СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания и социализации обучающихся "Новое поколение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Совершенствовать формы и методы системы эффективного воспитания, способствующие формированию базовых национальных ценностей у обучающихся
  • формировать духовно – нравственные качества личности ребенка; воспитывать любовь к своей Родине и бережное отношение к природе;
  • развивать умение заботиться о своем здоровье, культуру здорового и безопасного образа жизни

воспитывать сознательное отношение к труду, способность к профессиональному самоопределению, социальную активность и  ответственность

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания и социализации обучающихся "Новое поколение"»

Новозыбковский филиал ГАПОУ

«Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники им. Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»











Программа воспитания и социализации обучающихся

"Новое поколение"

Срок реализации программы - 3 года














Составил:

Социальный педагог

Лукьяненкова Н.Д.









Новозыбков, 2018


Содержание

Паспорт программы

Пояснительная записка

Нормативно - правовая база

Организаторы и участники программы

Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Основные этапы реализации программы

Основные направления, ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

Нравственный потенциал

Взаимодействие классного руководителя с родителями

Содержание деятельности

Механизмы отслеживания результатов

Список литературы



Паспорт программы


Основания для разработки программы

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции 2013года с внесенными в него изменениями;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  • Приоритетные направления развития российского образования, одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 09.12.2004 года;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Полное название программы

Программа воспитания и социализации обучающихся «Новое поколение»



Сроки реализации программы

2018-2021г.г.

Цель программы:


Формирование сплочённого коллектива, духовно-нравственное становление толерантной личности и активной гражданской позиции обучающихся на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:


  • Совершенствовать формы и методы системы эффективного воспитания, способствующие формированию базовых национальных ценностей у обучающихся

  • формировать духовно – нравственные качества личности ребенка; воспитывать любовь к своей Родине и бережное отношение к природе;

  • развивать умение заботиться о своем здоровье, культуру здорового и безопасного образа жизни

  • воспитывать сознательное отношение к труду, способность к профессиональному самоопределению, социальную активность и ответственность



Ожидаемые результаты

  • Воспитание качеств гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества,

  • Снижение числа подростков, склонных к вредным привычкам.

  • Участие в культурном досуге.

  • 100% охват обучающихся во внеурочной занятости.

  • Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, формирование ЗОЖ,

  • Развитие интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.

  • Повышение удовлетворенности интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании.

  • Создание системы педагогического просвещения родителей, повышение уровня удовлетворенности.

  • Создание единого воспитательного пространства

Система контроля

Контроль реализации программы осуществляется в установленном администрацией филиала

Название организации

Новозыбковский филиал ГАПОУ "БТЭиР имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева"

Почтовый адрес учреждения, телефон

Брянская область, г. Новозыбков, ул. Рошаля 25

Телефон 8(48343)5-64-63


ФИО руководителя организации

Дмитроченко Светлана Алексеевна

ФИО автора программы

Лукьяненкова Надежда Дмитриевна





























Пояснительная записка

В Программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, другими социальными институтами.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование. В современной педагогике живут идеи сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности ее развития, эмпатии и толерантности. При этом необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления данной программы. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.


Нормативно-правовая база
  • Конвенция о правах ребенка;

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ»;

  • Национальная образовательная инициатива;

  • Приоритетные направления развития российского образования, одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 09.12.2004 года;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;



Организаторы и участники программы

Организаторы и участники программы воспитания и социализации «Новое поколение» - все субъекты воспитательного процесса: обучающиеся, родители, педагоги. Ответственный за ее реализацию – классный руководитель. Участниками реализации программы могут и должны быть социальные партнеры и субъекты воспитания. Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого воспитательного пространства и нравственного уклада подростковой жизни принадлежит педагогическому коллективу филиала и ее социальным партнерам. Формирование социально активной личности в филиале происходит в условиях уже сложившейся воспитательной системы. Главной ценностью является Человек, прежде всего личность обучающегося.

Воспитательная система выстраивается на основе Концепции по формированию образа жизни, достойной Человека. Человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. То есть первая составляющая цели воспитания - это интеллект подростка. Вторая составляющая - нравственность, мораль, духовный стержень. И, наконец, способность к саморазвитию, творчеству, самоопределению. Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. Достигнув этого, личность оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основы - истина, добро и красота. Таким образом, УВП направлен на освоение и присвоение наивысших ценностей жизни, на формирование личностных качеств обучающихся, на развитие их творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье. Особое внимание в воспитательной системе филиала акцентировано на аспектах социализации личности. Кроме данной программы, социальный опыт обучающиеся приобретают в результате реализации образовательных и воспитательных программ, действующих в ОУ; в процессе взаимодействия в рамках ученического самоуправления; в результате приобретения опыта общения в социальной среде.

