СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного предмета Математика 5-6 классы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного предмета Математика 5-6 классы»



МКОУ «Хотисинская ООШ»


Принято решением педагогического совета протокол №1 от 28.08.2020г.


Утверждено: приказ №28 от 31.08.2020 г.


Директор школы С. В. Бойко









Программа


учебного предмета


Математика


5-6 классы













Составитель: учитель математики Пальчик Л. Н.





Оглавление.








1.

Планируемые результаты освоения учебного



предмета


2.

Содержание учебного предмета


3.

Тематическое планирование с указанием



количества часов, отводимых на освоение каждой



темы.




















































  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Программа позволяет добиться следующих результатов:


личностные:


  • ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;


  • формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;


  • умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;


  • первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;


  • критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;


  • креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;


  • умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;


  • формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;



метапредметные:


  • способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;


  • умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;


  • способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;


  • умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;


  • умения создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


  • развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


  • формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-комму-никационных технологий (ИКТ-компетентностй);


  • первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;


  • развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;


  • умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;


  • умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;


  • умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;


  • понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;


  • умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для рещения учебных математических проблем;


  • способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;




предметные:

Обучающийся научится в 5 классе:

Числа

  • оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, обыкновенная дробь, смешанное число;


  • использовать свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений и решении несложных задач;


В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • оценивать результаты вычислений при решении практических задач;


  • выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;


  • составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.


Статистика и теория вероятностей

  • представлять данные в виде таблиц, диаграмм,


  • читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.


Текстовые задачи

  • решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;


  • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;


  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче;


  • знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;


  • решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;


  • решать несложные логические задачи методом рассуждений.


В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)


Наглядная геометрия Геометрические фигуры


  • Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.


В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.


Измерения и вычисления

  • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;


  • вычислять площади прямоугольников.


В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;


  • выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.


История математики

  • описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;


  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.


Обучающийся получит возможность научиться в 5 классе.


Числа


  • Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, обыкновенная дробь, смешанное число, геометрическая интерпретация натуральных чисел;


  • понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;


  • выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;


  • использовать свойства суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости;



В повседневной жизни и при изучении других предметов:


  • применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;


  • выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;


  • составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.


Статистика и теория вероятностей

  • Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,


  • извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;


  • составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:


  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.


Текстовые задачи

  • Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;


  • использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;

  • знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);


  • выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;


  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;


  • анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;


  • исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета;


  • решать разнообразные задачи «на части»,


  • решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;


  • осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.


В повседневной жизни и при изучении других предметов:


  • выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик,


  • решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.


Наглядная геометрия

Геометрические фигуры


  • Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;


Измерения и вычисления

  • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;


  • вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:


  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат;


История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.


Обучающийся научится в 6 классе:


Числа

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: целое число, десятичная дробь, рациональное число;


  • использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;


  • выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;


  • сравнивать рациональные числа.


В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • оценивать результаты вычислений при решении практических задач;


  • выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;


  • составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.


Текстовые задачи


  • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;


  • составлять план решения задачи;


  • выделять этапы решения задачи;


  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;


  • находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;


  • решать несложные логические задачи методом рассуждений.


В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)


Наглядная геометрия Геометрические фигуры


  • Оперировать на базовом уровне понятиями: окружность и круг. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.


В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.


В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях;


  • выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.


История математики

  • описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;


  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.


Обучающийся получит возможность научиться в 6 классе.

Элементы теории множеств и математической логики

  • Оперировать1 понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,


  • определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания.


  • повседневной жизни и при изучении других предметов:

 распознавать логически некорректные высказывания;


 строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.

Числа

 Оперировать понятиями: целое число, множество целых чисел, десятичная дробь, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация целых, рациональных чисел;

 выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;

 выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;

 упорядочивать числа, записанные в виде десятичных дробей;

 оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа.

