СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике7 класса составлена на основе примерной программы по математике :Алгебра 7 – 9 и Геометрия. 7 – 9 классы / издательство Просвещение 2009г. Автор-составитель Т.А.Бурмистроваи. Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МОРФ от 05.03.2004 №1085)
- Примерной программы общего образования по математики.
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образовании» (с изменениями);
- приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом департамента образования и науки Брянской области от 13.04.2016г. №917 «О базисном учебном плане общеобразовательных организации Брянской области на 2016-2017 учебный год»
--Письмом департамента образования и науки Брянской области от 13.04.2016г. № 2610-04-0 «О примерном учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2016-2017 учебный год»
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) (с изменениями идополнениями, внесенными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011г., 25 декабря 2013г., 24 ноября 2015 года).
- Уставом МБОУ Летошницкой СОШ в целях обеспечения единого образовательного пространства.
Цели изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.
Преподавание математики в 7 классе ведётся по учебникуАлгебра-7 под редакцией С.А.Теляковского.Авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. М.Просвещение 2011. Геометрия 7-9 авторы:Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина М. Просвещение 2012 г.•
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Класс | 7 | |
Программа | Алгебра 7-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. Авт. Т.А. Бурмистрова М. «Просвещение» 2009.
| |
Учебник (автор, издательство, год издания) | Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – 20-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
| |
Программа | Геометрия 7-9 классы Программы общеобразовательных учреждений. Авт. Т.А. Бурмистрова М. «Просвещение» 2009. | |
Учебник (автор, издательство, год издания) | Геометрия, 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.: Просвещение, 2011. | |
Количество часов в неделю, Алгебра 1четверть 2-4 четверти Геометрия 2-4 четверти Резерв Всего | Неделя 5 часов 3 часа | Год 120 часов
50 часов 5 часов 175 часов
|
Из них на: | 1 полугодие | 2 полугодие |
- контрольные работы | 6 | 9 |
- самостоятельные работы | 3 | 5 |
Алгебра Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В курсе алгебры 7 класса систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной; учащиеся знакомятся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида, действиями над степенями с натуральными показателями, формулами сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители, со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, вырабатывается умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Место учебного предмета в учебном планеСогласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 170 часов + 5 часов резерва из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии может быть следующим:
5 часов в неделю алгебры в I четверть, 3 часа в неделю во II-IV четверти, итого 120 часов; 2 часа в неделю геометрии во II-IV четверти, итого 50 часов.
Содержание учебного предмета (алгебра, 7 класс)
1. Выражения, тождества, уравнения.24часа .
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Основная цель: систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5-6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки и
, дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах= b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
Контрольные работы по темам: «Выражения», «Уравнения с одной переменной».
Самостоятельная работа по теме «Уравнение с одной переменной».
2. Функции.14 часов.
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.
Основная цель: ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.
Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и её частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kx, где k0, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида y = kx + b.
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
Контрольная работа по теме «Линейная функция».
Самостоятельная работа по теме «Линейная функция»
3. Степень с натуральным показателем.15 часов.
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.
Основная цель: выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств где
n, (аb)n=anbn учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у=х2, у=х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции y=х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у=х2 и у=х3 используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.
Контрольная работа по теме «Степень с натуральным показателем».
Самостоятельная работа по теме «Степень и её свойства».
4. Многочлены.20 часов.
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Основная цель: выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
Контрольные работы по темам «Сумма и разность многочленов», «Произведение многочленов».
Самостоятельная работа по теме «Разложение многочлена на множители».
5. Формулы сокращенного умножения.20 часов.
Формулы (а ± b)2 = а2 ± 2ab + b2, (а ± b)3 = а3 ± 3а2b + 3аb2 ± b3, (а - b) (а + b) = а2 - b2 , (а ± b) (а2 ab + b2) = а3±b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель: выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b) (а + b) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2 ± 2ab + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».
Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± 3а2b + 3аb2 ± b3, а3 ± b3 = (а ± b) (а2 аb + b2). Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
Контрольные работы по темам: «Формулы сокращённого умножения», «Преобразование целых выражений
Самостоятельные работы по темам: «Разложение разности квадратов на множители», «Применение различных способов для разложения на множители».
6. Системы линейных уравнений.17 часов.
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель: ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения а + by = с, где а 0 или b
0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
Контрольная работа по теме «Решение систем линейных уравнений».
Самостоятельные работы по темам «Способ подстановки», «Способ сложения».
7. Повторение.10 часов
Основная цель: повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 класса.
Итоговая контрольная работа.
Содержание предмета (геометрия, 7 класс)
1. Начальные геометрические сведения. 7 часов.
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Точка и прямая. Отрезок, длина отрезка и ее свойства. Полупрямая. Угол, величина угла и ее свойства. Треугольник. Равенство отрезков, углов.
Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые. Биссектриса угла.
Основная цель: систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур.
В данной теме вводятся основные свойства простейших геометрических фигур (аксиомы планиметрии) на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических
фактов. При этом основное внимание уделяется постепенному формированию навыков применения свойств геометрических фигур в ходе решения задач.
Важной задачей темы является введение терминологии, развитие у учащихся наглядных геометрических представлений и навыков изображения плоских фигур, устной математической речи, что необходимо для всего последующего изучения курса геометрии. При выполнении практических заданий обращается внимание на работу с рисунками, поиск решения и постепенное формирование навыков доказательных рассуждений.
При изучении смежных и вертикальных углов основное внимание уделяется отработке навыков применения их свойств в процессе решения задач. При этом активно используются имеющиеся у учащихся вычислительные навыки, а также навыки составления и решения линейных уравнений.
На примере теоремы о существовании и единственности перпендикуляра к прямой, проведенного через ее точку, рассматривается метод доказательства от противного, который будет неоднократно использоваться в курсе планиметрии.
Контрольная работа по теме «Измерение отрезков и углов».
2. Равенство треугольников.14 часов.
Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Окружность, задачи на построение циркулем и линейкой.
Основная цель: изучить признаки равенства треугольников; сформировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства треугольников.
Использование признаков равенства треугольников — один из главнейших методов доказательства теорем и решения задач, поэтому материал данной темы является основополагающим во всем курсе геометрии и занимает центральное место в содержании курса планиметрии 7 класса.
Признаки равенства треугольников должны усваиваться в процессе решения задач, при этом закрепляются формулировки и формируются умения их практического применения. Многие доказательные рассуждения построены по схеме: выделение равных элементов треугольников — доказательство равенства треугольников — следствия, вытекающие из равенства. На формирование этих умений необходимо обратить самое пристальное внимание. В данной теме полезно уделить внимание решению задач по готовым чертежам.
Введение понятий медианы, биссектрисы и высоты равнобедренного треугольника, свойств равнобедренного треугольника расширяет класс задач на доказательство равенства треугольников.
Контрольная работа по теме «Треугольники».
3.Параллельные прямые. 9 часов.
Параллельные прямые. Основное свойство параллельных прямых. Признаки параллельности прямых.
Основная цель: дать систематизированные сведения о параллельности прямых; расширить знания учащихся о треугольниках,
В начале изучения параллельных прямых вводится последняя из аксиом планиметрии — аксиома параллельных прямых. Знание признаков параллельности прямых, свойств углов при параллельных прямых и секущей находит затем широкое применение при изучении четырехугольников, подобия треугольников, а также в курсе стереометрии. Поэтому в ходе решения задач следует уделять значительное внимание формированию умений доказывать параллельность данных прямых с использованием соответствующих признаков, находить углы при параллельных прямых и секущей.
Контрольная работа по теме «Параллельные прямые».
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. 16 часов.
Сумма углов треугольника, внешний угол треугольника, остроугольный, прямоугольный и тупоугольные треугольники, неравенство треугольника, свойства прямоугольного треугольника и его признаки.
