ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Занимательная география»
(5 класс)
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.
2) Основной образовательной программы основного общего образования.
3) Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2013.
Особенности содержания данной программы внеурочной деятельности заключаются в том, что пятиклассники получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Программа включает создание моделей географических инструментов и природных объектов, организацию систематических наблюдений за погодой, работу с интернет-ресурсами и картой своего района, проектирование путешествий по своей местности, экскурсии на метеостанцию, к историческим и природным памятникам своей малой Родины, проведение природоохранных мероприятий и просветительских акций. Реализация программы внеурочной деятельности «Занимательная география» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому, гражданскому и экологическому воспитанию школьников, привитию навыков природоохранного поведения.
Учитывая особенности среднего школьного возраста, интерес пятиклассников к изучению нового учебного предмета, любопытство и познавательную активность к явлениям жизни и природы, программа внеурочной деятельности «Занимательная география» является актуальной в системе школьного географического образования.
Данная программа является практико-ориентированной, направлена на реализацию общеинтеллектуального направления и способствует формированию требуемых универсальных учебных действий для 5-классников и соответствует требованиям ФГОС.
Целью программы является формирование творчески развитой личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры.
Задачи программы:
образовательные:
- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых географических знаний и знаний о природе, полученных в начальной школе;
- формирование представлений о методах изучения географии;
- формирование географического взгляда на мир;
- приобретение знаний о природе родного района и его компонентах, как о предмете исторического и культурного развития общества;
воспитательные:
- формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию своей местности как результату взаимодействия природы и человека;
- формирование умения ориентироваться на местности, использовать источники географической информации, прежде всего географические карты, в том числе электронные;
- формирование основ экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- осознание семейных ценностей, связей и традиций в географическом аспекте;
- воспитание патриотических чувств к своей малой родине, формирование патриотического сознания учащихся;
развивающие:
- формирование гражданского самосознания;
- развитие основных психических процессов школьников: воображение, память, мышление, речь и др.;
- развитие кругозора учащихся;
- формирование способности к использованию географических знаний и умений в решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем.
Программа рассчитана на изучение обучающимися 5-х классов в течение 34 часов в год, из расчета 1 час в неделю. 8 часов отведено на теоретическую часть, 26 часов на практическую и экскурсионную часть. Проведение экскурсий, путешествий по своей местности осуществляется интенсивами. На каждом занятии осуществляется практическая направленность.
Основной формой организации внеурочной деятельности является кружок с элементами творческой лаборатории.
Методы и приемы обучения:
- беседа по изучаемому материалу;
- работа с различными источниками географической информации;
- исследование;
- наблюдение;
- описание;
- составление моделей географических инструментов и географических объектов;
- проектирование учащимися маршрутов путешествий по территории своей местности;
- защита разработанных проектов;
- работа с ресурсами сети Интернет;
- проведение экскурсий, походов и групповых занятий.
Виды деятельности:
- учебно-исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- моделирование;
- ориентирование на местности и чтение карт различного содержания;
- работа с различными источниками географической информации;
- работа в сети Интернет.
Формы организации внеурочной деятельности:
- исследовательские и проектные работы;
- создание моделей географических инструментов и природных объектов;
- экскурсии (на метеостанцию, к водным объектам своей местности, в районный исторический музей, к памятным местам района);
- природоохранные мероприятия, просветительские акции;
- выставки проектов и защита разработанных маршрутов путешествия по своему району.
Учебно-тематический план.
тема | общее количество часов | В том числе: | характеристика деятельности учащихся |
|
аудиторные | внеаудиторные |
Введение | 1 | 1 | 0 | теоретическое занятие |
Географическое познание нашей планеты | 5 | 5 | 0 | создание моделей географических инструментов |
Наблюдения – метод географической науки | 5 | 3 | 2 | создание моделей географических инструментов; экскурсия на метеостанцию; систематические наблюдения |
Картографический и описательный методы географии | 7 | 3 | 4 | проектные работы; экскурсии к памятным местам района; выставки проектов и защита разработанных маршрутов |
Геоинформационные системы в географии | 4 | 4 | 0 | исследовательские и проектные работы; географическая игра «Знатоки картографии» |
Изучение своей местности | 12 | 5 | 7 | исследовательские и проектные работы; создание моделей природных объектов; экскурсии (к водным объектам своей местности, в районный исторический музей, к памятным местам района); природоохранные мероприятия, просвети-тельские акции; географические игры; выставка и защита проектов |
Итого: | 34 | 21 | 13 | |
Содержание программы
Введение.
