Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (обще интеллектуальная направленность) «Учусь создавать проект» для 1-4 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 №1060, 29.12.2014 № 1643, 31.12.2015 №1576) (далее-ФГОС НОО);
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (далее- Порядок 1015);
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидамиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 №189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81);
«Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296)
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках организации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672)
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях Республики Бурятия в 2019-2020 учебном году (Письмо Минобрнауки Республики Бурятия от 07.08.2019 №02-11/3218)
Авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.
Курс «Учусь создавать проект» – это внеурочная деятельность, связанная, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/ отводится 135 часов по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1-м классе , 34 занятия во 2-4-х классах и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина». Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Формирование умения решать творческие задачи.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Планируемые результаты
Обучающийся научится:
характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
использовать лабораторное оборудование для наблюдений и проверки гипотез;
определять основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
отличать понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
использовать в своей работе основные источники информации;
пользоваться правилами оформления списка использованной литературы;
применять способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
различать источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета);
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
обозначится граница исследования;
разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные
идеи;
поведется последовательно исследование;
зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
проанализируют и обобщат полученные материалы;
организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов на школьной конференции «Первые шаги в науку»;
сформируются представления об исследовательском обучении;
активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работ.
Содержание курса внеурочной деятельности
№п/п | Наименование раздела/темы | Общее кол-во часов по классам | Форма организации деятельности | Виды деятельности |
1кл | 2кл | 3кл | 4кл |
1 | Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (теоретический) | 15 | 16 | 4 | 4 | Наблюдения, эксперименты, проекты, выступление перед аудиторией, работа над презентацией, работа с печатным документом. Рассказы, доклады, игры, ИКТ(презентации по темам), игры, тесты, работы с текстом, Практические занятия, выступления, выбор информации, выбор продукта | Участвуют в обсуждении вопросов и диалоге. Правильно, осознанно читают (про себя) Простой научно-популярный текст; определяют главную мысль текста. Формулируют вопросы, задачи по теме. Выступают с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии». Объясняютс какой целью был задан вопрос Запоминают толкование новых понятий. Находят важные,существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. Видят проблему. Обозначают по-своему алгоритм решения проблемы. Сравнивают свою гипотезу с гипотезой, придуманной одноклассниками. Учатся работать с реальными объектами, как с источниками информации выдвигают гипотезы, делают выводы и обобщения. |
2 | Раздел 2. Практическая работа над проектом (практический) | 18 | 18 | 30 | 30 |
| Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
Календарно-тематическое планирование для 1 класса.(33ч)
№ занятия | Тема название раздела | Дата (план) | Дата (факт) |
1 | Кто я? Моя семья. | | |
2 | Чем я люблю заниматься.Хобби. | | |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать.Выбор темы проекта. | | |
4 | Как собирать материал? Твои помощники. Этап. | | |
5 | Повторение. Давай вспомним. | | |
6 | Проблема. | | |
7 | Проблема. Решение проблемы. | | |
8 | Гипотеза. Предположение. | | |
9 | Гипотеза. Играем предположения. | | |
10 | Цель проекта. | | |
11 | Задача проекта. | | |
12 | Выбор нужной информации. | | |
13 | Интересные люди – твои помощники. | | |
14 | Продукт проекта. | | |
15 | Виды продукта. Макет. | | |
16 | Повторение пройденных проектных понятий. | | |
17 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | | |
18 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | | |
19 | Выступление перед знакомой аудиторией. | | |
20 | Играем в ученых.Окрашивание цветка в разные цвета. | | |
21-22 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | | |
23-24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | | |
25 | Повторение. Давай вспомним. | | |
26 | Играем в ученых.«Мобильные телефоны». Это интересно. | | |
27 | Играем в ученых. Поилка для цветов. | | |
28 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | | |
29 | Тест «Чему я научился?» | | |
30 | Памятка для учащегося проектанта. | | |
31 | Твои впечатления от работы над проектом. | | |
32 | Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. | | |
33 | Советы на лето Мудрого Дельфина. | | |
Календарно-тематическое планирование для 2 класса.(34ч)
№ занятия | Тема название раздела | Дата (план) | Дата (факт) |
