СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "В мире логики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа для элективного курса в 7-8 классах

Просмотр содержимого документа
«Программа "В мире логики"»

Муниципальное казённое учреждение

«Управление образования Шарыповского муниципального округа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шушенская средняя общеобразовательная школа № 8



Принята на заседании педагогического совета:

Утверждаю:


Протокол № ___от «_____» ______2021 г.

директор МБОУ Шушенской СОШ № 8 _____________________Е.А.Голубидо

Приказ от «___» ____2021 г. №_______







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

общеинтеллектуальной направленности

«Мир Логики»






Возраст обучающихся: 14 – 15 лет

Срок реализации: 1 год





Автор-составитель:


Конозакова Вера Александровна,

Учитель математики









с. Шушь, 2021г.

1. Комплекс основных характеристик программы


    1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Программа «Мир Логики» имеет общеинтеллектуальную направленность. Программа направлена на развитие культуры мышления и культуры речи, развитию интеллектуальных способностей и интуиции при решении нестандартных задач. Изучение логики позволит учащимся научиться мыслить последовательно, судить доказательно, строить гипотезы и опровергать неправильные выводы, а также усвоить универсальные приемы получения знаний в самых различных сферах своей деятельности.

Новизна  программы заключается в использовании интерактивных методов обучения, игровых приемов проведения занятий, которые не требуют специальной подготовки от детей и дают возможность ощутить себя творческой личностью.

Актуальность программы в  потребности развития пространственного и логического мышления современного ребенка, а также в использовании полученных знаний и опыта исследовательской работы в будущей практической деятельности. Проблема возможностей усвоения  школьниками формальной логики как учебного предмета имеет сегодня особую актуальность в связи с ориентацией современной системы образования на реализацию идей и положений концепции развивающего обучения. Одним из главных направлений этой концепции является развитие у учащихся теоретического мышления в процессе преподавания различных учебных предметов и, прежде всего, основ формальной логики. Справедливо считается, что овладение знаниями в области формальной логики может в значительной степени способствовать развитию теоретического мышления учащихся и подготавливает их к более сложному обучению на последующих этапах школьного образования.

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир Логики» является создание системы личностно-ориентированного обучения детей, закладываются первоначальные представления о значении науки, современных технологий и производства в жизни человека и общества; формируется ценностное отношение к образованию; закладываются навыки учебного сотрудничества
и организации познавательной деятельности; освоение программы способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека и прививает желание учащихся содержательно и творчески подходить к процессу обучения. Занятия охватывают материалы смежных дисциплин: математики, информатики, а также истории, литературы.

Адресаты программы - обучающиеся в возрасте 14 - 15 лет.

Программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов, необходимых для освоения программы – 68: из расчёта – 2 часа в неделю.

Форма обучения – очная.

Образовательный процесс организуется  в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями обучающихся, сформированных в разновозрастные группы.

Режим занятий: занятия осуществляются по отдельному расписанию: один раза в неделю - четверг, 2 часа в день, в период с 14:00 до 16:00 часов. Педагог может варьировать и модифицировать программу, увеличивая или сокращая время на изучение темы в зависимости от уровня подготовки обучающихся, сроков проведения мероприятий, к которым идет подготовка. Педагог определяет систему изучения материалов программы и индивидуальный образовательный проектный маршрут каждого обучающегося, согласно возрасту, уровню подготовки, индивидуальных качеств, степени обучаемости, интересов и мотивов.

    1. Цельспособствовать формированию и развитию нестандартного мышления, расширению кругозора, культуры речи, стимулированию познавательных интересов и обучению учащихся учиться с увлечением.

Программа предусматривает решение следующих задач:

Образовательные:

- способствовать развитию культуры логического мышления;

- формировать мотивацию к работе на результат;

- формирование у обучающихся основные логические операции:

сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение;

- формирование умения решать задачи.


Метапредметные:

- осваивать способы решения проблем поискового характера; определять

наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

- осознанно строить речевое высказывание, овладевать логическими

действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

- учиться использовать различные способы анализа, передачи и

интерпретации информации в соответствии с задачами.

Личностные:

- развивать самостоятельность и личную ответственность в

информационной деятельности;

- формировать личностный смысл учения;

- формирование основы культуры общения.


