Кириллова Елена Игоревна
Подписан: Кириллова Елена Игоревна
DN: C=RU, S=Тюменская область, L=Тюмень, T=директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 ГОРОДА ТЮМЕНИ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ КРАЕВЕДЕНИЯ, СНИЛС=11088943058,
ИНН=667112516672, [email protected], G=Елена Игоревна, SN=Кириллова, CN=Кириллова Елена Игоревна
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания Дата: 2022-09-30 15:06:20
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Департамент образования Администрации города Тюмени муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета | УТВЕРЖДЕНА: |
Протокол №1 от 30.08.2022г | Директор МАОУ СОШ №9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения Е.И. Кириллова Приказ №407 от 31.08.2022г |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Акварелька»
Учитель:
Степанова Марина Владимировна
класс: 2
Тюмень, 2022 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29 мая 2015 года № 996-р;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31 мая 2021 года
№ 286;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом Минобрнауки от 18 августа 2017 года № 09-1672;
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
«Средняя школа № 1», утвержденной приказом от 1 сентября 2022 года № 2,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания.
Рабочая программа студии «Акварель» предназначена для обучающихся 1–4-х классов, имеющих интерес к художественной деятельности. Курс направлен на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Цель учебного курса: формирование художественной культуры обучающихся.
Задачи учебного курса:
развивать осознанное отношение детей к окружающему миру и умение выражать его как в словесной форме, так и художественными средствами;
формировать навыки владения различными приемами творческой деятельности: графической работы карандашом, палочкой и тушью, углем, грифелем, кистью и гуашью, работы в мелкой пластике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка;
дидактические: наглядность, связь теории с практикой;
творчества (креативности): максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартные решения;
деятельностно-ориентированные: освоение обучающимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме практической творческой деятельности;
вариативности: развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности МБОУ «Средняя школа
№ 1»: учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю в каждом классе.
| 1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс |
Количество часов в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 |
Количество часов в год | 33 | 34 | 34 | 34 |
Формы проведения занятий учебного курса:
беседы;
практические занятия;
анализ и просмотр репродукций картин, скульптур;
самостоятельная работа (индивидуальная, коллективная, групповая).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности,
на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся
о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Содержательные линии курса:
2-й класс Чем и как работают художники
Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала. Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе — живая связь красок. Изображение цветов, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день. Изображение животных родного края из пластилина по впечатлению и по памяти.
Мы изображаем, украшаем, строим
Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Изображение животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т. д.
Мастер украшения учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
О чем говорит искусство
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Выражение характера человека в изображении; мужской образ в сюжете сказки. Изображение доброго и злого воина. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга. Выражение характера человека через украшение.
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Изображение угасающего костра — «борьба» тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по памяти и впечатлению). «Перо Жар-птицы». Краски смешиваются прямо на листе. Черная и белая краски не применяются. Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умение создавать разные фактуры углем, сангиной. Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная). Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост — маленькая головка — большой клюв.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные
Готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные
выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства;
умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства;
овладение умением рисовать с натуры, по памяти, по представлению;
умение применять принципы перспективных и композиционных построений;
умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России;
умение использовать простейшие инструменты графических редакторов для
обработки фотографических изображений и анимации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2-й класс
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов | ЭОР |
1 | Чем и как работают художники | 8 | РЭШ МЭШ «Яндекс.Учебник» |
2 | Мы изображаем, украшаем, строим | 8 |
3 | О чем говорит искусство | 9 |
4 | Как говорит искусство | 9 |
Всего за год | 34 |