СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по Уральским горам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по Уральским горам.»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 ГО Староуткинск»








Конструкт НОД по краеведению в

старшей группе.

«Путешествие по Уральским горам»





Разработала: Долгополова А.А., ВКК.








2022 год

Пояснительная записка

Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по горам Урала»

Возраст участников мероприятия: 5-6 лет (старшая группа)

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.

Задачи:

- познакомить детей с памятниками природы горной местности, их историей, его богатствами через игровую и экспериментальную деятельность;

- продолжить развивать интерес детей к изучению родного края, любознательность.

- воспитывать чувство гордости за природу родного края, инициативность в совместной и самостоятельной деятельности.

Планируемый результат:

- дети имеют представление о горной местности, памятниках природы, полезных ископаемых;

- дети имеют представление о легендах;

- дети имеют представление о пользе камня в природе и жизни человека;

- дети проявляют интерес в работе с картами;

- дети активны и эмоциональны в общении со сверстниками и взрослыми;

- дети инициативны в совместной и самостоятельной деятельности;

- дети умеют планировать свою деятельность и действовать по алгоритму;

- дети способны применить полученные знания в дальнейшей деятельности;

- дети мотивированны на получение новых знаний о неживой природе Урала.



Способы реализации выбранного направления

Используемые технологии: ИКТ, технология экспериментирования, технология макетирования, технология Н. А. Коротковой путешествие по карте, технология интеллект карт, личностно-ориентированная технология, технология виртуальной экскурсии, здоровье сберегающая технология (обеспечение социально-психологического благополучия ребенка), технология проблемного обучения.

Методы

Приёмы достижения результата

Наглядный метод

- показ физической карты России (географические обозначения на карте- условные знаки)

-дидактический и практический раздаточный материал

- макет горного ландшафта

- демонстрация слайдовой презентации


Словесный метод

-пояснение ( педагог поясняет выполнение заданий)

-рассказ с использованием фонограммы (рассказывает о памятниках природы Уральских гор)

- беседа (педагог задаёт детям уточняющие вопросы по ходу занятия)

- использование художественного слова

- легенда


Практический метод

- задание по условию (дети в подгруппах выполняют задание по заданному алгоритму)

- планирование деятельности ( дети планируют деятельность при добыче изучении каменного угля)

- фиксация результата (дети фиксируют исследованные свойства каменного угля, фиксируют полученные знания в интеллектуальной карте)


Игровой метод

-дидактическая игра

- игровая обучающая ситуация (дети принимают роль шахтёров)


Метод проблемного обучения


- вопросы проблемного характера



Этапы

(последователь

ность) деятельности

Содержание деятельности

Действия,

деятельность

педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Мотивация

Воспитатель обращает внимание детей на рюкзак, стоящий на стуле.

Прочтите стихотворение

З. Александровой «Если скажут слово Родина»

- О чём это стихотворение?

Давайте раскроем секрет слова «родная».

И поиграем в игру: «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная» «родной» подходящие слова. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным?

- А «родная сторона» как вы думаете, что это?

- Верно ребята, «родная сторона»- это место, где мы родились, живем, где всё родное. А как по- другому назовём это место?

1 слайд Здравствуйте, ребята! Меня зовут Влад и я очень люблю путешествовать и изучать разные уголки своей Родины. Давайте немного попутешествуем по карте вместе со мной.

2 слайд Как называется наша Родина? Кто мне может показать на карте нашу родину?

- Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

- А ещё в народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит?

3 слайд Давайте найдём на карте наш поселок Староуткинск.

Посмотрите, как велика Россия! Поэтому она разделена на несколько частей (регионов), чтобы легче было ориентироваться и управлять такой большой страной.

А вы знаете в каком части России находится наша малая Родина поселок Староуткинск ? Показ уральского региона на карте. И я предлагаю поближе познакомиться с Уралом с нашей малой Родиной, отыскать сокровища Урала и передать их в музей.

Создает игровую проблемную мотивационную ситуацию.



-поддерживает интерес детей.

задает вопросы

Эмоционально включает в действие, вовлекает в игровую ситуацию.

использует наглядно- информационные средства

- фонограмма

- контролирует выполнение совместного выполнения задания детей и родителей.

-работа с картой.

- расширяет знания детей, задает вопросы.




Подходят открывают его и достают лотерейный барабан с билетами и сверху находят сверток.

- рассказывают стихотворение.


Охотно вступают в контакт с педагогом, выражают собственные мысли, проявляют интерес к деятельности.


- смотрят слайды

слушают фонограмму




-дети называют пословицы.




Проявляют интерес, желание узнать новое о родных местах и активно участвуют в обследовании объектов на карте.


Дети активны, мотивированы на предстоящую деятельность.





