ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мир вокруг нас»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 7 - 10 лет Срок реализации: 1 год
Составитель - Харитонова Е.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Учебный (тематический) план | 6 |
3. | Содержание учебного (тематического) плана | 8 |
4. | Формы аттестации и оценочные материалы | 11 |
5. | Организационно-педагогические условия реализации программы | 12 |
6. | Список литературы | 13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир вокруг нас» (далее – Программа) имеет художественную направленность и разработана на основе программы «Гуашь и акварель» А.И. Галаганова, члена Союза педагогов – художников, педагога дополнительного образования ГБОУ Школа № 1363 (г. Москва, 2019 г.).
Уровень Программы – ознакомительный.
Актуальность Программы
Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии и воспитании детей как в младшем школьном возрасте, так и в среднем, а затем в старшем. Оно способствует развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, цветового восприятия, целостного восприятия в познании мира, гармонизации эмоциональной сферы ребенка, его психической устойчивости.
На занятиях по Программе обучающиеся учатся ценить, любить и уважать художественное наследие своей страны и мировое искусство, что ведет к совершенствованию личности.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Педагогическая целесообразность Программы
Реализация Программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитии активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием.
На занятиях по Программе обучающиеся учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности.
В процессе освоения Программы педагог не только сообщает обучающимся теоретические знания по предмету, но и занимает активную позицию в практической деятельности детей, их творческом процессе - от обдумывания темы (эскиз, выполнение работы в материале) до оформления работы и экспозиции на выставке. При выполнении коллективных работ ребята учатся работать вместе: организовывать рабочий процесс, распределять этапы выполнения работы, так выполнять фрагменты работы, чтобы они смотрелись как единое целое с другими такими же частями.
В ходе освоения Программы обучающиеся приобщаются к искусству и всемирной художественной культуре, развивают художественный вкус, знакомятся с новыми художественными материалами.
Цель и задачи Программы
Цель – развитие творческих способностей обучающихся в процессе обучения основам изобразительной деятельности.
Задачи Программы Обучающие:
ознакомить ребенка с мировой художественной культурой в процессе творчества;
содействовать овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
ознакомить с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
обучить работе с новыми художественными материалами (тушь/перо, уголь сангина, трафарет и др.);
обучить работе с новыми техниками (граттаж, смешанные техники и др.);
ознакомить с видами и жанрами изобразительного искусства;
изучить основы построения фигур животных и человека;
ознакомить с различными видами оформления работ.
Развивающие:
развивать художественный вкус;
развивать мелкую моторику, зрительную память, глазомер; развивать внимание, воображение, фантазию;
развивать чувственность в передаче образов природы, животных и человека.
Воспитательные:
воспитывать выдержку, волевое усилие, способность быстро переключать внимание;
воспитывать аккуратность и трудолюбие в работе;
воспитывать уверенность в себе, формировать адекватную самооценку;
воспитывать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками.
Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 10 лет.
Срок реализации Программы
Данная Программа рассчитана на 1 год обучения (33часа).
Формы организации образовательной деятельности и режим
занятий
Форма обучения – групповая, количество обучающихся в группе не более 15 человек.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часа.
Ожидаемые результаты Программы
В результате обучения по данной Программе обучающиеся
будут знать:
виды и жанры изобразительного искусства;
средства художественной выразительности (контраст, форма, пропорции, насыщенность, линия, композиция и т.д.);
азы композиции;
пропорции предметов, человека, построения животных и птиц;
принципы изображения пейзажа, портрета, жанровой композиции, композиционные и колористические особенности;
названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
название материалов и инструментов, их назначение;
правила безопасности и личной гигиены.
