с. Таштып
Рабочая программа по хакасской литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного (начального) общего образования по хакасскому языку с учетом авторской программы по хакасскому языку «Методические рекомендации к проектированию рабочих программ по хакасской литературе в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования» Мамышева Н.А. , 2013г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (Хакасская литература. 5 кл.: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Составитель Боргоякова М.П. , 2014г.), утвержденного приказом № __ от _________ МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Цели и задачи, содержание, а также планируемые результаты изучения по хакасскому языку указаны в основной образовательной программе основного общего образования.
Данная программа составлена для реализации курса хакасской литературы на базовом уровне.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), технология продуктивного чтения, проектные технологии.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УДД) |
| 5 класс | | | | |
1 | Литература как искусство слова | 1 | Художественная литература как вид искусства и одна из форм освоения мира. Литература и жизнь. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства, Литература и фольклор. | Устные высказывания, выразительное чтение. | Уметь высказывать свое мнение, выступать перед одноклассниками, |
2 | Хакасский фольклор. Хакасские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных - по 1 сказке). Хакасские народные загадки, пословицы, поговорки, скороговорки | 7 | Мир фольклора. Устное народное творчество как составил и часть общечеловеческой культуры. Фольклорные жанры. Понятие сказки. Виды сказок. Значение фантастики в создании художественного мира сказок. Образы животных в хакасских сказках и сказках других народов. Фольклорная и литературная сказка. Художественное своеобразие малых жанров. Отражение в них народной мудрости и юмора. Афористичность художественного слова. | лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, работа с иллюстрациями. Беседа, исследовательская работа с текстом, художественный пересказ, создание иллюстраций. установление смысловых связей между пословицами разных народов, конструирование пословиц по заданным словам, составление толкований, определение темы пословиц, защита иллюстраций | Составлять план сказки и таблицы в ходе исследования Конструирование диалога на основе материала статьи учебника, подбор пословиц и поговорок на заданную тему, |
3 | Хакасская литература В.А. Кобяков (5 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Айдо». Автобиографический характер повести. Изображение детского характера. Роль пейзажа в создании эмоционального отношения к повествованию. Художественное мастерство писателя. П.Т. Штыгашев (1 ч.). Стихотворения: «Теерке кнес», «Чабас суг», «Хакас чирbнby пайы». Идейное и художественное своеобразие стихотворений. Изобразительно-выразительные средства поэтической речи. ИМ. Костяков (3ч.).Жизнь и творчество (обзор). Рассказы из сборников «Ац чолларынча», «Минby нанxылларым». Человек и природа в рассказах. Отражение народных традиций и охотничьих обычаев. Идейное и художественное своеобразие рассказов. ИГ. Котюшев (1 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Мук хазын». Человек и природа в творчестве поэта. Нравственное звучание произведения. М.Е. Кильчичаков (2 ч.). Литературная сказка «Койтbк тулгуденер нымах». Фольклорные основы сказки. Жанрово-поэтическое своеобразие. Г.Ф. Топанов (2 ч.).Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Михайныy улузb, «Азыранды», «Асхан турна». Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика. Т.Н. Балтыжаков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). «Микенец Поко». Мир детства и природа. Н.Е. Тиников (4 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Миша». Мир детства в рассказе, его художественные особенности. Я.А. Тиспереков (I ч.). Жизнь и творчество (обзор). «Торгайах». Мир человека и мир природы. М.Н. Чебодаев (1ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Хуртуйах тас». Традиции и современность. Своеобразие авторской позиции. Г.Г. Казачинова (1 ч.). «Кичеегb чузе наyмыр». Связь человека и природы. Близкие виды характеров в русской литературе. И.П. Топоев (1 ч.). «Орт». Поиск героя нового типа. Нравственное звучание произведения. СЕ. Карачаков (2 ч.) «Торымас». Связь человека и природы. | 23 | содержание изученных литературных произведений; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). | Выразительное чтение художественного текста. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов. | Уметь выразительно читать худ. текст, пересказвыать, отвечать на вппросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов. |
4 | Развитие речи | 4 | Обобщение и систематизация полученных знаний; обучение анализу эпизода художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений. | Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с таблицами, составление рабочих материалов для сочинения | Уметь обобщать и систематизировать полученные знания, анализировать худ. Произведение, составлять рабочие материалы для сочинения. |