    1. Содержание программы

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Сущность логики

4

1

3

Текущий: беседа, практическая работа

2

История логики

4

2

2

Текущий: опрос, практическая работа

3

Традиционная логика

10

2

8

Текущий: беседа, решение занимательных задач, парадоксы

4

Классическая математическая логика


30

5

25

Текущий: беседа, игры, фокусы

5

Неклассические логики

10

2

8

Текущий: беседа, математические рассказы, головоломки, кроссворды

6

Рефлексия. Подготовка общешкольного мероприятия

10

2

8

Текущий: семинар, проведение конкурса


Содержание учебного плана


Раздел 1. Сущность логики (4ч.)

Теория (1ч.): введение в предмет «Логика», правила сравнения, анализа, синтеза.

Практика (3ч.): Кроссворды, ребусы и правила их разгадывания. Интеллектуальные головоломки. Работа на платформах: UCHI.RU и logiclike.

Раздел 2. История логики (4 ч.)

Теория (2ч.): Зарождение логики. Логика в Древнем Китае. Индийская логика. Логика античности. Логика в Средневековье. Логика в в эпоху Возрождения и в Новое время. Современная логика.

Практика (2ч.): Логические задачи (переправы, переезды, задачи на соответствия). Работа на платформах: UCHI.RU и logiclike.

Раздел 3. Традиционная логика (10ч.)

Теория (2ч.): индуктивное и дедуктивное рассуждение в традиционной логике. Законы логики.

Практика (8ч.): Задачи о лжецах и правдолюбцах, задачи на соответствие. Работа на платформах: UCHI.RU и logiclike.

Раздел 4. Классическая математическая логика (30ч.)

Теория (5ч.): Аппарат математической логики. Пропозициональная логика. Логика предикатов. Исчисления и логические методы. Теория моделей. Теория доказательств. Теории логического вывода.

Практика (25ч.): Задачи со спичками. Задачи на перебор. Круги Эйлера и диаграммы Вена. Решение задач табличным способом. Построение и заполнение таблиц истинности. Решение логических задач с использованием и анализом таблиц истинности. Работа на платформах: UCHI.RU и logiclike.

Раздел 5. Неклассические логики (10ч.)

Теория (2ч.): Логики с неклассическим пониманием следования. Логики, отменяющие закон исключённого третьего. Логики, меняющие таблицы истинности. Логики, расширяющие состав высказывания.

Практика (8ч.): Различные логические задачи. Игры, фокусы, парадоксы. Работа на платформах: UCHI.RU и logiclike.

Раздел 6. Рефлексия. Подготовка общешкольного мероприятия (10ч.)

Теория (1ч.): Рефлексия. Обобщение пройденного. Итоговый тест.

Практика (9ч.): подготовка и проведение «Конкурса смекалистых» для учащихся 1-4 классов и 5-8 классов. Работа на платформах: UCHI.RU и logiclike.


    1. Планируемые результаты


В результате изучения дисциплины обучающиеся научатся:

- строить логические цепочки при решении различных проблем и задач;

- правильно выражать свои мысли, уметь отстаивать свою точку зрения посредством суждений, аргументации и доказательства;

- решать логические задачи различного уровня сложности;

- обосновывать на основе логических приемов свои суждения и умозаключения;

- свободно держаться во время ответа;

- правильно воспринимать и оценивать критические замечания одноклассников.




Предметные результаты:

  • Знание фактов из истории и развитии Логики как науки.

  • Знание основных логических операций: сравнение, анализ, синтез,

обобщение, ограничения, абстрагирование;

  • Умение решения различных логических задач.


Метапредметные результаты:

  • Самостоятельная организация и проведение мероприятий;

  • Работа с научно-популярной и справочной литературой, периодическими

изданиями, ИКТ, другими источниками информации;

  • Выступления перед аудиторией, ведения дискуссии;

  • Самоанализ результатов выполнения задания и его презентации в

сопоставлении с поставленной целью.


Личностные результаты:

- Сформированность гражданской идентичности; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- Сформированность готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, построению дальнейшей индивидуальной траектории на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

-Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.














2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

  1. Сущность Логики (4 ч)

1

Сентябрь

02

14.00-15.00

15.00-16.00

Лекция

Решение задач ( ребусы, головоломки)

1

1

Введение в предмет «Логика»

Учебный кабинет

Входной: беседа, практическая работа

2

Сентябрь

9

14.00-16.00

Практикум

(кроссворды, ребусы, головоломки)

2

Правила сравнения, анализа, синтеза.