1 | Круг твоих интересов.Хобби. Увлечения. | | |
2 | Выбор темы твоегопроекта. Ты - проектант. | | |
3 | Знакомство с понятиями«формулировка». Работасо словарями. | | |
4 | Выбор помощников в работе над текстом. | | |
5 | Этапы работынад проектом. | | |
6 | АктуальностьТемы проекта.Твое знакомство с понятием «актуальность». | | |
7 | Проблема. Решение проблемы. | | |
8 | Выработка гипотезы-предположения | | |
9 | Цель проекта | | |
10 | Задачи проекта | | |
11 | Сбор информации для проекта | | |
12 | Знакомство Интересными с людьми. Интервью. | | |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. | | |
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «Макет», «поделка» | | |
15 | Играем в ученых. Это интересно | | |
16 | Тест«Чему ты научился?» | | |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Минисообщение) | | |
18 | Творческая работа.Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | | |
19 | Значимость компьютера в создании проектов.Презентация. | | |
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP, Microsoft Power Point | | |
21 | Знаком ли ты компьютером? Программа МРР | | |
22 | Совмещение Текста выступления с показом презентации | | |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | | |
24 | Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | | |
25 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | | |
26 | Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ» | | |
27 | Играем в ученых. Это интересно | | |
28 | Различные конкурсы проектно- исследовательской деятельности | | |
29 | Памятка жюри конкурсов | | |
30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | | |
31 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | | |
32 | Играем в ученых. Это интересно | | |
33 | Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Пожелание будущим роектантам | | |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | | |
Календарно-тематическое планирование 3 класса (34 ч.)
№ занятия | Тема название раздела | Дата (план) | Дата(факт) |
1 | Круг твоих интересов.Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема.Решение проблемы | | |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза.Решение задачи | | |
4 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | | |
5-6 | Требования К паспорту проекта.Составление паспорта проекта | | |
7-8 | Требования к составлению анкет для проекта.Анкетирование | | |
9 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | | |
10 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | | |
11-12 | Практическая работа.Создание мини- постера | | |
13,14,15 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур,диаграмм | | |
16-17 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | | |
18-19 | Программа МРР. Дизайн | | |
20-21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | | |
22-23 | Требования к компьютерной презентации. PowerPoint | | |
24-25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | | |
26-27 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | | |
28 29 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | | |
30 | Тесты. Тестирование.Самоанализ. Рефлексия | | |
31 | Твои впечатления от работы над проектом | | |
32 | Пожелания будущим проектантам | | |
33 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель;консультанты–родители; помощники– друзья; МудрыйДельфин) | | |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | | |
Календарно-тематическое планирование 4 класса (34 ч.)
№ занятия | Тема название раздела | Дата (план) | Дата(факт) |
1 | Твои новые интересы и увлечения | | |
2 | Виды проектов | | |
3 | Исследовательский творческий проект | | |
4 | Творческий проект | | |
5-6 | Ролевой игровой проект | | |
7-8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой. | | |
9-10 | Информационно – исследовательский проект | | |
11 | Информационно – ориентированный проект | | |
12 | Практико–ориентированный проект | | |
13-14 | Монопредметный проект | | |
15 | Межпредметный проект | | |
16 | Виды презентационных проектов | | |
17 | Вид презентации проекта как отчёт участников экспедиции | | |
18 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции | | |
19 | Правильная подготовка презентации проекту | | |
20-21 | Работа с памяткой при подготовке публичного выступления | | |
22 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над проектом. | | |
23 | Типичные ошибки проектантов | | |
24 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности | | |
25 | Программа МРР. 1 Формирование умения работать с диаграммой. | | |
26 | Программа МРР. 1 Формирование мения работать с таблицей. | | |
27 | Практическая работа. | | |
28 | Тестирование. Самоанализ.Рефлексия. | | |
29 | Использование ресурсов интернета подготовке презентации. | | |
30 | Программа Word. 1 Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | | |
31 | Твои впечатления от работы над проектом. | | |
32 | Пожелания будущим проектантам | | |
33 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. | | |
34 | Советы Мудрого Дельфина на лето. | | |
Список литературы:
Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2018г.).
Юным умникам и умницам. Рабочие тетради 1-4 класс, авторы Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2018г. ( в двух частях)
Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2018.
М.Ю. Демидова. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе система заданий. – М.: Просвещение, 2018.
Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2018, №5