СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Мамышевой Натальи Николаевны

учителя хакасского языка и литературы, первая квалификационная категория

по хакасскому языку  в  5б классе     

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы                

Н.В. Карпова

«___»________________г.

СОГЛАСОВАНО:              

Зам. директора по УВР    Г.А.Кислицына

«___» ______________г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

« _____» ___________г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Мамышевой Натальи Николаевны

учителя хакасского языка и литературы, первая квалификационная категория

по хакасской литературе в 5б классе











2016-2017 учебный год

с. Таштып




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по хакасской литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного (начального) общего образования по хакасскому языку с учетом авторской программы по хакасскому языку «Методические рекомендации к проектированию рабочих программ по хакасской литературе в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования» Мамышева Н.А. , 2013г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (Хакасская литература. 5 кл.: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Составитель Боргоякова М.П. , 2014г.), утвержденного приказом № __ от _________ МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ- 4;

Цели и задачи, содержание, а также планируемые результаты изучения по хакасскому языку указаны в основной образовательной программе основного общего образования.

Данная программа составлена для реализации курса хакасской литературы на базовом уровне.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), технология продуктивного чтения, проектные технологии.

Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УДД)


5 класс





1

Литература как искусство слова

1

Художественная литература как вид искусства и одна из форм освоения мира. Литература и жизнь. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства, Литература и фольклор.

Устные высказывания, выразительное чтение.

Уметь высказывать свое мнение, выступать перед одноклассниками,

2

Хакасский фольклор.

Хакасские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных - по 1 сказке).

Хакасские народные загадки, пословицы, поговорки, скоро­говорки


7

Мир фольклора. Устное народное творчество как составил и часть общечеловеческой культуры. Фольклорные жанры.

Понятие сказки. Виды сказок. Значение фантастики в создании художественного мира сказок. Образы животных в хакасских сказках и сказках других народов. Фольклорная и литературная сказка.

Художественное своеобразие малых жанров. Отражение в них народной мудрости и юмора. Афористичность художественного слова.



лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, работа с иллюстрациями.

Беседа, исследовательская работа с текстом, художественный пересказ, создание иллюстраций.

установление смысловых связей между пословицами разных народов, конструирование пословиц по заданным словам, составление толкований, определение темы пословиц, защита иллюстраций

Составлять план сказки и таблицы в ходе исследования Конструирование диалога на основе материала статьи учебника, подбор пословиц и поговорок на заданную тему,

3

Хакасская литература

В.А. Кобяков (5 ч.).

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Айдо». Автобиографический характер повести. Изображение детского характера. Роль пейзажа в создании эмо­ционального отношения к повествованию. Художественное мастерство писателя.

П.Т. Штыгашев (1 ч.). Стихотворения: «Теерке кнес», «Чабас суг», «Хакас чирbнby пайы». Идейное и художественное своеобразие стихотворений. Изобразительно-выразительные средства поэтической речи. ИМ. Костяков (3ч.).Жизнь и творчество (обзор). Рассказы из сборников «Ац чолларынча», «Минby нанxылларым». Человек и природа в рассказах. Отражение народных традиций и охотничьих обычаев. Идейное и художественное своеобразие рассказов.

ИГ. Котюшев (1 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Мук хазын». Человек и природа в творчестве поэта. Нравственное звучание произведения.

М.Е. Кильчичаков (2 ч.). Литературная сказка «Койтbк тулгуденер нымах». Фоль­клорные основы сказки. Жанрово-поэтическое своеобразие.

Г.Ф. Топанов (2 ч.).Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Михайныy улузb, «Азыранды», «Асхан турна».

Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика.

Т.Н. Балтыжаков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). «Микенец Поко». Мир детства и природа.

Н.Е. Тиников (4 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Миша». Мир детства в рассказе, его художественные особенности.

Я.А. Тиспереков (I ч.). Жизнь и творчество (обзор). «Торгайах». Мир человека и мир природы.

М.Н. Чебодаев (1ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Хуртуйах тас». Традиции и современность. Своеобразие авторской позиции.

Г.Г. Казачинова (1 ч.). «Кичеегb чузе наyмыр». Связь человека и природы. Близкие виды характеров в русской литературе.