Учебный кабинет

Текущий: опрос, решение проблемных задач

  1. История Логики (4 ч)

3

Сентябрь

16

14.00-16.00

Лекция

Практикум (парадоксы)

1

1

Зарождение Логики. Логика в Древнем Китае, индийская Логика

Учебный кабинет

Текущий: решение занимательных задач

4

Сентябрь

23

14.00-16.00

Лекция

Игры, фокусы

1

1

Логика в эпоху Возрождения и в Новое время. Современная логика.

Учебный кабинет

Текущий: беседа

  1. Традиционная Логика (10 ч)

5

Сентябрь

30

14.00-16.00

Мозговой штурм

2

Индуктивное рассуждение

Учебный кабинет

Текущий: беседа

6

Октябрь

07

14.00-16.00

Практикум

2

Дедуктивные рассуждения

Учебный кабинет

Текущий:решение занимательных задач

7

Октябрь

14

14.00-16.00

Решение Логических задач

2

Законы Логики

Задачи о лжецах и правдолюбцах

Учебный кабинет

Текущий: решение задач

8

Октябрь

21

14.00-16.00

Решение Логических задач

2

Законы Логики

Задачи на соответствие

Учебный кабинет

Текущий: решение задач

9

Октябрь

28

14.00-16.00

Решение Логических задач

2

Законы Логики

Задачи на соответствие

Учебный кабинет

Текущий: зачет

  1. Классическая математическая Логика (30 ч)

10

Ноябрь

11

14.00-16.00

Лекция Решение задач

2

Аппарат математической Логики

Учебный кабинет

Текущий:беседа

11

Ноябрь

18

14.00-16.00

Лекция Решение задач

2

Пропозициональная логика

Учебный кабинет

Текущий: практическая работа

12

Ноябрь

25

14.00-16.00

Лекция Решение задач

2

Логика предикатов

Учебный кабинет

Текущий: собеседование

13

Декабрь

02

14.00-16.00

Практикум

2

Логика предикатов

Учебный кабинет

Текущий: логические игры

14

Декабрь

9

14.00-16.00

Лекция Практикум

2

Исчисления и логические методы

Учебный кабинет

Текущий: беседа

15

Декабрь

16

14.00-16.00

Беседа Практикум

2

Исчисления и логические методы

Учебный кабинет

Текущий: занимательные фокусы

16

Декабрь

23

14.00-16.00

Тренинг

2

Исчисления и логические методы

Учебный кабинет

Текущий: решение задач

17

Январь

13

14.00-16.00

Лекция Практикум

2

Теория моделей

Учебный кабинет

Текущий: беседа

18

Январь

20

14.00-16.00

Эксперимент

2

Теория моделей

Учебный кабинет

Текущий: игры

19

Январь

27

14.00-16.00

Лекция Практикум

2

Теория доказательств

Учебный кабинет

Текущий: практическая работа

20

Февраль

03

14.00-16.00

Беседа Практикум

2

Теория доказательств

Учебный кабинет

Текущий: беседа

21

Февраль

10

14.00-16.00

Семинар

2

Теория доказательств

Учебный кабинет

Текущий: тестирование

22

Февраль

17

14.00-16.00

Лекция Практикум

2

Теория логического вывода

Учебный кабинет

Текущий: собеседование

23

Февраль

24

14.00-16.00

Беседа Практикум

2

Теории логического вывода

Учебный кабинет

Текущий: самостоятельная работа

24

Март

03

14.00-16.00

Практикум

2

Теории логического вывода

Учебный кабинет

Текущий: практикум

  1. Неклассические логики (10 ч)

25

Март

10

14.00-16.00

Беседа Практикум

2

Логики с неклассическим пониманием следования

Учебный кабинет

Текущий: беседа

26

Март

17

14.00-16.00

Беседа Практикум

2

Логики, отменяющие закон исключенного третьего

Учебный кабинет

Текущий: практическая работа

27

Март

31

14.00-16.00

Беседа Практикум

2

Логики, меняющие таблицы истинности

Учебный кабинет

Текущий:опрос

28

Апрель

07

14.00-16.00

Беседа Практикум

2

Логики, расширяющие состав высказывания

Учебный кабинет

Текущий: опрос

29

Апрель

14

14.00-16.00

Практикум

2

Обобщение темы

Учебный кабинет

Текущий: тестирование

  1. Рефлексия. Подготовка общешкольного мероприятия (10 ч)