будут уметь:
изображать простые предметы на плоскости;
соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
работать с натуры несложные композиции;
подбирать с помощью педагога необходимую цветовую гамму;
выполнять работу от эскиза до композиции;
работать в некоторых графических и живописных техниках;
соблюдать пропорции при изображении человека и животных;
выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими
формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
получать простые оттенки (от основного к более светлому);
рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№ п/п | Разделы, название темы | Количество часов | Формы аттестации / контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | Беседа |
2 | Графика | 4 | 1 | 3 | |
2.1 | Техника работы простым карандашом и ластиком | 1 | 1 | | Практическое задание |
2.2 | Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры, капиллярные ручки | 2 | | 2 |
2.3 | Граттаж – освоение техники | 1 | | 1 |
3 | По страницам русских народных сказок и литературных произведений | 6 | 2 | 4 | |
3.1 | Выбор сказки. Выбор сюжета. Композиция | 3 | 1 | 2 | Практическое задание |
3.2 | Иллюстрация литературного произведения | 3 | 1 | 2 |
4 | Пейзаж | 6 | 1 | 5 | |
4.1 | Виды пейзажей. Природа вокруг нас. Композиция | 1 | 1 | | Практическое задание |
4.2 | Времена года | 5 | | 5 |
5 | Натюрморт | 3 | 1 | 2 | |
5.1 | Виды натюрморта. Композиция | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
6 | Портрет | 3 | 1 | 2 | |
6.1 | Виды портретов. Портрет любимого литературного героя | 1 | 1 | | Практическое задание |
6.2 | Я и моя семья | 2 | | 2 |
7 | Жанровая композиция | 2 | 1 | 1 | |
7.1 | Виды жанровой композиции. Работа на тему «Зимние забавы». Композиция | 1 | 1 | | Практическое задание |
7.2 | Творческая работа на свободную тему | 1 | | 1 |
8 | Город | 4 | 2 | 2 | |
8.1 | «Сказочный город» | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
8.2 | Наш город | 2 | 1 | 1 |
9 | Творческая работа | 3 | 1 | 2 | |
9.1 | Виды оформления работ. | 1 | 1 | | Практическое задание |
9.2 | Выбор темы. Эскиз. Работа в выбранной технике | 2 | | 2 |
10 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Выставка |
| Всего | 33 | 10 | 13 | |
Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Вводное занятие
Теория. Знакомство обучающихся с необходимыми материалами, инструментами и правилами их использования на занятиях. Правильная посадка при рисовании. Техника безопасности.
Практика. Выполнение творческого задания.
Раздел 2. Графика
Техника работы простым карандашом и ластиком
Теория. Беседа о различных графических материалах.
Техника работы простым карандашом и ластиком. Обсуждение темы.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение
рисунка. Композиция работы. Работа карандашом. Работа макетным резаком.
Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры, капиллярные ручки
Теория. Беседа о различных графических материалах. Техника работы фломастерами, маркерами, капиллярными ручками.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа фломастерами, маркерами, капиллярными ручками. Акриловыми красками по пластику и стеклу.
Граттаж – освоение техники
Теория. Беседа о различных графических материалах. Работа в технике граттаж. Обсуждение темы.
Практика. Выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Нанесение воска на фон. Нанесение верхнего слоя, выбор цвета, сушка. Выполнение рисунка. Композиция работы. Процарапывание рисунка.
Раздел 3. По страницам русских народных сказок и литературных
произведений
Выбор сказки. Выбор сюжета. Композиция
Теория. Беседа о сказке. Выбор сюжета. Характер образа. Обсуждение
темы.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение
рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.
Иллюстрация литературного произведения
Теория. Выбор сюжета. Композиция. Обсуждение темы.
Практика. Выполнение творческого задания.
Раздел 4. Пейзаж
Виды пейзажей. Природа вокруг нас. Композиция
Теория. Беседа о пейзаже. Виды пейзажа. Образ природы.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.
Времена года
Теория. Особенности пейзажа. Образ природы осенью, зимой, весной, летом. Последовательность выполнения работы.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.
Раздел 5. Натюрморт
5.1. Виды натюрморта. Композиция
Теория. Беседа о натюрморте. Виды натюрмортов. Композиция натюрморта. Последовательность выполнения работы.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.
Раздел 6. Портрет
Виды портретов. Портрет любимого литературного героя
Теория. Виды портретов. Беседа о литературных героях. Характер образа.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.
Я и моя семья
Теория. Беседа о семье. Характеры образов. Обсуждение темы.
Последовательность выполнения работы.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.
Раздел 7. Жанровая композиция
Виды жанровой композиции. Работа на тему «Зимние забавы». Композиция
Теория. Беседа о видах жанровой композиции. Выбор темы.
Композиция. Обсуждение выбранной техники.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.
Творческая работа на свободную тему
Теория. Выбор темы. Эскиз. Обсуждение выбранной техники
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.
