СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по физике ФКГОС 10 - 11 класс с календарно-тематическим планированием
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Первомайская школа №1 __________ Клименко Н.В. Приказ от «__» __2015г. № __
| «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ________ Куринная Н.М. «___» ___________ 2015г. | «РАССМОТРЕНО» на заседании МО ______Маланка В.В. Протокол от «___» ____ 2015г. №___ |
МБОУ Первомайская школа №1
Республика Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Физика»
для 10 -11 классов
на 2015 – 2016 учебный год
(базовый уровень)
Учитель: Жидкевич Оксана Николаевна.
Первомайское
2015 г.
Пояснительная запискаПрограмма построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа:
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ № 413 от 17.05.2012г.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2011.
Учебная программа составлена на основе авторской программы В.С.Данюшенкова, .В.Коршунова (2010 г издания); .6. ст.9 Закона РФ «Об образовании»; п.6 ст.6 Закона Тамбовской области «Об образовании»; приказа управления образования от 05.06.2009 №1593; приказа МО РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»). Программа соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта полного общего образования, примерной программы полного общего образования по физике.
Количество недельных часов: 2
Количество часов в год: 68
Уровень программы: базовый.
Тип программы: типовая
Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей:
· освоение знанийо фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
· овладение умениямипроводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
· развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
· воспитаниеубежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
· использование приобретенных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего полного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира.
Изучение физики в 10 классе осуществляется по учебнику Г. Я. МЯКИШЕВ, Б. Б. БУХОВЦЕВ, Н.Н. Сотский «Физика 10».
Изучение физики в 11 классе осуществляется по учебнику Г. Я. МЯКИШЕВ, Б. Б. БУХОВЦЕВ, В.М. Чаругин «Физика 11».
Обучение ведётся по программе, рассчитанной на 2 часа в неделю. Общее число часов по учебному плану за год составляет 68 часов. Это достаточное количество уроков, чтобы дать учащимся представление о новых темах данного учебного предмета. Данная учебная программа предполагает проведение лабораторных работ, которые дают возможность учащимся практически овладеть некоторыми навыками работы с лабораторным оборудованием, учит соблюдать правила техники безопасности в кабинете физики и служит формированию у обучающихся интереса к предмету физики. Так же данный курс предполагает проведение самостоятельных, тестовых и контрольных работ, которые дают возможность контроля практических знаний учащихся и проверки умения решать задачи по предмету.
Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа:
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ № 413 от 17.05.2012г.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2011.
Результаты освоения курса
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Общими предметными результатами обучения физики в 10-11 классе являются:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Метапредметными результатами обучения физики в 10-11 классе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и преобразовывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения курса физики в 10 класса являются:
освоение знанийо механических, тепловых явлениях,законах сохранения энергии, законах термодинамики и постоянного тока ,величинах, характеризующих эти явления,законы, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.
Предметными результатами обучения курса физики в 11 класса являются:
освоение знанийо магнитном поле, электромагнитной индукции, электромагнитных колебаниях и волнах, световых волнах, механических, фотоэффекте, Физике атомного ядра,солнечной системы и строении вселенной; величинах, характеризующих эти явления; законы, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями-проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний иуменийдля решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Личностными результатами обучения курса физики в 10-11 класса являются:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
применение полученных знаний иуменийдля решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Требования к начальной подготовке
учащихся 10 класса
знать понимать
смысл понятий:физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение.
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия.
-смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.
уметь
-описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;
-использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
-представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирическиезависимости:пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
-выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
-решать задачи на применение изученных физических законов;
-осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;
-оценки безопасности радиационного фона.
10 Класс. Содержание учебного материала.
(68 часов, 2 часа в неделю, резерв 0 час)
Физика и методы научного познания.(1час)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыт. Научное мировоззрение.
Кинематика (9 часов)
Механическое движение, виды движений, его характеристики. Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Графики прямолинейного движения.Скорость при неравномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка.
Демонстрации:
Относительность движения.
Прямолинейное и криволинейное движение.
Запись равномерного и равноускоренного движения.
Падение тел в воздухе и безвоздушном пространстве (трубки Ньютона)
Направление скорости при движении тела по окружности.
Знать: понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, амплитуда, период, частота колебаний.
Уметь: пользоваться секундомером. Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение). Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движениях. Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения. Рассчитывать тормозной путь. Оценивать и анализировать информацию по теме «Кинематика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Динамика (18 часов)
Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. I закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.Понятие силы – как меры взаимодействия тел. II закон Ньютона. III закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Явление тяготения. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки. Деформация и сила упругости. Закон Гука. Силы трения. Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Механическая энергия тела (потенциальная и кинетическая). Закон сохранения и превращения энергии в механики.
Лабораторная работа №1 «Изучение закона сохранения механической энергии».
Демонстрации:
Проявление инерции.
Сравнение массы тел.
Второй закон Ньютона
Третий закон Ньютона
Вес тела при ускоренном подъеме и падении тела.
Невесомость.
Зависимость силы упругости от величины деформации.
Силы трения покоя, скольжения и качения.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Изменение энергии тела при совершении работы.
Переход потенциальной энергии тела в кинетическую.
Знать понятия: масса, сила (сила тяжести, сила трения, сила упругости), вес, невесомость, импульс, инерциальная система отсчета, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия,
Законы и принципы: Законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии.
Практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин и механизмов.
Уметь: измерять и вычислять физические величины :массу, силу, жесткость, коэффициент трения, импульс, работу, мощность, КПД механизмов. Читать и строить графики, выражающие зависимость силы упругости от деформации. Решать простейшие задачи на определение массы, силы, импульса, работы, мощности, энергии, КПД. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов ускорения, силы, импульса тела. Рассчитывать силы, действующие на летчика, выводящего самолет из пикирования, и на движущийся автомобиль в верхней точке выпуклого моста; определять скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса, а также скорость тела при свободном падении с использованием закона сохранения механической энергии. Оценивать и анализировать информацию по теме «Динамика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Основы молекулярно-кинетической теории (11 часов)
Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Экспериментальное доказательство основных положений теории. Броуновское движение. Масса молекул. Количество вещества. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Температура и тепловое равновесие. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии. Измерение скорости молекул. Основные макропараметры газа. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха и ее измерение. Кристаллические и аморфные тела.