И.П. Топоев (1 ч.). «Орт». Поиск героя нового типа. Нравственное звучание про­изведения.

СЕ. Карачаков (2 ч.) «Торымас». Связь человека и природы.

23

содержание изученных литературных произведений;
выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим зада­нием).


Выразительное чтение художественного текста.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.


Уметь выразительно читать худ. текст, пересказвыать, отвечать на вппросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.


4

Развитие речи


4

Обобщение и систематизация полученных знаний; обучение анализу эпизода художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений.

Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с таблицами, составление рабочих материалов для сочинения

Уметь обобщать и систематизировать полученные знания, анализировать худ. Произведение, составлять рабочие материалы для сочинения.


6 класс





5

Хакасский фольклор

Кип-чаох (предания).

Тахпахи (народные песни).


7

Начальное понятие о кип-чоохе. Отражение в нем общена­родных представлений о героизме и народных героях. Проти­воборство добра и зла. Гипербола в фольклоре.

Особенности песенного жанра. Отражение в них народного эстетического идеала. Средства создания поэтической образности в тахпахах.

Составление плана кип-чооха и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение кип-чоохов, художественный пересказ, работа с иллюстрациями , исполнение тахпахов,

Уметь составлять план кип-чооха, выразительное чтение кип-чоохов, художественный пересказ, работа с иллюстрациями , исполнение тахпахов,

6

Хакасская литература

В.А. Кобяков (1 ч.). Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Чазыдацар ыр», «Чиybс». Патриотическое звучание произведения поэта.

А.М. Топанов (1 ч.). Стихотворения: «Окbс», «Аарльu аалчы», «Тракторист ыры», «Куску». Фольклорные традиции в поэзии А.М. Топаноп реальной действительности.

Н.Г. Доможаков (1 ч.). Стихотворения: «Кбгbлбей чазы», «Нанмыр». Картины родной природы в произведениях Н.Г. Дом Художественное своеобразие поэзии.

И.М. Костяков (1 ч.).Жизнь и творчество (обзор). Басня «Оскb паза Мойнах». Художественное своеобразие басни. Сравнение с баснями И.А. Крылова.

И.Г. Котюшев (1 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пастагы ас». Человек и природа в творчестве поэта.

М.Е. Кильчичаков (1 ч.). Пьеса «Агырыг кbзbнby ибbнде»

НЕ. Тиников (4ч.). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Кавристby кjглерb». Отражение реальной действительности. Гуманизм произведения.

Я.А. Тиспереков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). «Хакасиям», «Аргыстарыма», «1чем чир1». Образность поэтического мышления. Мир человека и мир природы.

В.Г. Майнашев (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Чир усхунганы», «Нацмырда» и др.

Народность языка произведений поэта. Традиции и новаторство в поэзии В. Майнашева.

М Г Ьаинов (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Уучама», «1чем». Особенности лирики поэта. Общечеловеческое и национально! в поэзии.

К. Т. Нербышев (5 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Ады чох солдат», «Тас Ирбен», «Jкресbнbс таныuлары». Тема подвига, самопожертвования во имя Родины, народи Человек и мир природы. Лирическое отражение исторической И реальной действительности в творчестве К. Нербышева.

Ф.Т. Бурнаков (Зч.). Жизнь и творчество (обзор). «Пора тай нанчым» (отрывки). Детство и мир животным, Близкие типы характеров в русской литературе.

И.В. Капчигашев (1 ч.). Жизнь и творчество (обзор). «1че», «Хакасия порчозы». Тема родины в творчестве поэта. Традиции и новаторство в творчестве поэта.

А.Е. Султреков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). «Кунур агас» (отрывки). Связь человека и природы. Близкие типы характеров в русской литературе.

21

Знакомство с фактами биографии М.Е. Кильчичакова, И.М. Костякова, КТ. Нербышева и др.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выра­зительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.



Рассказывать основные факты жизненного и творческого пути В.А. Кобякова, Н.Г. Доможакова, М.Е. Кильчичакова, И.М. Костякова, КТ. Нербышева и др.

Участвовать в диалогах. Составлять планы, тезисы текстов. Анализиривать и дают характеристику литературным героям. Выполнять различные творческие работы.

воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, состав­лять план и тезисы прочитанного;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и срав­нивать их героев;

выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа (подробный, крат­кий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного устного и письменного текста на родном языке с учетом норм хакасского литературного языка (не менее 1 стр.);


Уметь участвовать в диалогах. Составлять планы, тезисы текстов. Анализиривать и дают характеристику литературным героям. Выполнять различные творческие работы.

воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, состав­лять план и тезисы прочитанного;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и срав­нивать их героев;

выражать свое отношение

7

Литература тюркоязычных народов России


2

Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в про изведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Творческие искания писателей (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар, Г. Косточаков и др.). Поиски нравственного идеала в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России.


Художественный пересказ, сообщения учащихся. Составление вопросов по статье учебника, создание иллюстраций к прочитанному, исследовательская работа с текстом. Выразительное чтение по ролям

Уметь выявлять Основные темы, проблематику, традиции и новаторство в про изведениях алтайской, тывинской, шорской литератур

8

Развитие речи


4

Обобщение и систематизация полученных знаний; обучение анализу эпизода художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений.

Сообщения учащихся, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения

Уметь обобщать и систематизировать полученные знаний; анализировать эпизод художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений


7 класс





9

Хакасский фольклор. Героический эпос «Албынчы».


6

Понятие о героическом эпосе хакасского народа. Ритмико- мелодичное своеобразие героического сказания в сопоставлении с русскими былинами. Образ богатыря в родном и русском фольклоре, а также в фольклоре других народов. Хайджи-нымахчы. Начальное понятие о хайджи-нымахчы. Особенности художественного мастерства известных исполнителей фольклорных жанров.

Выразительное чтение эпизодов эпоса «Албынчы», подготовка сообщений, экскурсия по галерее

изображений героев эпоса (слайдовая презентация).

Понимать героический эпос хакасского народа, Составление плана эпоса и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения учащихся, художественный пересказ.

10

Хакасская литература

В. А. Кобяков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Мылтых табызы» (возможен выбор другого рассказа) Основной конфликт произведения Кобякова-рассказчика. Рол детали в раскрытии характера.

Н. Г. Доможаков (2 ч.).Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Тыттыг таг». Художественное мастерство поэта-лирика. Гуманизм.

А.И. Кузугашев (4 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Оорл1г пуурлер». Трагедия гражданской войны в детском восприятии. Худо­жественные средства создания характеров. Своеобразие языка повести.

М.Е. Кильчичаков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «1ю кинек», «1чем».

Война и мир в лирике поэта. Особенности лирического героя в произведениях М.Е. Кильчичакова.

В. В. Угдыжеков (Зч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Тореен чир1м», «Чазыда ког», «Минby ту­рам», «Аргысха», «Анда син не пыролыгзьy». Тема Родины в поэзии В. Угдыжекова. Идейное и художест­венное своеобразие лирики поэта. Связь с традициями русской поэзии.

М.Н. Чебодаев (3 ч.) Жизнь и творчество (обзор). Очерки: «Кургеннbг чазы», «Ким хазында», «Абазанаy bкb тоuазыг».

Своеобразие воспроизведения окружающей действительности. особенности поэтики писателя.

М.Р. Баинив (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Анпус чача», «Ол1м пbлбессер чол».

Особенности лирики поэта. Общечеловеческое и национальное начало в поэзии.

В.Ф. Барашков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Чуртас хырилары», «Чир1м амыры» (возмо­жен выбор других произведений). Нравственный пафос поэтических произведений. Мир человека и мир природы.

22

Знакомство с фактами биографии М.Е. Кильчичакова, И.М. Костякова, КТ. Нербышева и др.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. Язык художественного произведения. Изобразительно-выра­зительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.


Рассказывать основные факты жизненного и творческого пути В.А. Кобякова, Н.Г. Доможакова, М.Е. Кильчичакова, И.М. Костякова, КТ. Нербышева и др.

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

определения своего круга чтения по родной литературе, выбо­ра произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; формирования культуры межнацио­нальных отношений.


Воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, сос­тавлять план и тезисы прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изу­ченного произведения; характеризовать героев; сопоставлять эпизоды литературных произведений и срав­нивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

строить устные и письменные высказывания в связи с изу­ченными произведениями русской и родной литературы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного устного и письменного текста на родном языке с учетом норм хакасского литературного языка (1-1,5 стр.);

11

Литература тюркоязычных народов России. Творческие искания писателей (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар. 1. Косточаков и др.).


2

Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в про­изведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Поиски нравственного идеала в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России.

Воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, сос­тавлять план и тезисы прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;


Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изу­ченного произведения; характеризовать героев; сопоставлять эпизоды литературных произведений и срав­нивать их героев;

выявлять авторскую позицию

12

Развитие речи

4

Обобщение и систематизация полученных знаний; обучение анализу эпизода художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений.

Сообщения учащихся, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения

Уметь обобщать и систематизировать полученные знаний; анализировать эпизод художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений


8 класс





13

Литература как искусство слова


1

Художественная литература как одна из форм освоении мира. Влияние литературы на формирование нравственного эстетического чувства.

Устные высказывания, выразительное чтение.

Уметь высказывать свое мнение

14

Хакасская литература

В.А. Кобяков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «К1рjске туз1рген1». Основной конфликт произведен их Особенности построения сюжета. Роль детали в раскрытий характера.

Н. Г. Доможаков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Галина». Художественное мастерство поэта-лирика. Гуманизм произведения.

ИГ. Котюшев (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Пастагы кугурт», «Jл1м1 чох», басни (по выбору). Человек и природа в творчестве поэта. Нравственное звучание произведений.

М.Е. Кильчичаков (5 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Драма «Хулгалар». Отражение реальных событий в драме М.Е. Кильчичакова. Система образов. Своеобразие языка драмы.

Г.Ф. Топанов (6 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Хара хус». Тема подвига. Художественные средства создания характеров. Особенности повествования.

С. И. Чарков (4 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Ыраххы нанчы», повесть «Ах Уус хазында». Отражение современной автору действительности. Художественное мастерство СИ. Чаркова.

М. Турин (3 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ: «Сайалбаан сурместер». Отражение народных тра­диций. Особенности языка. Смысл названия произведения.

А.А. Халларов (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Тирен чулда», «Чазы хызы». Судьба человека и окружающий мир. Художественное средство создания характеров. Романтическое звучание произведений.

В.В. Татарова (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Куску чиллер», «Аачамньщ ырлары» (возможен выбор других произведений). Образность поэтического мышления. Мир человека и мир природы.

27

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпи­лог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении; эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур. Общее и национально-специфическое в литературе.


Рассказывать основные факты жизненного и творческого пути В.А. Кобякова, Н.Г. Доможакова, М.Е. Кильчичакова, И.М. Костякова, К.Т. Нербышева и др.

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Анализ и интерпретация произведения.

Сопоставлять произведения родной и русской литературы на основе общности тематики, проблематики и жанра, выявлять национально обусловленные различия.

Самостоятельно перевод ить фрагменты хакасского художест­венного текста на русский язык.


Составлять планы и писать отзывы о произведениях.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения своего круга чтения по родной литературе, вы­бора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; формирования культуры межнацио­нальных отношений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


15

Литература тюркоязычных народов России

Творческие искания писателей (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар, Г. Косточаков и др.). Поиски нравственного идеала в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России.


2

Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в про­изведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Поиски нравственного идеала в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России.

Воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, сос­тавлять план и тезисы прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;


Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изу­ченного произведения; характеризовать героев; сопоставлять эпизоды литературных произведений и срав­нивать их героев;

выявлять авторскую позицию

16

Развитие речи


4

Обобщение и систематизация полученных знаний; обучение анализу эпизода художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений.

Сообщения учащихся, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения

Уметь обобщать и систематизировать полученные знаний; анализировать эпизод художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений


9 класс





17

Хакасская литература ХХ века

В.А. Кобяков (2 ч.). Рассказ «Пасха юз! ацмары» (возможен выбор другого произведения). Основной конфликт произведения. Мастерство Кобякова-рассказчика.

