муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 107» городского округа Самара
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Школа № 107
_____________ С.В. Погодина
(личная подпись) (И.О.Фамилия)
«___»__________20______
ПРОВЕРЕНО
Заместитель директора по УВР
_____________ Н. А. Фокина
(личная подпись) (И.О.Фамилия)
«___»__________20______
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения учителей
гуманитарного цикла
________________________
от «___»_________20____
протокол № ________
Рабочая программа
Литература
Класс: 6а,6 б, 6в
Учитель: Джаббарова Д. Н.
Количество часов – 102, из них:
I четверть – 24 часа;
II четверть – 24 часа;
III четверть – 30часов;
IV четверть – 24часа.
Планирование составлено на основе Программы Г. С. Меркина, «Литература. Рабочие программы. 5 – 9 классы» - М: «Русское слово», 2014 г.
Учебник: Литература 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /Г. С. Меркин, С.– 4-е изд.,– М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе:
«Программа курса. Литература. 5 – 9 классы / авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
Положения о рабочей программе МБОУ Школы № 107 г. о. Самара;
Учебного плана работы школы на 2016 – 2017 учебный год;
Календарного учебного графика работы школы на 2016 – 2017 учебный год.
Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».
Общая характеристика учебного предмета
Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры, коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова,
овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно - тематического принципов.
Результаты изучения учебного предмета. Содержание рабочей программы направлено на достижение результатов освоения выпускниками основной школы программы по литературе, сформулированных в Программе ФГОС ООО МБОУ Школы № 107 г. о. Самара.
Для 6 класса:
Личностными результатами являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного предмета 6 класса
Введение
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из мифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Из устного народного творчества
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана », «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Из русской литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Из русской литературы XIX века
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
А. С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Н. В. ГОГОЛЬ
Повесть «Тарас Булъба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е го-Тема народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей». Основной пафос стихотворений: разоблачение сомой несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора и героям и событиям.
Л. Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Маmаn», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). Теория литературы: автобиографическая проза.
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим »: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Из русской литературы XX века
И.А. БУНИН
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
С.А. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
А.А. АХМАТОВА
Краткие сведения о поэте. Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях: «Перед весной бывают дни такие...», «Мужество», «Победа», «Родная земля»
Из поэзии о Великой Отечественной войне
М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
С. С. Орлов «Его зарыли в шар земной»
К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»;
Д.С. Самойлов. «Сороковые»;
Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли »; Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Из зарубежной литературы
«Сказка о Синдбаде-мореходе » из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
БРАТЬЯ ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих г. о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Тематическое планирование по литературе для 6 класса
№ урока | Тема урока |
Введение (1 час) |
1 | О литературе, писателе и читателе |
Из Мифологии (3 часа) |
2 | Из греческой мифологии. Мифы о героях. Миф «Пять веков» |
3 | Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту. Миф «Прометей» |
4 | Значение древнегреческих мифов. Миф «Яблоки Гесперид» |
| |
Из Устного народного творчества (3 часа) |
5 | Предания и легенды. Нравственный идеал русского фольклора. Сказка «Солдат и смерть» |
6 | Эпос народов России. «Как Бадыноко победил одноглазого великана» |
7 | Сказки. Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» |
Из Древнерусской литературы (3 часа) |
8 | Сказания. Особенности древне-русской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах» |
9 | Повесть. Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем» |
10 | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха |
Из Русской литературы XVIII века (3 часа) |
11 | М. В. Ломоносов – гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. |
12 | Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония- основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» |
13 | М. В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий. |
Из Русской литературы XIX века (47 часов) |
| В. А. Жуковский (3 часа) |