Основная цель: систематизировать и расширить знания учащихся о свойствах прямоугольного треугольника; сформировать умение решать простейшие задачи на применение свойств прямоугольного треугольника.
Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
5. Повторение.4 часа.
Описание материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – 20-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
2.Геометрия,7 –9. Учебник для общеобразовательных учреждений Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.: Просвещение, 2011.
3. Л. И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С. Б. Суворова «Дидактические материалы по алгебре», Москва, «Просвещение» 2012.
4.Изучение геометрии в 7,8,9 классах: методические рекомендации к учебнику Л.С.Атанасян , В.Ф.Бутузов и др. ,Москва , « Просвещение» , 2009г.
5.Поурочные разработки по геометрии для 7 класса: пособие для учителя , Н.Ф.Гаврилова , ООО»ВАКО» ,2007г
Требования к уровню подготовки учащихся по данному курсу
В результате изучения алгебры ученик должен знать/понимать:
какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».
осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений
определения функции, области определения функции, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.
правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение,), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы
определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2, у=х3.
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».
приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества
формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.
читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач
что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
ГЕОМЕТРИЯ
Учащиеся должны знать и уметь:
По теме «Начальные геометрические сведения»
- знать простейшие геометрические фигуры, уметь их изображать;
- овладеть понятием равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.
По теме «Треугольники»
- уметь доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков;
- уметь строить треугольники с помощью циркуля и линейки;
- овладеть понятиями медианы, биссектрисы и высоты треугольника;
- совершенствовать умение применять полученные знания при решении задач.
По теме «Параллельные прямые»
- знать признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей;
- уметь применять эти свойства при решении задач.
По теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
- знать теорему о сумме углов треугольника, уметь ее доказывать;
- знать признаки равенства прямоугольных треугольников;
- уметь строить треугольник по трем элементам;
- уметь применять полученные знания при решении задач.
В результате изучения геометрии 7 кл. на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура называется отрезком;
уметь обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, объяснять, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке;
определения угла и луча, что такое сторона и вершина угла какие геометрические фигуры называются равными, какой луч называется биссектрисой;
уметь обозначать углы, показывать их внутреннюю область, проводить биссектрису, сравнивать отрезки и углы и записывать результат сравнения, отмечать середину;
знать, что при выбранной единице измерения длина отрезка измеряется положительным числом, что такое градусная мера угла, чему равны минута и секунда, какие углы называются смежными и вертикальными, какие прямые называются перпендикулярными;
уметь находить градусные меры углов, изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы и применять все полученные знания при решении задач;
знать, что такое периметр треугольника, равные треугольники, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника;
уметь доказывать первый признак равенства треугольников;
объяснять какие отрезки называются медианой, биссектрисой;
знать определение параллельных прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых;
уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух ;
знать и уметь доказывать аксиому параллельных прямых и следствия из нее;
знать, какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, тупоугольным, прямоугольным;
уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника;
знать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника, следствия из нее;
знать формулировки и доказательства признаков равенства прямоугольных треугольников;
уметь доказывать свойства прямоугольных треугольников, применять их при решении задач;
знать какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой, что называется расстоянием между двумя параллельными прямыми;
уметь доказывать, что перпендикуляр, проведенный из точки к прямой, меньше любой наклонной проведенной из той же точки.
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Дата по плану | Дата фактическая | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся |
|
|
| Глава I. Выражения, тождества, уравнения |
|
|
|
| § 1. Выражения |
|
1 |
|
| Числовые выражения | Применяют алгоритм сложения, вычитания, умножение, деление десятичных и обыкновенных дробей при нахождении значения числового выражения |
2 |
|
| Выражения с переменными.