  • Н.Г. Доможаков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Поэма«Терпектер муне». Художественное мастерство поэта-лирика.Гуманизм произведения. Непреходящее значение созданныи Н. Доможаковым характеров.

  • И.М. Костяков (6 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Роман «Чгбек хур». Война и любовь в жизни человека. Гу« манизм и патриотизм произведения. Смысл названия романа.

  • Н.Е. Тшшков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Кун сузында» (в сокращении). Отражение реальной действительности. Гуманизм произведения. Художественное мас­терство писателя.

  • М. Туран (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Ирнby bстbнде изерл1г ат чызаан». Проблема нрав­ственной ответственности в рассказе. Смысл названия про изведения.

  • М.Н Чебодаев (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Крепин». Проблема любви и традиций. Своеобразие стиля и языка. Художественное мастерство автора.

  • М.Р. Баинов (3 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Поэмы: «Тустарча чорых чоргеш», «Тан солбанында тогазыг» (возможен выбор других произведений). Философская лирика М.Р. Баинова. Образ лирического героя, Художественные достоинства поэм.

  • А.А. Халларов (4 ч.).ьЖизнь и творчество (обзор). Повесть «Акай». Автобиографический характер повести Нравственная проблематика произведения. Художественное мас­терство автора.

В.Г. Майнашев (Зч.). Жизнь и творчество (обзор).ьСтихотворения: «Кумус кулбустер», «Минby хазьyым», «Тчемнby сарыны» и др.иНациональные истоки художественного мастерства поэта. " Отражение традиций русской лирической поэзии в творчестве В. Майнашева.

  • Д. И. Чанков (Зч.). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Торгайах табызы». Отражение основных событий \Х века в повести. Связь человека и природы. Особенности поэтики писателя.

30

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпи­лог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-вы­разительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур. Общее и национально-специфическое в литературе.


Рассказывать оосновные факты жизненного и творческого пути В.А. Кобякова, Н.Г. Доможакова, М.Е. Кильчичакова, И.М. Костяком К.Т. Нербышева и др.;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику иэуч ного произведения;

поим, мать чужую точку зрения и аргументированно отстани.т. свою;

писать отзывы о произведениях, самостоятельно прочитНИ ных на родном и русском языках; изложения с элементами сочинения;

самостоятельно переводить на русский язык фрагменты хм к.и ского художественного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практическим деятельности и повседневной жизни для:

- определения своего круга чтения по родной литературе, выбора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; формирования культуры межнациональных отношений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном про­изведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств;

сопоставлять произведения родной и русской литературв близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия; выявлять авторскую позицию;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям,

18

Литература тюркоязычных народов России

Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в про-н сведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Творческие искания писателей (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар, Г Косточаков и др.). Поиски нравственного идеала в хакасской ш тературе и литературах тюркоязычных народов России.


2

Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в про­изведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Поиски нравственного идеала в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России.

Характеризовать героев; сопоставлять эпизоды литературных произведений и срав­нивать их героев;выявлять авторскую позицию

Воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, сос­тавлять план и тезисы прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изу­ченного произведения;


19

Развитие речи

2

Обобщение и систематизация полученных знаний; обучение анализу эпизода художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений.

Сообщения учащихся, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения

Уметь работать с планом, анализировать эпизоды, конструировать начало и финал сочинения























Перечень контрольных работ


Название темы контрольной работы

1 четверть

1

Контрольная работа по теме «Хакасский фольклор»

2 четверть

2

Контрольная работа за 1 полугодие

3 четверть

3

Сочинение по произведениям Г.Ф. Топанова «Мой любимый герой»

4 четверть

4

Итоговая контрольная работа






















Календарно-тематическое планирование уроков хакасской литературы

5 класс

Дата

урока




Тема

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности

Направления исследовательской, проектной деят

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия


Литература как искусство слова (1 ч.) (1 четверть)


1нед

1

Художественная литература как вид искусства. Хакасский фольклор.

Художественная литература как вид искусства и одна из форм освоения мира. Литература и жизнь. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства. Литература и фольклор.

Л1., ЛР2., РР1 – РР5,

ПР3 – ПР10, КР1 – КР14.


