СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»»

«Занимательный русский язык», 6 класс


Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе образовательной программы и учебного плана МОУ СШ № 9. Данная программа реализуется в рамках внеурочной деятельности.

Основные цели:

-обогащение активного и потенциального словарного запаса;

-совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни, повышение орфографической зоркости обучющихся.

Структура программы: пояснительная записка, планируемые результаты, изучения учебного предмета, содержание программы, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.

В соответствии с учебным планом школы на изучение данного учебного предмета выделено: 35ч. (1ч. в еделю)

Нормативные документы, на основании которых разработана программа

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации. От 29.12. 2012 г. №273 – ФЗ (статьи 7, 9, 32).

    2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом №373 от 06.09.2009. Приказ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».

    3. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03 – 2960.

    4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011г.

    5. 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»



Пояснительная записка


Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. 

Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. 

Программа расчитана на 1 год обучения,для учеников обучающихся в 6 классе с нагрузкой 1 час в неделю (в год 35 часов).Режим занятий: четверг с 14.00-14.45.

Цель программы:

обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи программы:

углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

воспитание культуры обращения с книгой;

воспитания любви и уважения к родному языку;

развитие смекалки и сообразительности;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности 

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов), проведением практических занятий с элементами игр и игровых элементов, использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

Планируемые результаты, изучения учебного предмета:

Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов:

повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;

развитие интеллектуального потенциала школьников;

повышение уровня речевой грамотности обучающихся;

развитие личности шестиклассников.

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и  осуществления сознательного выбора в  познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с  задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные: знать/ понимать/ уметь

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и  речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Программа рассчитана на 1 год обучения. 35 часов в год. 1 час в неделю.

Содержание программы.

Язык – вековой труд поколений. (3ч). 

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов».

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1ч.) 

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

Не все годится, что говорится. (2ч.) 

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?».

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2ч.) 

Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. 

Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

Каков человек, такова его и речь. (2ч.) 

Орфоэпические нормы в русском литературном языке. Фонетический КВН.

«С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.)

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». 

Различай и отличай. (2 час.).

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?(2 час.)

Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4 час)

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир.

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

Нет той тайны, чтобы не была явна. (4 ч.) 

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. 

Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

В многословии не без пустословия. (2ч.) 

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. 

Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

По речи узнают человека. (2ч.) 

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.

Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Конкурс знатоков речи.

Что в имени тебе моем? (3 ч.)

История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта.

Итоговое занятие. (1ч.)

Аукцион знаний. 

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Колич. часов

Планируемые результаты

1

Язык – вековой труд поколений.

3

Составляют текст по пословице или поговорке о языке, работают с различными толковыми словарями.

2

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.

1

Изучают специализированную литературы по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

3

Не все годится, что говорится.

2

Анализируют текст. Составляют свой текст. Используют приемы ознакомительного и просмотрового чтения.

4

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов

2

Используют в собственной речи фразеологические обороты, синонимы, антонимы и т.д. оценивают собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекают необходимую информацию из фразеологического словаря и используют ее в различных видах деятельности.

5

Каков человек, такова его и речь

2

Осознают роль языка в жизни человека. Анализируют и характеризуют отдельные звуки речи. Овладевают основными правилами литературного произношения.

6

С русским языком можно творить чудеса!

3

Создают письменные тексты в соответствии с коммуникативной установкой.

7

Различай и отличай.

3

Составляют алгоритм к различным орфографическим правилам.

8

Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

2

Составляют алгоритм к различным орфографическим правилам.

9

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

4

Составляют алгоритм к различным орфографическим правилам.

10

Нет той тайны, чтобы не была явна.

5

Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и библиотеки. Осваивают общие правила разговора по телефону. Выполняют тренировочные упражнения по ведению телефонного разговора, соблюдая основные правила этикета телефонного общения.

12

В многословии не без пустословия.

2

Изучают правила подготовки ответа-монолога: определяют тему сообщения, подбирают материал на данную тему, выделяют важные мысли, овладевают приемами подготовки монолога.

13

По речи узнают человека.

2

Изучают приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником на разных стадиях беседы.

14

Что в имени тебе моем?

3

Овладевают основными понятиями антропонимики. Выполняют и защищают проект о происхождении имен.

15

Итоговое занятие.

1

Проведение мониторинга в форме «Аукцион знаний» по темам курса.

Средства обучения

1. Мультимедийные презентации по темам: «Великие люди о языке», «Лексические диалектные

различия и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Крылатые выражения»,

2. Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (х\ф)

3. Словари и справочники по русскому языку:

-Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2006

-Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа, Москва,2006

-Краткий этимолого-орфографический словарь. Патрамова З.С..Саратов, «Лицей»2005

4. Мультимедийные пособия.

- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007, 2008, 2010.

Полезные ссылки в сети Интернет

1. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).

2. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).

3. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).

4. Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна! (www.knigge.ru)

5. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)

6. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).

7. Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/).

8. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Колич. часов

Дата план.

Фактич. дата

Примечание

 

Язык – вековой труд поколений.

3

 

 

 

1

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.

1

 

 

 

2

Р.р. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

1

 

 

 

3

Лингвистическая игра «Происхождение слов».

1

 

 

 

 

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.

1

 

 

 

4

Лексикография – наука о составлении словарей. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

1

 

 

 

 

Не все годится, что говорится.

2

 

 

 

5

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?».

1

 

 

 

6

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка»

1

 

 

 

 

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов

2

 

 

 

7

Р.р. Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. 

1

 

 

 

8

Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

1

 

 

 

 

Каков человек, такова его и речь

2

 

 

 

9

Орфоэпические нормы в русском литературном языке.

1

 

 

 

10

Фонетический КВН.

1

 

 

 

 

С русским языком можно творить чудеса!

3

 

 

 

11

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.

1

 

 

 

12

Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

1

 

 

 

13

Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». 

1

 

 

 

 

Различай и отличай.

3

 

 

 

14

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.

1

 

 

 

15

Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

1

 

 

 

16

Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

1

 

 

 

 

Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

2

 

 

 

17

Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова.

1

 

 

 

18

Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.

1

 

 

 

 

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

4

 

 

 

19

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.

1

 

 

 

20

Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир.

1

 

 

 

21

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

1

 

 

 

22

Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

1

 

 

 

 

Нет той тайны, чтобы не была явна.

5

 

 

 

23

Решение филологических задач. Логогрифы.

1

 

 

 

24

Шарады. Метаграммы. Лингвистические кроссворды. Игры с рифмой.

1

 

 

 

25

Анаграммы. Лингвистические загадки.

1

 

 

 

26

Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.

1

 

 

 

27

Телефонный разговор. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

1

 

 

 

 

В многословии не без пустословия.

2

 

 

 

28

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. 

Плеоназм. Скрытая тавтология.

1

 

 

 

29

Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

1

 

 

 

 

По речи узнают человека.

2

 

 

 

30

Как поддержать разговор. Сценарий диалога.

1

 

 

 

31

О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Конкурс знатоков речи.

1

 

 

 

 

Что в имени тебе моем?

3

 

 

 

32

История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.

1

 

 

 

33

Проект о происхождении имен.

1

 

 

 

34

Защита проекта

1

 

 

 

 

Итоговое занятие.

1

 

 

 

35

Аукцион знаний.

1