Демонстрации:
Опыты, доказывающие основные положения МКТ.
Механическую модель броуновского движения.
Взаимосвязь между температурой, давлением и объемом для данной массы газа.
Изотермический процесс.
Изобарный процесс.
Изохорный процесс.
Свойства насыщенных паров.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство принцип действия психрометра.
Конденсационный гигрометр, волосной гигрометр.
Модели кристаллических решеток.
Рост кристаллов.
Знать понятия: тепловое движение частиц, массы и размеры молекул, идеальный газ, изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы, броуновское движение, температура (мера средней кинетической энергии молекул), насыщенные и ненасыщенные пары, влажность воздуха, анизотропии монокристаллов, кристаллические и аморфные тела, упругие и пластические деформации.
Законы и формулы: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева — Клапейрона, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах.
Практическое применение: использование кристаллов и других материалов в технике.
Уметь: решать задачи на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева – Клапейрона, связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры. Читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа. Пользоваться психрометром; определять экспериментально параметры состояния газа. Оценивать и анализировать информацию по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Основы термодинамики (6 часов) Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия теплового двигателя. ДВС. Дизель. КПД тепловых двигателей.Демонстрации:
Сравнение удельной теплоемкости двух различных жидкостей.
Изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и совершении работы.
Изменение температуры воздуха при адиабатном расширении и сжатии.
Принцип действия тепловой машины.
Знать:понятия: внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты, удельная теплоемкость необратимость тепловых процессов, тепловые двигатели.
Законы и формулы: первый закон термодинамики.
Практическое применение: тепловых двигателей на транспорте, в энергетике
и сельском хозяйстве; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.
Уметь:решать задачи на применение первого закона термодинамики, на расчет работы газа в изобарном процессе, КПД тепловых двигателей. Вычислять, работу газа с помощью графика зависимости давления от объема. Оценивать и анализировать информацию по теме «Основы термодинамики» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Основы электродинамики Электростатика (9 часов)Что такое электродинамика. Строение атома. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Два родазарядов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение процесса электризации тел. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиций полей. Силовые линии электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектрика. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Конденсаторы. Назначение, устройство и виды конденсаторов.
Демонстрации:
Электризация тел трением.
Взаимодействие зарядов.
Устройство и принцип действия электрометра.
Электрическое поле двух заряженных шариков.
Электрическое поле двух заряженных пластин.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Устройство конденсатора постоянной и переменной емкости.
Зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и диэлектрической проницаемостью среды.
Знать понятия: элементарный электрический заряд, электрическое поле, напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость.
Законы: Кулона, сохранения заряда.
Практическое применение: защита приборов и оборудования от статического электричества.
Уметь:решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона; на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле; на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, электроемкости. Оценивать и анализировать информацию по теме «Электростатика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Законы постоянного тока (8 часов)
Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Лабораторная работа №2 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».
Лабораторная работа №3 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
Демонстрации:
Механическая модель для демонстрации условия существования электрического тока.
Закон Ома для участка цепи.
Распределение токов и напряжений при последовательном и параллельном соединении проводников.
Зависимость накала нити лампочка от напряжения и силы тока в ней.
Зависимость силы тока от ЭДС и полного сопротивления цепи.
Знать: понятия: сторонние силы и ЭДС;
Законы: Ома для полной цепи.
Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы.
Уметь:производить расчеты электрических цепей с применением закона Ома для участка и полной цепи и закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников, оценивать и анализировать информацию по теме «Законы постоянного тока» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Пользоваться миллиамперметром, омметром или авометром, выпрямителем электрического тока.
Собирать электрические цепи. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.
Электрический ток в различных средах (7 часов)
Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма.
Демонстрации:
Зависимость сопротивление металлического проводника от температуры.
Зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещенности.
Действие термистора и фоторезистора.
Односторонняя электропроводность полупроводникового диода.
Зависимость силы тока в полупроводниковом диоде от напряжения.
Устройство и принцип действия электронно-лучевой трубки.
Сравнение электропроводности воды и раствора соли или кислоты.
Электролиз сульфата меди.
Ионизация газа при его нагревании.
Несамостоятельный разряд.
Искровой разряд.
Самостоятельный разряд в газах при пониженном давлении.
Знать: понятия: электролиз, диссоциация, рекомбинация, термоэлектронная эмиссия, собственная и примесная проводимость полупроводников,р – n - переход в полупроводниках.
Законы: электролиза.
Практическое применение: электролиза в металлургии и гальванотехнике, электронно-лучевой трубки, полупроводникового диода, терморезистора, транзистора.
Уметь: решать задачи на определение количества вещества выделившегося при электролизе, оценивать и анализировать информацию по теме «Электрический ток в различных средах» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Формы и средства контроляВ ходе изучения курса физики 10 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных и лабораторных работ.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 8:
Контрольная работа №1 по теме «Основы динамики».
Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения».
Контрольная работа №3 по теме « Молекулярная физика. Основы термодинамики»
Контрольная работа №4 по теме «Основы электродинамики»
Контрольная работа №5 по теме «Электростатика. Законы постоянного тока»
Контрольная работа №6 по теме «Законы постоянноготока».
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения тем равно 9:
Лабораторная работа №1«Измерение жесткости пружины»
Лабораторная работа №2 «Измерение коэффициента трения скольжения»
Лабораторная работа №3 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости»
Лабораторная работа №4 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»
Лабораторная работа №5 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости»
Лабораторная работа №6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил»
Лабораторная работа №7«Изучение закона Гей-Люссака»
Лабораторная работа №8 ««Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»
Лабораторная работа №9 « Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока ( от 10 до 20 минут).