| 6 класс | | | | |
5 | Хакасский фольклор Кип-чаох (предания). Тахпахи (народные песни). | 7 | Начальное понятие о кип-чоохе. Отражение в нем общенародных представлений о героизме и народных героях. Противоборство добра и зла. Гипербола в фольклоре. Особенности песенного жанра. Отражение в них народного эстетического идеала. Средства создания поэтической образности в тахпахах. | Составление плана кип-чооха и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение кип-чоохов, художественный пересказ, работа с иллюстрациями , исполнение тахпахов, | Уметь составлять план кип-чооха, выразительное чтение кип-чоохов, художественный пересказ, работа с иллюстрациями , исполнение тахпахов, |
6 | Хакасская литература В.А. Кобяков (1 ч.). Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Чазыдацар ыр», «Чиybс». Патриотическое звучание произведения поэта. А.М. Топанов (1 ч.). Стихотворения: «Окbс», «Аарльu аалчы», «Тракторист ыры», «Куску». Фольклорные традиции в поэзии А.М. Топаноп реальной действительности. Н.Г. Доможаков (1 ч.). Стихотворения: «Кбгbлбей чазы», «Нанмыр». Картины родной природы в произведениях Н.Г. Дом Художественное своеобразие поэзии. И.М. Костяков (1 ч.).Жизнь и творчество (обзор). Басня «Оскb паза Мойнах». Художественное своеобразие басни. Сравнение с баснями И.А. Крылова. И.Г. Котюшев (1 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пастагы ас». Человек и природа в творчестве поэта. М.Е. Кильчичаков (1 ч.). Пьеса «Агырыг кbзbнby ибbнде» НЕ. Тиников (4ч.). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Кавристby кjглерb». Отражение реальной действительности. Гуманизм произведения. Я.А. Тиспереков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). «Хакасиям», «Аргыстарыма», «1чем чир1». Образность поэтического мышления. Мир человека и мир природы. В.Г. Майнашев (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Чир усхунганы», «Нацмырда» и др. Народность языка произведений поэта. Традиции и новаторство в поэзии В. Майнашева. ![]() М Г Ьаинов (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Уучама», «1чем». Особенности лирики поэта. Общечеловеческое и национально! в поэзии. К. Т. Нербышев (5 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Ады чох солдат», «Тас Ирбен», «Jкресbнbс таныuлары». Тема подвига, самопожертвования во имя Родины, народи Человек и мир природы. Лирическое отражение исторической И реальной действительности в творчестве К. Нербышева. Ф.Т. Бурнаков (Зч.). Жизнь и творчество (обзор). «Пора тай нанчым» (отрывки). Детство и мир животным, Близкие типы характеров в русской литературе. И.В. Капчигашев (1 ч.). Жизнь и творчество (обзор). «1че», «Хакасия порчозы». Тема родины в творчестве поэта. Традиции и новаторство в творчестве поэта. А.Е. Султреков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). «Кунур агас» (отрывки). Связь человека и природы. Близкие типы характеров в русской литературе. | 21 | Знакомство с фактами биографии М.Е. Кильчичакова, И.М. Костякова, КТ. Нербышева и др. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. | Рассказывать основные факты жизненного и творческого пути В.А. Кобякова, Н.Г. Доможакова, М.Е. Кильчичакова, И.М. Костякова, КТ. Нербышева и др. Участвовать в диалогах. Составлять планы, тезисы текстов. Анализиривать и дают характеристику литературным героям. Выполнять различные творческие работы. воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного устного и письменного текста на родном языке с учетом норм хакасского литературного языка (не менее 1 стр.); | Уметь участвовать в диалогах. Составлять планы, тезисы текстов. Анализиривать и дают характеристику литературным героям. Выполнять различные творческие работы. воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение |
7 | Литература тюркоязычных народов России | 2 | Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в про изведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Творческие искания писателей (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар, Г. Косточаков и др.). Поиски нравственного идеала в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России. | Художественный пересказ, сообщения учащихся. Составление вопросов по статье учебника, создание иллюстраций к прочитанному, исследовательская работа с текстом. Выразительное чтение по ролям | Уметь выявлять Основные темы, проблематику, традиции и новаторство в про изведениях алтайской, тывинской, шорской литератур |
8 | Развитие речи | 4 | Обобщение и систематизация полученных знаний; обучение анализу эпизода художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений. | Сообщения учащихся, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения | Уметь обобщать и систематизировать полученные знаний; анализировать эпизод художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений |
| 7 класс | | | | |