Ответы на вопросы



Хакасский фольклор

2 нед

2

Хакасский фольклор. Фольклорные жанры.

Мир фольклора. Устное народное творчество как составная часть общечеловеческой культуры. Фольклорные жанры.

РР1-РР5, ПР1-ПР10, КР1-КР15

Ответить на вопросы


3 нед

3




Хакасские народные сказки. Волшебная «Палыхчы паза суғ эззⅰ»



Понятие сказки. Виды сказок. Фольклорная и литературная сказка. Художественный мир сказок «Палыхчы паза суг ээзи», «Пир Харызах

РР1-РР5, ПР1-ПР10, КР1-КР15

Составление плана «Особенности волшебной сказки»


4 нед

4



Бытовая сказка «Чалӌы Торсых»


«Iкiⅰ харындас»

«Кeмӱс книга»

Художественный мир бытовых сказок. Чтение и анализ

РР1-РР5, ПР1-ПР10, КР1-КР15

Конкурс на знание народной сказки


5нед

5


Сказки о животных «Пeдӱрчӱн паза тӱлгӱ»

«Хозанах»

Образы животных в хакасских сказках и сказках других народов.

РР1-РР5, ПР1-ПР10, КР1-КР15

Ответить на вопросы



6

Хакасские народные загадки


Художественное своеобразие малых жанров.

Краткость и простота, меткость и выразительность.

Многообразие тематики.

РР1-РР5, ПР1-ПР10, КР1-КР15

Сообщения учащихся


6-7нед

7


Пословицы и поговорки

Скороговорки

Пословицы, поговорки, загадки из книги «Хыйға сос»


Художественное своеобразие малых жанров.

Краткость и простота, меткость и выразительность.

Многообразие тематики.

РР1-РР5, ПР1-ПР10, КР1-КР15

Сообщения учащихся


8нед

8

Р.р. Художественное своеобразие малых жанров

Создание волшебной сказки

Сюжет, композиция сказки.

РР1-РР5, ПР1-ПР10, КР1-КР15

Проект «Любимый фольклорный жанр»


9нед

9

Контрольная работа по теме «Хакасский фольклор»

Повторение и обобщение знаний учащихся, полученных по данному разделу.

РР1-РР5, ПР1-ПР10, КР1-КР15

Письменный ответ на вопрос


2 четверть

Хакасская литература

10нед

10

Автобиографический характер повести В.А. Кобякова «Айдо».

Жизнь и творчество А.Кобякова. Автобиографический характер повести.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Ответы на вопросы


11нед

11

Изображение детского характера в повести В.А. Кобякова «Айдо». ( «Чазыда»)

Жизнь и творчество А.Кобякова. Автобиографический характер повести. Изображение детского характера. Знакомство с содержанием гл. «Чазыда». Анализ главы. Выборочное чтение.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Ответы на вопросы


12нед

12

Повестьтⅰпрай хатиры, таллап хығырары, eзeрерi


Проверить знания учащихся, полученных при изучении повести.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15



13нед

13

Р.Р. Сочинение по повести Кобякова «Айдо»

Создание собственного текста

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Сочинение


14нед

14

Контрольная работа по повести Кобякова «Айдо»

Контроль знаний

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Контрольная работа


15нед

15

К. Нербышев «Кутнай тайым Агбанда»

Жизнь и творчество писателя. Нравственная проблематика, мир и природа в рассказах писателя. Характеристика образов главных героев.


РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Исследовательская работа







16нед

16

Контрольная работа за 1 полугодие

Контроль знаний

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Контрольная работа


3 четверть

17нед

17

В. Майнашев «Чилбiген»

Жизнь и творчество писателя. Нравственная проблематика, мир и природа в рассказах писателя.

Характеристика образов главных героев.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Пересказ по плану.







18нед

18

А. Султреков «Аба чeрек»

Жизнь и творчество писателя. Нравственная проблематика, мир и природа в рассказах писателя.

Характеристика образов главных героев.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Письменный отв ет на вопрос







19нед

19

П.Т. Штыгашев «Теерке кнес»


«Чабас суғ»


Хакас чирiнiң пайы»

Жизнь и творчество П.Т.Штыгашева. Идейное и художественное содержание стихотворений. Изобразительно-выразительные средства поэтической речи.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Выр. чтение, выписать изобразительно-выразительные средства.