Учебно-тематическое планирование 10 класса
№ п/п | РАЗДЕЛЫ КУРСА ФИЗИКИ 10 КЛАСС | Кол-во часов
|
Контр. |
Лабор. |
| Физика и методы научного познания Механика | 27 |
|
|
1 | Кинематика | 9 |
|
|
2 | Динамика | 8 | 1 | 3 |
3 | Законысохранения в механике | 10 | 1 | 3 |
| Молекулярная физика. Тепловые явления | 17 |
|
|
4 | Основы молекулярно-кинетической теории | 11 | 1 | 1 |
5 | Основы термодинамики | 6 | 1 |
|
| Основы электродинамики | 24 |
|
|
6 | Электростатика | 9 | 1 |
|
7 | Законы постоянного тока | 8 | 1 | 2 |
8 | Электрический ток в различных средах | 7 |
|
|
9 | Резерв | 0 |
|
|
| Всего часов за 10 класс | 68 | 6 | 9 |
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
классно-урочная система
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
ИКТ
лабораторные занятия
решение экспериментальных, текстовых и расчётных задач
Формы организации образовательного процесса:
традиционные уроки, лекция, семинар, тестовая работа, эвристическая беседа, практикум по решению задач, лабораторный практикум.
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.
Формыконтроля:устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
№ урока пп / в теме | Дата проведения | Тема урока
| Тип урока | Демонстрации | Вид контроля | Домашнее задание | ||||||||||||||||||
план | факт |
| ||||||||||||||||||||||
| Механика (27 часов) |
|
|
|
| |||||||||||||||||||
|
| Кинематика (9 ч) |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
1 |
|
| Механика Ньютона и границы ее применимости. Движение точки и тела. Положение точки в пространстве.
| Изучение нового материала | Механическое движение, материальная точка, относительность движения | текущий | § 1,2 | |||||||||||||||||
2 |
|
| Векторные величины. Проекции вектора на оси. Перемещение.
| Изучение нового материала | Перемещение и нахождение его проекций. | текущий | § 3,4, А1,А2, с 23 | |||||||||||||||||
3 |
|
| Уравнение прямолинейного равномерного движения.
| Комбиниро ванный | Прямолинейное движение | текущий | §6-8, определения | |||||||||||||||||
4 |
|
| Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение. Движение с постоянным ускорением
| Комбиниро ванный | Равноускорен ное движение | текущий | § 9, 10 № 3 с 30 оформить | |||||||||||||||||
5 |
|
| Уравнение движения с постоянным ускорением. | Комбиниро ванный |
| Самост. работа | § 13,14, задание в тетради | |||||||||||||||||
6 |
|
| Свободное падение тел.
Равномерное движение точки по окружности. Угловая и линейная скорости. | Изучение нового материала | Падение тел в воздухе и в безвозушном пространстве |
| § 15,16, А3 с 61 | |||||||||||||||||
|
|
| Комбиниро ванный | Направление скорости при движении тела по окружности | текущий | Повторить § 9-13, задание в тетради | ||||||||||||||||||
8 |
|
| Решение задач.
| Решение задач |
| Самост. работа | Провторить формулы | |||||||||||||||||
9 |
|
| Самостоятельная работа. | Закрепление знаний |
|
|
| |||||||||||||||||
|
| Динамика | 8 |
|
|
| ||||||||||||||||||
10 |
|
|
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Сила. Второй закон Ньютона. Единицы массы и силы.
|
Изучение нового материала |
Проявление инерции, сравнение массы, второй закон Ньютона |
текущий | § 18-21 | |||||||||||||||||
11 |
|
| Третий закон Ньютона. Принцип относительности в механике. Решение задач.
| Изучение нового материала | Третий закон Ньютона | текущий | § 22 | |||||||||||||||||
12 |
|
| Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. | Изучение нового материала | Всемирное тяготение | текущий | § 27, 28, А2 с 95 | |||||||||||||||||
13 |
|
| Сила тяжести и вес. Невесомость.
| Комбиниро ванный | Вес тела при ускоренном подъеме и падении тел,невесомость |
| § 29-31, 32 с 104 | |||||||||||||||||
14 |
|
| Силы упругости. Закон Гука. Лабораторная работа №1 «Измерение жесткости пружины».
| Комбиниро ванный | Зависимость силы упругости от величины деформации | л/р | § 34, 35, А2 с 109 | |||||||||||||||||
15 |
|
| Силы трения. Лабораторная работа №2 «Измерение коэффициента трения скольжения».
| Комбиниро ванный | Силы трения покоя, скольжения, качения | л/р | §36, №2 с 118-119 | |||||||||||||||||
16 |
|
| Лабораторная работа №3 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости» | Комбиниро ванный | Движение тела по окружности, центростреми тельное ускорение | л/р | § 37, №1 с 37 оформить | |||||||||||||||||
17 |
|
| Контрольная работа № 1 по теме «Основы динамики».
| Контроль и оценивание знаний |
| к/р | Повторить формулы
| |||||||||||||||||
|
| Законы сохранения. (10ч)
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
18 |
|
| Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
| Изучение нового материала | Закон сохранения импульса, реактивное движение | текущий | § 38, №2 с 129 | |||||||||||||||||
19 |
|
| Решение задач.
| Закрепление знаний |
| текущий | § 38, 39, сообщения с 130 | |||||||||||||||||
20 |
|
| Работа силы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение. | Комбиниро ванный | Совершение механической работы | текущий | § 40, 41 №1,2 с 139 | |||||||||||||||||
21 |
|
| Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия.
| Изучение нового материала | Изменение энергии тела при совершении работы |
| §43, А4 с 145 | |||||||||||||||||
22 |
|
| Закон сохранения энергии в механике.
| Комбиниро ванный | Переход потенциальной энергии в кинетическую | текущий | §45, №2, 4 с 152 | |||||||||||||||||
23 |
|
| Лабораторная работа №4 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально». | Развитие эксперменталь ных навыков | Движение тела, брошенного горизонтально | л/р | с 397 - 398 | |||||||||||||||||
24 |
|
| Лабораторная работа №5 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости»
| Развитие эксперименталь ных навыков | Сохранение механической энергии | л/р | Повторить§ 45 | |||||||||||||||||
25 |
|
| Условие равновесия твердого тела. Момент силы.
| Изучение нового материала | Проверка условия равновесия рычага | текущий | § 51,52, №2 с 171 | |||||||||||||||||
26 |
|
| Лабораторная работа №6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил».
