ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
11 КЛАССА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников с особыми образовательными потребностями, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Личностными результатами изучения курса «Успешность в выборе профессии» является формирование следующих умений и качеств:
ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся с особыми образовательными потребностями к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию$
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, творческой и других видах деятельности;
анализ собственных интересов, склонностей, потребностей, соотнесение их с имеющимися возможностями.
Метапредметными результатами изучения курса «Успешность в выборе профессии» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельное обнаруживание и формулирование профессионального выбора, определение жизненных целей;
выдвижение версий решения проблемы профессионального выбора, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения профессиональной цели и успеха;
составление (индивидуально или в группе) плана решения проблемы профессионального выбора;
Познавательные УУД:
осуществлять расширенный поиск информации по проблеме выбора будущей профессии, изучение биографий успешных людей с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям «профессиональноесамоопределение», «личностное самоопределение», «карьера».
Средством формирования познавательных УУД служат лекции педагога и материал учебного пособия.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в малых группах, также учет индивидуальных способностей учащихся.
Воспитательные результаты:
развитие гражданской идентичности школьника;
формирование раскрытия себя, своих возможностей и способностей как гражданина России.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Контингент: учащиеся 11-х классов с особыми образовательными потребностями.
Сроки реализации (длительность, количество часов, периодичность занятий): программа рассчитана на 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю, включает 35 занятий.
3.Форма реализации:
4.Методы и приемы:
Опросы и тестирования;
анкеты;
изотерапия;
работа с карточками;
лекции;
деловые игры;
тренинговые занятия.
1 Информационный блок (10 ч).
Формула успеха. Кто такие успешные люди. Профессиональный выбор: секреты выбора профессии.
Основная цель – найти свое призвание.
2 Диагностический блок (9 ч).
Основная цель – выявить индивидуально-психологические особенности, позволяющие узнать склонность к будущей профессии.
3 Практический блок (15 ч).
Основная цель – развить коммуникативные, поведенческие особенности, необходимые при выполнении профессиональных обязанностей.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Дата по плану | Дата по факту | Наименование темы, раздела |
Информационный блок 10 ч. |
1 | | | Формула успеха. Кто такие успешные люди |
2 | | | Профессиональный выбор: секреты выбора профессии |
3 | | | Анализ профессий |
4 | | | Формула профессии |
5 | | | Роль мотивов и жизненных ценностей в профессиональном выборе |
6 | | | Жизненные ценности |
7 | | | Человек на рынке труда |
8 | | | Будущая работа |
9 | | | Среди людей |
10 | | | Эффективное общение как залог успешной профессиональной деятельности |
Диагностический блок 9 ч. |
11 | | | Эмоционально-личностная сфера |
12 | | | Достижение успеха и самоотношение |
13 | | | Темперамент и профессиональная деятельность |
14 | | | Способности и профессиональная деятельность |
15 | | | Одаренность и призвание |
16 | | | Профессиональные интересы и склонности |
17 | | | Тип профессии |
18 | | | Работа с результатами диагностики |
19 | | | Профессионально-личностный профиль |
Практический блок 15 ч. |
20 | | | Сильные и слабые стороны при выборе профессии |
21 | | | Устраиваемся на работу |
22 | | | Мои ресурсы |
23 | | | Умение делать выбор |
24 | | | Принятие решения и строительство своей жизни |
25 | | | Дальнейшее развитие умения делать выбор и принятия решения |
26 | | | Навыки эффективного общения |
27 | | | Развитие способности давать интервью и выразительности речи |
28 | | | Развитие взаимопонимания |
29 | | | Уверенность в себе – важная составляющая профессионального успеха |
30 | | | Я уникален |
31 | | | Десять шагов уверенности в себе |
32 | | | Мой профессиональный путь |
33 | | | Мои планы на будущее |
34 | | | Шаги на пути достижения профессиональных целей |
35 | | | Подведение итогов |