| Применяют алгоритм действий с положительными и отрицательными числами |
3 |
|
| Решение задач по теме « Выражения с переменными.» | |
4 | | | Сравнение значений выражений | Применяют алгоритм чтения неравенств и запись в виде неравенства и в виде двойного неравенства |
5 |
|
| Решение задач по теме « Сравнение значений выражений» | |
| | | § 2. Преобразование выражений |
|
6 | | | Свойства действий над числами | Используют свойства действий над числами |
7
|
|
| Решение задач по теме « Свойства действий над числами .» | |
8 |
|
| Тождества | Используют алгоритм приведения подобных слагаемых. Правила раскрытия скобок при тождественных преобразованиях выражений. |
9 |
|
| Тождественные преобразования выражений | |
10 |
|
| Решение задач по теме «Выражения» | |
11 | | | Контрольная работа № 1 по теме «Выражения» | Применяют знания, самостоятельно выбирать способы решения уравнений и задач |
|
|
| § 3. Уравнения с одной переменной |
|
12 |
|
| Анализ контрольной работы. Уравнение и его корни | Используют понятия: уравнение, корни уравнения, равносильные уравнения свойства, используемые при решении уравнений |
13 | | | Уравнение и его корни | |
14 |
|
| Линейное уравнение с одной переменной | Применяют понятие линейного уравнения с одной переменной. Свойства уравнений и тождественные преобразования Уравнения вида 0x=b и 0x=0, их решение |
15
|
|
| Решение задач по теме «Линейное уравнение с одной переменной»
| |
16 |
|
| Решение линейных уравнений | Применяют алгоритм решения линейного уравнения с одной переменной. |
17
| | | Решение задач с помощью уравнении
| Применяют алгоритм решения задач с помощью составления уравнений. Задачи на движение и проценты
|
18
| | | С.Р. «Уравнение с одной переменной»
| Применяют решения задач с помощью составления уравнений. Задачи на движение и проценты |
19
| | |
Решение уравнений с одной переменной | Применяют алгоритм решения уравнений |
|
|
| § 4. Статистические характеристики |
|
20 |
|
| Среднее арифметическое, | Применяют определение статистических характеристик |
21 |
|
| Размах и мода | |
22 |
|
| Медиана как статистическая характеристика | Находят медиану по определению |
23 |
|
| Решение задач по теме «Статистические характеристики» | |
24 |
|
| Контрольная работа № 2 по теме «Уравнения с одной переменной» | Применяют алгоритм решения уравнения с одной переменной, задачи |
|
|
| Глава II. Функции |
|
|
|
| § 5. Функции и графики |
|
25 |
|
| Что такое функция.
| Используют понятия: функция, зависимая и независимая переменные Находить области определения функции, заданной формулой. |
26 27 |
|
| Вычисление значений функции по формуле. Решение задач | |
28
|
|
| График функции.
| Используют понятия: графика функции. Читать графики. Использовать график функций на практике |
29
|
|
| Решение задач по теме « График функции»
| Применяют алгоритм сложения, вычитания, умножение, деление десятичных и обыкновенных дробей при нахождении значений функции и аргумента |
30 |
|
|
Решение задач по теме «Функция» | Применяют алгоритм нахождения значений функции и аргумента |
|
|
| § 6. Линейная функция |
|
31 32 33
|
|
| Прямая пропорциональность и ее график
Построение графика прямой пропорциональности
Решение задач по теме «Прямая пропорциональность и ее график»
| Используют понятия прямой пропорциональности, коэффициента пропорциональности, углового коэффициента.
