СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология как наука.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психология как наука.»

Введение в психологию  История развития психологии. Цели и задачи психологии как науки.

Введение в психологию

История развития психологии.

Цели и задачи психологии как науки.

Психология – наука изучающая факты закономерности и механизмы психики человека( psyche- душа, logia - знания).
  • Психология – наука изучающая факты закономерности и механизмы психики человека( psyche- душа, logia - знания).
История становления психологии как науки включает в себя этапы: Психология как наука о душе Психология как наука о сознании Психология как наука о поведении Психология как наука о психики

История становления психологии как науки включает в себя этапы:

  • Психология как наука о душе
  • Психология как наука о сознании
  • Психология как наука о поведении
  • Психология как наука о психики
Отрасли психологии Общая Дифференциальная Медицинская Нейропсихология Социальная Психодиагностика Возврастная

Отрасли психологии

  • Общая
  • Дифференциальная
  • Медицинская
  • Нейропсихология
  • Социальная
  • Психодиагностика
  • Возврастная
Задачи психологии как науки: Реалеоретическое переосмысление психической организации человека с учётом результатов современных исследований в генетике… Разработка психологического инструментария для качественной и оперативной диагностики психологического характера человека. Участие в разрешении комплексных проблем современности, в которых большое значение имеет человеческий фактор. Реализация программ по повышению психологической культуры людей. Разработка способов активного обучения и воспитания подрастающего поколения с учётом действия психологических законов Реализация прикладных программ в самых различных сферах. Содействие нейтрализации негативных психологических последствий различного рода катастроф.

Задачи психологии как науки:

  • Реалеоретическое переосмысление психической организации человека с учётом результатов современных исследований в генетике…
  • Разработка психологического инструментария для качественной и оперативной диагностики психологического характера человека.
  • Участие в разрешении комплексных проблем современности, в которых большое значение имеет человеческий фактор.
  • Реализация программ по повышению психологической культуры людей.
  • Разработка способов активного обучения и воспитания подрастающего поколения с учётом действия психологических законов
  • Реализация прикладных программ в самых различных сферах.
  • Содействие нейтрализации негативных психологических последствий различного рода катастроф.

Психика – совокупность психологических процессов, явлений и состояний. Психические процессы – формы психики обеспечивающие познание деятельности и общения. Психические явления – результат деятельности человеческой психики Психические состояния – переживаемое человеком определенное состояние психики в зависимости от :  Окружающих Индивидуальных особенностях Физическое

Психика – совокупность психологических процессов, явлений и состояний.

  • Психические процессы – формы психики обеспечивающие познание деятельности и общения.
  • Психические явления – результат деятельности человеческой психики
  • Психические состояния – переживаемое человеком определенное состояние психики в зависимости от :
  • Окружающих
  • Индивидуальных особенностях
  • Физическое
Психические процессы Познавательные Волевые Эмоционально-чувственные  Ощущение  Восприятие  Память  Мышление  Воображение

Психические процессы

Познавательные Волевые Эмоционально-чувственные

Ощущение

Восприятие

Память

Мышление

  • Воображение
Направления развития психологии как науки  Бихевиоризм Психоанализ Гештальтпсихология Когнитивная психология Гуманистическая

Направления развития психологии как науки

  • Бихевиоризм
  • Психоанализ
  • Гештальтпсихология
  • Когнитивная психология
  • Гуманистическая
Принципы психологии  Причинная обусловленность Единство сознания и деятельности Системность Развитие Объективность Единство диагностики и коррекции Ненанесение ущерба испытуемому

Принципы психологии

  • Причинная обусловленность
  • Единство сознания и деятельности
  • Системность
  • Развитие
  • Объективность
  • Единство диагностики и коррекции
  • Ненанесение ущерба испытуемому
Методы психологии Метод – способ получения психологических фактов. Психологические факты- проявления психики человека , акты его поведение.  Методы  Основные  Вспомогательные  Наблюдение - изучения продуктов Эксперимент деятельности Анкетирование Беседа Тестирование

Методы психологии

  • Метод – способ получения психологических фактов.
  • Психологические факты- проявления психики человека , акты его поведение.