| Развитие эксперименталь ных навыков | Равновесие рычага при разных плечах, силах
| л/р | № 2 с 171 | |||||||||||||||||
27 |
|
| Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения в механике»
| Контроль и оценивание знаний |
| к/р | Повторить формулы | |||||||||||||||||
|
| Молекулярная физика(11 ч) Тепловые явления | 11
|
|
|
| ||||||||||||||||||
28 |
|
| Основные положения МКТ. Размеры и масса молекул. Количество вещества. | Изучение нового материала | Опыты, доказывающие основные положения МКТ | текущий | § 53-55, №5,6 с 181 | |||||||||||||||||
29 |
|
| Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. | Комбиниро ванный | механич. модель броуновского движения | текущий | §55, 56 | |||||||||||||||||
30 |
|
| Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ газа. | Изучение нового материала | Взаимосвязь между температурой, давлением и объемом для данной массы газа. | текущий | § 57, 58 | |||||||||||||||||
31 |
|
| Температура и тепловое равновесие. Температура - мера средней кинетической энергии движения молекул. | Комбиниро ванный | Принцип работы термометра | текущий | § 59 | |||||||||||||||||
32 |
|
| Измерение скоростей молекул газа. | Изучение нового материала |
| текущий | § 61,62,№2,5 с 207, 208 | |||||||||||||||||
33 |
|
| Уравнение состояния идеального газа.
| Изучение нового материала |
| текущий |
| |||||||||||||||||
34 |
|
| Газовые законы. | Комбиниро ванный | Изотермический, изобарный, изохорный процессы | текущий |
| |||||||||||||||||
35 |
|
| Лабораторная работа №7 «Изучение закона Гей-Люссака»
| Развитие эксперименталь ных навыков | Проверка закона Гей-Люссака | л/р |
| |||||||||||||||||
36 |
|
| Насыщенный пар и его свойства. Кипение.
| Изучение нового материала | Свойства насыщенных паров, кипение воды при пониженном давлении | текущий |
| |||||||||||||||||
37 |
|
| Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.
| Комбиниро ванный | Устройство и принцип действия психрометра, гигрометра | текущий |
| |||||||||||||||||
38 |
|
| Контрольная работа № 3 по теме «МКТ». | Контроль и оценивание знаний |
| к/р |
| |||||||||||||||||
|
| Основы термодинамики (6ч) |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
39 |
|
| Внутренняя энергия. | Изучение нового материала | Изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и совершении работы | текущий |
| |||||||||||||||||
40 |
|
| Первый закон термодинамики. | Изучение нового материала | Изменение температуры воздуха при адиабатном расширении и сжатии | текущий |
| |||||||||||||||||
41 |
|
| Необратимость процессов в природе. | Комбиниро ванный |
|
| Развитие словесно-логического мышления «Вопрос – ответ» | |||||||||||||||||
42 |
|
| Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. | Изучение нового материала | Принцип действия тепловой машины | текущий |
| |||||||||||||||||
43 |
|
| Решение задач. Повторение. | Закрепление знаний |
| с/р |
| |||||||||||||||||
44 |
|
| Контрольная работа № 4 по теме «Молекулярная физика. Основы термодинамики» | Контроль и оценивание знаний |
| к/р |
| |||||||||||||||||
|
| Основы электродинамики (24 ч) |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
| Электростатика (9 ч ) |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
45 |
|
| Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. ИКТ | Изучение нового материала | Электризация тел трением, устройство и принцип действия электрометра |
|
| |||||||||||||||||
46 |
|
| Закон Кулона. | Комбиниро ванный | Взаимодействие зарядов | текущий |
| |||||||||||||||||
47 |
|
| Электрическое поле. Напряженность. | Изучение нового материала | Электрическое поле двух заряженных шариков и пластин | текущий |
| |||||||||||||||||
48 |
|
| Принцип суперпозиции полей. | Комбиниро ванный |
| текущий |
| |||||||||||||||||
49 |
|
| Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. | Изучение нового материала | Проводники и диэлектрики в электрическом поле | текущий |
| |||||||||||||||||
50 |
|
| Потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле. Потенциал. Разность потенциалов. | Изучение нового материала |
| текущий |
| |||||||||||||||||
51 |
|
| Связь напряженности электростатического поля и напряжения.
| Изучение нового материала |
| текущий |
| |||||||||||||||||
52 |
|
| Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. | Комбиниро ванный | Устройство конденсатора постоянной и переменной емкости | текущий |
| |||||||||||||||||
53 |
|
| Контрольная работа № 5 по теме «Электростатика». | Контроль и оценивание знаний |
| к/р |
| |||||||||||||||||
|
| Законы постоянного тока (8 ч) |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
54 |
|
| Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | Изучение нового материала | Условия существования электрического тока, закон Ома для участка цепи | текущий |
| |||||||||||||||||
55 |
|
| Последовательное и параллельное соединения проводников. | Комбиниро ванный | Рапределение токов и напряжений при последов. и параллельном соединении | текущий |
| |||||||||||||||||
56 |
|
| Лабораторная работа №8 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | Развитие эксперименталь ных навыков |
| л/р |
| |||||||||||||||||
57 |
|
| Работа и мощность постоянного тока. | Изучение нового материала | Зависимость накала нити лампочки от напряжения и силы тока в ней | текущий |
| |||||||||||||||||
58 |
|
| ЭДС. Закон Ома для полной цепи. | Изучение нового материала | Измерение ЭДС источника тока | текущий |
| |||||||||||||||||
59 |
|
| Лабораторная работа №9 « Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | Развитие эксперименталь ных навыков |
| л/р |
| |||||||||||||||||
60 |
|
| Решение задач. Повторение | Закрепление знаний |
| текущий |
| |||||||||||||||||
61 |
|
| Контрольная работа № 6 по теме «Законы постоянного тока». | Контроль и оценивание знаний |
| к/р |
| |||||||||||||||||
|
| Электрический ток в различных средах (7 ч ) | 7
|
|
|
| ||||||||||||||||||
62 |
|
| Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость.
