Приложение 20
к основной образовательной программе основного общего образования
МБОУ «Тёшинская средняя школа»
Приказ от 12.01.2016 г. №2-а
Рабочая программа по учебному предмету основного общего образования
«основы безопасности жизнедеятельности»
10 класс
Автор – составитель:
Учитель основы безопасности жизнедеятельности
Астраханцева Диана Александровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по изучению курса основы безопасности жизнедеятельности в 10-х классах общеобразовательных организаций
технологического и гуманитарного профилей.
Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по ОБЖ. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:
1. Пояснительную записку.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
3. Содержание курса Основы безопасности жизнедеятельности.
4. Тематическое планирование.
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями от 31.12.2015.
3. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (Одобрена решением от 12 мая 2016 года. Протокол №2/16)
4. Образовательная программа среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
5. Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на 2017 – 2018 учебный год
Планируемые результаты изучения курса ОБЖ
Личностные результаты:
сформированность целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной безопасности (национальной обороне, государственной и общественной безопасности);
выбор направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни
сформированность современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
осознание терроризма и экстремизма как социальных явлений, представляющих серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности;
сформированность нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской идеологии;
выработка устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;
осознание значения семьи для жизни современного общества и благоприятной демографической ситуации в стране;
сформированность убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработки умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях;
морально-психологическая и физическая подготовленность к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях;
воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её Вооружённым Силам;
воспитание потребности в правовой подготовке и освоение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан;
уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области гражданской обороны.
Метапредметные результаты:
умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России;
умение характеризовать основные направления перехода Российской Федерации к новой государственной политике в области национальной безопасности;
поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения для минимизации последствий различных чрезвычайных ситуаций;
умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России;
— любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания;
— террористическая деятельность бесцельна;
— наказание за любую террористическую деятельность наступает неизбежно;
умение обосновывать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия;
умение подбирать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков и других психо-активных веществ на здоровье человека, а также умение отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников;
умение характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе и логично обосновывать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве;
умение логично обосновывать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях;
умение осмысливать и понимать основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в целях осуществления стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны;
умение характеризовать роль и место Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны;
умение доступно излагать содержание основ законодательства Российской Федерации об обороне государства, воинской обязанности и военной службе граждан Российской Федерации;
умение обосновывать необходимость обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Предметные результаты:
формирование устойчивого интереса и потребности к получению знаний, способствующих безопасному образу жизни;
осознание культуры безопасности жизнедеятельности,
том числе экологической культуры, как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средства, повышающего защищённость личности, общества и государства от отрицательных последствий влияния человеческого фактора и от внешних и внутренних угроз;
формирование гражданской патриотической позиции, направленной на повышение мотивации к военной службе
понимание роли государства, российского законодательства и государственных служб в защите населения от внешних и внутренних угроз;
формирование личной гражданской позиции негативного отношения к идеологии экстремизма, терроризма, а также к асоциальному поведению и другим действиям противоправного характера;
знание распространённых опасных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
понимание необходимости негативного отношения к наркомании, алкоголизму, токсикомании и необходимости исключения из своей жизни вредных привычек (курения, употребления алкоголя и др.);
знание основных мер и правил поведения и защиты в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе
знание основ обороны государства (законодательных актов об обороне государства и воинской обязанности граждан);
знание требований, предъявляемых военной службой
умение применять полученные знания на практике, действовать с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
понимание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву, по контракту, особенностей увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
всестороннее знание основ военной службы, включая правовые, уставные, военно-ритуальные аспекты, размещение и быт военнослужащих, порядок несения службы, строевой, огневой и тактической подготовки;
владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим, включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике, а также первой помощи при травмах, отравлениях и различных видах поражений.
Поурочное планирование (10 класс)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
пл-ния | пр-ния |
| Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | | | |
| Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения | | | |
1 | Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода | 1 | | |
2 | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера и при угрозе террористического акта | 1 | | |
3 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | I | | |
4 | Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера | 1 | | |
5 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи. | | | |
6 | Законы РФ по обеспечению безопасности | 1 | | |
| Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны | | | |
7 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО | 1 | | |
8 | Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | 1 | | |
9 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени | 1 | | |
10 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов при ЧС мирного и военного времени | 1 | | |
11 | Средства индивидуальной защиты | 1 | | |
12 | Организация проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС | 1 | | |
13 | Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях | 1 | | |
| Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | | | |
| Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | | | |
14 | Сохранение и крепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности | 1 | | |
15 | Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика | 1 | | |
| Основы ЗОЖ | | | |
16 | ЗОЖ и его составляющие | 1 | | |
17 | Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека | 1 | | |
18 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека | 1 | | |
19 | Вредны привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек | 1 | | . |
| Основы обороны государства | | | |
| Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего отечества | | | |
20 | История создания Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. | 1 | | |
21 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны | 1 | | |
22 | Войска и военные формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации | 1 | | |
| Боевые традиции Вооруженных Сил России | | | |
23 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества | 1 | | |
24 | Памяти поколений – дни воинской славы России | 1 | | |
25 | Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подоазделений | 1 | | |
| Символы воинской чести | | | |
26 | Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы | 1 | | |
27 | Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе | 1 | | |
28 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | 1 | | |
| Основы военной службы | | . | |
| Основы практической подготовки к военной службе | | | |
29 | Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках | 1 | | |
30 | Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда | 1 | | |
31 | Организация караульной службы, обязанности часового | 1 | | |
32 | Строевая подготовка | 1 | | |
33 | Огневая подготовка | 1 | | |
34 | Тактическая подготовка. Обобщающий урок. | 1 | | |