ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
10 КЛАССА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Учебное пособие «Твоя профессиональная карьера».
Авторы: М.С. Гуткина, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко.
Составитель программы:
Хапейшвили София Тенгизовна
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников с особыми потребностями, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Личностными результатами изучения курса «Успешность в выборе профессии» является формирование следующих умений и качеств:
ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, творческой и других видах деятельности;
анализ собственных интересов, склонностей, потребностей, соотнесение их с имеющимися возможностями.
Метапредметными результатами изучения курса «Успешность в выборе профессии» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельное обнаруживание и формулирование профессионального выбора, определение жизненных целей;
выдвижение версий решения проблемы профессионального выбора, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения профессиональной цели и успеха;
составление (индивидуально или в группе) плана решения проблемы профессионального выбора;
Познавательные УУД:
осуществлять расширенный поиск информации по проблеме выбора будущей профессии, изучение биографий успешных людей с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям «профессиональное самоопределение», «личностное самоопределение», «карьера».
Средством формирования познавательных УУД служат лекции педагога и материал учебного пособия.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в малых группах, также учет индивидуальных способностей учащихся.
Воспитательные результаты:
развитие гражданской идентичности школьника;
формирование раскрытия себя, своих возможностей и способностей как гражданина России.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Контингент: учащиеся 10-х классов с особыми потребностями.
Сроки реализации (длительность, количество часов, периодичность занятий): программа рассчитана на 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю, включает 35 занятий.
3.Форма реализации:
4.Методы и приемы:
Опросы и тестирования;
анкеты;
изотерапия;
работа с карточками;
лекции;
деловые игры;
тренинговые занятия.
1 Личность и профессия (8 ч).
Особенности проявления личности в профессиональном самоопределении.Самооценка и самовоспитание. Эмоциональные состояния личности, их функции в профессиональной деятельности.Что такое конфликт.На пути к образованному человеку.Человек сам строит свою судьбу.Профессиональное и личностное самоопределение.Здоровье и выбор профессии.
Основная цель – определиться в выборе будущей профессии.
2 Особенности профессионального успеха (10 ч).
Познание – это дорога к профессиональному успеху. Познание – это основа будущего.Любознательность, инициативность, ответственность и настойчивость – основные компоненты профессионального успеха.Личный профессиональный план и постановка цели.Технология принятия решений.Имиджелогия.Навыки самопрезентации.Навыки составления резюме.Рождение команды.Профессиональная карьера и ее особенности.
Основная цель – построить профессиональное будущее.
3 Психологические пространства профессионального самоопределения (16 ч).
Соотношение понятий: «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение».Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде. Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения. Основные факторы выбора профессии (по Е.А.Климову). Активность в профессиональном самоопределении.Основные ориентиры самоопределяющегося человека. Различные типологии профессионального и личностного самоопределения. Типы личностного самоопределения (по М.Р.Гинзбургу).Уровни самоопределения. Варианты смыслов труда как регуляторы профессиональных выборов. Смысл труда как утверждение права на признание и любовь. Многомерность пространств самоопределения. «Реальные» и «фантазийные» пространства.Кризисы развития субъекта профессионального самоопределения. Субъект профессионального самоопределения. Основные варианты (схемы) планирования профессионального пути. Развитие в профессиональном и личностном самоопределении.
Основная цель – помощь в самоопределении будущей профессии.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Дата по плану | Дата по факту | Наименование темы, раздела |
Личность и профессия 8 ч. |
1 | | | Особенности проявления личности в профессиональном самоопределении |
2 | | | Самооценка и самовоспитание |
3 | | | Эмоциональные состояния личности, их функции в профессиональной деятельности |
4 | | | Что такое конфликт |
5 | | | На пути к образованному человеку |
6 | | | Человек сам строит свою судьбу |
7 | | | Профессиональное и личностное самоопределение |
8 | | | Здоровье и выбор профессии |
Особенности профессионального успеха 10 ч. |
9 | | | Познание – это дорога к профессиональному успеху |
10 | | | Познание – это основа будущего |
11 | | | Любознательность, инициативность, ответственность и настойчивость – основные компоненты профессионального успеха |
12 | | | Личный профессиональный план и постановка цели |
13 | | | Технология принятия решений |
14 | | | Имиджелогия |
15 | | | Навыки самопрезентации |
16 | | | Навыки составления резюме |
17 | | | Рождение команды |
18 | | | Профессиональная карьера и ее особенности |
Психологические «пространства» профессионального самоопределения 16 ч. |
19 | | | Соотношение понятий «профессиональное и личностное самоопределение» |
20 | | | Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде |
21 | | | Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения |
22 | | | Основные факторы выбора профессии (по Е.А.Климову) |
23 | | | Активность в профессиональном самоопределении |
24 | | | Основные ориентиры самоопределяющегося человека |
25 | | | Различные типологии профессионального и личностного самоопределения |
26 | | | Типы личностного самоопределения (по М.Р.Гинзбургу) |
27 | | | Уровни самоопределения |
28 | | | Варианты смыслов труда как регуляторы профессиональных выборов |
29 | | | Смысл труда как утверждение права на признание и любовь |
30 | | | Многомерность пространств самоопределения. «Реальные» и «фантазийные» пространства |
31 | | | Кризисы развития субъекта профессионального самоопределения |
32 | | | Субъект профессионального самоопределения |
33 | | | Основные варианты (схемы) планирования профессионального пути |
34 | | | Развитие в профессиональном и личностном самоопределении |
35 | | | Подведение итогов |