| Комбиниро ванный | Зависимость сопротивления металлов от температуры | текущий |
| |||||||||||||||||
63 |
|
| Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводники р- и n-типов. Полупроводниковые приборы. | Изучение нового материала | Зависимость сопротивления полупроводни ков от температуры и освещенности | текущий |
| |||||||||||||||||
64 |
|
| Электрический ток в вакууме. Электронные пучки. ЭЛТ. Диод. | Изучение нового материала | Устройство и принцип работы электронно – лучевой трубки | текущий |
| |||||||||||||||||
65 |
|
| Электрический ток в жидкостях. Законы электролиза. Применение электролиза. | Комбиниро ванный | Электролиз сульфата меди | текущий |
| |||||||||||||||||
66 |
|
| Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма. | Изучение нового материала | Ионизация газа при его нагревании | текущий |
| |||||||||||||||||
67 |
|
| Самостоятельная работа.
| Закрепление знаний |
| с/р |
| |||||||||||||||||
68 |
|
| Повторение. | Комбиниро ванный |
|
|
|
Требования к начальному уровню подготовки
учащихся 11 класса
Знать пониматьматериальная точка, относительность механического движения.
путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение.
амплитуда, период, частота колебаний.
понятия: масса, сила (сила тяжести, сила трения, сила упругости), вес, невесомость.
импульс, инерциальная система отсчета, работа силы,
потенциальная и кинетическая энергия,
внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты.
удельная теплоемкость необратимость тепловых процессов, тепловые двигатели:
тепловое движение частиц; массы и размеры молекул;
идеальный газ; изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы;
броуновское движение; температура (мера средней кинетической энергии молекул);
насыщенные и ненасыщенные пары; влажность воздуха;
анизотропии монокристаллов, кристаллические и аморфные тела;
упругие и пластические деформации.
элементарный электрический заряд, электрическое поле; напряженность,
разность потенциалов, напряжение, электроемкость,
диэлектрическая проницаемость.
электролиз, диссоциация, рекомбинация,
термоэлектронная эмиссия,
собственная и примесная проводимость полупроводников.
Законы и принципы: Законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии, Кулона, сохранения заряда, основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева — Клапейрона, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах. первый закон термодинамики, Ома для полной цепи, электролиза, сторонние силы и ЭДС.
Практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение,
устройство ракеты, КПД машин и механизмов.
использование кристаллов и других материалов и технике;
тепловых двигателей на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве;
методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды;
защита приборов и оборудования от статического электричества;
электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы;
электролиза в металлургии и гальванотехнике,
электронно-лучевой трубки,
полупроводникового диода, терморезистора, транзистора.
Уметь: пользоваться секундомером. Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение).Читать и строить графики,выражающие зависимость кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движениях.Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева – Клапейрона, связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры. на применение первого закона термодинамики, на расчет работы газа в изобарном процессе, КПД тепловых двигателей, закон сохранения электрического заряда и закон Кулона; на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле; на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, электроемкости, на определение количества вещества выделившегося при электролизе,
Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения. Рассчитывать тормозной путь.
Измерять и вычислять физические величины:массу, силу, жесткость, коэффициент трения, импульс, работу, мощность, КПД механизмов. Читать и строить графики, выражающие зависимость силы упругости от деформации. Решать простейшие задачи на определение массы, силы, импульса, работы, мощности, энергии, КПД. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов ускорения, силы, импульса тела. Рассчитывать силы, действующие на летчика, выводящего самолет из пикирования, и на движущийся автомобиль в верхней точке выпуклого моста; определять скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса, а также скорость тела при свободном падении с использованием закона сохранения механической энергии.
Читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа. Пользоваться психрометром; определять экспериментально параметры состояния газа. Решать задачи. Вычислять, работу газа с помощью графика зависимости давления от объема.
Уметь:производить расчеты электрических цепей с применением закона Ома для участка и полной цепи и закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников
Пользоваться миллиамперметром, омметром или авометром, выпрямителем электрического тока.
Собирать электрические цепи. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.
Оценивать и анализировать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
№ п/п | Название раздела, темы |
часов
| Практ. часть | |
I | Основы электродинамики (продолжение) | 12 |
|
|
1 | Магнитное поле | 4 |
|
|
2 | Электромагнитная индукция | 8 | 1 | 2 |
II | Электромагнитные колебания и волны | 19 |
|
|
1 | Механические колебания | 4 | 1 | 1 |
2 | Электромагнитные колебания | 6 |
|
|
3 | Производство, передача и использование электрической энергии | 2 |
|
|
4 | Механические волны | 2 |
|
|
5 | Электромагнитные волны | 5 |
|
|
III | Оптика | 18 |
|
|
1 | Световые волны | 12 | 1 | 3 |
2 | Элементы теории относительности | 2 |
|
|
3 | Излучение и спектры | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
IV | Квантовая физика | 15 |
|
|
1 | Световые кванты | 4 | 1 |
|
2 | Атомная физика | 3 |
|
|
3 | Физика атомного ядра | 7 | 1 | 1 |
4 | Элементарные частицы
| 1 |
|
|
V | Строение Вселенной |
4 |
|
|
| Всего часов за 11 класс |
68 | 6 |
7 |
11 Класс. Содержание учебного материала.
(68 часов, 2 часа в неделю, резерв 1 час)
Основы электродинамики (продолжение).
Магнитное поле (4 часа).
Взаимодействие токов.
Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца. Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Магнитные свойства вещества.
Лабораторная работа №1: Наблюдение действия магнитного поля на ток.
Демонстрации:
Взаимодействие параллельных токов.
Действие магнитногополя на ток.
Устройство и действие амперметра и вольтметра.
Устройство и действие громкоговорителя.
Отклонение электронного лучка магнитным полем.
Знать понятия: магнитное поле тока, индукция магнитного поля.
Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы.
Уметь: решать задачи на расчет характеристик движущегося заряда или проводника с током в магнитном поле, определять направление и величину сил Лоренца и Ампера.
Электромагнитная индукция (8 часов)
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.
Лабораторная работа №2: Изучение электромагнитной индукции.
Демонстрации:
Электромагнитная индукция.
Правило Ленца.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Самоиндукция.
Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока в цепи и от индуктивности проводника.
Знатьпонятия:электромагнитнаяиндукция,закон электромагнитной индукции, правило Ленца, самоиндукция, индуктивность, электромагнитное поле.
Уметь: объяснять явление электромагнитной индукции и самоиндукции, решать задачи на применение закона электромагнитной индукции, самоиндукции.
Колебания и волны (19 часов)
Свободные колебания, гармонические колебания, затухающие и вынужденные колебания, превращение энергии в электромагнитных колебаниях. Период свободных электрических колебаний, формула Томсона.. Переменный электрический ток. Резонанс в электрической цепи. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Характеристики волн. Звуковые волны. Интерференция, дифракция, поляризация. Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Принципы радиосвязи, радио Попова. Свойстваэлектромагнитныхволн.Телевидение. Развитие средств связи.
Лабораторная работа №3: Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Демонстрации:
Свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре.
Зависимость частоты свободных электромагнитных колебаний от электроемкости и индуктивности контура.
Незатухающие электромагнитные колебания в генераторе на транзисторе.
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
Устройство и принцип действия генератора переменного тока (на модели).
Осциллограммы переменною тока
Устройство и принцип действия трансформатора
Передача электрической энергии на расстояние с мощью понижающего и повышающего трансформатора.
Электрический резонанс.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение электромагнитных волн.
Преломление электромагнитных волн.
Интерференция и дифракция электромагнитных волн.
Поляризация электромагнитных волн.
Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.
Знать: понятия: свободные и вынужденные колебания, колебательный контур,переменный ток, резонанс, электромагнитная волна, свойства электромагнитных волн.
Практическое применение: генератор переменного тока, схема радиотелефонной связи, телевидение.
Уметь: Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока. Использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений. Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известнызначение другого его параметра и частота свободных колебаний,рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами. Решать задачи на применение формул:,
,
,
,
.
Объяснять распространение электромагнитных волн.
Оптика (18 часов)
Световые волны. (12 часов)
Скорость света и методы ее измерения. Законы отражения и преломления света. Полное отражение света. Линзы. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция света, дифракция света. Когерентность. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света.
Лабораторная работа №4 Измерение показателя преломления стекла.
Лабораторная работа №5Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
Лабораторная работа №6: Измерение длины световой волны.
Демонстрации:
Законы преломления снега.
Полное отражение.
Световод.
Получение интерференционных полос.
Дифракция света на тонкой нити.
Дифракция света на узкой щели.
Разложение света в спектр с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света поляроидами.
Применение поляроидов для изучения механических напряжений в деталяхконструкций.
Знать: понятия: интерференция, дифракция и дисперсия света.
Законы отражения и преломления света,
Практическое применение: полного отражения, интерференции, дифракции и поляризации света.
Уметь: измерять длину световой волны, решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой; на применение закона преломления света.
Элементы теории относительности. (2 часа)
Постулаты теории относительности, основные следствия из постулатов: пространство и время в специальной теории относительности Элементы релятивистской динамики. Принцип соответствия. Постоянство скорости света. Связь массы с энергией.
Знать: понятия: принцип постоянства скорости света в вакууме, связь массы и энергии.
Уметь: определять границы применения законов классической и релятивистской механики.
Излучения и спектры. (4 часа)
Различные виды электромагнитных излучений. Спектры и спектральный анализ. Шкала электромагнитных излучений, свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений.
Лабораторная работа №7: Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Демонстрации:
Невидимые излучения в спектре нагретого тела.
Свойства инфракрасного излучения.
Свойства ультрафиолетового излучения.
Шкала электромагнитных излучений (таблица).
Зависимость плотности потока излучения от расстояния до точечного источника.
Знать: практическое применение: примеры практического применения электромагнитных волн инфракрасного, видимого, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот.
Уметь: объяснять свойства различных видов электромагнитного излучения в зависимости от его длины волны и частоты.
Квантовая физика (15 часов)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Красная граница фотоэффекта. Применение фотоэффекта. Фотоны. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц Принцип неопределенности Гейзенберга. Давление и химическое действие света.
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом.
Модели строения атомного ядра:протонно-нейтроннаямодельстроения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре.Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Деление ядер урана, цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза поглощенного излучения, Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия.
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества.Единая физическая картина мира.
Лабораторная работа №8: «Изучение треков заряженных частиц».
Демонстрации:
Фотоэлектрический эффект на установке с цинковой платиной.
Законы внешнего фотоэффекта.
Устройство и действие полупроводникового и вакуумного фотоэлементов.
Устройство и действие фотореле на фотоэлементе.
Модель опыта Резерфорда.
Наблюдение треков в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Знатьпонятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерные реакции, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция деления, термоядерная реакция, элементарная частица, атомное ядро.
Законы фотоэффекта: постулаты Бора, закон радиоактивного распада.
Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического - использования фотоэлементов; принцип спектрального анализа; примеры практических применений спектрального анализа; устройство и принцип действия ядерного реактора.
Уметь: Решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны. Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна. Определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа.
Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции. Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях.
Строение Вселенной (4 часов)
Строение солнечной системы. Система «Земля – Луна». Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура солнца и состояние вещества в нем, химический состав). Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звезд. Наша Галактика (состав, строение, движение звезд в Галактике и ее вращение). Происхождение и эволюция галактик и звезд.
Демонстрации:
Модель солнечной системы.
Теллурий.
Подвижная карта звездного неба.
Знать: понятия: планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная.
Практическое применение законов физики для определения характеристик планет и звезд.
Уметь: объяснять строение солнечной системы, галактик, Солнца и звезд. Применять знание законов физики для объяснения процессов происходящих во вселенной. Пользоваться подвижной картой звездного неба.
