СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного предмета "Технология", 8 класс (неделимые классы)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана  для обучающихся 8-го класса, не имеющего гендерного деления. Опора на УМК авторского коллектива :Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев, Е.Н. Кудакова.

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного предмета "Технология", 8 класс (неделимые классы)»



Пояснительная записка


Рабочая программа по технологии для 8 класса (неделимые классы) разработана в соответствии с требованиями:

• Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);

•Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

• Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (вступает в силу с 1 сентября 2021 года)

 Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254;

• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 №254» утвержденный 23.12.2020 г. №766;

 Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;

• Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При составлении рабочей программы также учитывались рекомендательные письма, носящие разъясняющий характер.

При составлении программы учитывался Перечень допущенных учебников для освоения учебного материала обучающимися по предмету «Технология». В данном случае за основу взят учебник линии авторского коллектива: Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л., Кудакова Е.Н. и др. для 8-9 классов.



Учет воспитательного потенциала уроков. Воспитательный потенциал предмета «технология» реализуется через:

• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

• демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

• применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;

• инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;



Изучение предмета «Технология» в 8 классе направлено на достижение следующих целей: — формирование личности , способной выявлять проблемы ( привлекая для этой цели знания из разных областей) определять пути и средства их решения, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно- следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования процесса и результатов труда; — обучение способам организации труда и видам деятельности, обеспечивающим эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека по удовлетворению выявленных потребностей; — развитие адаптивности к меняющемуся по содержанию труду на основе развития подвижности трудовых функций и активного влияния на совершенствование техники и производственных отношений в процессе преобразующей деятельности.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

-обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;

-формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно- прикладного творчества;

- ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции;

- развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач;

-ознакомление с путями получения профессионального образования. Основные базовые ценности определены фундаментальным ядром содержания общего образования. Они отражают личностные и социальные результаты развития обучающихся:

- готовность и способность школьников к самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в сфере созидательного труда и материального производства;

- сформированность ценностно- смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;

-осознание школьниками ценностного отношения к природной, социальной, культурной и технологической среде;

- проявление толлерантного отношения и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

- сформированность системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технология, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы.

Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности обучающихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Место предмета «Технология» в базисном учебном плане.

Учебный план МКОУ "Раисинская средняя школа" на 2022-2023 учебный год на уровне основного общего образования включает 68 часов для обязательного изучения предмета технология в 8 классе из расчета 2 ч в неделю.

Планируемые результаты

Личностные:

- проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

- следить за систематичностью выполнения своей работы;


- проявлять познавательные интересы и активность в данной области предметной технологической деятельности;

- выражать желание учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- развивать трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

- овладевать установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценивать умственные и физические способности для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

- уметь самоопределяться в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

- планировать образовательную и профессиональную карьеры;

- осознавать необходимость общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- бережно относиться к природным и хозяйственным ресурсам;

- готовиться к рациональному ведению домашнего хозяйства;

-проявлять технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

- самооценивать готовность к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.


Метапредметные:

познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением работ; осмысливать важность ведения учета бюджета семьи.

- осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением работ.

- осмысливать технологию изготовления выполнения работы; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

- использовать дополнительную информацию при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

- согласовывать и координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими ее участниками;

- объективно оценивать вклад своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.


Обучающийся должен:

- знать общие сведения об экономике, правила ведения домашнего хозяйства; источники доходов и расходов семьи; возможность рационального использования средств и путей их увеличения;

- технологию ремонтно-отделочных и ремонтно-строительных работа, знать способы украшения помещений.

- виды декоративной отделки изделий из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов;

- назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от нагрузки; правила безопасности эксплуатации бытовой техники; пути экономии электроэнергии в быту;

- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.



- уметь анализировать семейный бюджет, определять прожиточный минимум семьи, находить способы экономить собственные доходы

-украшать помещение в зависимости от его обстановки.

- осуществлять декоративно-прикладную обработку материалов, использовать приобретенные знания и умения на практике и в повседневной жизни.

- обосновать работу простых электрических устройств по их принципиальным и монтажным схемам; рассчитать стоимость потребляемой электрической энергии.

- рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения изделия с использованием основных технологий и доступных материалов; планировать работу с учетом имеющих ресурсов и условий; распределить работу при коллективной деятельности; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием.


Предметные результаты:

в познавательной сфере:

- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

в трудовой сфере:

- планирование технологического процесса и процессе труда;

- подбор материалов с учетом характера объекта труда технологии;

- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

- выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей сферой и ситуацией общения;

- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

- контроль промежуточных и конечных результатов тру да по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

- документирование результатов труда и проектной деятельности;

- расчет себестоимости продукта труда;

- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

в мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

- осознание ответственности за качество результатов труда;

- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

в эстетической сфере:

- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

в коммуникативной сфере:

- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы

в физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.



Содержание программы

Современные и перспективные технологии

Классификация технологий. Социальные технологии. Эффективность рекламы. Лазерные технологии и нанотехнологии. Биотехнологии и современные медицинские технологии.


Методы и средства творческой проектной деятельности

Проектная деятельность. Проектирование как сфера профессиональ­ной деятельности. Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Метод мозгового штурма.


Технология получения, обработки, преобразования и использование металлов

Плавление материалов и отливка изделий. Пайка, сварка и закалка материалов. Основы фрезерной обработки металлов. Технологические операции соединения тонколистового металла. Художественное конструирование изделий в технике просечного и пропильного металла.


Технологии получения, обработки, преобразования и использования текстильных материалов.

Высокотехнологичные волокна. Биотехнологии в производстве текстильных волокон. История костюма. Зрительные иллюзии в одежде. Снятие мерок для построения чертежа основы плечевого изделия. Конструирование. Моделирование. Технология изготовления плечевого изделия.


Технологии обработки пищевых продуктов.

Физиология питания. Расчет калорийности блюд. Мясная промышленность. Мясо птицы.

Технологии обработки. Значение мяса в питании человека. Механическая обработка мяса животных. Тепловая обработка мяса. Блюда из мяса. Блюда национальной кухни. Сервировка стола к обеду. Пищевые добавки. Современные технологии в производстве и упаковке пищевых продуктов.


Электротехника и автоматика.

Производство, передача и потребление электрической энергии. Переменный и постоянный ток. Электрические двигатели. Электромагнитное реле. Тенденции развития электроэнергетики и электротехники.


Технологии растениеводства.

Микроорганизмы, их строение и значение для человека. Бактерии и вирусы в биотехнологиях. Культивирование одноклеточных зеленых водорослей. Использование одноклеточных грибов в биотехнологиях.


Семейная экономика и основы предпринимательства.

Семейная экономика как наука, её задачи. Виды доходов и расходов семьи. Понятия «бюджет семьи». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи

Основы предпринимательства. Понятия «предпринимательская деятельность», «личное

предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент». Формы семейного

предпринимательства, факторы, влияющие на них.

Понятия «потребность». Потребности функциональные, ложные, материальные,

духовные, физиологические, социальные. Бизнес-план.


Социальные технологии и маркетинг.

Основные категории рыночной экономики. Что такое рынок. Маркетинг как технология управления рынком. Методы стимулирования сбыта. Методы исследования рынка.

Творческий проект.

Назначение социологических исследований. Составляющие проектирование. Выбор темы проекта. Актуальность выбора темы проекта. Методы и средства творческой проектной деятельности. Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. Конструкторская документация. Разработка чертежа изделия. Технологический этап проекта. Планирование процесса создания изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных решений. Технологическая документация в проекте. Технологическая последовательность выполнения проекта. Выполнение проекта. Экономическое и экологическое обоснование. Защита проекта.



Тематическое планирование


урока


Дата


Тема урока

Форма проверки



Современные и перспективные технологии (5 ч)

1


Введение. Вводный и первичный инструктаж по т.б. на рабочем месте. Классификация технологий.


2


Социальные технологии. (Классификация информационных технологий.)

Устный опрос

3


Оценка эффективности рекламы.