Используют алгоритм построения точек на координатной плоскости при построении графика функций
|
34 35 36
|
|
| Линейная функция и ее график
Построение графика линейной функции
Решение задач по теме «Линейная функция и ее график» | Находят значение функции при заданном значении аргумента и наоборот, строить график линейной функции |
37 |
|
| Взаимное расположение графиков линейных функций | Исследуют взаимное расположение графиков линейных функций |
38 |
|
| Контрольная работа № 3« Линейная функция» | Строят графики функций y=kx и y=kx+b. Находят значение функции при заданном значении аргумента и наоборот |
|
|
| Глава III. Степень с натуральным показателем |
|
|
|
| §7. Степень и ее свойства |
|
39 |
|
| Определение степени с натуральным показателем | Используют понятия степень, основание степени, показатель степени
|
40 |
|
| Решение задач по теме «Определение степени с натуральным показателем» |
|
41 42 43
|
|
|
Умножение степеней
Деление степеней
Решение задач по теме «Умножение и деление степеней» | Применяют алгоритм умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями
|
44 45 46 |
|
| Возведение в степень произведения и степени С.Р. «»Степень и её свойства» Решение задач по теме «Степень» | Используют правила возведения в степень произведения и степени
|
|
|
| §8. Одночлены |
|
47 |
|
| Одночлен и его стандартный вид | Применяют понятия одночлен, коэффициент одночлена, стандартный вид одночлена
|
48 |
|
| Решение задач по теме «Одночлен и его стандартный вид» | |
49 |
|
| Умножение одночленов | Применяют алгоритм умножения одночленов и возведение одночлена в натуральную степень
|
50 |
|
| Возведение одночлена в степень | |
51 |
|
| Функции Y=x2 и Y=x3 | Используют определение и графики функций |
52 |
|
| Графики функций Y=x2 и Y=x3 | Используют алгоритм построения графиков функций и описывать свойства |
53 |
|
| Контрольная работа №4«Степень с натуральным показателем.» | Применяют алгоритм умножения и возведения в степень одночлена, строить графики линейной функций |
|
|
| Глава 4. Многочлены |
|
|
|
| §9. Сумма и разность многочленов |
|
54 |
|
| Анализ контрольной работы Многочлен и его стандартный вид | Применяют определение многочлена |
55 |
|
| Решение задач «Многочлен и его стандартный вид» | |
56 |
|
| Сложение и вычитание многочленов | Используют алгоритм приведения подобных слагаемых, правила раскрытия скобок
|
57 |
|
| Решение задач по теме «Сложение многочленов» | Применяют определение многочлена |
|
|
| §10. Произведение одночлена и многочлена |
|
58 |
|
| Умножение одночлена на многочлен | Применяют правило умножения многочлена на многочлен
|
59 |
|
| Умножение одночлена на многочлен | |
60 |
|
| Решение задач «Умножение одночлена на многочлен» | |
61 62
|
|
| Вынесение общего множителя за скобки | Используют алгоритм способа группировки для разложения многочлена на множители |
63 |
|
| Решение задач по теме «Вынесение общего множителя за скобки» | Применяют правило умножения многочлена на многочлен для доказательства тождеств и делимости выражений на число |
64 |
|
| Контрольная работа №5 « Сумма и разность многочленов .» |
|
|
|
| §11. Произведение многочленов |
|
65 |
|
| Умножение многочлена на многочлен | Используют алгоритм умножения многочлена на многочлен
|
66 67 |
|
| Умножение многочлена на многочлен
Решение задач | |
68 69 70
|
|
| Разложение многочлена на множители способом группировки С.Р. « Разложение многочлена на множители» Решение задач «Произведение многочленов» |
Используют способ группировки для разложения многочлена на множители |
71
|
|
| Обобщающий урок по теме «Произведение многочленов» | |
72 |
|
| Решение задач по теме «Многочлены» | |
73 |
|
| Контрольная работа № 7 «Произведение многочленов» | Применяют алгоритм умножения многочлен на многочлен, способ группировки для разложения многочлена на множители
|
|
|
| Глава 5. Формулы сокращенного умножения |
|
|
|
| §12. Квадрат суммы и квадрат разности |
|
74 |
|
