«Занимательный русский язык», 6 класс
Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе образовательной программы и учебного плана МОУ СШ № 9. Данная программа реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Основные цели:
-обогащение активного и потенциального словарного запаса;
-совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни, повышение орфографической зоркости обучющихся.
Структура программы: пояснительная записка, планируемые результаты, изучения учебного предмета, содержание программы, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.
В соответствии с учебным планом школы на изучение данного учебного предмета выделено: 35ч. (1ч. в еделю)
Нормативные документы, на основании которых разработана программа
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации. От 29.12. 2012 г. №273 – ФЗ (статьи 7, 9, 32).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом №373 от 06.09.2009. Приказ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03 – 2960.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011г.
29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Пояснительная записка
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Программа расчитана на 1 год обучения,для учеников обучающихся в 6 классе с нагрузкой 1 час в неделю (в год 35 часов).Режим занятий: четверг с 14.00-14.45.
Цель программы:
обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи программы:
углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
воспитание культуры обращения с книгой;
воспитания любви и уважения к родному языку;
развитие смекалки и сообразительности;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов), проведением практических занятий с элементами игр и игровых элементов, использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
Планируемые результаты, изучения учебного предмета:
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов:
повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
развитие интеллектуального потенциала школьников;
повышение уровня речевой грамотности обучающихся;
развитие личности шестиклассников.
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Программа рассчитана на 1 год обучения. 35 часов в год. 1 час в неделю.
Содержание программы.
Язык – вековой труд поколений. (3ч).
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов».
Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1ч.)
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
Не все годится, что говорится. (2ч.)
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?».
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».
«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2ч.)
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.
Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».
Каков человек, такова его и речь. (2ч.)
Орфоэпические нормы в русском литературном языке. Фонетический КВН.
«С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Различай и отличай. (2 час.).
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.
Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?(2 час.)
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4 час)
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир.
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
Нет той тайны, чтобы не была явна. (4 ч.)
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.
Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».
В многословии не без пустословия. (2ч.)
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.
По речи узнают человека. (2ч.)
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.
Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Конкурс знатоков речи.
Что в имени тебе моем? (3 ч.)
История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта.
Итоговое занятие. (1ч.)
Аукцион знаний.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Колич. часов | Планируемые результаты |
1 | Язык – вековой труд поколений. | 3 | Составляют текст по пословице или поговорке о языке, работают с различными толковыми словарями. |
2 | Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. | 1 | Изучают специализированную литературы по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения. |
3 | Не все годится, что говорится. | 2 | Анализируют текст. Составляют свой текст. Используют приемы ознакомительного и просмотрового чтения. |
4 | Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов | 2 | Используют в собственной речи фразеологические обороты, синонимы, антонимы и т.д. оценивают собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекают необходимую информацию из фразеологического словаря и используют ее в различных видах деятельности. |
5 | Каков человек, такова его и речь | 2 | Осознают роль языка в жизни человека. Анализируют и характеризуют отдельные звуки речи. Овладевают основными правилами литературного произношения. |
6 | С русским языком можно творить чудеса! | 3 | Создают письменные тексты в соответствии с коммуникативной установкой. |
7 | Различай и отличай. | 3 | Составляют алгоритм к различным орфографическим правилам. |
8 | Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? | 2 | Составляют алгоритм к различным орфографическим правилам. |
9 | Кто грамоте горазд, тому не пропасть. | 4 | Составляют алгоритм к различным орфографическим правилам. |
10 | Нет той тайны, чтобы не была явна. | 5 | Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и библиотеки. Осваивают общие правила разговора по телефону. Выполняют тренировочные упражнения по ведению телефонного разговора, соблюдая основные правила этикета телефонного общения. |
12 | В многословии не без пустословия. | 2 | Изучают правила подготовки ответа-монолога: определяют тему сообщения, подбирают материал на данную тему, выделяют важные мысли, овладевают приемами подготовки монолога. |
13 | По речи узнают человека. | 2 | Изучают приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником на разных стадиях беседы. |
14 | Что в имени тебе моем? | 3 | Овладевают основными понятиями антропонимики. Выполняют и защищают проект о происхождении имен. |
15 | Итоговое занятие. | 1 | Проведение мониторинга в форме «Аукцион знаний» по темам курса. |
Средства обучения
1. Мультимедийные презентации по темам: «Великие люди о языке», «Лексические диалектные
различия и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Крылатые выражения»,
2. Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (х\ф)
3. Словари и справочники по русскому языку:
-Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2006
-Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа, Москва,2006
-Краткий этимолого-орфографический словарь. Патрамова З.С..Саратов, «Лицей»2005
4. Мультимедийные пособия.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007, 2008, 2010.
Полезные ссылки в сети Интернет
1. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
2. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
3. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
4. Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна! (www.knigge.ru)
5. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
6. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).
7. Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/).
8. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Колич. часов | Дата план. | Фактич. дата | Примечание |
| Язык – вековой труд поколений. | 3 | | | |
1 | Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. | 1 | | | |
2 | Р.р. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. | 1 | | | |
3 | Лингвистическая игра «Происхождение слов». | 1 | | | |
| Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. | 1 | | | |
4 | Лексикография – наука о составлении словарей. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. | 1 | | | |
| Не все годится, что говорится. | 2 | | | |
5 | Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?». | 1 | | | |
6 | «Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка» | 1 | | | |
| Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов | 2 | | | |
7 | Р.р. Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. | 1 | | | |
8 | Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». | 1 | | | |
| Каков человек, такова его и речь | 2 | | | |
9 | Орфоэпические нормы в русском литературном языке. | 1 | | | |
10 | Фонетический КВН. | 1 | | | |
| С русским языком можно творить чудеса! | 3 | | | |
11 | Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. | 1 | | | |
12 | Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. | 1 | | | |
13 | Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». | 1 | | | |
| Различай и отличай. | 3 | | | |
14 | Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. | 1 | | | |
15 | Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. | 1 | | | |
16 | Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов. | 1 | | | |
| Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? | 2 | | | |
17 | Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. | 1 | | | |
18 | Викторина «Узнай меня». Работа с текстами. | 1 | | | |
| Кто грамоте горазд, тому не пропасть. | 4 | | | |
19 | Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. | 1 | | | |
20 | Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир. | 1 | | | |
21 | Звукоподражательные слова, их роль и употребление. | 1 | | | |
22 | Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи. | 1 | | | |
| Нет той тайны, чтобы не была явна. | 5 | | | |
23 | Решение филологических задач. Логогрифы. | 1 | | | |
24 | Шарады. Метаграммы. Лингвистические кроссворды. Игры с рифмой. | 1 | | | |
25 | Анаграммы. Лингвистические загадки. | 1 | | | |
26 | Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике. | 1 | | | |
27 | Телефонный разговор. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте». | 1 | | | |
| В многословии не без пустословия. | 2 | | | |
28 | Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. | 1 | | | |
29 | Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. | 1 | | | |
| По речи узнают человека. | 2 | | | |
30 | Как поддержать разговор. Сценарий диалога. | 1 | | | |
31 | О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Конкурс знатоков речи. | 1 | | | |
| Что в имени тебе моем? | 3 | | | |
32 | История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. | 1 | | | |
33 | Проект о происхождении имен. | 1 | | | |
34 | Защита проекта | 1 | | | |
| Итоговое занятие. | 1 | | | |
35 | Аукцион знаний. | 1 | | | |