9 | Хакасский фольклор. Героический эпос «Албынчы». | 6 | Понятие о героическом эпосе хакасского народа. Ритмико- мелодичное своеобразие героического сказания в сопоставлении с русскими былинами. Образ богатыря в родном и русском фольклоре, а также в фольклоре других народов. Хайджи-нымахчы. Начальное понятие о хайджи-нымахчы. Особенности художественного мастерства известных исполнителей фольклорных жанров. | Выразительное чтение эпизодов эпоса «Албынчы», подготовка сообщений, экскурсия по галерее изображений героев эпоса (слайдовая презентация). | Понимать героический эпос хакасского народа, Составление плана эпоса и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения учащихся, художественный пересказ. |
10 | Хакасская литература В. А. Кобяков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Мылтых табызы» (возможен выбор другого рассказа) Основной конфликт произведения Кобякова-рассказчика. Рол детали в раскрытии характера. Н. Г. Доможаков (2 ч.).Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Тыттыг таг». Художественное мастерство поэта-лирика. Гуманизм. А.И. Кузугашев (4 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Оорл1г пуурлер». Трагедия гражданской войны в детском восприятии. Художественные средства создания характеров. Своеобразие языка повести. М.Е. Кильчичаков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «1ю кинек», «1чем». Война и мир в лирике поэта. Особенности лирического героя в произведениях М.Е. Кильчичакова. В. В. Угдыжеков (Зч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Тореен чир1м», «Чазыда ког», «Минby турам», «Аргысха», «Анда син не пыролыгзьy». Тема Родины в поэзии В. Угдыжекова. Идейное и художественное своеобразие лирики поэта. Связь с традициями русской поэзии. М.Н. Чебодаев (3 ч.) Жизнь и творчество (обзор). Очерки: «Кургеннbг чазы», «Ким хазында», «Абазанаy bкb тоuазыг». Своеобразие воспроизведения окружающей действительности. особенности поэтики писателя. М.Р. Баинив (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Анпус чача», «Ол1м пbлбессер чол». Особенности лирики поэта. Общечеловеческое и национальное начало в поэзии. В.Ф. Барашков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Чуртас хырилары», «Чир1м амыры» (возможен выбор других произведений). Нравственный пафос поэтических произведений. Мир человека и мир природы. | 22 | Знакомство с фактами биографии М.Е. Кильчичакова, И.М. Костякова, КТ. Нербышева и др. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. | Рассказывать основные факты жизненного и творческого пути В.А. Кобякова, Н.Г. Доможакова, М.Е. Кильчичакова, И.М. Костякова, КТ. Нербышева и др. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. определения своего круга чтения по родной литературе, выбора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; формирования культуры межнациональных отношений. | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного устного и письменного текста на родном языке с учетом норм хакасского литературного языка (1-1,5 стр.); |
11 | Литература тюркоязычных народов России. Творческие искания писателей (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар. 1. Косточаков и др.). | 2 | Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в произведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Поиски нравственного идеала в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России. | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; | Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию |
12 | Развитие речи | 4 | Обобщение и систематизация полученных знаний; обучение анализу эпизода художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений. | Сообщения учащихся, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения | Уметь обобщать и систематизировать полученные знаний; анализировать эпизод художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений |
| 8 класс | | | | |
13 | Литература как искусство слова | 1 | Художественная литература как одна из форм освоении мира. Влияние литературы на формирование нравственного эстетического чувства. | Устные высказывания, выразительное чтение. | Уметь высказывать свое мнение |
14 | Хакасская литература В.А. Кобяков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «К1рjске туз1рген1». Основной конфликт произведен их Особенности построения сюжета. Роль детали в раскрытий характера. Н. Г. Доможаков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Галина». Художественное мастерство поэта-лирика. Гуманизм произведения. ИГ. Котюшев (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Пастагы кугурт», «Jл1м1 чох», басни (по выбору). Человек и природа в творчестве поэта. Нравственное звучание произведений. М.Е. Кильчичаков (5 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Драма «Хулгалар». Отражение реальных событий в драме М.Е. Кильчичакова. Система образов. Своеобразие языка драмы. Г.Ф. Топанов (6 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Хара хус». Тема подвига. Художественные средства создания характеров. Особенности повествования. С. И. Чарков (4 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Ыраххы нанчы», повесть «Ах Уус хазында». Отражение современной автору действительности. Художественное мастерство СИ. Чаркова. М. Турин (3 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ: «Сайалбаан сурместер». Отражение народных традиций. Особенности языка. Смысл названия произведения. А.