География – одна из наук о природе. Методы изучения природы. Объекты изучения географии.
Основные понятия: география, объекты и методы изучения географии.
Раздел 1.
Географическое познание нашей планеты.
География – одна из самых древних наук о Земле. Построение модели, демонстрирующей разную освещенность Солнцем пунктов, расположенных на одном меридиане. Следствия шарообразности Земли. Как Эратосфен определил размеры Земли? Работа с картой Древнего Египта.
Гномон – древнейший астрономический инструмент. Принцип работы гномона. Построение модели солнечных часов.
Квадрант – древнейший астрономический инструмент. Построение модели квадранта. Организация наблюдения за высотой Солнца над горизонтом.
Теллурий – модель, демонстрирующая положение Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Построение модели теллурия. Вращение Земли вокруг Солнца.
Основные понятия: география, гномон, квадрант, теллурий, шарообразность Земли.
Формы организации внеурочной деятельности:
- создание моделей географических инструментов.
Раздел 2.
Наблюдения – метод географической науки.
Фенологические наблюдения. Погода и метеорологические наблюдения. Метеорологическая станция. Экскурсия на метеорологическую станцию.
Построение простейшего самодельного флюгера.
Как предсказать погоду? Прогноз погоды. Синоптики. Составление прогноза погоды на зиму и ноябрь по народным приметам.
Работа с данными сайтов Гидрометцентр России и Погода РБК.
Наблюдение за погодой.
Основные понятия: фенология, погода, метеорология, метеорологическая станция, метеорологические наблюдения, флюгер, синоптик, прогноз погоды.
Формы организации внеурочной деятельности:
- создание моделей географических инструментов;
- экскурсия на метеостанцию;
- систематические наблюдения.
Раздел 3.
Картографический и описательный методы географии.
Карта – особый язык географии. Масштаб. Направления.
Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения школы, часто посещаемых мест (адреса проживания родственников, друзей, место работы родителей, объектов социальной сферы и т.д.). Составление маршрута пути из дома в школу.
Составление по карте своего населенного пункта маршрутов передвижения в течение недели. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний.
Определение по карте своего района известных учащимся населенных пунктов и территорий (места проживания родственников, друзей, места отдыха, рыбалки, расположения дач и т.д.) Определение расстояний и направлений, составление и описание маршрутов поездок семьи по территории района.
Оформление проектов путешествий с использованием личных фото- и видеоматериалов.
Планирование путешествий по территории своего района в период каникул. Определение целей путешествия, способов передвижения и выбор объектов для посещения: рекреационный маршрут, экологический маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут и др. Сбор информации об объектах посещения. Реализация запланированных путешествий.
Составление и оформление проектов различных по целям путешествий по территории своего района с использованием личных фото-, видео- и других материалов.
Основные понятия: географическая карта, масштаб, направления, проект путешествия, рекреационный маршрут, экологический маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут.
Формы организации внеурочной деятельности:
- проектные работы;
- экскурсии к памятным местам района;
- выставки проектов и защита разработанных маршрутов путешествия по своему району.
Раздел 4.
Геоинформационные системы в географии.
ГИС – комплекс различных данных. Программа Coogl Earth. Возможности изображения географических объектов и поверхности Земли в программе Coogl Earth. Хронологические изменения в результате деятельности человека. Территория олимпийского Сочи в 2005 году и 2014 году. Определение координат, направлений и расстояний в программе Coogl Earth. Разработка и подготовка картографических заданий для одноклассников с использованием возможностей программы Coogl Earth.
Основные понятия: геоинформатика, геоинформационные системы, географические координаты.
Формы организации внеурочной деятельности:
- исследовательские и проектные работы;
- географическая игра «Знатоки картографии».
Раздел 5.
Изучение своей местности.
Кущевский район на карте Краснодарского края. Природа Кущевского района. Особенности рельефа, климата, вод, растительного и животного мира.
Составление описания погоды за месяц (месяцы) по своим наблюдениям. Определение среднесуточной и среднемесячной температуры. Построение графиков хода температур. Роза ветров. Построение розы ветров по своим наблюдениям.
Изучение и описание свойств воды. Измерение скорости просачивания воды в различных горных породах. Создание модели родника. Экскурсия к роднику колхоза им. Кирова – единственному памятнику природы водного профиля в Кущевском районе. Исследование родников на местности. Визуальная оценка экологического состояния реки Ея, родника колхоза им. Кирова. Определение и сравнение параметров воды в реке и роднике. Природоохранные мероприятия по очистке и благоустройству родников, реки.