30

Апрель

21

14.00-16.00

Рефлексия

2

Обобщение пройденного материала

Учебный кабинет

Итоговый тестирование

31

Апрель

28

14.00-16.00

Практикум

2

Подготовка материалов конкурса

Учебный кабинет

Текущий: работа с информацией

32

Май

05

14.00-16.00

Практикум

2

Подготовка материалов конкурса

Учебный кабинет

Текущий: практическая работа

33

Май

12

14.00-16.00

Мероприятие

2

«Конкурс смекалистых»

Учебный кабинет 1-4 кл

Итоговый: зачёт

34

Май

19

14.00-16.00

Мероприятие

2

«Конкурс смекалистых»

Учебный кабинет 5-8 кл

Итоговый: зачёт










2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: персональный компьютер с выходом в интернет, интерактивная доска, проектор, комплекс методической литературы для реализации программы.

2.3. Формы аттестации

Практико-теоретическая

Теоретические сведения о предмете сообщаются в форме познавательных бесед, кратких лекций. Это беседы (лекции) с одновременной демонстрацией материалов, с вопросами и ответами.

Практическая

Реализация приобретенных теоретических знаний в процессе практической работы, проведении мероприятий.

Индивидуальная

Разновозрастный коллектив предполагает разноуровневое обучение, поэтому задания подбираются индивидуально с тем, чтобы обеспечить ситуацию успешности каждому обучающемуся.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический материал, грамота, готовая работа, журнал посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта, защита творческих работ, контрольная работа.

2.4. Оценочные материалы

Входной контроль применяется при поступлении обучающегося в коллектив и на вводном занятии последующих учебных годов в форме собеседования, решения шуточных задач и вопросов.

Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме наблюдений, устных рекомендаций педагога, в форме коллективного обсуждения.

Промежуточный контроль проводится в рамках аттестации обучающихся в формах: набор задач, викторина, кроссворд.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года и по окончанию образовательной программы в форме: защита индивидуального, авторского, или коллективного творческого проекта.


2.5. Методические материалы

Организация образовательного процесса: очная

Методы обучения: Репродуктивный основополагающий метод обучения.

Диалогический предполагает объяснение теоретического материала в виде познавательных лекций. Лекции сопровождаются демонстрацией материалов работ обучающихся. Обучающиеся, в дальнейшем, имеют возможность принять участие в обсуждении темы.

Поисковый (творческий) – применяется при решении логических задач.

Педагогические технологии: технология коллективного взаимообучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения. Для обеспечения безопасности обучающихся и сохранности их здоровья в процессе работы используются здоровьесберегающие технологии.


Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая.


Алгоритм учебного занятия


Блоки

Этап учебного занятия

Подготовительный

  1. Организационный.

  1. Эмоциональный.

Основной

  1. Информационный (ознакомление с новым)

  1. Усвоение новых знаний и способов действий в ходе

решения задач.

  1. Оценочный

Итоговый

  1. Рефлексивный

  1. Информационный


Дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, интернет - ресурсы.

























Список литературы


1. Н.Н.Аменский, И.П. Сахаров «Забавная арифметика», М. Просвещение, 2008.

2.  Старинные задачи.

3.  Г.Л. Бузук, "Логика и компьютер", Финансы и статистика, Москва, 1995

4 Н.К. Винокурова . Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М. Астр-Пресс, 2000.

5. Т.Д.Гаврилова. Занимательная математика. 5-11классы. Волгоград.2008г.        

6. Я.И.Перельман. Живая математика (рассказы и головоломки). Екатеринбург. 1994г.   

7. А.В.Спивак. Тысяча и одна задача по математике. М.Просвещение. 2005г.

8.  Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. М., Омега, 2004г    

9. Ю.В.Нестеренко, С.Н.Олехник. Задачи на смекалку. Дрофа. Москва. 2005г.

10..  И.Л. Никольская, Е.Е. Семенов, "Учимся рассуждать и доказывать", Просвещение,
Москва, 1989.

11. И.В. Шарыгин, А.В. Шевкин, «Задачи на смекалку 5-6», Просвещение, Москва, 2003.


Интернет-ресурсы

  1. https://uchi.ru

  2. https://logiclike.com

  3. Super-positive.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!