Программа предполагает преемственность содержания, форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся на всех ступенях обучения. Управление воспитательной системой в группе осуществляется через структурные компоненты: группа, кружки, секции, методическое объединение классных руководителей, родительский комитет, Совет обучающихся и т.д.


Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.


Цель данной программы воспитания и социализации:

формирование сплочённого коллектива, духовно-нравственное становление толерантной личности и активной гражданской позиции обучающихся на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения поставленной цели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности обучающихся поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;

  • формирование морали - осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

  • усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

  • укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

  • формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

  • формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

  • осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

  • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.



В области формирования социальной культуры:

  • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

  • развитие патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

  • формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;

  • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

  • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

  • усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

  • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.





В области формирования семейной культуры:

  • укрепление отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

  • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

  • формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

  • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.






Основные этапы реализации программы


Этапы

Сроки

Курс

Задачи этапы

1 этап

2018-2019 г.

2019 - 2020 г.


1 курс

    1. Организационно-аналитический этап становления коллектива, определения проблем, постановки задач

    2. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 

    3. Формирование у обучающихся нравственного отношения к окружающим людям. 

    4. Формирование у обучающихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования. 

    5. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.


2 этап

2019-2020

2 курс

1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей. 
2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса. 
3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. 
4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек. 

3 этап

2019 - 2021 г.


3-4 курс


      1. Формирование умения находить приложение своим творческим способностям.

      2. Умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции. 

      3. Формирование навыков самопознания, поощрение попыток самосовершенствования. 

      4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.

      5. Анализ результатов реализации программы воспитания и социализации


Основные направления, ценностные основы воспитания и социализации обучающихся


 Содержанием воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

  • честь;

  • достоинство;

  • свобода (личная и национальная);

  • доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • любовь (к близким, друзьям, филиалу и действия во благо их);

  • дружба;

  • здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются обучающимися в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

  • Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. Задачи воспитания и социализации классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.




Основные направления воспитания и социализации обучающихся

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

  • воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

  • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

  • воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой); 

  • воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).


Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся



  • Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать подростка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника. 

  • Принцип воспитания творческой личности подростка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей. 

  • Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления обучающихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый подросток ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и обучающимися. Через свое участие в решении проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает обучающихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. 

  • Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам подросток, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации. 

  • Принцип сотрудничества. Стремление подростка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с подростком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:

  • Личностно – ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого подростка; видение, принятие личности обучающегося; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности обучающегося.

  • Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.

  • Компетентностный подход - формирование у обучающихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; обучающиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социальной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

  • Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности подростка в различных направлениях.


Ожидаемые результаты Нравственный потенциал.

Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций филиала. Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия. Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности группы и филиала, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.

 Познавательный потенциал.

Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

Коммуникативный потенциал.

Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.

Эстетический потенциал.

Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.

Физический потенциал.

Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.

  • Воспитание качеств гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества,

  • Снижение числа подростков, склонных к вредным привычкам.

  • Участие в культурном досуге.

  • 100% охват обучающихся во внеурочной занятости.

  • Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, формирование ЗОЖ,

  • Развитие интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.

  • Повышение удовлетворенности интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании.

  • Создание системы педагогического просвещения родителей, повышение уровня удовлетворенности.

  • Создание единого воспитательного пространства


Взаимодействия классного руководителя с родителями
  • Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;

  • Общение с родителями подростка должно служить не во вред, а во благо подростка;

  • Изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным;

  • Изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.


Исходя из этого, содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает 3 основных направления:


    1. психолого-педагогическое просвещение родителей (можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей):

  • индивидуальные и тематические консультации;

  • родительские собрания;

  • тренинги;

  • конференции;

    1. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

  • дни творчества подростка и их родителей;

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;

  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы филиала и группы;

  • шефская помощь;

    1. участие семей обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом в филиале;

  • участие родителей группы в работе Совета филиала;

  • участие родителей группы в работе родительского коллектива;


Нетрадиционные формы сотрудничества.

  • Родительские вечера

  • День открытых дверей

  • Индивидуальные консультации

  • Родительский лекторий

  • Групповые консультации

  • Тематические консультации

  • Внеклассные мероприятия с участием родителей

  • Тренинги

  • Родительские собрания с участием детей

  • Тематические мероприятия, проводимые родителями.












Темы родительских собраний

1 курс

1.Организационное.

2. Адаптация: трудности и пути их преодоления.

3. Подросток учится тому, что видит у себя в дому. Роль семьи в воспитании моральных качеств личности.

4. Роль семьи в воспитании подростков.

5. Это всё о нас!

