённой группы 39.00.00 «Социология и социальная работа» в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Социальная работа с семьями и детьми и формировании соответствующих компетенций:
ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖСв семье и у детей.
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптациии социальной реабилитации различных типов семей и детей, на ихся в ТЖС.
ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
Цели и задачи производственной практики ПП. 02
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности студент в ходе данного вида практики должен:
Вид профессиональной деятельности: ПМ. 02 Социальная работа с семьей и детьми.
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
- диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС у различных типов семей и детей, осуществления их социального патроната;
- создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС в семье и у детей;
уметь:
- пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности;
- выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной помощи, социальной защите;
- собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы семей;
- оказывать социальную помощь отдельным категориям семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;
- осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»;
- выявлять важнейшие взаимосвязи семьи с обществом и государством;
- профессионально строить взаимоотношения с членами семьи;
- планировать и осуществлять процесс социальной работы с целью преобразования ТЖС в семье;
- анализировать результаты своей деятельности;
- осуществлять контроль качества предоставляемых услуг;
знать:
- цели и главные принципы государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях;
- структуру государственных органов, реализующих семейную политику;
- основные задачи социальной защиты;
- варианты социального обслуживания семьи;
- нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность специалиста по социальной работе с семьей и детьми;
- типы социальной службы для семьи и детей;
- внешние и внутренние факторы влияющие на состояние семьи;
- категории семей социального риска;
- основные социальные проблемы семей различных категорий;
- критерии социальной незащищенности семей;
- формы социальной работы с семьями;
- роль социального работника в решении проблем семьи;
- особенности медико-социального патронажа семьи и детей;
- учреждения и организации, способные оказать помощь в преобразовании ситуации семьи
1.3 Количество недель (часов) на освоение программы производственной практики ПП. 02:
Всего 2 недели 72 часов.
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ
Результатом производственной практики ПП.02 профессионального модуля ПМ.02 «Социальная работа се семьями и детьми» является освоение общих компетенций (ОК):
Код | Наименование результата практики |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - проявление постоянного интереса к будущей профессии; - обоснованность применения освоенных профессиональных компетенций; |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - обоснование постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - проведение самоанализа и коррекции результатов собственной работы. |
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - результативность принятия решений стандартных и нестандартных профессиональных задач за определенное время; - результативность плана по оптимизации качества выполненных работ. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - отбор и анализ необходимой информации для четкого и быстрого выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - отработать умение использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - приобрести навыки работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | - умение брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - проводить беглую ориентировку в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | - приобрести навыки бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. | - выработать умение брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | - использовать свое рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | - соблюдать профилактику здорового образа жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
профессиональных компетенций (ПК):
Вид профессиональной деятельности | Код | Наименование результатов практики |
ПМ.02 Социальная работа с семьями и детьми | ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи. | - поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам, оказавшимся в ТЖС; - определение, конкретизация и построение иерархии задач деятельности отдельных социальных работников и их групп в основных направлениях психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной диагностики ТЖС у лиц из групп риска |
ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей. | -личностно-ответственное участие в создании социально благоприятной среды инновационной деятельности организаций, учреждений, коллективов и служб социальной защиты населения; -личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности по преобразованию ТЖС у лиц групп риска |
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). | диагностика, прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в системе социальной защиты населения, обеспечения его социального здоровья; - соучастие (партнерство) в деятельности научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы. |
ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптациии социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС. | - целенаправленная и эффективная разработка и реализация моделей современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения; обеспечение высокой культуры технологий социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения. |
ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей. | - разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития человека и общества в целях профилактики возникновения новых ТЖС у клиентов; - предупреждение личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания», девиаций социального здоровья. |
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПП. 02
3.1 Тематический план
Коды формируемых компетенций | Наименование профессионального модуля | Объем времени, отведенный на практику (в неделях, часах) | Сроки проведения |
ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5 | ПМ. 02 Социальная работа се семьями и детьми | 2 недели, 72 часа | 16.02.2021-01.03.2021г |
3.2 Содержание практики
Виды деятельности | Виды работ | Содержание освоенного учебного материала, необходимого для выполнения видов работ | Наименование учебных дисциплин, междисциплинарных курсов с указанием тем, обеспечивающих выполнение видов работ | Количество часов (недель) |
Социальная работа с семьями и детьми | Тема 1. Вступительное занятие. Инструктаж по техники безопасности. Общее ознакомление с планом и мероприятиями, запланированными в пределах практики. | Сформированы знания по техники безопасности и охране труда с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | МДК.02.01. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и Детьми. | 6 |
Тема 2. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих соблюдение и защиту нрав и интересов детей и семей в ДНР. | Поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам, оказавшимся в ТЖС согласно действующего законодательства. | МДК.02.01. Социально-правовая и законодательные основы социальной работы с семьей и детьми. | 6 |
Тема 3. Определение прав различных категорий детей и семей на социальное обслуживание. Определение прав детей и семей на льготы и пособия. Виды пособий, гарантированные государством семьям и детям. | Личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска. Поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам, оказавшимся в ТЖС и льготной категории граждан. | МДК.02.01. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и Детьми. МДК.02.02. Возрастная психология и педагогика, Семьеведение. | 6 |
Тема 4. Определение психологических особенностей человека в различные возрастные периоды. | Сформированы знания относительно постановки значимых целей и путей их достижения, необходимых для преобразования ТЖС. | МДК.02.02. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. МДК.02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми. | 6 |
Тема 5. Определение стадий и особенностей социализации человека в различные возрастные периоды. Определение факторов, влияющих на социализацию личности. Определение типа семьи. | Сформированы знания по решению проблемы, оценке рисков и принятию решений в нестандартных ситуациях. Сформированы знания относительно постановки значимых целей и путей их достижения, необходимых для преобразования ТЖС. | МДК.02.02. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. МДК.02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми. МДК.02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей. | 6 |
Тема 6. Определение категорий детей и семей, нуждающихся в социальной помощи. | Сформированы знания по основам социальной работы с клиентами, попавшими в ТЖС. | МДК.02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми. МДК.02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей. | 6 |
Тема 7. Осуществление социальной диагностики трудной жизненной ситуации детей и семей. | Осуществлять исследования и анализ проблемной ситуации клиента в семье | МДК.02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми. МДК.02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей. | 6 |
Тема 8. Выявление проблем и затруднений у детей и семей. Применение различных социальных технологий в разрешении ТЖС детей и семей. | Осуществлять исследования и анализ проблемной ситуации клиента с последующим определением потребностей субъектов деятельности Сформировать знания применения инновационных технологий и творческого подхода в деятельности для оказания помощи и поддержки клиенту. | МДК.02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми. МДК.02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей. | 6 |
Тема 9. Определение круга учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации детям и семьям. | Сформированы знания по осуществлению исследования и анализу проблемной ситуации клиента с последующим определением потребностей субъектов социальной защиты. | МДК.02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей. | 6 |
Тема 10. Рассмотрение проблемных вопросов относительно собранного практического и теоретического материала для отчёта по практике. Систематизация проблемных вопросов и обобщение выводов по практическому и теоретическому материалу. | Осуществлять контроль и проводить анализ эффективности своей деятельности. Сформированы знания по осуществлению исследования и анализу проблемной ситуации клиента с последующим определением потребностей субъектов социальной защиты. | МДК.02.01. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми. МДК.02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми. МДК.02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей. | 6 |
Тема 11. Оформление отчёта по практике с учётом систематизации теоретического и практического учебного материала. | Подведение итогов прохождения практики. Получение рекомендаций по оформлению отчёта по учебной практике. | МДК.02.01. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми. МДК.02.02. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. МДК.02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми. МДК.02.04.Социальный патронат различных типов семей и детей | 6 |
Тема12. Оформление отчёта по практике с учётом систематизации теоретического и практического учебного материала. | Подведение итогов прохождения практики. Защита оформленного отчёта по учебной практике. | МДК.02.01. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми. МДК.02.02.Возрастная психология и педагогика, семьеведение. МДК.02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми. МДК.02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей. | 4 |
Дифференцированный зачёт | | | 2 |
4 УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПП. 02
4.1 Требования к документации, необходимой для проведения практики:
Рабочая программа производственной практики ПП. 02 профессионального модуля ПМ.02 «Социальная работа се семьями и детьми» является частью ОП по специальности 39.02.01 «Социальная работа». Составлена на основе учебного плана по специальности, рабочей программы по междисциплинарному курсу МДК 02.01. Социально- правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми»; рабочей программы профессионального модуля ПМ.02, методических рекомендациях по учебно-методическому обеспечению практики студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования (протокол №14 от 22.02.2016 г.), инструкций по охране труда.