Свойства почв своей местности. Определение структуры и механического состава образцов почв. Приспособленность организмов к жизни в почве. Растения – индикаторы для определения содержания воды и гумуса в почве, кислотности почв.
Горные породы своей местности. Работа с коллекцией минералов и горных пород. Путешествие в мир камней. Использование минералов и горных пород человеком.
Топонимика. Изучение происхождения географических названий своей местности. История станичных улиц. Знаменитые земляки. Посещение районного исторического музея.
Основные понятия: рельеф, климат, воды, родник, река, описание погоды за месяц, среднесуточная и среднемесячная температура, график температур, роза ветров, свойства воды, памятник природы, экологическое состояние, природоохранные мероприятия, почва, структура почв, механический состав почв, приспособленность организмов, растения – индикаторы, гумус, кислотность почвы, горные породы, минералы, топонимика.
Формы организации внеурочной деятельности:
- исследовательские и проектные работы;
- создание моделей природных объектов;
- экскурсии (к водным объектам своей местности, в районный исторический музей, к памятным местам района);
- природоохранные мероприятия, просветительские акции;
- географические игры;
- выставка и защита проектов.
Предполагаемые результаты внеурочной деятельности:
личностные результаты предусматривают:
- опыт исследовательской деятельности по изучению различий в освещенности Земли, по изучению свойств водных объектов своей местности, почв, изучению происхождения географических названий своей местности;
- способность к самоорганизации для систематических наблюдений за состоянием погоды, высотой солнца над горизонтом;
- осмысление личностно значимых для семей учащихся мест на карте Кущевского района;
- положительную мотивацию к природно-охранной деятельности;
метапредметные результаты:
- опыт исследовательской деятельности;
- опыт наблюдения, анализа и обобщения полученных результатов наблюдения;
- построение графиков, определение средних значений;
- умение планировать свою деятельность, оформлять результаты своей деятельности, представлять её товарищам;
- умение прогнозировать результат своей деятельности;
- умение использовать имеющиеся знания и умения для формирования экологически безопасного природоохранного поведения;
предметные результаты:
- формирование представлений об объектах и методах изучения географии;
- иметь представления о моделировании и моделях приборов и географических объектов;
- формирование умения проектировать маршруты, личностно-значимые для учащихся;
- умение раскрывать основные понятия, представленные в ходе внеурочной деятельности по курсу «Занимательная география»;
- умение работать с различными источниками географической информации, в том числе с Интернет-источниками;
- умение презентовать результаты своей деятельности в направлении мониторинговых исследования в природе, экологической и природоохранной деятельности, картографии и проектирования маршрутов путешествия по картам своей местности.
Это предполагает:
-освоение знаний об основных понятиях, изучаемых в курсе «Занимательная география»; особенностях природы своей местности, о путях её изучения, сохранения или улучшения и рационального использования;
-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Словарь основных терминов и понятий:
воды | познавательный (экскурсионный) маршрут |
география | почва |
географическая карта | природоохранные мероприятия |
географические координаты | приспособленность организмов |
геоинформатика | прогноз погоды |
геоинформационные системы | проект путешествия |
гномон | растения – индикаторы |
горные породы | река |
график температур | рекреационный маршрут |
гумус | рельеф |
квадрант | родник |
кислотность почвы | роза ветров |
климат | свойства воды |
масштаб | синоптик |
метеорология | среднесуточная и среднемесячная температура |
метеорологические наблюдения | структура почвы |
метеорологическая станция | теллурий |
минералы, | топонимика |
методы изучения географии | шарообразность Земли, |
механический состав почвы | флюгер |
направления | экологический маршрут |
объекты изучения географии | экологическое состояние |
памятник природы | фенология |
погода | |
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
1. Александрова В.П., Гусейнов А.Н., Нифантьева Е.А., Болгова И.В., Шапошникова И.А. Изучаем экологию города на примере московского столичного региона (пособие учителю по организации практических занятий)// М.: Издательство Бином. – 2009. 400 с., илл.
2. Летягин А.А. Дневник географа-следопыта/М.: издательский центр «Вентана-Граф». – 2013.96 с.. илл.: вкл.
3. И.А.Терская «География Краснодарского края. Природа. Экономика» учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений- Краснодар: Образовательных издательско-полиграфический центр «Перспективы образования», 2003. – 144 с., илл., карт.
4. Чучмай Г.Т. Тайна географических названий. География Краснодарского края. – 2-е изд., испр и доп. – Краснодар: Кубанский учебник, 2000. – 144 с.: илл.
5. Сайты Гидрометцентр России и Погода РБК;
6. Программа Coogl Earth.