20нед

20

Человек и природа в творчестве И.Г. Котюшева (Мун хазын»)

Жизнь и творчество. (обзор) Человек и природа в творчестве поэта.Нравственное изучение поэта.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Выр.чтение стихотворений


21нед

21





ИМ Костяков. «Аң чолларынча». Отражение народных традиций и охотничьих обычаев. «Агас пазында хоосха» («Харам апсах», «Хортых Хапчығас», «Чалғыс Содас»).


Жизнь и творчество. Рассказы из сборников «Ан чолларынча», «Минин нанчыларым». Идейное и художественное своеобразие рассказов.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Как относится автор к своим героям?


22нед

22

Литературная сказка М.Е. Кильчичакова «Сказка о хитрой лисе»


Жизнь и творчество М.Е.Кильчичакова. Знакомство с содержанием сказки. Отличие народных сказок от литературных.

Сказка как выражение народной мудрости.

Фольолорные основы сказки.Жанрово-поэтическое своеобразие.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Выразительное чтение

Ответы на вопросы.


23нед

23

ТН Балтыжаков. «Микенен Поко»



Жизнь и творчество писателя. Мир детства и природы в рассказе.


РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Составить план


24нед

24

ГФТопанов. «Михайның eлeзⅰ»

Нравственная проблематика и мир творчества в рассказах Г.Ф. Топанова «Михайның ⅰ»

Образ дедушки Питры

Образ мальчика Михая


ГФТопанов «Азыранды»

ГФТопанов «Асхан турна»

Жизнь и творчество писателя. Нравственная проблематика, мир и природа в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика.

Основная тема и идея рассказов Топанова. Характеристика образов главных героев.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Пересказ по плану.





Чем похожи судьбы Айдо и Михая?


25нед

25

Сочинение по произведениям Г.Ф. Топанова «Мой любимый герой»

Портреты героев как средство изображения их характеров.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Сочинение


4 четверть

26нед

26

Я.А. Тиспереков «Торғайах». Мир человека и мир природы.

Жизнь и творчество писателя. Анализ и вырпазительное чтение стихотворения.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Анализ стихотворения


27нед

27

Н.Е. Тиников «Миша» (1, 2 части)


Знакомство с содержанием 1-2 глав повести.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Устный пересказ эпизода


28нед

28

НЕТиников «Миша» (3-4 ч.)

Образ Миши

Обобщающий урок. НЕ Тиников. Миша

Р.р. Миша – герой своего времени


Художественные особенности повести.

Портреты героев как средство изображения их характеров.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15



29нед

29

МНЧебодаев. Жизнь и творчество

Традиции и современность в стихотворении «Хуртуйах тас» М.Н. Чебодаева.

«Хуртуйах тас»



Жизнь и творчество.

Традиции и современность в стихотворении. Своеобразие авторской позиции.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15



30нед

30

Связь человека и природы в рассказе Г.Казачиновой «Кичеегⅰ чузе наңмыр»


Связь человека и природы в рассказе. Близкие типы характеров в русской литературе

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Ответить на вопрос: какие лекарственные травы вы знаете?


31нед

31

С.Е.Карачаков «Торымас» Связь человека и природы.

Р.Р. Описание природы в рассказе


Жизнь и творчество писателя. Связь человека и природы. Народные обычаи в рассказе.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Ответить на вопрос:

какие обычаи народа вы знаете?


32н

32

И.П.Топоев «Орт». Поиск героя нового типа


Жизнь и творчество. Поиск героя нового типа. Нравственное звучание произведения.

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15



33нед

33

Итоговая контрольная работа

Контроль знаний

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15

Выполнить контрольную работу


34нед

34

Литературная игра

Обобщение и систематизация знаний по хакасской литературе за 5 кл

РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15



Планируемые результаты обучения

Результаты изучения предмета «Хакасская литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствуют стандарту. Рубрика «знать/понимать» включает требо­вания к учебному материалу, который усваивается и воспроиз­водится учащимися, рубрика «уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой, в рубрике «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решения разнообразных жизненных задач.












24