Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО: «УТВЕРЖДАЮ»:
На заседании МО классных руководителей Приказ №_____
Протокол заседания №__ От «___» августа 2020 года
_____________________ ___________________
А.А. Сташевская
От «___» августа 2020 года Фонакова Т.Н.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Шахматы»
для учащихся
5-9 классов
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель: Стукалова Л.П.
Учитель истории и обществознания
Высшая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов и материалов:
Годовой календарный учебный график;
Учебный план ОУ;
3) План внеурочной деятельности образовательного учреждения;
4) Федеральный государственный образовательный стандарт ООО;
5) Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Поломошенская СОШ»;
6) Положение о рабочей программе по учебным предметам, учебным курсам и внеурочной деятельности по ФГОС
7) Методическое пособие: Шахматная школа, В. Барский, Методическое пособие для учителя. Библиотека РШФ, М 2016 г.
Программа составлена для учащихся 5 -9 классов МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа».
Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Обоснование выбора используемой программы.
Программа для школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе УМК В. Барского:
Шахматная школа, В. Барский, Методическое пособие для учителя. Библиотека РШФ, М 2016 г. Шахматная школа, В. Барский, рабочая тетрадь. Второй год обучения., М «Вако» 2018 г. Шахматная школа, В. Барский, учебник для общеобразовательных организаций. Второй год обучения, М «Вако» 2018 г.
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности:
Главная цель внеурочного курса — развитие мышления школьника во всех его проявлениях — от наглядно-образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого
Игра в шахматы способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ученик, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства.
Шахматы являются удобным материалом для моделирования различных процессов.
Внеурочная деятельность «Шахматы» входит в вариативную часть учебного плана школы.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование игровых ситуаций, решение шахматных задач, работа с компьютерными программами «Шахматный гроссмейстер», «Шахматная школа».
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики
Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемно - поисковое, беседа, лекция, работа с учебником «Шахматная школа», В. Барский, учебник для общеобразовательных организаций. Второй год обучения, М «Вако» 2018 г, рабочей тетрадью « Шахматная школа», В. Барский, рабочая тетрадь. Второй год обучения., М «Вако» 2018 г. демонстрация презентаций.
Технологии:
личностно –ориентированное обучение, проблемно –диалоговое, дифференцированное.
Формы контроля: защита проектов, самооценка, участие в турнирах и конкурсах районного и краевого уровней.
Режим занятий: Внеурочное занятие проводится во второй половине дня, 1 час в неделю (один раз в две недели), 17 часов в год в соответствии с графиком проведения занятий.
Продолжительность занятия внеурочной деятельностью составляет 40 мин.
Межпредметные связи: данная программа основана на интеграции таких предметов, как история, математика.
Объем программы:- 17 ч. в год
Учебно-тематический план:
№п/п | Тема | Количество часов | Содержание учебного предмета | Контрольно-оценочная деятельность (виды и формы) |
1. | Повторение изученного материала. | 1 | Повторение программного материала, изученного за год обучения | закрепление полученных теоретических знаний в ходе практической подготовки. |
2. | ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. | 7 | Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. Дидактические задания “Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом. .“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода. “Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей | овладение техническими и тактическими приемам |
3. | ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. | 8 | Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Дидактические задания “Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру.“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи. “Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи. “Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение. “Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей. “Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей | овладение техническими и тактическими приемам |
4. | Повторение программного материала. | 1 | Повторение пройденного материала | закрепление полученных теоретических знаний в ходе практической подготовки. |
| итого | 17 ч. | | |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Основные тактические приемы; Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания и сложные комбинации.
класс | К концу учебного года дети должны знать: | К концу учебного года дети должны уметь: |
5-9 | Принципы игры в дебюте; основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. | грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1 | Методическое пособие для учителя «Шахматная школа» В. Барский Библиотека РШФ М.2016 –с175 | 1 |
2 | Шахматная школа, В. Барский, рабочая тетрадь. Второй год обучения., М «Вако» 2018 г. | 2 |
3 | Шахматная школа, В. Барский, учебник для общеобразовательных организаций. Второй год обучения, М «Вако» 2018 г. | 2 |
2. Печатные пособия |
1 | Гринчик Н. Блокнот юного шахматиста СПб Питер, 2014-64с. | 1 |
3. Технические средства обучения, включая ИКТ |
1 | Мультимедиапроектор | 1 |
2 | Ноутбук | 3 |
3 | МФУ | 1 |
4. Экранно-звуковые пособия |
1 | Диски: CD «Шахматная школа» для IV-II разрядов ООО «Дайв»2017 DVD «Шахматный гроссмейстер» ООО «Дайв»2013 CD «Шахматные комбинации» для IV разряда ООО «Дайв»2012 | 3 |
5. Оборудование класса |
1 | Акустическая система | 1 |
2 | Набор деревянных шахмат | 1 |
3 | Набор пластиковых шахмат | 15 |
4 | Шахматные часы | 7 |
5 | Магнитная демонстрационная доска с набором шахматных фигур. | 1 |
6 | Экран | 1 |
6. Интернет-ресурсы |
1 | Платформа chess.com | 1 |
2 | сайт Федерации шахмат Алтайского края: http://www.chess22.ru/ | 1 |
Календарно – тематическое планирование на 2019-2020 у/г 5-9 класс (17ч.)
Номер урока | Тема урока | Планируемые образовательные результаты | Учебно-практическое, лабораторное оборудование и технические средства на уроке | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Игровая практика Повторение изученного материала. | Просмотр фильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
2 | ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ | Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Дидактическое задание “Выигрыш материала Игровая практика | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник, СD | | |
3 | Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. | Дидактическое задание “Выигрыш материала”. Решение задания | | |
4 | Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.. | Темы завлечения, отвлечения, блокировки Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. | | |
5 | Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. | Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. | | |
6 | Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. | Темы связки, “рентгена”, перекрытия. | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
7 | Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. | Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник, СD | | |
8 | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. | Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание “Сделай ничью”. Решение заданий . | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
9 | ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. | Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”. | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник, СD | | |
10 | Ферзь против слона. Ферзь против коня. | Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”. Решение заданий | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
11 | Матование двумя слонами (простые случаи). | Матование слоном и конем (простые случаи). Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”. Решение заданий | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник, СD | | |
12 | Пешка против короля. Правило “квадрата”. | Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Дидактическое задание “Квадрат”. Решение заданий | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
13 | Пешка против короля. Оппозиция. | Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”. | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
14 | Пешка против короля. Король ведет свою пешку за собой. | Белая пешка на пятой горизонтали. Дидактические задания “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”. | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
15 | Решение заданий | Решение заданий | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
16 | Удивительные ничейные положения. | Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”. | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, СD | | |
17 | Повторение программного материала. | Повторение программного материала. Решение заданий | Ноутбук, шахматы, шахматные часы. | | |
Лист внесения изменений
Дата по журналу | № уроков | Содержание темы | Основание, № приказа | Контроль |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
11