  • повседневной жизни и при изучении других предметов:


  • применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;


  • выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;


  • составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач;

Уравнения и неравенства


  • Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.


В повседневной жизни и при изучении других предметов:


  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.


Текстовые задачи

  • Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;


  • использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;

  • знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);


  • выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;


  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;


  • исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета;


В повседневной жизни и при изучении других предметов:


  • выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;


  • решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;

  • решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.


Наглядная геометрия

Геометрические фигуры


  • Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;

  • изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.


В повседневной жизни и при изучении других предметов:


  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат;


  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;


  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.


История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.





















2.Содержание учебного предмета.


Натуральные числа и нуль


Натуральный ряд чисел и его свойства


Натуральное число, множество натуральных чисел и его свойства, изображение натуральных чисел точками на числовой прямой. Использование свойств натуральных чисел при решении задач.


Запись и чтение натуральных чисел


Различие между цифрой и числом. Позиционная запись натурального числа, поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами, чтение и запись натуральных чисел.


Округление натуральных чисел

Необходимость округления. Правило округления натуральных чисел.


Сравнение натуральных чисел


Понятие о сравнении чисел, сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулем, математическая запись сравнений, способы сравнения чисел.


Действия с натуральными числами


Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между ними, нахождение суммы и разности, изменение суммы и разности при изменении компонентов сложения и вычитания.


Умножение и деление, компоненты умножения и деления, связь между ними, умножение и сложение в столбик, деление уголком, проверка результата с помощью прикидки и обратного действия.


Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения, обоснование алгоритмов выполнения арифметических действий.


Степень с натуральным показателем


Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых, порядок выполнения действий в выражениях, содержащих степень, вычисление значений выражений, содержащих степень.


Числовые выражения

Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий.


Деление с остатком


Деление с остатком на множестве натуральных чисел, свойства деления с остатком. Практические задачи на деление с остатком.


Свойства и признаки делимости

Свойство делимости суммы (разности) на число. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.

Решение практических задач с применением признаков делимости.


Разложение числа на простые множители Простые и составные числа.


Разложение натурального числа на множители, разложение на простые множители. Количество делителей числа,

алгоритм разложения числа на простые множители, основная теорема арифметики.


Алгебраические выражения


Использование букв для обозначения чисел, вычисление значения алгебраического выражения, применение алгебраических выражений для записи свойств арифметических действий, преобразование алгебраических выражений.


Делители и кратные


Делитель и его свойства, общий делитель двух и более чисел, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, нахождение наибольшего общего делителя. Кратное и его свойства, общее кратное двух и более чисел, наименьшее общее кратное, способы нахождения наименьшего общего кратного.


Дроби

Обыкновенные дроби


Доля, часть, дробное число, дробь. Дробное число как результат деления. Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь (смешанное число).


Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем, преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот.


Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей.


Арифметические действия со смешанными дробями.

Арифметические действия с дробными числами.

Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий.


Десятичные дроби


Целая и дробная части десятичной дроби. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные дроби. Конечные и бесконечные десятичные дроби.


Отношение двух чисел

Масштаб на плане и карте. Пропорции. Свойства пропорций, применение пропорций и отношений при решении задач.


Среднее арифметическое чисел

Среднее арифметическое двух чисел. Изображение среднего арифметического двух чисел на числовой прямой.


Решение практических задач с применением среднего арифметического. Среднее арифметическое нескольких чисел.


Проценты


Понятие процента. Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту, выражение отношения в процентах. Решение несложных практических задач с процентами.


Диаграммы


Столбчатые и круговые диаграммы. Извлечение информации из диаграмм. Изображение диаграмм по числовым данным.


Рациональные числа

Положительные и отрицательные числа


Изображение чисел на числовой (координатной) прямой. Сравнение чисел. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Действия с положительными и отрицательными числами. Множество целых чисел. Понятие о рациональном числе. Первичное представление о множестве рациональных чисел. Действия с рациональными числами.