4.2 Требования к учебно-методическому обеспечению практики:
перечень утвержденных заданий по видам работ, методических рекомендаций для студентов по выполнению видов работ, рекомендации по выполнению отчетов по учебной практике.
4.3 Требования к материально-техническому обеспечению:
Учебная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки. Базами учебной практики являются организации разных видов, которые соответствуют необходимым условиям для проведения практики:
Материально-техническая база организаций, в которых реализуется программа практики, должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников.
Информационно-образовательная среда организации должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
4.4 Перечень учебных изданий, Интернет ресурсов, дополнительной литературы
Нормативно-правовые акты и основные источники:
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 32 10.12.1948 года // Международные акты о правах человека: Сборник документов, изд. НОРМА – ИНФА, – М.: 2010.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина от 16.12.1966 года. // Международные акты о правах человека: Сборник документов, изд. НОРМА – ИНФА, – М.: 2010. – 238с.
Конституция ДНР. – Режим доступа [http://dnr-online.ru/konstituciya-dnr/]
Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики №9-1 от 02.06.2014г «О применении Законов на территории Донецкой Народной Республики в переходный период». Источник: -http://dnr-online.ru/zakony-2/
Уголовный кодекс ДНР. Постановление Президиума Совета Министров ДНР от 17 августа 2014г. http://dnr-online.ru
Закон ДНР «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Постановление №I-166П-НС).
Постановление Совета Министров ДНР №7-12 от 31.05.2016 г. О внесении изменений в Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 № 2-22 «0 временном порядке применения на территории Донецкой Народной Республики Кодекса Украины об административных правонарушениях». Источник: -http://dnr-online.ru/zakony-2/
Указ № 241 от 25.07.2016 года «Об увеличении пенсионных выплат».
Указ № 208 от 04.07.2016 года «О внесении изменений в Указ Главы Донецкой Народной Республики от 29 апреля 2015 г. №162 (с изменениями и дополнениями в соответствии с Указами Главы Донецкой Народной Республики от 19 августа 2015 №319 и от 07 декабря 2015 №449)»
Указ № 207 от 04.07.2016 года «Об организации материального обеспечения застрахованных лиц на территории Донецкой Народной Республики и предоставления им социальных услуг».
Указ № 161-1 от 01.06.2016 года «О внесении изменений в порядок выплаты и доставки пенсий».
Указ № 106 от 14.04.2016 года «О предоставлении единоразовой денежной помощи ко Дню Победы в 2016 году».
Указ № 449 от 07.12.2015 года «О внесении изменений в Указ Главы ДНР «Об организации назначения и выплаты социальных пособий на территории Донецкой Народной Республики» от 29.04.2015 № 162 (с изменениями и дополнениями в соответствии с Указом Главы ДНР «О внесении изменений в Указ Главы ДНР «Об организации назначения и выплаты социальных пособий на территории ДНР» от 29.04.2015 № 162» от 19.08.2015 № 319)».
Указ № 319 от 19.08.2015 года «О внесении изменений в Указ Главы Донецкой Народной Республики «Об организации назначения и выплаты социальных пособий на территории Донецкой Народной Республики» от 29.04.2015 года № 162».
Указ № 238 от 05.06.2015 года «Об установлении профессионального праздника «День социального работника».
Указ № 234 от 04.06.2015 года «О создании Государственной инспекции по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики».
Указ № 162 от 29.04.2015 года «Об организации назначения и выплаты социальных пособий на территории Донецкой Народной Республики».