А. Халларов (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Тирен чулда», «Чазы хызы». Судьба человека и окружающий мир. Художественное средство создания характеров. Романтическое звучание произведений. В.В. Татарова (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Куску чиллер», «Аачамньщ ырлары» (возможен выбор других произведений). Образность поэтического мышления. Мир человека и мир природы. | 27 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении; эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур. Общее и национально-специфическое в литературе. | Рассказывать основные факты жизненного и творческого пути В.А. Кобякова, Н.Г. Доможакова, М.Е. Кильчичакова, И.М. Костякова, К.Т. Нербышева и др. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Анализ и интерпретация произведения. Сопоставлять произведения родной и русской литературы на основе общности тематики, проблематики и жанра, выявлять национально обусловленные различия. Самостоятельно перевод ить фрагменты хакасского художественного текста на русский язык. | Составлять планы и писать отзывы о произведениях. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - определения своего круга чтения по родной литературе, выбора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; формирования культуры межнациональных отношений; - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). |
15 | Литература тюркоязычных народов России Творческие искания писателей (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар, Г. Косточаков и др.). Поиски нравственного идеала в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России. | 2 | Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в произведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Поиски нравственного идеала в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России. | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; | Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию |
16 | Развитие речи | 4 | Обобщение и систематизация полученных знаний; обучение анализу эпизода художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений. | Сообщения учащихся, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения | Уметь обобщать и систематизировать полученные знаний; анализировать эпизод художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений |
| 9 класс | | | | |
17 | Хакасская литература ХХ века В.А. Кобяков (2 ч.). Рассказ «Пасха юз! ацмары» (возможен выбор другого произведения). Основной конфликт произведения. Мастерство Кобякова-рассказчика. Н.Г. Доможаков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Поэма«Терпектер муне». Художественное мастерство поэта-лирика.Гуманизм произведения. Непреходящее значение созданныи Н. Доможаковым характеров. И.М. Костяков (6 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Роман «Чгбек хур». Война и любовь в жизни человека. Гу« манизм и патриотизм произведения. Смысл названия романа. Н.Е. Тшшков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Кун сузында» (в сокращении). Отражение реальной действительности. Гуманизм произведения. Художественное мастерство писателя. М. Туран (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Ирнby bстbнде изерл1г ат чызаан». Проблема нравственной ответственности в рассказе. Смысл названия про изведения. М.Н Чебодаев (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Крепин». Проблема любви и традиций. Своеобразие стиля и языка. Художественное мастерство автора. М.Р. Баинов (3 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Поэмы: «Тустарча чорых чоргеш», «Тан солбанында тогазыг» (возможен выбор других произведений). Философская лирика М.Р. Баинова. Образ лирического героя, Художественные достоинства поэм. А.А. Халларов (4 ч.).ьЖизнь и творчество (обзор). Повесть «Акай». Автобиографический характер повести Нравственная проблематика произведения. Художественное мастерство автора. В.Г. Майнашев (Зч.). Жизнь и творчество (обзор).ьСтихотворения: «Кумус кулбустер», «Минby хазьyым», «Тчемнby сарыны» и др.иНациональные истоки художественного мастерства поэта. " Отражение традиций русской лирической поэзии в творчестве В. Майнашева. | 30 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур. Общее и национально-специфическое в литературе. | Рассказывать оосновные факты жизненного и творческого пути В.А. Кобякова, Н.Г. Доможакова, М.Е. Кильчичакова, И.М. Костяком К.Т. Нербышева и др.; выделять и формулировать тему, идею, проблематику иэуч ного произведения; поим, мать чужую точку зрения и аргументированно отстани.т. свою; писать отзывы о произведениях, самостоятельно прочитНИ ных на родном и русском языках; изложения с элементами сочинения; самостоятельно переводить на русский язык фрагменты хм к.и ского художественного текста; использовать приобретенные знания и умения в практическим деятельности и повседневной жизни для: - определения своего круга чтения по родной литературе, выбора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; формирования культуры межнациональных отношений; - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). | Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; сопоставлять произведения родной и русской литературв близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия; выявлять авторскую позицию; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, |