Методы

Основные Вспомогательные

  • Наблюдение - изучения продуктов
  • Эксперимент

деятельности

  • Анкетирование
  • Беседа
  • Тестирование
Наблюдение Наблюдение - систематичное целенаправленное прослеживание проявлений психики человека. Требует : Объект Постановка цели, разработка плана Определение сроков Выбор формы протоколирование, анализ, выводы. Главное правило – испытуемый не должен знать, что за ним наблюдают , так как изменится его поведенческая реакция.

Наблюдение

  • Наблюдение - систематичное целенаправленное прослеживание проявлений психики человека.

Требует :

  • Объект
  • Постановка цели, разработка плана
  • Определение сроков
  • Выбор формы протоколирование, анализ, выводы.

Главное правило – испытуемый не должен знать, что за ним наблюдают , так как изменится его поведенческая реакция.

Достоинства : Наблюдать можно за 1 человеком и за группой. Проводится в естественной для человека обстановке. Недостатки : Требует длительных временных затрат. Субъективизм в оценке полученных данных.

Достоинства :

  • Наблюдать можно за 1 человеком и за группой.
  • Проводится в естественной для человека обстановке.

Недостатки :

  • Требует длительных временных затрат.
  • Субъективизм в оценке полученных данных.
Виды :   По участию исследователя в наблюдаемом явлении По степени стандартизации Самонаблюдение

Виды :

  • По участию исследователя в наблюдаемом явлении
  • По степени стандартизации
  • Самонаблюдение
Эксперимент Эксперимент – исследование в процессе, которого исследователь сознаёт необходимые условия и стимулирует проявления психики , столько раз, сколько это необходимо. Алгоритм : Формирование гипотезы Методика Намечаются сроки Проведение эксперимента  Если подтвердилось – вывод Если нет – проверка методов и новая гипотеза

Эксперимент

Эксперимент – исследование в процессе, которого исследователь сознаёт необходимые условия и стимулирует проявления психики , столько раз, сколько это необходимо.

Алгоритм :

  • Формирование гипотезы
  • Методика
  • Намечаются сроки
  • Проведение эксперимента
  • Если подтвердилось – вывод
  • Если нет – проверка методов и новая гипотеза
Виды : Лабораторный Естественный Формирующий

Виды :

  • Лабораторный
  • Естественный
  • Формирующий
Вспомогательные - методы, которые используются в дополнении к основным и в качестве самостоятельных при изучении небольшого по объему вопроса. Тестирование – один из методов сбора первичной информации направленной на выявление особенностей психики или свойств личности человека.

Вспомогательные - методы, которые используются в дополнении к основным и в качестве самостоятельных при изучении небольшого по объему вопроса.

  • Тестирование – один из методов сбора первичной информации направленной на выявление особенностей психики или свойств личности человека.
Беседа и анкетирование Анкетирование – менее гибкий способ т.к. вопросы и ответы излагаются письменно , что не позволяет их варьировать. В процессе анкетирование и беседы выделяют 2  роли : Задающий вопросы ( реципиент) Отвечающий на вопросы ( ренспандент )  Требования : Вопросы понятные и доступные Предлагаются в логическом порядке Не должны содержать подсказку На ряду с прямым должны быть и косвенные вопросы

Беседа и анкетирование

  • Анкетирование – менее гибкий способ т.к. вопросы и ответы излагаются письменно , что не позволяет их варьировать.
  • В процессе анкетирование и беседы выделяют 2 роли :
  • Задающий вопросы ( реципиент)
  • Отвечающий на вопросы ( ренспандент )
  • Требования :
  • Вопросы понятные и доступные
  • Предлагаются в логическом порядке
  • Не должны содержать подсказку
  • На ряду с прямым должны быть и косвенные вопросы
Изучение продуктов деятельности Наибольший интерес представляют детские рисунки.  Параметры, учитывающиеся при анализе: Цвет Размер Расположения на листе бумаги Детализация Качество линий Дополнительные изображения

Изучение продуктов деятельности

  • Наибольший интерес представляют детские рисунки.
  • Параметры, учитывающиеся при анализе:
  • Цвет
  • Размер
  • Расположения на листе бумаги
  • Детализация
  • Качество линий
  • Дополнительные изображения
Классификация методов по Ананьеву Б.Г. Организационные Эмпирические Способы обработки данных Интерпретационные

Классификация методов по Ананьеву Б.Г.

  • Организационные
  • Эмпирические
  • Способы обработки данных
  • Интерпретационные