умение вступать в диалог












Проявление интереса к малым формам фольклора




Пространственное ориентирование, представление о карте и её символах.







Этап подготовки к путешествию

- Вы готовы к путешествию?

Вытягивают билет - Уральские горы

- Замечательно, но на карте так много гор! В каком направлении мы будем двигаться?

Рассматривание карты

- Какого цвета на карте больше? Что обозначает зеленый, коричневый цвет? А голубые извилистые линии похожие на змеек?

4 слайд А чтоб вам было легче найти на карте Уральские горы я о них расскажу вам легенду. Посмотрите на карте, как растянулся Урал – пояс.

Теперь мы знаем куда идти.

- Как вы думаете, что нам нужно, чтобы отправиться в путешествие?

- Игра «Собери рюкзак»

А вы помните зачем мы идём в горы?

- А еще мы можем найти в горах различные камни. Их ещё самоцветы или полезные ископаемые называют.

физкультминутка «Гора».

поддерживает интерес детей.








- рассказ легенды



- задает вопрос, вовлекает в игровую деятельность.


Проводит с детьми физминутку, наглядно показывая правильное выполнение движений.

- работа с картой, схематическими изображениями на карте.

- высказывают свои предположения




Проявляют интерес к легенде.




Охотно вступают в игровую деятельность.





проговаривают стихотворение, выполняют действия.

-пространственное ориентирование, представление о карте и её символах.

-осознанное желание изучать карту России.




Представление о легенде





Умение выполнять работу сообща.





умение детей согласовывать речь с движением

Этап освоения новых знаний

5 слайд Вот мы и пришли в горы. Перед нами стоит скала Чёртово городище. (Голос со слайда рассказывает о горе)

6 слайд Подходим к горе Таганай. (Голос со слайда рассказывает о горе)

7 слайд А это гора Крестовая. (Голос со слайда рассказывает о горе)

- Как называют людей, которые добывают уголь? (шахтёры) А вход в шахту напоминает глубокий колодец. Давайте спустимся в колодец и попробуем раздобыть каменный уголь. Только сначала наденем каски чтоб защитить нашу голову от падающих камней, которые могут иногда осыпаться с гор.

Работа в парах. Возьмите молоточки, выберите себе место для работы и начинаем добывать каменный уголь. Работаем аккуратно, чтоб молоточком не ударить по рукам. Добытое сокровище рассматриваем.

-На что он похож? Какого цвета? Имеет ли запах?

-Взгляните на свои руки…что можете сказать про каменный уголь?

- А как вы думаете где используют каменный уголь?

- Какую пользу он приносит человеку?

- Посмотрите какие богатства Урала мы обнаружили в наших горах? Посмотрите как много здесь ещё разных камней. Попробуйте отыскать необычные камни для музея.

Я думаю нам пора возвращаться домой, путешествие наше было долгим и надеюсь интересным.

8 слайд Взгляните какая красота вокруг нас (скалистые места нашего города) вы узнаёте это место?

9 слайд Прощаются с Владом. До скорой встречи в следующем нашем путешествии. Я хочу вас познакомить с драгоценными камнями, ведь сегодня мы увидели только малую часть нашего Урала - нашего родного края.

Использует наглядно-информационные средства, фонограмма.

Знакомит с памятниками природы.

Расширяет знания детей, задает вопросы.

Пополняет активный словарь детей новыми словами.

Предлагает детям парное взаимодействие, организует.

Даёт установку по выполнению здания.

Проявляют интерес к природным памятникам.

желание узнать новое о объектах











- активно участвуют в тактильном обследовании объектов.

- дети в парах договариваются, планируют и согласовывают свои действия.

- отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.













Представление о памятниках природы.




обогащение активного словаря








умение выполнять работу сообща.




умение вступать в диалог.

Самоконтроль

Ребята, предлагаю создать свою карту гор.

Что нового узнали о родном Урале?

Где мы сегодня путешествовали?

Какие горы вам запомнились?

Что можно найти в горах?

Какие полезные ископаемые мы сегодня нашли?

- Помните, что у гор и у каждого камня есть своя легенда. Откуда же можно получить новые знания? Что вы научились делать в нашем путешествии?


Предлагает детям изученные объекты поместить на карте





Делают выводы

Составление интеллект карты

Этап открытости

- Ребята, что ещё можно узнать по карте?

- Что бы вы хотели ещё узнать об Урале, нашем крае?

- Кому мы можем показать нашу карту?

Я дарю вам эту замечательную книгу (лепбук «Хозяйка медной горы»), с её помощью вы узнаете ещё много интересного.

Мотивирует детей на продолжение использования карты в разных видах деятельности.


Дети предлагают варианты дальнейшей работы с картой

Дети способны планировать дальнейшую деятельность.