Решение текстовых задач


Единицы измерений: длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Зависимости между единицами измерения каждой величины. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость.


Задачи на все арифметические действия


Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.


Задачи на движение, работу и покупки


Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Решение задач на совместную работу. Применение дробей при решении задач.


Задачи на части, доли, проценты


Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.


Логические задачи

Решение несложных логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.

Основные методы решения текстовых задач: арифметический, перебор вариантов.

Наглядная геометрия


Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Изображение основных геометрических фигур. Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.


Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.


Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.

Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.

Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая симметрии. Изображение симметричных фигур.

Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.


История математики

Появление цифр, букв, иероглифов в процессе счета и распределения продуктов на Древнем Ближнем Востоке.

Рождение шестидесятеричной системы счисления. Появление десятичной записи чисел.

Рождение и развитие арифметики натуральных чисел. НОК, НОД, простые числа. Решето Эратосфена.

Появление нуля и отрицательных чисел в математике древности. Роль Диофанта. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме.

Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер.




















































3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.




5 класс



п/п

Название раздела

Кол-во

часов

Название темы

Кол-во часов

1.


Повторение.

5

Повторение.

4

Входная контрольная работа.

1

2.

Натуральные числа.

18

Натуральные числа и шкалы.

16


Контрольная работа №1.

1

Анализ контрольной работы.

1

20

Сложение и вычитание натуральных чисел.

16


Контрольная работа №2.

1

Анализ контрольной работы.

1

Контрольная работа №3.

1

Анализ контрольной работы.

1

21

Умножение и деление натуральных чисел.

17


Контрольная работа №4.

1

Анализ контрольной работы.

1

Контрольная работа №5.

1

Анализ контрольной работы.

1

15

Площади и объемы.

13


Контрольная работа №6.

1

Анализ контрольной работы.

1

3.

Дробные числа.

26

Обыкновенные дроби.

23


Контрольная работа №7.

1

Контрольная работа №8.

1

Анализ контрольной работы.

1

13

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

12


Контрольная работа №9.

1

25

Умножение и деление десятичных дробей.

22


Контрольная работа №10.

1

Анализ контрольной работы.

1

Контрольная работа №11.

1

15

Инструменты для вычислений и измерений.

13


Контрольная работа №12.

1

Контрольная работа №13.

1




3

Множества.

3

5.

Итоговое повторение.

9




Итого:


170












6 класс


п/п

Название раздела

Кол-во

часов

Название темы

Кол-во часов

1.


Повторение.

5

Повторение.

4

Входная контрольная работа.

1

2.


Обыкновенные дроби.























20

Делимость чисел.

18



Контрольная работа №1.

1

Анализ контрольной работы.

1

22


Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

18







Контрольная работа №2.

1

Анализ контрольной работы.

1

Контрольная работа №3.

1

Анализ контрольной работы.

1

31

Умножение и деление обыкновенных дробей.

25


Контрольная работа №4.

1

Анализ контрольной работы.

1

Контрольная работа №5.

1

Анализ контрольной работы.

1

Контрольная работа №6.

1

Анализ контрольной работы.

1

19

Отношения и пропорции

15


Контрольная работа №7.

1

Анализ контрольной работы.

1

Контрольная работа №8.

1

Анализ контрольной работы.

1

3.




Рациональные числа.




13

Положительные и отрицательные числа.

11


Контрольная работа №9.

1

Анализ контрольной работы.

1

11

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

9


Контрольная работа №10.

1

Анализ контрольной работы.

1

12

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

10


Контрольная работа №11.

1

Анализ контрольной работы.

1

15

Решение уравнений.

11


Контрольная работа №12.

1

Анализ контрольной работы.

1

Контрольная работа №13.

1

Анализ контрольной работы.

1

13

Координаты на плоскости.

11


Контрольная работа №14.

1

Анализ контрольной работы.

1

4.

Итоговое повторение.

9

Повторение.

8

Итоговая контрольная работа.

1


Итого:


170