Указ № 158 от 24.04.2015 года «О новой редакции Порядка осуществления выплат пенсий, утвержденного Указом № 119 от 25.03.2015 «О назначении и выплаты пенсий на территории Донецкой Народной Республики».
Указ № 119 от 25.03.2015 года «О назначении и выплате пенсий на территории Донецкой Народной Республики».
Указ № 80 от 27.02.2015 года «О предоставлении социальной помощи семьям с детьми, лицам и инвалидам, не имеющим право на пенсию».
Указ № 35 от 09.12.2014 года «Об образовании Фонда социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Донецкой Народной Республики».
Закон ДНР о социальной защите инвалидов // Режим доступа: http://mtspdnr.ru/images/Zakon/Zakon_DNR_O_sotsialnoy_zashchite_invalidov_2016.pdf
Закон ДНР о социальной защите ветеранов войны // Режим доступа: http://mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/zakony
Закон ДНР о занятости населения// Режим доступа: http://mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/zakony
Закон ДНР об охране труда// Режим доступа: http://mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/zakony
Закон ДНР об оплате труда// Режим доступа: http://mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/zakony
Закон ДНР об основах общеобязательного социального страхования// Режим доступа: http://mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/zakony
Закон ДНР об отпусках// Режим доступа: http://mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/zakony
Закон ДНР о внесении поправок в Конституцию Донецкой Народной Республики// Режим доступа: http://mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/zakony
Постановление № 7-24 от 31.05.2016 года «Об утверждении Положения о Государственной службе по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики в новой редакции, предельной численности, структуры в новой редакции и штатного расписания» // Режим доступа: http://mtspdnr.ru/index.php/normativnaya-baza/postanovleniya
Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. – М.: Издательство Московского психологического института; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2015. – 464 с.
Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы: учебное пособие/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.Н. Павлов. – М.: КНОРУС, 2011. – 216 с.
Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения: практическое пособие/ Н.С. Кошелев. – 2-е изд., прераб. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 83 с.
Основы социальной работы: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. –М.: «Академия», 2013. – 340 с.
Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие/ отв. ред. П.Д. Павленок. –М.: ИНФРА-М, 2010. – 184 с.
Платонова Н.М. Социальная работа с бездомными: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с.
Современная энциклопедия социальной работы / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перера. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 412с.
Социальная работа: учебное пособие/ под общ.ред. Проф. В.И. Курбатова. – 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 480 с.
Социальная работа: Учебное пособие/ под ред. д.п.н., проф. Н.ф. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 364с.
Социальная работа с детьми группы риска / под ред. Н. Ф. Дивицыной. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с.
Социальная работа: теория и практика: Учеб, пособие/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427с.
Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. . – Ростов н/Дб Феникс, 2003. – 480 с.
Справочник социального работника/ В.А. Альперович [ и др.]; под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 336с.
Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. - 2-е изд.. перераб. и доп. . – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 464с.
Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий: Учеб. пособие. – К.: МАУП, 2004. – 608с.
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 280с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. – М.: Гардарики, 2005. . – 349с.
Дополнительные источники:
1. Новошицкая Н.В. Методические рекомендации к изучению курса «Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми» для специальности 39.02.01 «Социальная работа». – Д.: ГПОУ «ДОНПЭК», 2016. – 21 с.
4.5 Требования к руководителям практики от образовательного учреждения и организации
Требования к руководителям практики от образовательного учреждения:
- наличие высшего образования, соответствующего профилю специальности;
- наличие практического опыта деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы;
- повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет;
- нести ответственность за освоение учащимися профессиональных и общих компетенций.
Требования к руководителям практики от организации:
- наличие средне-специального и высшего профессионального образования по профилю специальности;
- наличие практического опыта по профилю не менее 3 лет;
- умение оказывать квалифицированную помощь учащимся и давать профессиональные наставления;
- обеспечивать безопасные условия труда, соблюдать санитарно- эпидемиологическое требование к содержанию предприятий;
- контролировать деятельность подчиненных по выполнению ими своих должностных обязанностей.