18 | Литература тюркоязычных народов России Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в про-н сведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Творческие искания писателей (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар, Г Косточаков и др.). Поиски нравственного идеала в хакасской ш тературе и литературах тюркоязычных народов России. | 2 | Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в произведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Поиски нравственного идеала в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России. | Характеризовать героев; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;выявлять авторскую позицию | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; |
19 | Развитие речи | 2 | Обобщение и систематизация полученных знаний; обучение анализу эпизода художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений. | Сообщения учащихся, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения | Уметь работать с планом, анализировать эпизоды, конструировать начало и финал сочинения |
Дата | № урока | Тема | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности | Направления исследовательской, проектной деят |
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия |
| Литература как искусство слова (1 ч.) (1 четверть) | |
1нед | 1 | Художественная литература как вид искусства. Хакасский фольклор. | Художественная литература как вид искусства и одна из форм освоения мира. Литература и жизнь. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства. Литература и фольклор. | Л1., ЛР2., РР1 – РР5, ПР3 – ПР10, КР1 – КР14. | Ответы на вопросы | |
| Хакасский фольклор |
2 нед | 2 | Хакасский фольклор. Фольклорные жанры. | Мир фольклора. Устное народное творчество как составная часть общечеловеческой культуры. Фольклорные жанры. | РР1-РР5, ПР1-ПР10, КР1-КР15 | Ответить на вопросы | |
3 нед | 3 | Хакасские народные сказки. Волшебная «Палыхчы паза суғ эззⅰ» | Понятие сказки. Виды сказок. Фольклорная и литературная сказка. Художественный мир сказок «Палыхчы паза суг ээзи», «Пир Харызах | РР1-РР5, ПР1-ПР10, КР1-КР15 | Составление плана «Особенности волшебной сказки» | |
4 нед | 4 | Бытовая сказка «Чалӌы Торсых» «Iкiⅰ харындас» «Кeмӱс книга» | Художественный мир бытовых сказок. Чтение и анализ | РР1-РР5, ПР1-ПР10, КР1-КР15 | Конкурс на знание народной сказки | |
5нед | 5 | Сказки о животных «Пeдӱрчӱн паза тӱлгӱ» «Хозанах» | Образы животных в хакасских сказках и сказках других народов. | РР1-РР5, ПР1-ПР10, КР1-КР15 | Ответить на вопросы | |
| 6 | Хакасские народные загадки | Художественное своеобразие малых жанров. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики. | РР1-РР5, ПР1-ПР10, КР1-КР15 | Сообщения учащихся | |
6-7нед | 7 | Пословицы и поговорки Скороговорки Пословицы, поговорки, загадки из книги «Хыйға сос» | Художественное своеобразие малых жанров. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики. | РР1-РР5, ПР1-ПР10, КР1-КР15 | Сообщения учащихся | |
8нед | 8 | Р.р. Художественное своеобразие малых жанров Создание волшебной сказки | Сюжет, композиция сказки. | РР1-РР5, ПР1-ПР10, КР1-КР15 | Проект «Любимый фольклорный жанр» | |
9нед | 9 | Контрольная работа по теме «Хакасский фольклор» | Повторение и обобщение знаний учащихся, полученных по данному разделу. | РР1-РР5, ПР1-ПР10, КР1-КР15 | Письменный ответ на вопрос | |
2 четверть |
Хакасская литература |
10нед | 10 | Автобиографический характер повести В.А. Кобякова «Айдо». | Жизнь и творчество А.Кобякова. Автобиографический характер повести. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Ответы на вопросы | |
11нед | 11 | Изображение детского характера в повести В.А. Кобякова «Айдо». ( «Чазыда») | Жизнь и творчество А.Кобякова. Автобиографический характер повести. Изображение детского характера. Знакомство с содержанием гл. «Чазыда». Анализ главы. Выборочное чтение. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Ответы на вопросы | |
12нед | 12 | Повестьтⅰпрай хатиры, таллап хығырары, eзeрерi | Проверить знания учащихся, полученных при изучении повести. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | | |
13нед | 13 | Р.Р. Сочинение по повести Кобякова «Айдо» | Создание собственного текста | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Сочинение | |
14нед | 14 | Контрольная работа по повести Кобякова «Айдо» | Контроль знаний | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Контрольная работа | |
15нед | 15 | К. Нербышев «Кутнай тайым Агбанда» | Жизнь и творчество писателя. Нравственная проблематика, мир и природа в рассказах писателя. Характеристика образов главных героев. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Исследовательская работа | |
16нед | 16 | Контрольная работа за 1 полугодие | Контроль знаний | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Контрольная работа | |
3 четверть |