Раздел 8. Город
Сказочный город
Теория. Беседа об архитектуре. Композиция. Обсуждение последовательности работы.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.
Наш город
Теория. Беседа об особенностях архитектуры города. Выбор темы.
Композиция. Обсуждение последовательности работы.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.
Раздел 9. Творческая работа
Виды оформления работ
Теория. Беседа о видах оформления работы. Обсуждение последовательности работы.
Практика. Выполнение творческого задания.
Выбор темы. Эскиз. Работа в выбранной технике
Теория. Выбор темы. Эскиз. Обсуждение выбранной техники.
Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.
Раздел 10. Итоговое занятие
Практика. Выставка творческих работ. Подведение итогов.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации Программы используются следующие виды контроля: входной, текущий и итоговый.
входной контроль осуществляется в форме ознакомительной беседы с обучающимися с целью введения их в мир изобразительного искусства, правил организации рабочего места, санитарии, гигиены и безопасной работы;
текущий контроль включает в себя устные опросы, выполнение практических заданий;
итоговый контроль осуществляется в форме выставки творческих работ, включающую обобщающие задания по пройденным темам.
Каждый раздел Программы закрепляется творческим заданием, в котором обучающиеся показывают свои знания, умения работать с художественными материалами, самостоятельность и творческие способности, приобретённые на практических и теоретических уроках.
Формами промежуточной аттестации также являются открытые уроки в любое время учебного года, на которых можно показать приобретённые обучающимися навыки, умения, усвоенные знания.
Отчётная итоговая выставка в стенах образовательной организации также очень важна в работе. Ребёнок вместе с педагогом выбирает и готовит для выставки одну из лучших своих работ.
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение Программы
В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Все задания соответствуют по сложности возрасту обучающихся.
На занятиях используются наглядно-иллюстративные материалы: художественные альбомы, наглядные иллюстрированные пособия по работе в различных техниках, схемы и таблицы сочетаемости цветовых тонов.
Материально - техническое обеспечение Программы Технические средства обучения:
Материалы:
краски в наборах, гуашь художественная «Мастер - класс» Невская палитра,16 цветов или гуашь «Лицей» Гамма, 12-16 цветов, отдельно в банках белила титановые, оранжевая и фиолетовая;
краски акварель художественная «Студия» Гамма, 12-18 цветов;
пастель сухая художественная ассорти «Московская палитра» Гамма, 12-24 цвета;
пастель масляная «Студия» Гамма,12-18 цветов;
уголь рисовальный;
лак для фиксации рисунков;
ластики;
палитры пластиковые;
кисти плоские овальные синтетика №8,16;
кисти круглые №8, 12 «Галерея»;
баночки для воды;
тряпочки для вытирания кистей;
маркеры чёрный, золотой;
гелевые ручки чёрного цвета;
фломастеры;
клеи-карандаши;
цветная бумага двусторонняя;
картон плотный;
бумага ватман А1;
акварельная бумага в папке А3;
бумага-крафт в папке А3;
ватные палочки;
ножницы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). / Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г.
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 41 от 4 июля 2014 г.
Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018 № 482).
Список литературы, используемой при написании Программы
Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
Бесчастнов Н.П. Чёрно-белая графика: учебное пособие. – М.: Владос, 2015.
Джереми, Форд Школа рисования. Акварель / Форд Джереми. - М.: Контэнт, 2011.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. Корнева Г. Бумага. – СПб: Кристалл, 2001.
Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. – М.: Просвещение, 1996.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. – М.: Педагогика, 2002.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Хворостов А.С. Книга начинающего пейзажиста / А.С. Хворостов. – М.: Гамма, 2010.
Хейзел Соун. Лучшие уроки. Акварель за 30 минут. Учебное пособие.
– М.: Издательство АСТ, 2016.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шнейдер, Петер Основы рисования акварелью. Горы и долины / Петер Шнейдер. – М.: Арт-Родник, 2010.
Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство». – М.: «Просвещение», 2006.
Ятухин А.П. Живопись. – М.: Просвещение, 1985.
Список литературы для учителя
Ветрова Т.Н. Триз в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007.
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
Либралато, В. Рисуем портреты. Пошаговый самоучитель по рисованию акварелью. Экспресс-курс / В. Либралато, Т.Е. Лаптева. – М.: Эксмо, 2014.
Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996.
Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980.
Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005.
Ятухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999.