по учебнику Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, ЧаругинВ. М. «ФИЗИКА 11 класс» на 2016-2017 учебный год
( 2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Демонстрации | Вид контроля | Домашнее задание | ||||||||
план | факт |
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
| Основы электродинамики и магнитное поле. 12 ч |
|
|
|
| |||||||
1. |
|
| Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции. | Изучение нового материала | Взаимодействие параллельных токов, действие магнитного поля на ток. | текущий | §1 | |||||||
2. |
|
| Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера.Лабораторнаяработа №1«Наблюдение действия магнитного поля на ток» | Комбини рованный | Устройство и принцип действия амперметра и вольтметра | л/р | §2 | |||||||
3. |
|
| Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Применение закона Ампера. Сила Лоренца. | Изучение нового материала | Устройство и действие громкоговорителя | текущий | §3 | |||||||
4. |
|
| Магнитные свойства вещества. | Изучение нового материала |
| текущий | §4, А1,А2 с 23 | |||||||
5. |
|
| Открытие явления электромагнитной индукции. Магнитный поток. | комбинированный | Электромагнитная индукция | текущий | §6, 7 формулы | |||||||
6. |
|
| Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. | комбинированный | Правило Ленца | текущий | § 8,9, зад. 2,3 с 44 | |||||||
7. |
|
| Лабораторная работа №2«Изучение явления электромагнитной индукции». | Развитие эксперим. навыков | Явление электромагнитной индукции | л/р | Повторить §8 | |||||||
8. |
|
| Решение задач по теме «Электромагнитная индукция». | Закрепление знаний |
|
| Повторить §8-10, №3,4 с 45 | |||||||
9. |
|
| Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. | Изучение нового материала | Явление самоиндукции, зависимость самоиндукции от скорости изменения силы тока и от индуктивности проводника | текущий | § 11 | |||||||
10. |
|
| Задачи на правило Ленца, закон электромагнитной индукции. | Закрепление знаний |
| текущий | § 12, оформить 2 задачи | |||||||
11. |
|
| Подготовка к контрольной работе. | Закрепление знаний |
|
| Повторить § 2,7,9,11, №2 с 52, №4 с 45 | |||||||
12. |
|
| Контрольная работа №1 по теме «Электромагнитная индукция » | Контроль и оценивание знаний |
| к/р | Повторить формулы | |||||||
|
|
| Колебания и волны 19 ч |
|
|
|
| |||||||
13. |
|
| Свободные колебания. Математический маятник. | Изучение нового материала | Математический маятник | текущий | § 13, А2, А3 с 58 | |||||||
14. |
|
| Гармонические колебания. Фаза колебаний. | Изучение нового материала | Гармонические колебания | текущий | § 14 | |||||||
15. |
|
| Превращение энергии при гармонических колебаниях. | Изучение нового материала |
|
| С 64-68, А1, А3 с 85 | |||||||
16. |
|
| Лабораторная работа №3«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» | Развитие эксперимент. навыков | Математический маятник | л/р | § 15, №3 с 66 оформить | |||||||
17. |
|
| Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. | Изучение нового материала | Явление резонанса |
| § 16,17 | |||||||
18. |
|
| Свободные колебания в колебательном контуре. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | Изучение нового материала | Колебания низкой частоты в колебательном контуре | текущий | § 18, 19 №2 с 85 | |||||||
19. |
|
| Гармонические колебания. Период свободных электрических колебаний (формула Томсона). | комбинированный | Зависимость периода колебаний от емкости и частоты | текущий | Повторить § 18,19 | |||||||
20. |
|
| Переменный электрический ток. Действующие значения силы тока и напряжения. Промежуточный контроль № 2 | комбинированный | Получение перемен. тока при вращении витка в магнитном поле | текущий | § 21,22 А1, А2 с 95 | |||||||
21. |
|
| Резонанс в электрической цепи. Генератор на транзисторах. Автоколебания. | Изучение нового материала | Генератор на транзисторах | текущий | § 23, 25 №5 с 99 оформить | |||||||
22. |
|
| Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. | Изучение нового материала | Устройство и принцип действия трансформатора
| текущий |
| |||||||
23. |
|
| Производство и использование электрической энергии. | Изучение нового материала | Передача эл. энергии на расстояние с помощью пониж. и повышающего трансформатора | текущий |
| |||||||
24. |
|
| Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны. | Изучение нового материала | Механические волны | текущий |
| |||||||
25. |
|
| Звуковые волны.
| Изучение нового материала | Звуковые волны | текущий |
| |||||||
26. |
|
| Интерференция, дифракция, поляризация механических волн. | Изучение нового материала | Интерференция, дифракция механических волн | текущий |
| |||||||
27. |
|
| Электромагнитное поле. Эл-м волна | Изучение нового материала | Модель электромагнитной волны | текущий |
| |||||||
28. |
|
| Изобретение радио Поповым. Принцип радиосвязи. Свойства электромагнитных волн. | комбинированный | Модуляция и детектирование эл. магнит волн | текущий |
| |||||||
29. |
|
| Понятие о телевидении. Развитие средств связи. | Изучение нового материала |
| с/р |
| |||||||
30. |
|
| Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны» |
|
| к/р |
| |||||||
|
|
| ||||||||||||
|
|
| Световые волны 12 ч |
|
|
|
| |||||||
31. |
|
| Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. | Изучение нового материала | Отражение света |
|
| |||||||
32. |
|
| Закон преломления света. Полное отражение. | комбинированный | Преломление и полное отражение света | текущий |
| |||||||
33. |
|
| Лабораторная работа №4«Измерение показателя преломления стекла» | Развитие экспер. навыков | Преломление света | л/р |
| |||||||
34. |
|
| Линза. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. | Изучение нового материала | Линзы, построение изображения в линзах | текущий |
| |||||||
35. |
|
| Лабораторная работа №5«Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». | Развитие экспер. навыков | Получение изображения с помощью собирающей линзы | л/р |
| |||||||
36. |
|
| Решение задач по теме « Законы геометрической оптики. Линзы» | Закрепл.знаний |
| с/р |
| |||||||
37. |
|
| Дисперсия света. | Изучение нового материала | Дисперсия света | текущий |
| |||||||
38. |
|
| Интерференция механических волн и света. Применения интерференции. | Изучение нового материала | Интерференция света | текущий |
| |||||||
39. |
|
| Дифракция света. Дифракционная решетка. | Комбинированный | Дифракция света | с/р |
| |||||||
40. |
|
| Лабораторная работа №6«Измерение длины световой волны» | практикум | Дифракция света | л/р |
| |||||||
41. |
|
| Поляризация света. | Изучение нового материала | Поляризация света | текущий |
| |||||||
43. |
|
| Контрольная работа №4 по теме «Оптика» | Контроль и оценивание знаний |
| к/р |
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
44. |
|
| Постулаты теории относительности. | Изучение нового материала |
| текущий |
| |||||||
45. |
|
| Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией. | Изучение нового материала |
| с/р |
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
46. |
|
| Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты. | Изучение нового материала | Невидимое излучение в спектре нагретого тела | текущий |
| |||||||
47. |
|
| Виды спектров и спектральный анализ.