| Анализ контрольной работы. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | Применяют формулировку квадрата и куба суммы и разности двух выражений
|
75 |
|
| Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | |
76 |
|
| Возведение в куб суммы и разности двух выражений | |
77 |
|
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и разности двух выражений | Применяют формулировку квадрата и куба суммы и разности двух выражений
|
78 |
|
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и разности двух выражений | |
79 80 |
|
| Умножение разности двух выражений на их сумму Решение задач | Применяют формулу (a-b)(a+b)=a2-b2 |
81 |
|
| Разложение разности квадратов на множители | Используют формулу разности квадратов двух выражений
|
|
|
|
|
| |||||
82 |
|
| Решение задач | Используют формулу разности квадратов двух выражений для разложения разности квадратов на множители | |||||
83 |
|
| Разложение на множители суммы и разности кубов | Применяют формулы суммы и разности кубов при разложении на множители | |||||
84 |
|
| Контрольная работа № 9 «Формулы сокращенного умножения» | Применяют формулы сокращенного умножения | |||||
|
|
|
|
| |||||
85 |
|
| Преобразование целого выражения в многочлен | Применяют различные виды преобразование целого выражения в многочлен | |||||
86 |
|
| Решение задач по теме « Преобразование целого выражения в многочлен» | ||||||
87 |
|
| Преобразование целого выражения в многочлен | Применяют различные виды преобразование целого выражения в многочлен | |||||
88 |
|
| Преобразование целого выражения в многочлен. Решение уравнений | Применяют различные виды преобразование целого выражения в многочлен | |||||
89
90 |
|
| Применение различных способов для разложения на множители Сам. работа | Используют различные способы для разложения на множители
| |||||
91 |
|
| Применение различных способов для разложения на множители Способ группировки
| Используют различные способы для разложения на множители
| |||||
92 |
|
| Применение различных способов для разложения на множители. Формулы сокращённого множения
| Используют различные способы для разложения на множители
| |||||
93 |
|
| Контрольная работа №11«Преобразование целых выражений» |
| |||||
|
| ||||||||
|
|
| |||||||
94 |
|
| Линейное уравнение с двумя переменными | Используют ь определение линейного уравнения | |||||
95 |
|
| Решение задач по теме «Уравнение с двумя переменными» | Применяют определение линейного уравнения для нахождения корней уравнения | |||||
96 |
|
| График линейного уравнения с двумя переменными | Используют определение графика линейного уравнения с двумя переменными | |||||
97 |
|
| Построение графика линейного уравнения с двумя переменными | Выполняют построение графика линейного уравнения с двумя переменными | |||||
98 |
|
| Системы линейных уравнений с двумя переменными | Используют определение системы линейных уравнений с двумя переменными | |||||
99 |
|
| Системы линейных уравнений с двумя переменными. Графический способ | Выполняют решение систем графическим способом | |||||
|
| ||||||||
100 |
|
| Способ подстановки | Используют алгоритм решения систем способ подстановки | |||||
101 |
|
| Решение задач по теме «Способ подстановки» | ||||||
102 |
|
| Сам. Раб по теме «Способ подстановки» | ||||||
103 |
|
| Способ сложения | Используют алгоритм решения систем способом сложения | |||||
104 |
|
| Решение задач по теме «Способ сложения» | Выполняют решение систем способом сложения | |||||
105 |
|
| Сам. Раб по теме «Способ сложения» | Выполняют упражнения по теме решение систем | |||||
106 |
|
| Решение задач с помощью систем уравнений. Задачи на движение | Используют алгоритм решение задач с помощью систем уравнений | |||||
107 |
|
| Решение задач с помощью систем уравнений. Задачи на части | Используют алгоритм решение задач с помощью систем уравнений | |||||
108 |
|
| Решение задач с помощью систем уравнений. Задачи на проценты | Используют алгоритм решение задач с помощью систем уравнений | |||||
109 |
|
