СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Я учусь создавать проект" ( 1-4 кл)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я учусь создавать проект" ( 1-4 кл)»

Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности (обще интеллектуальная направленность) «Учусь создавать проект» для 1-4 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 №1060, 29.12.2014 № 1643, 31.12.2015 №1576) (далее-ФГОС НОО);

  • организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (далее- Порядок 1015);

  • СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидамиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 №189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81);

  • «Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296)

  • Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках организации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672)

  • Методические рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях Республики Бурятия в 2019-2020 учебном году (Письмо Минобрнауки Республики Бурятия от 07.08.2019 №02-11/3218)

  • Авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.

Курс «Учусь создавать проект» – это внеурочная деятельность, связанная, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/ отводится 135 часов по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1-м классе , 34 занятия во 2-4-х классах и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина». Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности.

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи курса:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

  • формирование социально адекватных способов поведения.

  1. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;

  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

  1. Формирование умения решать творческие задачи.

  2. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.



Планируемые результаты


Обучающийся научится:


  • характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);


  • определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

  • использовать лабораторное оборудование для наблюдений и проверки гипотез;


  • определять основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);


  • отличать понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • использовать в своей работе основные источники информации;

  • пользоваться правилами оформления списка использованной литературы;

  • применять способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);


  • различать источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета);


  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • работать в группе;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

  • вести наблюдения окружающего мира;


  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность.

По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:


  • действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;


  • зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

  • обозначится граница исследования;

  • разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные

идеи;


  • деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;


  • поведется последовательно исследование;

  • зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

  • проанализируют и обобщат полученные материалы;

  • организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;


  • простимулируется исследовательское творчество детей с привлечением родителей;


  • обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;

  • организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;


  • включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов на школьной конференции «Первые шаги в науку»;

  • сформируются представления об исследовательском обучении;


  • активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работ.







Содержание курса внеурочной деятельности


№п/п

Наименование раздела/темы

Общее кол-во часов по классам

Форма организации деятельности

Виды деятельности

1кл

2кл

3кл

4кл

1

Раздел 1.

Введение в исследовательскую деятельность

(теоретический)


15


16


4


4








Наблюдения, эксперименты, проекты, выступление перед аудиторией, работа над презентацией, работа с печатным документом.

Рассказы, доклады, игры, ИКТ(презентации по темам), игры, тесты, работы с текстом,

Практические занятия, выступления, выбор информации, выбор продукта

Участвуют в обсуждении вопросов и

диалоге.

Правильно, осознанно читают (про себя)

Простой научно-популярный текст;

определяют главную мысль текста.

Формулируют вопросы, задачи по теме.

Выступают с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии».

Объясняютс какой целью был задан вопрос

Запоминают толкование новых понятий.

Находят важные,существенные признаки в любом начинании, в любом процессе.

Видят проблему. Обозначают по-своему алгоритм решения проблемы. Сравнивают свою гипотезу с гипотезой, придуманной одноклассниками. Учатся работать с реальными объектами, как с источниками информации выдвигают гипотезы, делают выводы и обобщения.

2

Раздел 2. Практическая работа над проектом (практический)


18


18


30


30


Итого

33

34

34

34




Календарно-тематическое планирование для 1 класса.(33ч)


занятия

Тема название раздела

Дата (план)

Дата (факт)

1

Кто я? Моя семья.



2

Чем я люблю заниматься.Хобби.



3

О чем я больше всего хочу рассказать.Выбор темы проекта.



4

Как собирать материал? Твои помощники. Этап.



5

Повторение. Давай вспомним.



6

Проблема.



7

Проблема. Решение проблемы.



8

Гипотеза. Предположение.



9

Гипотеза. Играем предположения.



10

Цель проекта.



11

Задача проекта.



12

Выбор нужной информации.



13

Интересные люди – твои помощники.



14

Продукт проекта.



15

Виды продукта. Макет.



16

Повторение пройденных проектных понятий.



17

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.



18

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.



19

Выступление перед знакомой аудиторией.



20

Играем в ученых.Окрашивание цветка в разные цвета.



21-22

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.



23-24

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.



25

Повторение. Давай вспомним.



26

Играем в ученых.«Мобильные телефоны». Это интересно.



27

Играем в ученых. Поилка для цветов.



28

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.



29

Тест «Чему я научился?»