14 | Краткие сведения о писателе. В. А. Жуковский и А. С. Пушкин |
15 | Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского «Светлана». Творческая история баллады. |
16 | Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе В. А. Жуковского «Светлана» |
| А. С. Пушкин (10 часов) |
17 | Лицей в жизни и творческой биографии А. С. Пушкина |
18 | Тема «барства дикого» в стихотворении А. С. Пушкина «Деревня» |
19 | Тема природы в лирике А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда» |
20 | Лирика природы. А. С. Пушкин «Зимнее утро» |
21 | В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер» |
22 | А. С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. |
23 | Ссора Дубровского с Троекуровым. |
24 | Отец и сын Дубровские |
25 | Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. |
26 | Дубровский и Маша Троекурова |
М. Ю. Лермонтов (5 часов) |
27 | Личность и судьба поэта. |
28 | Мотив странничества в стихотворении «Тучи» |
29 | Вольнолюбивые мотивы в стихотворении «Парус» |
30 | Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении «На севере диком стоит одиноко…» |
31 | Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении «Листок» |
Н. В. Гоголь (5 часов) |
32 | Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народно-поэтические истоки. |
33 | «Бранное, трудное время…». Степь как образ Родины в повести Гоголя |
34-35 | Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь) |
36 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н. В. Гоголя |
И. С. Тургенев (4 часа) |
37 | «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции |
38-39 | «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе |
40 | Тема любви в лирике «В дороге» |
Н. А. Некрасов (4 часа) |
41 | Краткие сведения о писателе. Гражданская позиция поэта. |
42 | Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. |
43-44 | Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…» |
Л. Н. Толстой (6 часов) |
45 | Л. Н. Толстой в 30-50 гг. XIX в. |
46-47 | Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести «Детство» |
48 | Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести «Детство» |
49-50 | Уроки доброты Л. Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди» |
В. Г. Короленко (4 часа) |
51-52 | Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика. |
53 | Роль дружбы в жизни героев повести «В дурном обществе» |
54 | Дети и взрослые в повести «»В дурном обществе |
| А. П. Чехов (6 часов) |
55-56 | Особенности раннего творчества. Сатирические и юмористические рассказы. «Налим» |
57 | Юмор в рассказе «Шуточка» |
58 | «Толстый и тонкий» |
59-60 | Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни |
Из русской литературы XX века (19 часов) И. А. Бунин (3 часа) |
61 | Душа крестьянина в изображении писателя. Рассказ «Лапти» |
62-63 | Мир природы и человека в стихотворениях. «Не видно птиц. Покорно чахнет…» |
А. И. Куприн (4 часа) |
64- 65 | Личность писателя. Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе |
66 | Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе «Белый пудель» |
67 | Основная тема и образы в рассказе «Тапер». Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия |
С. А. Есенин (3 часа) |
68-69 | Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история, автор и его герои |
70 | «Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения |
М. М. Пришвин (4 часа) |
71 | Слово о писателе натуралисте. |
72 | «Кладовая солнца» - сказка-быль. Особенности жанра |
73 | «Кладовая солнца». Настя и Митраша. |
74 | Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца» |
А. А. Ахматова (5 часов ) |
75-78 | Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях «Перед весной бывают дни такие», «Мужество», «Победа», «Родная земля» |
Из Поэзии о Великой Отечественной Войне (13 часов) |
М. В. Исаковский(1 час) |
79 | Стихотворение «В прифронтовом лесу» |
С. С. Орлов (1 час) |
80 | Стихотворение «Его зарыли в шар земной…» |
К. М. Симонов(1 час) |
81 | Стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» |
Д. С. Самойлов (1 час) |
82 | Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…» |
Р. Г. Гамзатов (1 час) |
83 | Стихотворение «Журавли» |
В. П. Астафьев (5 часов) |
84 | Краткие сведения о писателе. Повесть «Последний поклон» |
85 | Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой» |
86-87 | Нравственные проблемы в рассказе «Конь с розовой гривой» |
88 | Творческая работа по рассказу «Конь с розовой гривой» |
Н. М. Рубцов(3 часа) |
89 | Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. |
90 | Стихотворение «Звезда полей» |
91 | Неразрывная связь с Родиной в стихотворении «Тихая моя родина» |
Из зарубежной литературы (8 часов) |
92 | Сказка о Синдбаде – мореходе |
Братья Гримм(2 часа) |
93 | Краткие сведения о братьях. |
94 | Сказка «Снегурочка» |
О. Генри(2 часа) |
95 | Краткие сведения о писателе. |
96 | Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов» |
97 | О детстве с улыбкой и всерьез. «Вождь краснокожих» |
Джек Лондон (3 часа) |
98 | Краткие сведения о писателе. «Северные рассказы» |
99 | Сюжет и основные образы в рассказе «Любовь к жизни». Смысл названия |
100 | Творческая работа по рассказу «Любовь к жизни» |
101-102 | Резерв |