| Изучение нового материала | Спектральные таблицы веществ, звезд | с/р |
| |||||||
48. |
|
| Лабораторная работа №7«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | Развитие экспер. навыков | Сплошной и линейчатый спектры | текущий |
| |||||||
49. |
|
| Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений. | Изучение нового материала | Шкала элетромагнитныхизлучений(таблица, модель) | текущий |
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
| Световые кванты 4 ч |
|
|
|
| |||||||
50. |
|
| Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. | Изучение нового материала | ФЭ на установке с цинковой пластиной | текущий |
| |||||||
51. |
|
| Фотоны. Применение фотоэффекта. | Изучение нового материала | Законы внешнего ФЭ | с/р |
| |||||||
52. |
|
| Давление света. Химическое действие света. Решение задач по теме «Световые кванты» | комбинированный |
|
|
| |||||||
53. |
|
| Контрольная работа №5 по теме «Световые кванты» | Контроль и оценивание знаний |
| к/р |
| |||||||
|
|
| Атомная физика 3 ч |
|
|
|
| |||||||
54. |
|
| Строение атома. Опыт Резерфорда. | Изучение нового материала | Модель опыта Резерфорда | текущий |
| |||||||
55. |
|
| Квантовые постулаты Бора. | Изучение нового материала |
| с/р |
| |||||||
56. |
|
| Применение лазеров, их свойства. | Изучение нового материала |
| текущий |
| |||||||
|
|
| Физика атомного ядра 7 ч |
|
|
|
| |||||||
57. |
|
| Строение атомного ядра. Ядерные силы | Изучение нового материала | Анимация «строение атома» | текущий |
| |||||||
58. |
|
| Энергия связи атомных ядер | комбинированный |
| с/р |
| |||||||
59. |
|
| Радиоактивность. Закон радиоактивного распада | Изучение нового материала | Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц | текущий |
| |||||||
60. |
|
| Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Искусственная радиоактивность. | Изучение нового материала | Наблюдение треков в камере Вильсона | с/р |
| |||||||
61. |
|
| Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор | комбинированный | Модель цепной ядерной реакции | текущий |
| |||||||
62. |
|
| Термоядерные реакции. Применение ядерной энергетики. Биологическое действие радиоактивных излучений | комбинированный | Ядерная энергетика | текущий |
| |||||||
63. |
|
| Контрольная работа №6 по теме «Атомная физика и физика атомного ядра» | Контроль и оценивание знаний |
| к/р |
| |||||||
|
|
| Элементарные частицы 1 ч |
|
|
|
| |||||||
64. |
|
| Физика элементарных частиц. | Изучение нового материала |
| текущий |
| |||||||
|
|
| Астрономия 4 ч |
|
|
|
| |||||||
65. |
|
| Солнечная система. | Изучение нового материала | Модель солнечной системы | текущий |
| |||||||
66. |
|
| Солнце и звёзды. | комбинированный | Подвижная карта звездного неба | с/р |
| |||||||
67. |
|
| Строение Вселенной. | Изучение нового материала |
| текщий |
| |||||||
68. |
|
| Единая физическая картина мира. | Изучение нового материала |
| текущий |
|
В результате изучения курса физики ученик должен:
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, гипотеза, теория, вещество, поле, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, ионизирующее излучение, звезда, Вселенная.
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, элементарный электрический заряд, работа выхода, показатель преломления сред.
Смысл физических законов: классической механики, электродинамики, фотоэффекта.
Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физической науки.
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления: электромагнитной индукции, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомами, фотоэффект.
Отличать гипотезы от научных теорий
Делать выводы на основе экспериментальных данных
Приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять не только известные явления природы и научные факты, но и предсказывать еще неизвестные явления.
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернет, научно-популярных статьях.
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
В ходе изучения курса физики 11 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, лабораторных и контрольных работ.
Общее количество лабораторных работ, проводимых после изучения различных тем равно 7:
1.«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»
2.«Наблюдение действия магнитного поля на ток»
3.«Изучение явления электромагнитной индукции»
4.«Измерение показателя преломления стекла»
5.«Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»
6.«Измерение длины световой волны»
7.«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 6:
Контрольная работа №1 по теме « Электромагнитная индукция»
Промежуточный контроль №2
Контрольная работа №3 по теме « Колебания и волны»
Контрольная работа №4 по теме « Оптика»
Контрольная работа №5 по теме «Световые кванты»
Контрольная работа №6 по теме «Атомная физика и физика атомного ядра»
Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока ( от 10 до 20 минут).
Формы организации образовательного процесса:
1. классно-урочная система
2. игровые технологии
3. элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
уроки с использованием ИКТ
лабораторные занятия
решение экспериментальных, текстовых и расчётных задач
эвристическая беседа
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый,
Типы : самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный, тест и традиционная контрольная работа, лабораторная работа.
Критерий и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения. Правильно выполняет чертежи, схемы и графики, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики.Не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала. Умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул. Допустил не более одной грубой ошибки, и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работыили допустил не более одной грубой ошибки, и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка тестовых работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную на 80%-100%.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную на 60%-79%.
Оценка «3» ставится за работу, выполненную на 40%-59%.
Оценка «2» ставится за работу выполненную менее 40%.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование. Все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасности труда, в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления. Правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Грубыми считаются следующие ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения,
неумение выделить в ответе главное,
неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,
неумение делать выводы и обобщения,
неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,
неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,
неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,
нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,
небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков - второстепенными.
ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),
ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора (неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),
ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов -второстепенными),
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой,
неумение решать задачи в общем виде.