Практическая работа

4


Лазерные технологии и нанотехнологии


5


Биотехнологии и современные медицинские технологии

Устный опрос



Методы и средства творческой проектной деятельности.(4 ч)


6


Проектная деятельность


7


Дизайн в процессе проектирования продукта труда


8


Методы дизайнерской деятельности

Устный опрос

9


Метод мозгового штурма при создании инноваций.

Практическая работа



Технологии получения, обработки, преобразования и использования металлов. (6 ч)


10


Плавление материалов и отливка изделий.


11


Пайка, сварка и закалка материалов.

Устный опрос

12


Основы фрезерной обработки металлов. Основные технологические фрезерные операции

Устный опрос

13


Технологические операции соединения тонколистового металла


14


Художественное конструирование изделий в технике просечного и пропильного металла

Практическая работа

15


Художественное конструирование изделий в технике просечного и пропильного металла

Практическая работа



Технологии получения, обработки, преобразования и использования текстильных материалов. (12ч)


16


Высокотехнологичные волокна.


17


Биотехнологии в производстве текстильных волокон

Устный опрос

18


История костюма.


19


Зрительные иллюзии в одежде.

Устный опрос

20


Снятие мерок для построения чертежа основы плечевого изделия.

Практическая работа

21


Конструирование и построение чертежа основы плечевого изделия.

Практическая работа

22


Моделирование плечевого изделия

Практическая работа

23


Технология изготовления плечевого изделия

Практическая работа

24


Технология изготовления плечевого изделия

Практическая работа

25


Технология изготовления плечевого изделия

Практическая работа

26


Технология изготовления плечевого изделия

Практическая работа

27


Технология изготовления плечевого изделия

Практическая работа

Технологии обработки пищевых продуктов. (10 ч)

28


Физиология питания. Расчет калорийности блюд.

Практическая работа

29


Мясная промышленность. Мясо птицы. Технологии обработки.


30


Значение мяса в питании человека. Механическая обработка мяса животных.

Устный опрос

31


Тепловая обработка мяса. Производство колбас.


32


Блюда из мяса.

Устный опрос

33


Технология приготовления блюда из мяса.

Практическая работа

34


Блюда национальной кухни. Первые блюда.


35


Сервировка стола к обеду

Практическая работа

36


Пищевые добавки.


37


Современные технологии в производстве и упаковке пищевых продуктов.

Устный опрос



Электротехника и автоматика. (4 ч)


38


Производство, передача и потребление электрической энергии.


39


Переменный и постоянный ток.

Устный опрос

40


Электрические двигатели. Электромагнитное реле.


41


Тенденции развития электроэнергетики и электротехники.

Устный опрос



Технологии растениеводства. (4 ч)


42


Микроорганизмы, их строение и значение для человека.


43


Бактерии и вирусы в биотехнологиях.


44


Культивирование одноклеточных зелёных водорослей.

Устный опрос

45


Использование одноклеточных грибов в биотехнологиях.

Тест «Растениеводство»

Практическая работа

46


Семейная экономика и основы предпринимательства (6 ч )


47


Семейная экономика.


48


Семейный бюджет.


49


Семейный бюджет.

Практическая работа

50


Основы предпринимательства.


51


Бизнес- план.


52


Бизнес- план.

Практическая работа



Социальные технологии. Маркетинг. (4 ч)


53


Основные категории рыночной экономики.


54


Что такое рынок.

Устный опрос

55


Маркетинг как технология управления рынком


56


Методы стимулирования сбыта. Методы исследования рынка.




Творческий проект. (12 ч)


57


Назначение социологических исследований


58


Технологии опроса, анкетирование, интервью


59


Творческий проект. Выбор темы, актуализация.

Практическая работа

60


Методы и средства творческой проектной деятельности


61


Создание новых идей методом фокальных объектов

Устный опрос

62


Конструкторская документация

Практическая работа

63


Итоговая контрольная работа


64


Технологический этап проекта.

Практическая работа

65


Технологическая документация в проекте

Практическая работа

66


Технологическая последовательность выполнения

проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия)

Практическая работа

67


Заключительный этап творческого проекта.

Экономическое и экологическое обоснование.

Практическая работа

68


Защита творческого проекта