СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психомоторное развитие детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психомоторное развитие детей»

Психомоторная коррекция в структуре работы с детьми

с особыми возможностями здоровья

В дошкольном возрасте движение, двигательная активность является одним из важнейших условий и средств физического и психического развития ребёнка. В школьные годы уровень сформированности двигательной сферы ребёнка в значительной мере определяет его успешность (как в личностном плане, так и метапредметной и предметной деятельности)

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с отклонениями в психомоторном развитии. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: общей (крупной), тонких движениях кистей и пальцев рук, мимической и речевой моторике. Нарушение координации влияет на точность движений и общую ловкость, затрудняет рисование, письмо. Кроме того, наблюдается недостаточное развитие пространственной ориентации, произвольности, а также импульсивность, эмоциональная неустойчивость.

Помочь детям с недостаточностью психомоторного развития невозможно только в рамках физического и трудового воспитания. Возникла необходимость в специальных комплексных систематических занятиях.

В нашей школе это - Коррекционно-развивающая ритмика, на которой средствами музыки, слова и специальных двигательных психокоррекционных упражнений происходит развитие базальных нейропсихологических факторов:

  • модально-специфического,

  • кинестетического и кинетического, основа мышления

  • пространственного, условие адаптивного поведения, иначе - тревожность

  • произвольной регуляции психической деятельности,

  • энергетического обеспечения,

  • межполушарного взаимодействия.

Коррекция и развитие основных нейропсихологических факторов на занятиях имеет трехуровневую систему, согласно учению А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга.


Все чаще мы видим детей, для которых характерны

-быстрая утомляемость, вялость

-эмоциональная неуравновешенность

-аллергии

-частые болезни

-пониженный мышечный тонус (избыточный)

-неспособность самостоятельно завязывать шнурки

-синкинезии (движение языком во время письма)

-дизартрия, дисграфия

-нарушения полей зрения

А это признаки, что в развитии 1 функционального блока есть нарушения

Первый функциональный блок – энергетический (формируется с внутриутробного периода и до 2-3 лет)

  • Перерабатывает информацию о состоянии наших внутренних органов и регулирует их состояние

  • Поддерживает общий тонус ЦНС

  • Участвует в организации внимания, памяти, эмоций (особенно таких сильных как гнев, радость, страх, удовольствие)

Фактор энергетического обеспечения можно «вытащить» только, через активное движение, через тело

На наших занятиях используются комплексы дыхательных упражнений, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации, упражнения на развитие сенсомоторных взаимодействий (одновременных и реципрокных), расширение сенсомоторного репертуара. Важен и эмоциональный настрой

Второй функциональный блок - приема, переработки и хранения информации , которая поступает из внешнего мира через системы анализа (зрительная - вижу, слуховая - слышу и кожно-кинетическая - осязаю)

Формируется от 3 до 7 лет

Признаки нарушения:

- не сформированы пространственные представления (напр., школьник читает через абзац, пропускает слова, перепрыгивает через строчки…)

- нет сформированности сенсомоторной координации (напр., движения глаз и рук не согласованы)

- неловкость, однотипность движений

Работа направлена на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализацию правого и левого полушарий мозга. Работа идет «от тела» ребенка. Развиваются соматогнозис, тактильные и кинестетические процессы, зрительный гнозис, пространственные представления, развитие мнестических возможностей ребенка (тактильная, двигательная, зрительная, слухоречевая память). Обязательна в этом блоке отработка всех видов ползания, в определенной последовательности, в разных направлениях, с присоединением дыхательных упражнений, счета, движений языка, глаз.

Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости, точности движений, что сказывается затем на всей деятельности ребенка.


Третий блок отвечает за программирование, регуляцию и контроль протекания психической деятельности (формируется с 7 до 15 лет. Лобные доли полностью созревают к 20, иногда 25 годам)

Признаки нарушения развития 3 блока:

-отвлекаемость на любой стимул

-пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание упражнений

-бедная речь

-невозможность решать смысловые задачи

Развитие произвольной регуляции, смыслообразующей функции психических процессов на уровне целеполагания, программирования и самоконтроля обеспечивается введением ритуалов, игр с правилами, упражнений с заданиями.


Таким образом, теоретической основой организации занятий развития психомоторики являются современные представления

  • о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (Александр Романович Лурия),

  • принцип «замещающего онтогенеза» (Анна Владимировна Семенович),

  • учение о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении (Любовь Семёновна Цветкова).

Детский мозг довольно пластичен, и усилия, приложенные до 5-7 лет, могут дать удивительные результаты. С помощью специальных упражнений, игр мы прорабатываем все три блока, проживая каждый этап их развития заново

Способность к восприятию и воспроизведению ритма выступает в качестве базисной по отношению к различным сложным видам деятельности (предметной, изобразительной, речевой, письменной и др.)

Улучшаются качественные характеристики движения.

Развиваются такие личностные качества как самоконтроль, самооценка, произвольность движения и поведения, умение адекватно воспринимать требования учителя, формируются навыки общения, сотрудничества, навыки этики поведения, потребность в творческой деятельности.


А. В. Семенович обращает внимание на то, что «интеграция сенсомоторного репертуара ребенка — фундамент коррекции речевого разви­тия». Этот процесс не станет полноценным, если не занять­ся прицельно формированием у ребенка устойчивых, ав­томатизированных навыков владения теми системами, ко­торые обеспечивают нам любое действие. Ведь что бы мы ни делали, нам с необходимостью требуются в полном объеме движения глаз, языка, рук, ног. Но главное, они должны взаимодействовать как единый отлаженный меха­низм, не мешая друг другу.