17нед | 17 | В. Майнашев «Чилбiген» | Жизнь и творчество писателя. Нравственная проблематика, мир и природа в рассказах писателя. Характеристика образов главных героев. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Пересказ по плану. | |
18нед | 18 | А. Султреков «Аба чeрек» | Жизнь и творчество писателя. Нравственная проблематика, мир и природа в рассказах писателя. Характеристика образов главных героев. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Письменный отв ет на вопрос | |
19нед | 19 | П.Т. Штыгашев «Теерке кнес» «Чабас суғ» Хакас чирiнiң пайы» | Жизнь и творчество П.Т.Штыгашева. Идейное и художественное содержание стихотворений. Изобразительно-выразительные средства поэтической речи. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Выр. чтение, выписать изобразительно-выразительные средства. | |
20нед | 20 | Человек и природа в творчестве И.Г. Котюшева (Мун хазын») | Жизнь и творчество. (обзор) Человек и природа в творчестве поэта.Нравственное изучение поэта. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Выр.чтение стихотворений | |
21нед | 21 | ИМ Костяков. «Аң чолларынча». Отражение народных традиций и охотничьих обычаев. «Агас пазында хоосха» («Харам апсах», «Хортых Хапчығас», «Чалғыс Содас»). | Жизнь и творчество. Рассказы из сборников «Ан чолларынча», «Минин нанчыларым». Идейное и художественное своеобразие рассказов. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Как относится автор к своим героям? | |
22нед | 22 | Литературная сказка М.Е. Кильчичакова «Сказка о хитрой лисе» | Жизнь и творчество М.Е.Кильчичакова. Знакомство с содержанием сказки. Отличие народных сказок от литературных. Сказка как выражение народной мудрости. Фольолорные основы сказки.Жанрово-поэтическое своеобразие. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Выразительное чтение Ответы на вопросы. | |
23нед | 23 | ТН Балтыжаков. «Микенен Поко» | Жизнь и творчество писателя. Мир детства и природы в рассказе. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Составить план | |
24нед | 24 | ГФТопанов. «Михайның eлeзⅰ» Нравственная проблематика и мир творчества в рассказах Г.Ф. Топанова «Михайның ⅰ» Образ дедушки Питры Образ мальчика Михая ГФТопанов «Азыранды» ГФТопанов «Асхан турна» | Жизнь и творчество писателя. Нравственная проблематика, мир и природа в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика. Основная тема и идея рассказов Топанова. Характеристика образов главных героев. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Пересказ по плану. Чем похожи судьбы Айдо и Михая? | |
25нед | 25 | Сочинение по произведениям Г.Ф. Топанова «Мой любимый герой» | Портреты героев как средство изображения их характеров. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Сочинение | |
4 четверть |
26нед | 26 | Я.А. Тиспереков «Торғайах». Мир человека и мир природы. | Жизнь и творчество писателя. Анализ и вырпазительное чтение стихотворения. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Анализ стихотворения | |
27нед | 27 | Н.Е. Тиников «Миша» (1, 2 части) | Знакомство с содержанием 1-2 глав повести. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Устный пересказ эпизода | |
28нед | 28 | НЕТиников «Миша» (3-4 ч.) Образ Миши Обобщающий урок. НЕ Тиников. Миша Р.р. Миша – герой своего времени | Художественные особенности повести. Портреты героев как средство изображения их характеров. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | | |
29нед | 29 | МНЧебодаев. Жизнь и творчество Традиции и современность в стихотворении «Хуртуйах тас» М.Н. Чебодаева. «Хуртуйах тас» | Жизнь и творчество. Традиции и современность в стихотворении. Своеобразие авторской позиции. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | | |
30нед | 30 | Связь человека и природы в рассказе Г.Казачиновой «Кичеегⅰ чузе наңмыр» | Связь человека и природы в рассказе. Близкие типы характеров в русской литературе | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Ответить на вопрос: какие лекарственные травы вы знаете? | |
31нед | 31 | С.Е.Карачаков «Торымас» Связь человека и природы. Р.Р. Описание природы в рассказе | Жизнь и творчество писателя. Связь человека и природы. Народные обычаи в рассказе. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Ответить на вопрос: какие обычаи народа вы знаете? | |
32н | 32 | И.П.Топоев «Орт». Поиск героя нового типа | Жизнь и творчество. Поиск героя нового типа. Нравственное звучание произведения. | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | | |
33нед | 33 | Итоговая контрольная работа | Контроль знаний | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | Выполнить контрольную работу | |
34нед | 34 | Литературная игра | Обобщение и систематизация знаний по хакасской литературе за 5 кл | РР1 – РР5, ПР1 – ПР10, КР1 – КР5, КР7-КР15 | | |
Результаты изучения предмета «Хакасская литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствуют стандарту. Рубрика «знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися, рубрика «уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой, в рубрике «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решения разнообразных жизненных задач.