МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г, БЛАГОВЕЩЕНСКА
Обобщение педагогического опыта
«Пути и способы развития профессиональной компетентности и повышения педагогического мастерства учителя»
Учитель музыки
Галимова Ризида Мажитовна
31.10.2019г.
«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться»
А.С.Макаренко
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда
не может считать свое образование завершенным.
Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. (Слайд 2)
Несомненно, современный учитель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Однако, как показывает практика, формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности. Качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам учитель.
Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при овладении им системой необходимых знаний, навыков, умений, формировании профессионально важных качеств, способностей и готовности к педагогической деятельности и изменениям. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой.
Профессиональное развитие учителя - это не только рост, становление, личностная реализации в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но и главное - это качественное преобразование учителем своего внутреннего мира.
Основные пути развития моей профессиональной компетентности (Слайд 3)
В своей педагогической деятельности учитель для развития своего педагогического мастерства должен применять педагогические инновации, педагогические технологии. Для того, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них.
Учитель свободен в выборе современных педагогических технологий.
Какие технологии использую Я:
Технология проектной деятельности (Слайд 4)
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Исходя из целей и задач, которые стоят перед учителем музыки в современной школе, я применяю в своей работе данную методику проектной деятельности. В привитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал будет лишь репродуктивным, нежели познавательным. Для того чтобы заинтересовать детей активной деятельностью на уроке, им нужно предложить интересную и значимую проблему. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению, чего и требует современный ФГОС. (Слайд 5, Слайд 6)
Технология развития критического мышления (Слайд 7)
Критическое мышление – это тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
Важнейшим условием для развития критического мышления является создание проблемных ситуаций в процессе обучения. Потребность в критическом мышлении возникает тогда, когда мы сталкиваемся со сложными ситуациями выбора, которые требуют тщательного обдумывания и оценки.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить или делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.
Именно поэтому круги Эйлера – это тот метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще получить ответ.
Учащиеся в процессе работы с кругами Эйлера не только знакомятся с новыми понятиями и терминами, но и находят взаимосвязи между ними, что способствует оптимальному изучению и запоминанию.
«Круги по воде»
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути - это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Предмет музыка 5 класс тема: "Полифония в музыке и живописи" .
п-
о-
л-
и-
и-
ф-
о-
н-
и-
я-
"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" (Слайд 8)
Этот прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему. Например ,верно ли, что ария- вокальное произведение для хора, а квартет- ансамбль, состоящий из 5 участников.
Информационно - коммуникативные технологии. (Слайд 9)
На уроках музыки использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего - это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, способствует усвоению учебного материала, реализации творческого потенциала учащихся.
При проведении уроков музыки мною используются цифровые средства обучения:
1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов.
2. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
3. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии
4. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.
5. Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, которые раскрывают содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей.
6. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические интерактивные тесты и проверочные задания, интерактивные дидактические игры и тренажёры, образовательные ресурсы к урокам, презентации- викторины. [ 9]
Информационно-коммуникационные технологии используются на уроках музыки во всех классах.
Использование игровых технологий.
Цель игровой технологии :
-создать благоприятную атмосферу на уроке;
- повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;
- почувствовать успех в игровой ситуации;
- развивать комплекс различных способностей.
На уроках использую разнообразные творческие задания.
Графическое, цветовое моделирование музыки, (Слайд 10)
На уроках музыки учащиеся получают задание нарисовать услышанное произведение. Очень важно, какие зрительные образы вызвала музыка у слушателя, то что ребенок не может высказать словами, он сможет показать в рисунке. Творческие работы позволяют увидеть умение рисовать, т.е. творчески работать, сравнивать рисунки по цвету, а следовательно более точно определить эмоциональное отношение к услышанному и изображаемому.
А) Цвет рисунка играет огромную роль. Темные тона, холодные (темно-коричневый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т.е. отрицательного отношения к изображаемому, светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому.
Б) Тщательность и аккуратность деталей рисунка – при положительном отношении, при отрицательном – рисуется нарочито небрежно.
В) Творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность рисунка, свобода композиции рисунка, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеперечисленных характеристик. Оно свидетельствует о положительном эмоциональном отношении к изображаемому. Отсутствие данных характеристик свидетельствует об отрицательном отношении к изображаемому.
2.Прием «Найди пропущенное слово». (Слайд 11)
Прошу ребят найти слово, которое дополняло бы список рядом стоящих для подтверждения ключевого слова
(например, в пятом классе по темам связи музыки и литературы - «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» .
Романс – это … и музыка (литература).
Балет – это… танец и музыка (литература).
Опера – это … …музыка, танец, театр (литература, изобразительное искусство или прикладное).
Это задание можно выполнить как устно, так и письменно. Оно активно способствует развитию мышления в процессе поиска ассоциативных связей.
3. «Найди ненужное слово».
Учащимся предлагается из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее, в этом задании также нужно сочетать как учебный материал, так и творческую деятельность, направленную на развитие ассоциативного мышления.
Так, например, в 5 классе на уроках по темам «Музыка и литература»
учащимся предлагается цепочка музыкальных слов, которые исчезли бы из литературных произведений, не будь музыки. При перечислении учителем этих слов учащимся ставится условие: поднимать руку или говорить слово «нет» в случае «ошибки» педагога:
- песня, нота, рояль, пластика, дирижер, струна, строка, оркестр и т.д.
Участие в конкурсах профессионального мастерства, вебинарах, фестивалях. (Слайд 12)
Учитель:
- Всероссийский конкурс «Профессиональное мастерство»
Доклад «Психологический комфорт, как условие развития личности ребенка»
- Всероссийский конкурс талантов Доклад «ИКТ – в современной школе»
- Фестиваль международных и всероссийских дистанционных конкурсов "Таланты России" Доклад «Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки»
- Всероссийский педагогический конкурс «Лучшая презентация к уроку»
Вебинары:
- «Применение интерактивных технологий в образовательном процессе», РОСКОНКУРС. РФ
- «Освоение музыкального языка на основе продуктивных методов», Корпорация Российский учебник
- «Разведение понятий внеурочной деятельности и дополнительного образования», издательский дом «Просвещение»
- «Работа с электронной формой учебника», издательский дом «Просвещение»
Дети: (Слайд 13)
-VII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС МЕДИАПРОЕКТОВ «ГОРДОСТЬ ОТЧИЗНЫ»
- Всероссийский и Международный конкурс "Таланты России"
- XX открытый всероссийский фестиваль-конкурс юных дарований «АЛМАЗНЫЕ ГРАНИ»
-VII Межрегиональный фестиваль детского творчества «Ломая барьеры-2019»
- Республиканский детский конкурс вокального искусства «Апрель»
- Районный фестиваль юных дарований «ВЕСЕННИЕ КАПЕЛИ»
- Районный фестиваль национальных культур
- II районный фестиваль патриотического творчества имени Н.Я.Кисеслёва
- Онлайн-конкурсе творческих работ ко Дню Победы «Помнит сердце, не забудет никогда»
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. (Слайд 14)
Создание своего сайта Мультиурок
Мультиурок - проект для учителей
МультиУрок – образовательная площадка, на которой каждый учитель может бесплатно получить собственный сайт, делиться опытом, общаться и удобно следить за интересными публикациями своих коллег.
Свое выступление хочу закончить словами: (Слайд 15)
Развитие и повышение профессиональной компетентности учителя находится в его руках…