СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания лицея на 2022-2023 учебный год

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания лицея на 2022-2023 учебный год»

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ «ЛИЦЕЙ "СПЕКТР"

ГОРОДА ТОРЕЗА»

___________________ О.А. Колесник

(рассмотрен на заседании педагогического

совета – протокол от 16.08.2022г. № 14,

утвержден приказом от16.08.2022г. № 135)









ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

МОУ «ЛИЦЕЙ «СПЕКТР» Г. ТОРЕЗА»

















Торез, 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитания МОУ «Лицей «Спектр» города Тореза» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями, установленными Государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего и среднего общего образования. Программа строится на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства и направлена на воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.

Программа является обязательной частью основной образовательной

МОУ «Лицей «Спектр» города Тореза» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. Вместе с тем Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенных ГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.

Программа воспитания МОУ «Лицей «Спектр» города Тореза» включает четыре основных раздела:

  1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором кратко описана специфика деятельности школы в сфере воспитания.

  2. Раздел «Цели и задачи воспитания», где на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения целей.

  3. Раздел «Формы и содержание деятельности», в котором школа показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных целей и задач воспитания.

4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором показано, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводится перечень основных направлений самоанализа, который дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления.

К Программе воспитания прилагается календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год по уровням образования.

РАЗДЕЛ I

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Процесс воспитания в МОУ «Лицей «Спектр» города Тореза» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания являются следующие:

- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для

воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка

увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках

школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,

реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,

организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Оригинальные воспитательные находки школы.

1) Воспитательные системы класса, разработанные классными руководителями на основе системы персональных поручений, целенаправленных воспитательных мероприятий и оценочных инструментов;

2) Модель сотрудничества с родителями учащихся, построенная на установлении конструктивных отношений и целенаправленной организации совместной деятельности по развитию школьного уклада;

3) 100% - ного охвата внеурочной деятельностью всех категорий за счет профессионального ресурса педагогов школы с привлечением педагогов дополнительного образования;

5) Модель управления результатами образования на основе системы распределения поручений с учетом свободного выбора, обеспечивающая повышение уровня персональной ответственности каждого педагога за качество выполненной работы.

Принципы взаимодействия педагогов, школьников и их родителей, на которых основывается процесс воспитания в МОУ «Лицей «Спектр» города Тореза»:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,

соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

- ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для

каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников, педагогов и родителей;

- реализация процесса воспитания через создание в школе детско-взрослых

общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу при активном привлечении родителей учащихся;

- организация основных совместных дел школьников, педагогов и родителей

как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия

его эффективности.

МОУ «Лицей «Спектр» города Тореза» расположено в центре города, это способствует привлечению детей и родителей. В школе модульная система обучения, что позволяет перевести обучение на субъект - субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учениками, дозировать виды помощи, работать в системе по отслеживанию результатов обучения. Обучающиеся лицея посещают учреждения дополнительного образования: ДТ «Юность», ДЮСШ, Школой искусств №1, ДК им. Маяковского.

Успех воспитательного процесса зависит от взаимоотношений между учителем и учеником, которые должны развиваться на основе сотрудничества и делового партнерства. Учитель и ученики – равноправные субъекты учебно-воспитательного процесса МОУ «Лицей «Спектр» города Тореза».


РАЗДЕЛ II

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Донецкой

Народной Республики, России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,

укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа

Российской Федерации и народа Донецкой Народной Республики.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых

для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,

знания, культура, здоровье, человек), формулируется общая цель воспитания в

общеобразовательной организации - развитие обучающихся, проявляющееся в:

усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало

на основе этих ценностей (т. е. в усвоении ими социально значимых знаний);

развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т. е. в развитии их социально значимых отношений);

приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т. е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнёрские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным

особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые

приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных

уровнях общего образования.

1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень

начального общего образования) таким целевым приоритетом является

создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально

значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором

они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся

младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своём

новом социальном статусе обучающегося, т. е. научиться соответствовать

предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям

поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в образовательной

организации педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися

именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Их знание станет базой

для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими

опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом

и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:

− быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом

(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах

семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая

старшим;

− быть трудолюбивым, следуя принципу «делу время, потехе час» как

учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

− знать и любить свою Родину – родной дом, двор, улицу, город, село,

страну;

− беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в

классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и по возможности о

бездомных животных в своём дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не

засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

− проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать

спорные вопросы, не прибегая к силе;

− стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

− быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

− соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

− уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

− быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться

быть в чём-то не похожим на других; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание обучающимися младших классов данных социальных норм и

традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для этого

возраста, поскольку облегчает вхождение в широкий социальный мир, в

открывающуюся им систему общественных отношений.

2. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и прежде всего ценностных отношений:

− к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

− к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

− к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и которое нужно оберегать;

− к природе как источнику жизни на Земле, основе самого её существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

− к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и

создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

− к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

− к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,

музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

− к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

− к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как

равноправным социальным партнёрам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

− к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и

самореализующимся личностям, отвечающим за собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, поступки, повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся на ступени основного общего образования связано с особенностями подросткового возраста: со стремлением

утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому

миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает

становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных

ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития

социально значимых отношений обучающихся.

3. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего

общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных

условий для приобретения опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся

юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, выборе

дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в образовательной организации. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества:

− опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

− трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

− опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,

стране в целом, деятельного выражения собственной гражданской позиции;

− опыт природоохранных дел;

− опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в образовательной организации, дома или на улице;

− опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, проектной деятельности;

− опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, создания собственных произведений культуры, творческого самовыражения;

− опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

− опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтёрский опыт;

− опыт самопознания и самоанализа, социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:

− реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

− реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни

образовательной организации;

− вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные

объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности,

реализовывать их воспитательные возможности;

− использовать в воспитании обучающихся возможности школьного

урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с

обучающимися;

− инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на

уровне образовательной организации, так и на уровне классных сообществ;

− поддерживать деятельность функционирующих на базе образовательной организации детских общественных объединений;

− организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и

реализовывать их воспитательный потенциал;

− организовывать профориентационную работу с обучающимися;

− организовать работу школьных медиа, реализовывать их

воспитательный потенциал;

− развивать предметно-эстетическую среду образовательной организации и реализовывать её воспитательные возможности;

− организовать работу с семьями обучающихся, их родителями

(законными представителями), направленную на совместное решение проблем

личностного развития обучающихся.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в

интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.






РАЗДЕЛ III

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках

следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых

принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.

Используются следующие формы работы.

На внешкольном уровне:

• социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума.

• открытые дискуссионные площадки - регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.

• проводимые и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в

деятельную заботу об окружающих.


На школьном уровне:

• общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.

• торжественные ритуалы для первоклассников «Посвящение в первоклассники и пешеходы».

• награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На уровне классов:

• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

•проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне:

• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков

подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями

Работа с классным коллективом:

- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

- проведение классных часов, как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.

- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с учащимися:

• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) - со школьным психологом.

• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.

• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи.

• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

• регулярные консультации классного руководителя с учителями- предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

• привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

• регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

• помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями- предметниками;

• организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

• создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;

• привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

• организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.


Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

В реализации внеурочной деятельности принимают участие классные руководители, практические психологи, учителя - предметники, библиотекарь, социальные педагоги, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования.

Направления и цели внеурочной деятельности

1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое

развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с

учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.

2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.

3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование

функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.

4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.

5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления

разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.

6. Интеллектуальные марафоны – система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к

самообразованию.

7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего

развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.



Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией, ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.


Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско- взрослое самоуправление.

Детское самоуправление «Школьная республика» в школе осуществляется следующим образом.

На уровне школы:

• через деятельность выборного Совета старшеклассников, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы. Совет старшеклассников вправе исполнять функции представительного органа, целью которого является учет мнения учащихся при принятии локальных нормативных актов МОУ «Лицей «Спектр» города Тореза», затрагивающих их интересы. Решения Совета старшеклассников являются правомочными, если на заседании присутствовало не менее двух третей членов Совета старшеклассников и, если за него проголосовало простое большинство от числа присутствующих членов указанного совета старшеклассников. Решения, принятые Советом старшеклассников, в обязательном порядке доводятся до членов всех классных коллективов. Совет старшеклассников отвечает за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.;

• через деятельность Заседания министерств, Совета командиров, объединяющего Президента лицея, министров, командиров классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;

На уровне классов:

• через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, командиров, дежурных), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;

• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различных направления работы класса;

• через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.

На индивидуальном уровне:

• через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

• через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями, оформление классного уголка и т.д.

Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению

«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

• циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;

• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;

• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков– онлайн - уроки финансовой грамотности (регистрация пользователей на платформе проекта «Билет в будущее»-8-9 классы; тестирование на платформе проекта «Билет в будущее», Всероссийские открытые уроки на портале «ПроеКТОриЯ» -8-9 классы);

• индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.

Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

• Общешкольный родительский собрание, Управляющий совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

• семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения;

• родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;

• родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно- воспитательного процесса в школе;

• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

• семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

• социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

На индивидуальном уровне:

• работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

• индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.


Модуль «Школьные медиа»

Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися
и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа МОУ «Лицей «Спектр» города Тореза» реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

- школьная интернет-группа в социальной сети – разновозрастное сообщество обучающихся и педагогических работников, поддерживающее группу в социальной сетях ВКонтакте с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой обучающимися, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы.




Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»


Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

Поход - способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. Во время похода воспитательная задача решается воздействием на каждого участника со стороны коллектива. Длительность передвижения в походных условиях, постепенное повышение физических нагрузок воспитывают выносливость, волевые качества школьника, а также воспитывает коллективизм, взаимовыручку и дружелюбие.

Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:


1. Ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года;

2. Регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);

3. Выездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк.

4. Виртуальные экскурсии

5. Учебные экскурсии

6. Пешие походы по родному краю

7. Экскурсии в музеи и по памятным местам Донбасса.


К реализации модуля проекта активно привлекаются социальные партнеры из числа выпускников школы и родителей обучающихся. Таким образом, всё социальное окружение – педагоги, обучающиеся, родители, социальные партнёры – решают общую задачу приобщения детей к культурному наследию малой Родины и воспитанию патриотов.



Модуль «Организация предметно-эстетической среды»


Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

• оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.)и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия, оформление школы к ключевыми традиционным мероприятиям (День Знаний, Новый год, День Защитника Отечества, День Победы и другие),оформление зоны лагеря дневного пребывания, мотивационные плакаты, уголок безопасности;

• размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах ,интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);конкурсы рисунков к знаменательным датам календаря, выставка фоторабот обучающихся, стендовые презентации по подготовке к ГИА и ЕГЭ, «Уголок безопасности», информационные стенды «Твоя будущая профессия», «Сдаем ГТО», уголок здоровья и др.

• озеленение классных комнат и пришкольной территории, ,спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; проект «Школьный двор», «Цветочная клумба» и др.

• благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми, оформление классных уголков;

• Событийный дизайн–оформление пространства проведения конкретных школьных событий(праздников, церемоний, ,творческих вечеров, выставок, собраний,),создание фото зон к традиционным школьным праздникам, оформление входной группы(двери, окна фойе)в соответствии с различными событиями, с временем года, проекты «Новогоднее окно», «Окно Победы».

• регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков школьной и пришкольной территории: озеленение фойе и школьных коридоров (проекты «Зеленый подоконник», «Уютная школа»), высадка культурных растений, закладка газонов, создание инсталляционного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест.

• акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. Оформление стенда «Наши успехи».

• размещение в фойе первого этажа всей необходимой информации , родителей, гостей школы: стенды «Расписание уроков», «Внеурочная деятельность», «Коллектив школы», «Жизнь школы», «Школьные новости», «Важная информация» и др.






















РАЗДЕЛ IV

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется ежегодно силами МОУ «Лицей «Спектр» города Тореза».

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного процесса:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с

- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

- качеством существующего в школе ученического самоуправления;

- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;

- качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;

- качеством профориентационной работы школы;

- качеством работы школьных медиа;

- качеством организации предметно-эстетической среды школы;

- качеством взаимодействия школы и семей школьников.


Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. Оценка эффективности воспитательного процесса определяется методиками педагогической диагностики. Диагностика воспитательной деятельности представляет собой оценочную процедуру, направленную на выявление уровня воспитанности учащегося и развития детского коллектива. Методы диагностики позволяют прогнозировать пути и средства оптимального построения процесса воспитания. Для изучения, анализа и оценки перечисленных результатов разработан диагностико- аналитический инструментарий. Оценка эффективности воспитательного процесса определяется методиками педагогической диагностики. Диагностика воспитательной деятельности представляет собой оценочную процедуру, направленную на выявление уровня воспитанности учащегося и развития детского коллектива. Методы диагностики позволяют прогнозировать пути и средства оптимального построения процесса воспитания. Для изучения, анализа и оценки перечисленных результатов разработан диагностико - аналитический инструментарий.








32