6. Этот трудный подростковый возраст

7. Безопасный интернет

8. Поощрение и наказание в воспитании детей

9. Здоровый образ жизни - основа успешной жизнедеятельности


2 курс

  1. Ваш ребенок взрослеет


  1. Свободное время подростка. ЗОЖ


  1. Контакты и конфликты


  1. Воспитание толерантного человека


3 курс

  1. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка


  1. Способности и роль семьи в их развитии


  1. «Жизненные цели подростков


  1. Предотвращение отчужденности между родителями и детьми 



4 курс

  1. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение обучающихся


  1. Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых


  1. Роль самооценки в формировании личности


  1. Экзамены: как избежать стресса?





Механизмы отслеживания результатов (диагностики, мониторинг)


Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного процесса.


Основная цель мониторинга — выявить потенциальный ресурс филиала и разработать стратегию его реализации.


Задачи мониторинга:


1. Выявить уровень воспитанности обучающихся;

2. Исследовать степень содействия педагогических средств процессу развития личности воспитанника;

3. Получить информацию о результативности работы педагога - воспитателя;

4. Оценить эффективность воспитательного процесса.


Результаты:

  1. Получение достоверной информации о нравственном развитии, социализации личности обучающегося, о самочувствии воспитанников (внутренний комфорт), о результатах процесса воспитания.

  2. Фиксация происходящих изменений в личности воспитанников во времени и выявление тенденций развития личности.

  3. Определение наиболее эффективных педагогических средств воспитательного процесса, которые в наибольшей степени повлияли на развитие личности обучающегося.

  4. Оценка результативности воспитательных программ.

  5. Эффективное целеполагание, планирование, выбор содержания, методов и форм воспитательной деятельности.

  6. Корректировка воспитательного процесса, программ и планов работы филиала.

  7. Актуализация психолого –педагогической поддержки воспитанника.


В программу мониторинга уровня воспитанности обучающихся предлагается включить несколько видов методик:


  • Оценка уровня воспитанности обучающихся (Приложение №1)

  • Методика выявления коммуникативных склонностей воспитанников (Приложение №2)

  • Методика для изучения социализированности личности воспитанника (Приложение №3)

  • Методика изучения удовлетворенности воспитанников жизнью в филиале (Приложение №4)

  • Методика изучения эффективности воспитательных средств (Приложение №5)

  • Социометрический тест (Дж.Морено) (Приложение №6)


При изучении воспитанности особое внимание следует уделять выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. В этой связи следует создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение нескольких лет информации, учитывая, что информация об уровне воспитанности отдельного воспитанника хранится в течение всего срока обучения.

Обсуждение результатов диагностики, определение перспектив целесообразно проводить на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом совете. Об основных результатах исследования информируют родителей и воспитанников.

Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющимися показателями по предыдущему периоду, строится график личностного роста и диаграммы уровня развития группового коллектива.











Список литературы


  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  2. Федеральная программа развития образования \\ Вестник образования, 2000, № 12.

  3. Типовые положения об общеобразовательном учреждении. 2001.

  4. Образовательная политика России на современном этапе \\ Официальные документы в образовании, 2015, №2.

  5. Воспитательная система класса: Теория и практика: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. - 160 с.

  6. Ильенко Л.П. Программа развития СПО: структура, содержание, перспективное планирование работы. М., 2016.

  7. Макаренко А.С. Воспитание гражданина, М.: Просвещение, 2016

  8. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические раз­работки педагогических советов / Под ред. Е.Н. Степано­ва, М.А. Александровой. - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 160 с.

  9. Педагогика/ Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

  10. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / [сост.: Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина]. – М.:  Сфера, 2016.

  11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика, ч.1, ч.2 // М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2015. 

  12. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях вос­питания. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.

  13. Артюкова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика - 2015.- №4.

 


Приложение №1

Оценка уровня воспитанности обучающихся

№ п\п

Критерии

Уровень воспитанности

высокий 3б

средний 2б

низкий 1б

Проявления

1.

Внешний вид

Опрятный, не вызывающий, не раздражающий

 

Неопрятный, вызывающий, раздражающий

2.

Манера общения, речь

Общительный, открытый, вежливый

 

Стремится навязать своё мнение, употребляет ругательства

3.

Отношения с учителями

Уважительные, доброжелательные, почтительные

 

Неуважительные, с элементами грубости

4.

Отношения с одноклассниками

Дружеские, сопереживающие, с симпатией

 

Конфликтные, издевательские, с антипатией

5.

Дисциплинированность (в плане выполнения поручений)

С особой тщательностью выполняет все требования учителя

 

Игнорирует требования учителя, воспитателя, поступает исходя из личных интересов

6.

Отношение к школьному имуществу, труду других

Бережное, ценит труд окружающих

 

Пренебрежительное (ломает, пачкает, не ценит труд других)

7.