| Решение задач по теме «Решение систем линейных уравнений» | Используют алгоритм решение задач с помощью систем уравнений | |||||
110 |
|
| Контрольная работа № 13«Системы линейных уравнений» | Используют алгоритм решение задач с помощью систем уравнений | |||||
|
|
| ПОВТОРЕНИЕ. +резерв |
| |||||
111 |
|
| Повторение. Решение задач по теме « Преобразование выражений» | Применяют различные виды преобразование целого выражения в многочлен | |||||
112 |
|
| Повторение. Решение задач по теме « Линейное уравнение с одной переменной» | Выполняют решение линейных уравнений с одной переменной | |||||
113 |
|
| Повторение. Решение задач с помощью уравнений | Применяют алгоритм решения задач с помощью составления уравнений | |||||
114 |
|
| Повторение. Решение задач по теме «Статистические характеристики» | Применяют определение статистических характеристик | |||||
115 |
|
| Повторение. Решение задач по теме «Формулы сокращённого умножения» | Применяют формулы сокращенного умножения | |||||
116 |
|
| Повторение. Решение задач по теме «Тождественные преобразования выражений» | Используют алгоритм приведения подобных слагаемых. Правила раскрытия скобок при тождественных преобразованиях выражений | |||||
117 |
|
| Повторение. Решение задач по теме «Степень с натуральным показателем» | Применяют алгоритм умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями
| |||||
118 |
|
| Повторение. Решение задач по теме « Решение систем линейных уравнений» | Используют алгоритм решения систем способом сложения и способ подстановки | |||||
119 |
|
| Итоговая контрольная работа по алгебре |
| |||||
120 |
|
| Повторение. Решение задач по теме « Решение текстовых задач с помощью систем уравнений» | Используют алгоритм решение задач с помощью систем уравнений |
Календарно-тематическое планирование (геометрия)
№п/п | Дата по плану | Дата фактическая | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся | ||||
|
|
| Начальные геометрические сведения |
| ||||
1 |
|
| Прямая и отрезок, луч и угол | Используют определение отрезка, луча, угла, биссектрисы угла, равных фигур; свойства измерения отрезков и углов Применяют обозначение точки, прямой, отрезка, луча и угла; сравнивать отрезки и углы; различать острый, прямой и тупой углы, находить длину отрезка и величину угла Применяют линейку для измерения отрезка и построения середины отрезка, использовать транспортир для измерения углов и построения биссектрисы угла. | ||||
2 |
|
| Сравнение отрезков и углов | |||||
3 4 |
|
| Измерение отрезков Измерение углов | |||||
5 |
|
| Смежные и вертикальные углы.
| Применяют определения смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых, формулировки свойств о смежных и вертикальных углах, Изображают смежные и вертикальные углы, находить на рисунке смежные и вертикальные углы; строить перпендикулярные прямые с помощью чертежного треугольника решать задачи на нахождение смежных углов и углов, образованных при пересечении двух прямых, выполняют чертежи по условию задачи | ||||
6 |
|
|
Перпендикулярные прямые | |||||
7 |
|
| Контрольная работа №5 «Измерение отрезков и углов» |
| ||||
8
9 |
|
| Треугольники.
Первый признак равенства треугольников | Объясняют , какая фигура называется треугольником, называют его элементы, изображают треугольники, распознавать их на чертежах, моделях и в текущей обстановке. Используют определение периметра треугольника, формулировку первого признака равенства треугольников | ||||
10 |
|
| Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | Находят периметр треугольника и доказывают первый признак равенства треугольников , находят угол и стороны соответственно равных треугольников. Используют определение перпендикуляра к прямой, формулировку теоремы о перпендикуляре к прямой, определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Строят и распознают медианы, высоты и биссектрисы треугольника | ||||
11 |
|
| Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | |||||
12
13 |
|
| Свойства равнобедренного треугольника.
Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | Применяют определение равнобедренного и равностороннего треугольников, формулировки теорем об углах при основании равнобедренного треугольника и медиане равнобедренного треугольника, проведенной к основанию. Решают задачи, используя изученные свойства равнобедренного треугольника | ||||
14
15 |
|
| Второй признак равенства треугольников. Решение задач на применение второго признака равенства треугольника | Применяют формулировку второго и третьего признаков равенства треугольников. Решают задачи на доказательство равенства треугольников, опираясь на изученные признаки
| ||||
16 |
|
| Третий признак равенства треугольников. | |||||
17 |
|
| Окружность | Применяют определение окружности | ||||
18 |
|
| Задачи на построение | Применяют алгоритмы задач на построение | ||||
19 |
|
| Решение задач на применение признаков равенства треугольников | Решают задачи на доказательство равенства треугольников, нахождение элементов треугольника, периметра треугольника, используют признаки равенства треугольников и свойства равнобедренного треугольника, решают несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки | ||||
20 |
|
| Решение задач «Свойства равнобедренного треугольника» | |||||
21 |
|
| Контрольная работа №8 «Треугольники» | |||||
22 |
|
| Определение параллельных прямых | Применяют определение параллельных прямых, название углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей; формулировки признаков параллельности прямых. Распознают на рисунке пары накрест лежащих, односторонних, соответственных углов; строят параллельные прямые с помощью чертежного угольника и линейки; при решении задач доказывать параллельность прямых, опираясь на изученные признаки. Используют : признаки параллельности прямых при решении задач на готовых чертежах | ||||
23 |
|
| Признаки параллельности прямых | |||||
24
25 |
|
| Практические способы построения параллельных прямых.
Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | |||||
26 |
|
| Аксиома параллельных прямых. | Используют формулировку аксиомы параллельных прямых и следствия из нее; | ||||
27 |
|
| Свойства параллельных прямых | Решают задачи, опираясь на свойства параллельности прямых, на аксиому параллельных прямых, реализуют основные этапы доказательства следствий из теоремы; выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения. Распознают на готовых чертежах и моделях различные виды треугольников | ||||
28 |
|
| Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых» | |||||
29 |
|
| Решение задач по теме «Параллельные прямые». | |||||
30 |
|
| Контрольная работа № 10 по теме«Параллельные прямые» |
| ||||
|
|
| Соотношения между сторонами и углами треугольника |
| ||||
31
|
|
| Сумма углов треугольника | Используют теорему о сумма углов треугольника | ||||
32 |
|
| Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. Внешний угол треугольника. | Применяют определение остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников | ||||
33 |
|
| Теорема о Соотношения между сторонами и углами треугольника | Применяют теорему о Соотношении между сторонами и углами треугольника | ||||
34 |
|
| Неравенство треугольника | Применяют теорему о неравенстве треугольника | ||||
35 |
|
|
| Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | Решают задачи на применение теорем | |||
36 |
|
|
| Контрольная работа №12 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
| |||
37 |
|
| Некоторые свойства прямоугольного треугольника. | Используют некоторые свойства прямоугольного треугольника | ||||
38 |
|
| Решение задач по теме «Некоторые свойства прямоугольного треугольника». | Используют некоторые свойства прямоугольного треугольника при решении задач | ||||
39 |
|
| Признаки равенства прямоугольных треугольников | Используют признаки равенства прямоугольных треугольников | ||||
40 |
|
| Решение задач по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников» | Используют признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач | ||||
41 |
|
| Расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми | Используют расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми | ||||
42 |
|
| Построение треугольника по трем элементам
|
Используют циркуль при построении треугольников
| ||||
43 |
|
| Решение задач по теме «Построение треугольника по трем элементам» | Используют циркуль при построении треугольников
| ||||
44 |
|
| Построение прямоугольного треугольника с помощью циркуля и линейки | Используют циркуль при построении треугольников
| ||||
45 |
|
| Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник». | Используют некоторые свойства прямоугольного треугольника при решении задач | ||||
46 |
|
| Контрольная работа № 14 «Свойства прямоугольного треугольника». | Используют некоторые свойства прямоугольного треугольника при решении задач | ||||
|
|
| Повторение |
| ||||
47 |
|
| Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» | Решают задачи | ||||
48 |
|
| Решение задач по теме «Треугольники» | Решают задач | ||||
49 |
|
| Решение задач по теме «Параллельные прямые» | Решают задачи | ||||
50 |
|
| Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника" | Решают задачи |
19