СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания младших школьников с ОВЗ по ФГОС НОО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей, происходит активное накопление нравственного опыта. Формирование нравственного воспитания ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания младших школьников с ОВЗ по ФГОС НОО.»



Программа воспитания младших школьников с ОВЗ по ФГОС НОО.


Начальная школа – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей, происходит активное накопление нравственного опыта. Формирование нравственного воспитания ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

 

Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с ОВЗ. Воспитание детей с ОВЗ требует применения особых технологий, методов в работе педагога. 

Формирование нравственного  воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует  воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.

Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок.

При подборе методического сопровождения необходимо опираться на жизненный опыт детей; использовать материал доступный для восприятия и осознания; применять те формы работы, которые позволят ребёнку на практике применять полученные навыки.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, былины, притчи; они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ различных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.

       

Пояснительная записка.

Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.

Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Воспитание детей с ОВЗ требует применения особых технологий, методов в работе педагога.

      Данная программа  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания.  

Она определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию воспитания. Программа нравственного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья   направлена на формирование: общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Цель программы: создать условия для нравственного развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

 -   формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

  -  формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

- формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости;

- развитие самостоятельности в выборе нравственной позиции; способность различать нравственное и безнравственное в литературе, жизненных ситуациях;

-  формирование навыков исследовательско-поисковой деятельности, публичных выступлений.

В области формирования социальной культуры:

  -  развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями  в решении общих проблем;

   - укрепление доверия к другим людям;

   - формирование коммуникативных навыков  и готовности к взаимной помощи, навыков доброжелательного общения, умения бесконфликтно общаться;

- формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну;

- формирование интереса к культурному наследию своего народа; христианским ценностям.

В области формирования семейной культуры:

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

-  знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Принципы содержания нравственного воспитания учащихся с ОВЗ:

-  принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание бесед, сказок, виртуальных экскурсий должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

 - принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Содержание, формы и методы нравственного воспитания младших школьников с ОВЗ.

Коррекционно-развивающие занятия — это не только цикл занятий, а содержание, связанное с государственными праздничными датами, православным календарём и его праздниками. Все темы мастер- классов, проектов, рисунков, игр-драматизаций, подбор художественных произведений, сказок, былин посвящены целостному нравственному развитию личности ребёнка с ОВЗ.

   Под содержанием программы предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих осмыслению в ходе воспитательного процесса.

Содержание программы предусматривает осуществление различных видов деятельности: мастер-классы, проектная деятельность, драматизация, тренинговые упражнения социальных навыков, виртуальные экскурсии, выездные экскурсии, встреча с гостями, рисование, изготовление пальчикового театра и т.д.

Содержание программы:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма:

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России ;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего  города;

  • любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.


 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в общественных местах;

  • элементарные представления о истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.


3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о роли труда, значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке творческих проектов;

 4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

 5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музеям;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам.

   Ожидаемые результаты:

результат в данном случае - это принятие учащимися конкретных нравственных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Только при наличии действий,поступков  можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если дети с ОВЗ осознают, что такое «справедливость», «честность», «правдивость», «любовь к ближнему», и в разных жизненных ситуациях стремятся поступать в соответствии с этими понятиями, то можно отметить эффективность данной программы.

Посредством наблюдения за детьми во внеурочной деятельности необходимо отслеживать речь детей, поступки, мотивацию действий и на основании анализ наблюдений сделать вывод том, насколько воспитателю удалось внести свой вклад в решение задач воспитания – принятия детьми нравственных ценностей.

Тематика коррекционно-развивающих занятий для младших школьников с ОВЗ .

Дата  проведения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

КРЗ с элементами тренинга по формированию социальных навыков

«Все мы разные»

Беседа «Как сохранить дружбу?»


 Дискуссия «Добрые дела и плохие поступки»

Просмотр мультфильмов о дружбе с последующим обсуждением.

Октябрь

Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия в музей истории родного края

Виртуальная экскурсия по достопримечательностям родного края.

Экскурсия в музей города.

Ноябрь

Добрая сказка

Детские притчи

Философские сказки Козлова.

Виртуальная экскурсия «Что такое храм?»

Декабрь

Мастер-класс «Рождественские украшения на ёлку»

Мастер-класс «Рождественские гирлянды»

Мастер-класс

«Рождественские сказки»

Матер-класс «Рождественские подарки»

Январь

Былинные богатыри-защитники России.

Гости из МЧС. «Герои рядом»

Игры-драматизации.

Устный журнал «История имени».

Февраль

КРЗ

«Народные промыслы»

Мастер-класс «Народные промыслы».

Экскурсия в музей прикладного искусства.

Виртуальная экскурсия

«Народные промыслы».

Март

Доброта и любовь к ближнему. Материнская любовь. Гости бабушки, мамы учащихся.

 Доброта и любовь к ближнему. Материнская любовь. Гости бабушки, мамы учащихся.

Доброта и любовь к ближнему. Материнская любовь. Гости бабушки, мамы учащихся.

Доброта и любовь к ближнему. Материнская любовь. Гости бабушки, мамы учащихся.

Апрель

22 апреля Международный День Земли. Трудовой десант.

День здоровья.

День охраны памятников и исторических мест.

День космонавтики.

Май

Защита проекта «Моя семья»

Защита проекта «Чему учит сказка?»

Защита проекта «Погружение в старину. Внутреннее убранство избы. Семейные традиции.

Защита социального проекта «Город для всех».