30

Памятка для учащегося проектанта.



31

Твои впечатления от работы над проектом.



32

Пожелание будущим проектанта. Твои советы им.



33

Советы на лето Мудрого Дельфина.





Календарно-тематическое планирование для 2 класса.(34ч)


занятия

Тема название раздела

Дата (план)

Дата (факт)

1

Круг твоих интересов.Хобби. Увлечения.



2

Выбор темы твоегопроекта. Ты - проектант.



3

Знакомство с понятиями«формулировка». Работасо словарями.



4

Выбор помощников в работе над текстом.



5

Этапы работынад проектом.



6

АктуальностьТемы проекта.Твое знакомство с понятием «актуальность».



7

Проблема. Решение проблемы.



8

Выработка гипотезы-предположения



9

Цель проекта



10

Задачи проекта



11

Сбор информации для проекта



12

Знакомство Интересными с людьми. Интервью.



13

Обработка информации. Отбор значимой информации.



14

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «Макет», «поделка»



15

Играем в ученых. Это интересно



16

Тест«Чему ты научился?»



17

Отбор информации для семиминутного выступления. (Минисообщение)



18

Творческая работа.Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»



19

Значимость компьютера в создании проектов.Презентация.



20

Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP, Microsoft Power Point



21

Знаком ли ты компьютером? Программа МРР



22

Совмещение Текста выступления с показом презентации



23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта



24

Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»



25

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки



26

Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ»



27

Играем в ученых. Это интересно



28

Различные конкурсы проектно- исследовательской деятельности



29

Памятка жюри конкурсов



30

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией



31

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией



32

Играем в ученых. Это интересно



33

Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Пожелание будущим роектантам



34

Советы на лето от Мудрого Дельфина





Календарно-тематическое планирование 3 класса (34 ч.)


занятия

Тема название раздела

Дата (план)

Дата(факт)

1

Круг твоих интересов.Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом



2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема.Решение проблемы



3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза.Решение задачи



4

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации



5-6

Требования К паспорту проекта.Составление паспорта проекта



7-8

Требования к составлению анкет для проекта.Анкетирование



9

Памятки. Составление памяток по теме проекта



10

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере



11-12

Практическая работа.Создание мини- постера



13,14,15

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур,диаграмм



16-17

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации



18-19

Программа МРР. Дизайн



20-21

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями



22-23

Требования к компьютерной презентации. PowerPoint



24-25

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР



26-27

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту



28

29

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации.

Интервью. Визитка



30

Тесты. Тестирование.Самоанализ. Рефлексия



31

Твои впечатления от работы над проектом



32

Пожелания будущим проектантам



33

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель

проекта – учитель;консультанты–родители; помощники– друзья; МудрыйДельфин)



34

Советы на лето от Мудрого Дельфина







Календарно-тематическое планирование 4 класса (34 ч.)


занятия

Тема название раздела

Дата (план)

Дата(факт)

1

Твои новые интересы и увлечения



2

Виды проектов



3

Исследовательский творческий проект



4

Творческий проект



5-6

Ролевой игровой проект



7-8

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой.



9-10

Информационно – исследовательский проект



11

Информационно – ориентированный проект



12

Практико–ориентированный проект



13-14

Монопредметный проект



15

Межпредметный проект



16

Виды презентационных проектов



17

Вид презентации проекта как отчёт участников экспедиции



18

Вид презентации проекта в рамках научной конференции



19

Правильная подготовка презентации проекту



20-21

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления



22


Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над проектом.



23

Типичные ошибки проектантов



24

Критерии итогового оценивания проектной деятельности



25

Программа МРР. 1 Формирование умения работать с диаграммой.



26

Программа МРР. 1 Формирование мения работать с таблицей.



27

Практическая работа.



28

Тестирование. Самоанализ.Рефлексия.



29

Использование ресурсов интернета подготовке презентации.



30

Программа Word. 1 Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.



31

Твои впечатления от работы над проектом.



32

Пожелания будущим проектантам



33

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.



34

Советы Мудрого Дельфина на лето.







Список литературы:


  1. Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2018г.).

  2. Юным умникам и умницам. Рабочие тетради 1-4 класс, авторы Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2018г. ( в двух частях)

  3. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2018.

  4. М.Ю. Демидова. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе система заданий. – М.: Просвещение, 2018.

  5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2018, №5