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПП. 02
Форма отчетности по производственной практике ПП.02 – отчет по практике, оформленный согласно требованиям методических рекомендаций.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели результата подготовки | Формы и методы контроля |
ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи. | - поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам, оказавшимся в ТЖС; - определение, конкретизация и построение иерархии задач деятельности отдельных социальных работников и их групп в основных направлениях психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной диагностики ТЖС у лиц из групп риска | Наблюдение и экспертная оценка выполнения работ в период учебной рактики. Оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении работ: - отчета по учебной практике; - дифференцированный зачет по результатам учебной практики. |
ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей. | -личностно-ответственное участие в создании социально благоприятной среды инновационной деятельности организаций, учреждений, коллективов и служб социальной защиты населения; -личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска |
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). | диагностика, прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в системе социальной защиты насе- ления, обеспечения его социального здоровья; - соучастие (партнерство) в деятельности научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы. |
ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптациии социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС. | - целенаправленная и эффективная разработка и реализация моделей современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения; обеспечение высокой культуры технологий социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения. |
ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей. | - разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития человека и общества в целях профилактики возникновения новых ТЖС у клиентов; - предупреждение личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания», девиаций социального здоровья. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - проявление постоянного интереса к будущей профессии; - обоснованность применения освоенных профессиональных компетенций; | - экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной практике; |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - обоснование постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - проведение самоанализа и коррекции результатов собственной работы | - оценка на практических занятиях при выполнении работ; - наблюдение в ходе практики; - самоанализ |
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - результативность принятия решений стандартных и нестандартных профессиональных задач за определенное время; - результативность плана по оптимизации качества выполненных работ | - интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе выполнения заданий |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - отбор и анализ необходимой информации для четкого и быстрого выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - экспертная оценка в ходе выполнения работ; - самоконтроль в ходе постановки и решения проблем |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - отработать умение использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной практике; |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - приобрести навыки работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - оценка на практических занятиях при выполнении работ; - наблюдение в ходе практики; - самоанализ |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | - умение брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | - интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе выполнения заданий |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной практике; |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - проводить беглую ориентировку в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - оценка на практических занятиях при выполнении работ; - наблюдение в ходе практики; - самоанализ |
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | - приобрести навыки бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | - интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе выполнения заданий |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. | - выработать умение брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. | - экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной практике; |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | - использовать свое рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | - оценка на практических занятиях при выполнении работ; - наблюдение в ходе практики; - самоанализ |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | - соблюдать профилактику здорового образа жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | - интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе выполнения заданий |
Рассмотрено и одобрено на заседании
цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин.
Протокол №__ от « » 08 2017 г.
Председатель ЦК _______ В.А.Марков
Производственная практика ПП.02 профессионального модуля ПМ.02 |
№ п/п | Виды учебно-производственных работ |
1 | Вступительное занятие. Инструктаж по техники безопасности. Общее ознакомление с планом и мероприятиями, запланированными в пределах практики. |
2 | Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих соблюдение и защиту нрав и интересов детей и семей в ДНР |
3 | Определение прав различных категорий детей и семей на социальное обслуживание. Определение прав детей и семей на льготы и пособия. Виды пособий, гарантированные государством семьям и детям. |
4 | Определение психологических особенностей человека в различные возрастные периоды. |
5 | Определение стадий и особенностей социализации человека в различные возрастные периоды. Определение факторов, влияющих на социализацию личности. Определение типа семьи. |
6 | Определение категорий детей и семей, нуждающихся в социальной помощи. |
7 | Осуществление социальной диагностики трудной жизненной ситуации детей и семей. |
8 | Выявление проблем и затруднений у детей и семей. Применение различных социальных технологий в разрешении ТЖС детей и семей. |
9 | Определение круга учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации детям и семьям. |
10 | Рассмотрение проблемных вопросов относительно собранного практического и теоретического материала для отчёта по практике. Систематизация проблемных вопросов и обобщение выводов по практическому и теоретическому материалу. |
11 | Оформление отчёта по практике с учётом систематизации теоретического и практического учебного материала. |
12 | Оформление отчёта по практике с учётом систематизации теоретического и практического учебного материала. Дифференцированный зачёт |
11