Особенности поведения

Систематически совершает положительные поступки

 

Имеют место отрицательные поступки (грубость, драки, опоздания, нарушения дисциплины)

8.

Отношение к своим поступкам

Адекватно оценивает свои поступки

 

Равнодушен, оправдывается

9.

Отношение к педагогическим воздействиям

Переживает, старается пересмотреть ситуацию и исправиться

 

С ожесточением

 

Протокол оценки уровня воспитанности группы

 

№п/п

ФИ воспитанника

Критерии уровня воспитанности (оценка в баллах)

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Иванов С.

3 б

2 б

3 б

2 б

1 б

3 б

1 б

2 б

2 б

19 б

2.

…..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 








Приложение №2


Методика выявления коммуникативных склонностей воспитанников

Цельвыявление коммуникативной развитости воспитанника

Ход проведения. Обучающимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Ели Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «-». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Вопросы

1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?

2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из - за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в группе?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли Вы опаздываете на встречи, свидания?

19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне коммуникативных способностей воспитанника:

Низкий уровень –0,1 –0,45

Ниже среднего –0,46 –0,55

Средний уровень –0,56 –0, 65

Выше среднего –0,66 –0, 75

Высокий уровень –0,76 –1


Протокол изучения коммуникативных склонностей обучающихся

 

ФИО

количество положительных ответов на нечетные вопросы, х

количество отрицательных ответов на четные вопросы, у

х + у

20

 



Приложение №3


Методика для изучения социализированности личности воспитанника

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.

Ход поведения. обучающимся предлагается прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 –всегда

3 –почти всегда

2 –иногда

1 –очень редко

0 –никогда

1. Стараюсь слушаться во всем своих препоавателей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем - то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что прав.

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности воспитанника получают при сложении всех оценок первой строки и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строкой. Оценка социальной активности - с третьей строкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строкой. Если получаемый коэффициент больше 3, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если он больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше 2 баллов, то можно предположить, что обучающийся имеет низкий уровень социальной адаптированности.

 

Протокол изучения социализированности личности

 





ФИО

коэффициент социальной адаптированности

уровень

коэффициент автономности

уровень

коэффициент социальной активности

уровень

коэффициент нравственной воспитанности

уровень

уровень социализированностия ∑коэф.

4

Приложение №4

Методика изучения удовлетворенности обучающихся жизнью в филиале

Цель: определить степень удовлетворенности обучающихся жизнью в филиале

Ход проведения. обучающимся предлагается оценить степень согласия с содержанием по следующей шкале:

4–совершенно согласен;

3–согласен;

2–трудно сказать;

1–не согласен;

0–совершенно не согласен.

1. Я иду на занятия с радостью.

2. В филиале у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашей группе хороший классный руководитель.

4. К нашим преподавателям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый педагог.

6. В группе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашем филиале созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые предметы.

9. Я считаю, что филиал  по –настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На каникулах я скучаю по учебе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности обучающихся жизнью  в филиале (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех обучающихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности обучающихся жизнью в филиале.




Приложение №5


Методика  «Изучение эффективности воспитательных средств»

Цель: изучить эффективность воспитательных средств.

Ход проведения. Каждому обучающемуся  предлагается оценить степень влияния ниже перечисленных средств:

-на его отношение к жизни, формирование у него положительных качеств;

Оценивать необходимо по следующей шкале:

3 –положительно повлияло очень сильно;

2 –почти не повлияло;

1 –отрицательно повлияло.


1. Общие дела

2. Групповые дела.

3. Взаимоотношения с преподавателями

4. Взаимоотношения в группе.

5. Взаимоотношения с родителями.

6. Занятия в кружке, секции или другом объединении по интересам.

7. Обстановка в группе.

8. Пример родителей.

9. Пример педагогов.

10. Отношение к Вам Ваших товарищей.

11. Ваше увлечение в свободное время.

 

Обработка результатов анкетирования.

Эффективность мероприятия можно выразить в процентах по формуле:

∑баллов по каждому показателю

Э = ------------------------------------------------- x 100%

3 x кол-во опрошенных

Воспитательное мероприятие считается эффективным при показателе выше 50%




Приложение №6

Социометрический тест (Дж.Морено)


Предварительно на доске или на ватмане представить список группы (из тех, кто присутствует на данный момент) в виде таблицы:

№ п\п.

Фамилия И.


Вопросы, задаваемые испытуемым:

Неформальные отношения

1. а) С кем бы ты хотел участвовать в группе по подготовке внеурочного мероприятия? (5 выборов)

б) С кем бы ты не стал вместе готовить мероприятие? (5 выборов)

Формальные отношения

2. а) С кем из одногруппников ты бы пошел в другую группу при расформировании группы? (5 выборов)

б) с кем из одногруппников ты бы легко расстался при расформировании группы. (5 выборов)












33